ПРОМО
Дед Мороз передал бесплатную кредитку

«Здесь много случайных людей»: как я пять лет работал в сервисе по ремонту автомобилей

И что узнал за это время

«Здесь много случайных людей»: как я пять лет работал в сервисе по ремонту автомобилей

Этот текст написал читатель в Сообществе Т—Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.

В 1999 году я поступал в техникум и выбирал одну из возможных будущих специальностей.

Выбор стоял между ремонтом радиоэлектроники и ремонтом автотранспорта. Моя мама очень хотела, чтобы я остановился на втором варианте: по ее мнению, авторемонтники всегда были в цене и при деньгах. Но в 15 лет мне больше нравилось паять проводки за столом, чем крутить гайки в яме, и потому после девятого класса я пошел учиться на радиотехника.

Нас учили разводке печатных плат, электротехнике, ремонту радиотехнической аппаратуры и телевизоров «Изумруд 3УСЦТ», которые я периодически видел на помойках, когда шел из техникума. Спустя 13 лет выяснилось, что я все же сделал правильный выбор, так как в сфере авторемонта профильное образование — это далеко не самый важный пункт. Я работал в автомастерских 5 лет, но, несмотря на любовь к делу, все же решил уйти.

Как я полюбил ремонт автомобилей

Работать я начал еще в 13 лет — подметал улицу. С тех пор сменил много разных занятий, но по большей части это была работа руками. Я штукатурил, выпекал хлеб, крутил подвесные потолки, прибивал провода гвоздями к потолку и все такое. После техникума я работал электромонтажником на разных стройках, а потом меня призвали служить на 2 года.

В армии я научился массе всего интересного и полюбил писать письма. Это превратилось в увлечение, и после демобилизации я поступил на отделение журналистики филологического факультета, где заочно проучился 5 лет. Однако журналиста из меня, к большому счастью, не вышло. Не мое. Хотя писать я не перестал.

В конце нулевых у меня появились водительские права и первая машина, которая через некоторое время сломалась. Я обратился на СТО, с меня взяли много денег, но ничего не отремонтировали. Я пошел в другое место, и ситуация повторилась, да еще и с неприятными последствиями: на зимней дороге у машины заклинило ступичный подшипник, а вместе с ним и правое переднее колесо.

Чудом избежав ДТП, я понял, что в обслуживании моего автомобиля надо что-то менять.

Так я купил первый набор инструментов и пару книжек по ремонту автомобилей. Одной из них была книга «Ремонт автомобиля для чайников» за авторством Дианы Скляр. Это очень классная и предельно понятная книга, в начале нулевых по этой теме не было написано ничего лучше — спасибо Диане Скляр.

Потом появилась другая машина, появились такие же друзья-автомобилисты, вечера в гаражах, первая замена двигателя, первая «капиталка» другого двигателя и прочее. Получалось не все и не сразу, но неквалифицированный ремонт своими силами обходился куда дешевле, чем такой же или даже хуже на стороне.

За 4 года я набрался опыта и внезапно осознал, что мне нравится ремонтировать машины. В тот момент я работал монтажником, лазил по чердакам и крышам с бухтой кабеля в руках. Начальник угорел по саентологии, дела в фирме пошли плохо, и я уволился. В поисках новой работы решил попробовать себя в ремонте автомобилей за деньги. Я помнил, как чинили мою машину, и решил, что точно смогу делать это лучше.

Что требуется от сотрудника сервиса по ремонту автомобилей

Я пришел строить карьеру автослесаря с багажом в виде вынужденного ремонта нескольких собственных машин и прочитанной книжки. Но главное — я обожал машины, работа с ними приводила меня в восторг. Всего этого оказалось вполне достаточно, чтобы меня приняли.

Когда я пришел на собеседование, меня первым делом попросили поднять правую руку, так как авторемонтники не всегда различают право и лево, а в автосервисе это один из ключевых навыков. У каждой машины есть передняя, задняя, правая и левая стороны, и если с передом и задом особых вопросов не возникает, то с правой и левой сторонами бывает всякое.

Во вторую очередь на подобных собеседованиях спрашивают об отношениях с различными вредными привычками, такими как употребление табака, алкоголя и наркотических веществ. Курить на работе обычно разрешают, а за все остальное ругают. Один мой коллега закрылся в туалете, укололся какой-то гадостью и чуть не умер. После этого его уволили, а он так и не вернул мне 300 Р, которые занимал на что-то неотложное. В автосервисе никому нельзя давать деньги в долг.

Третьим пунктом идут вопросы о трудовой дисциплине. Желательно, чтобы сотрудник автосервиса приезжал на работу раньше первых клиентов и уходил позже последних.

Как я уже писал, образование не является главным критерием при трудоустройстве. В автосервисе я встречал работников самых разных специальностей: повара, помощника машиниста, менеджера по туризму, учителя русского языка и литературы, геодезиста и многих других. По моим наблюдениям, в сфере автомобильного ремонта очень много случайных людей.

Главное, что интересует нанимателя, — опыт работы.

Поэтому, если у вас есть определенные навыки, найти работу в автосервисе очень просто. Нужно составить резюме и написать, грубо говоря, что вы не пьете, не употребляете ничего запрещенного, не опаздываете и не имеете прочих пагубных привычек. А еще отличаете стойку стабилизатора от стойки амортизатора. После публикации резюме вас завалят предложениями.

Я не ищу работу уже несколько лет, но все равно иногда кто-нибудь находит мое резюме столетней давности и звонит с предложением. В отрасли кадровый голод. У нас в городе даже висят билборды с обещанием зарплаты в 90 000 Р. Привирают, конечно, но для Новосибирска 90 000 Р — это очень хорошее обещание.

Какие бывают автосервисы

Из 5 лет, которые я посвятил авторемонту, я отработал 3,5 года в сетевых автосервисах и 1,5 года — в специализированных. Здесь можно провести аналогию с общепитом, где в качестве сетевых автосервисов будет «Макдональдс», а в качестве спецов — ресторан чешской кухни.

В сетевые автосервисы берут работать всех подряд, а клиентам оказывают самые тривиальные услуги, такие как замена масел, антифриза, тормозных колодок, ремней, лампочек, свечей, фильтров и прочих расходников. Они готовы ремонтировать любые автомобили — от Жигулей до Мерседеса, — держат полторы-две смены народа и работают чаще посменно и без выходных.

Специализированные сервисы, как правило, фокусируются на одной услуге вроде капитального ремонта двигателей и\или трансмиссий. Либо ремонтируют машины определенной марки. Такие сервисы могут позволить себе постоянный штат сотрудников и шестидневную рабочую неделю. А то и пятидневную.

Обратиться в сетевой автосервис за сложным и дорогостоящим ремонтом — это примерно как заказать в «Макдональдсе» вепрево колено. Они, может, и рады были бы вам его приготовить, только специалистов, ингредиентов и рецепта у них нет. В обратную сторону это тоже работает, и хороший моторист, скорее всего, предпочтет замене тормозных колодок пару часов крепкого сна.

Но этими категориями сервисы не ограничиваются. Еще есть сфера кузовного ремонта, которая стоит особняком. Кузовщина — это такое государство в государстве автомастерских. То же самое относится и к автоэлектрикам, которые сродни хирургам из мира платной медицины. Кроме того, бывают и различные гаражи, которые в складчину арендуют молодые ребята и ковыряются там в свое удовольствие. О таких говорят: «Съездить к кентам».

По какому графику работают в автомастерских

Обычно клиенты автомастерских работают стандартную пятидневку, а машинами решают заняться к выходным. Поэтому в автосервисах больше всего работы по пятницам, субботам и воскресеньям. В понедельник до обеда мастера доделывают воскресные машины, а потом убираются, ищут потерянный инструмент и играют в карты. Со вторника по четверг клиентов обычно немного. В эти дни работается лучше всего, так как никто не торопит и не отвлекает.

Большую часть своей карьеры я трудился 12 часов в день по графику 4/2, где 2 — это выходные. Несколько раз на работе приходилось оставаться до поздней ночи. На то бывали разные причины, чаще всего — организационного характера.

Поставят, например, машину на замену амортизаторов, чтобы разбирать и снимать старые, пока со склада везут новые. В итоге привозят, а они не подходят. Тогда начинаются поиски амортизаторов «по образцу». Таким образом, на подъемнике весь день висит машина, которая тормозит очередь из других автомобилей. И все нужно успеть отремонтировать к завтрашнему утру, так как клиент собирается куда-то ехать и у него нет времени ждать, пока мы тут наиграемся в подбор запчастей. Бывает и так, что снабженец уезжает за запчастями и привозит их только к вечеру, а машину надо отдать владельцу уже утром.

В ситуации посменной работы по графику каждый старается закончить дела так, чтобы не доделывать их в свой выходной. Но иногда за день до отдыха могут подбросить работы нормо-часов на 30, которую за один вечер просто не сделать. Вот и приходится ночевать.

Как оплачивают работу

Во всех автосервисах, где я работал, официальное трудоустройство не приветствовалось. Немногочисленным официально устроенным сотрудникам платят черно-белую зарплату. Белая часть — это МРОТ на карточку, а черная формируется из выработки за вычетом МРОТ и налоговой нагрузки работодателя. Официально трудоустроенный автослесарь при одинаковой выработке получает меньше своего коллеги, который работает неофициально. В конце месяца на станции подсчитывают все наработанное, а еще через пару недель выдают зарплату. Две недели между этими событиями выжидают с расчетом на удержание людей.

В сфере авторемонта, особенно в сетевых мастерских, большая текучка и некому работать. За год коллектив может смениться два раза, и управляющие предпочитают не переводить бумагу почем зря. Поэтому, если человек вдруг захочет уволиться, он сообщит об этом только после того, как получит зарплату. К тому времени он отработает уже половину следующего месяца. С зарплатой, кстати, часто кидают, придумывая какие-то формальные поводы, и увольняющийся прекрасно понимает, что денег за две отработанные недели ему не видать. И тогда он решает остаться еще на месяц, а потом все повторяется.

Заработная плата, как правило, сдельная. Выработку измеряют в нормо-часах, у каждого сотрудника есть своя ставка за эту единицу. Например, поменять масло — это 0,4 нормо-часа при ставке 300 Р. То есть 0,4 умножаем на 300 Р — вот заработанные кровные. Автослесарь средней руки делает в месяц 120—150 нормо-часов. Обычно работники стараются не рвать пуп в погоне за выработкой, так как это часто приводит к понижению ставки. По моему опыту, в автосервисах не любят платить большие зарплаты.

У меня нет актуальных данных, но до пандемии начинающий слесарь мог рассчитывать на 30 000—35 000 Р в месяц при 240—260 часах работы.

Кто идет работать в автосервис

Работа в сфере авторемонта — это постоянный поиск компромисса между совестью и планом продаж запчастей и услуг. С точки зрения начальства, идеальный сервисмен должен уметь отключать совесть при работе с клиентом. А при работе с начальством — включать обратно. Такие сотрудники — очень большая редкость, и потому те, кто приносит в контору много клиентских денег, часто уносят в своих карманах часть конторских. Таких выгоняют за воровство.

Функционеры авторемонтных предприятий преследуют разные цели, которые могут не иметь ничего общего с ремонтом клиентского автомобиля. Лучше всего такую ситуацию иллюстрирует басня Крылова про лебедя, рака и щуку, где лебедь — это управляющий, щука — менеджер, а рак — автослесарь. И все они пытаются стронуть с места клиентский автомобиль, который отчего-то не едет.

Как я уже говорил, в этой сфере много случайных людей. Часто они видят мир через призму своего бэкграунда, который может не иметь ничего общего с авторемонтом и процессами его организации.

Очень странно, но такие люди обычно задерживаются надолго.

Например, бывшие военные или какие-нибудь полицейские на руководящих должностях. Им может быть безразлично качество ремонта клиентского автомобиля, но при этом такие начальники могут устроить скандал из-за того, что в тумбе с инструментом гаечные ключи лежат не так, как бы того хотелось проверяющему лицу.

Или, например, эффективные менеджеры со своими делегированиями и правилами трех гвоздей. Лопнет у слесаря головка на 21, без которой колесо не открутить, и он идет к эффективному менеджеру клянчить новую. Вместо того чтобы достать необходимый инструмент, менеджер мысленно вешает задачу на первый гвоздь. Чуть позже слесарь приходит еще раз, мол, где головка-то, как работать? Менеджер вешает задачу на второй гвоздь: его же так научили. А слесарь понимает, что на обеспечение условий его работы всем плевать, и больше ничего не просит. Вместо этого он начинает ровно так же наплевательски относиться к своей работе.

Кого-то в ремонт приводит неофициальное трудоустройство и возможность уклоняться от алиментов и прочих исполнительных листов. Кого-то зовут друзья — сперва на подхват, а потом уже берут работать наравне со всеми. Бывают случаи, когда парень трудится в такси, разбивает машину по своей вине и таким образом попадает на деньги. Если на такого водителя нельзя оформить кредит или еще как-то взыскать с него ущерб, то его загоняют в яму ремонтной зоны таксопарка менять масло и тормозные колодки. Человек втягивается, через несколько месяцев вылезает из этой ямы с какой-никакой квалификацией и идет работать слесарем на станцию, где его бэкграунд никому не известен.

Итоги и планы

Автосервис — хорошая школа жизни, которую нужно оканчивать в молодом возрасте и не оставаться на второй год. Если у вас есть совесть и семья, то в этой сфере вы не заработаете больше средней зарплаты по региону. А если при виде открытого капота у вас чешутся руки, то лучше купите Ладу, снимите капитальный гараж и развлекайтесь в свое удовольствие.

Я ушел из сферы авторемонта еще в 2017 году. Сейчас работаю лаборантом в институте ядерной физики. Наша лаборатория проводит эксперименты по бор-нейтронозахватной терапии злокачественных опухолей. Метод основан на реакции нейтрона с ядром атома бора, в ходе которой выделяется большое количество энергии в радиусе, сопоставимом с размером клетки млекопитающего. Моя часть работы заключается в обслуживании и ремонте источника нейтронов, выполненном на базе протонного ускорителя тандемного типа с литиевой нейтроногенерирующей мишенью, а также в участии в физических экспериментах. Об этом можно написать отдельную статью. В общем, теперь я кручу гайки на научной установке.

Раньше я писал рассказы, издавал их и продавал книжки, рассылая почтой по стране. А в 2020 году я прошел отборочный конкурс на фабрику нарративного театра «Дисциплина». Полгода мы изучали драматургию и принципы построения сюжета. Итогом моих занятий стала пьеса, которую прочитали со сцены. Внезапно она вошла в сборник лучших пьес по версии Союза театральных деятелей РФ. Мне все это очень понравилось, и сейчас мне интересна драматургия.

Мои планы больше похожи на мечты: я хочу писать сценарии и пьесы. Будет круто, если получится сделать это источником дохода. Но, как вы понимаете, все это никак не связано с авторемонтом, и я надеюсь, что мне больше не придется работать в автосервисе.

Но от таких вещей не зарекаются, жизнь — непредсказуемая штука.

Редакция
Редакция
Тоже занимались ремонтом автомобилей? Расскажите, как все организовали:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Том Бомбадил

Отличная история, спасибо!

И лишнее подтверждение того что после школы, когда выбираешь профессию, не ЕГЭ нужно, а профориентация)

36
north

прочёл один рассказ про автослесаря Пашу и вспомнил себя в 2005 году, после школы в 2000 году пошёл в ПТУ 31 новый Уренгой на автомеханика,в 2003 закончил с дипломом по моторному делу и в2005 году пришёл в наш родной мупат,взяли меня почти учеником, делал всё,от чистки ворот, траншей,ям,рмм,до ремонта ходовой автобусов-пока подъёмник опускается,выматывался до чёрных соплей и уезжал на последнем автобусе почти всегда, потом один пожилой слесарь сказал что и второго разряда бы не дал,на мой вопрос чем отличаются сухие гильзы от мокрых,он ответил что он не моторист,и тут меня заклинило,я молча переоделся и ушёл домой, потом пришёл за трудовой и пошёл в ПТУ 31 на вечерние курсы сантехника,коим и являюсь по сей день, всё оказалось враньём,стране нужны не специалисты со знаниями,а безмозглые рабы без права голоса,это моё субъективное мнение как это сейчас модно говорить.

16
Лана Счастливая

О, почти моя история)
Тоже в свое время пришла в автосервис от большой любви к машинам, а ушла устав от всего сопутствующего описанного автором + потери некотрой части здоровья. Правда я была тем самым "платным хирургом")) Довелось поработать как в мелких простых сервисах, так и у дилера, но в основном работала на ТК со своим автопарком, это в чем то проще, ты знаешь все машины, знаешь что у какой имеет привычку " болеть", проще прогнозировать что из запчастей потребуется, минусы - как правило это оклад и не самый большой. На дилере работала по сделке, там и задачи поразнообразнее и поинтереснее, но... В мертвые сезоны денег почти не получаешь.
Как ни странно этот опыт мне сильно помог при переходе в IT, знание о том как работает траспорт оказалось весьма востребованным

10
Олег Фадеев

Ждем статью "Как я N лет отработал лаборантом в институте ядерной физики"

10
Алексей Понедельченко

Олег, я как раз подумываю о таком тексте, но в настоящем времени :)

7
Constantin Mekhnin

Отлично написанная статья. Про лебедя, рака и щуку - вообще феерия! Я уверен, Вы добьетесь успеха на литературной ниве! Спасибо. :)

8
Андрей Качусов

В основном владельцами являются,бывшие припартейные красавцы.Отсюда нездоровая атмосфера.Мастера на обучение молодых нет. ..Хозяин.. просто вычитает с бедолаги за сломанное.Не сервис плохой,владелец говно.Мастера, владельца мастерской,с огнем не найдешь.Сейчас он работает в серую,чаще один.В теме 13 лет и в гадюшник с дядей на понтах не ногой.Дармовщина.Перспектив для молодежи там никаких.

7
Аптечко
Отредактировано

Андрей, бывают и исключения: знаю в одном городке в Смоленской губернии автосервис. Сколько владею авто (12 лет), столько в том сервисе вижу одних и тех же людей - и девочки, которые заказывают запчасти и записывают на ремонт, и автослесари. За эти годы сервис расширился на несколько подъемников, построили столовую для сотрудников. А в отпуск уходят почти всем сервисом, как правило.

0
Алекс Тютнев
Отредактировано

Да, к сожалению в сфере услуг по ремонту авто у нас в стране - бардак. Знаю частично эту кухню, т.к. родной дед до середины 00-ых крутил гайки в нескольких автосервисах. Был отличный автосервис, но помирать он начал в тот момент, как подписал контракт на обслуживание таксопарка "Такси-соната", как итог - растерял всех клиентов и закрылся с долгами, т.к. старые клиенты приезжают - а все подъёмники заняты такси, приезжают снова через неделю - та же ситуация, такси исправно поставляло работу, но приносило мало денег, все хорошие мастера рассосались и на этом сервис прикрылся, в прочем, к деду до сих пор, спустя 15 лет лет после увольнения, продолжают приезжать старые клиенты на регулировку клапанов, ибо так как он делал - никто сейчас в Самаре не делает.

7
Андрей Куприянов

Воодушевляющая концовка!

6
Максим Хайцен

И хотя я по средне-специальному образованию автомеханик, работы в автомастерской мне хватило меньше, чем на неделю. Мало того, что менять колеса под пасмурным ноябрьским небом, так и разговор шел о том, что я сам должен себе клиентов набивать постоянным, чтобы что-то зарабатывать. Поэтому я плюнул на эту недоработу и пошел дисками торговать - по крайней мере в тепле.

6
Алексей Ф.

В этой сфере (кстати, как и во многих), очень низкий средний уровень профессионализма. Поэтому я всегда доволен: пока на свете так много рукожопов, у меня всегда будет работа.
На самом деле это просто срез общества. И происходящее в сфере авторемонта ничем не отличается от других сфер - да в той же банковской, как мне рассказывали, всё примерно так же. Жена работает в головном офисе компании из топа, рассказывает дикие вещи. Не уверен в диагнозе, но, кажется, с менталитетом у нас проблемы.

6
Павел Басистов

Алексей, что ремонт авто, что стройка - часто это те сферы куда прямо жизнь выжимает самых тупых и безруких людей.

0
Алекс Тютнев

Павел, насчёт "выжимает тупых и безруких людей" - некоторые думают что ремонт авто это просто и чуть что - можно пойти крутить гайки, отсюда так много рукожопов на СТО.

2
Павел Басистов

Я кстати раньше не верил, что может лопнуть головка. Нов от в одном сервисе какой-то надмозг затянул мне колесную гайку гайковертом, и какой там момент стоял я не знаю. Но сломал головку и погнул трубу пока колесо отвернул.

4
Геннадий Ладырда

Павел, постоянно лопаются головки, если использовать их неправильно. Есть ударные головки для пневмы, есть ручные головки. Если одно вместо другого, то долго не живет.
Ну и трубу никто не отменял. Я порвал головку на 24 при откручивании гаек маховика на ЯМЗ-238. Из хорошего, кстати, набора была.

6
Александр Кочетков

Геннадий, всё бывает...

Изображение пользователя Александр Кочетков
2
Павел Басистов

Александр,

Изображение пользователя Павел Басистов
1
Александр Никольский

Впечатляющая история. И внезапный конец. А к автосервисам больше подозрений...

2
Анатолий Басурманов

Вот какой сфере нужна цифровизация

0
Алексей Понедельченко

Азат, боюсь, цифровизация только добьет эту сферу)

0
Руслан

Алексей, посмотрите на современные компании по ремонту. ( Вы удивитесь ) они все уже в цифровом веке. Вы систему ABS уже по старинке без компьютера не прокачаете. В статье описаны обычные автосервисы старой закалки.

0
Алексей Понедельченко

Руслан, покажите мне современные компании по ремонту в России? Процентов 60 моего текста написана на опыте работы в сети, которая считает себя самой, что ни на есть, современной.
Там есть автоматизация работы с клиентами, работа с ОС и тд, но когда клиент приезжает на Ауди менять колодки, то управляющий станции требует от слесаря разжимать суппорт монтажкой под соусом того, что слесарь должен уметь и без компьютера справляться.
Вся автоматизация, о которой так любят говорить, просто поставит конечных исполнителей в невыносимые условия работы. Нельзя жить в цифровом веке с примитивными орудиями труда и сознанием торгаша на барахолке.

0
Аптечко

Алексей, это был сарказм =))

0
бахтиер салиев

только начинаю что скажете

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество

Популярное за неделю