Как мошенники предлагают продлить договор с мобильным оператором
Распространенность: телефон или мессенджер
Риск: 💰💰💰💰
Если вам звонят от имени мобильного оператора, чтобы продлить действие симкарты, — скорее всего, это мошенники.
Звонящий утверждает, что вот буквально завтра заканчивается ваш контракт на мобильную связь. Если его не продлить, вы не сможете звонить, отправлять смс и пользоваться мобильным интернетом. Номер у вас отберут и передадут другому человеку.
Вот что вы узнаете
Как работает схема
Мошенник говорит, что и рад бы автоматически продлить договор, но по новому закону он обязан подтверждать паспортные данные абонентов. В офис приезжать не обязательно: все можно сделать через госуслуги. Достаточно продиктовать код из смс.
Конечно, коды из смс никогда и никому говорить нельзя, и многие это знают. Если отказаться, мошенник не будет упорствовать и повесит трубку: его ждет следующий из списка обзвона. Но если почувствует ваши сомнения, постарается дожать: мол, речь о деньгах не идет и вы ничем не рискуете. Вам же хотят сэкономить время.
Если позволить себя уговорить и сказать код, произойдет неожиданное. Мошенник закричит: «Ха-ха, мы увели ваш аккаунт госуслуг!» — и бросит трубку. Может показаться, что в этом и была его цель и теперь придется разгребать кредиты, взятые на ваше имя. Но цель афериста гораздо серьезнее, и взлом госуслуг — только начало схемы. В конце вы отдадите мошеннику все свои деньги.
Опасность схемы в том, что у вас будет мало шансов избежать развода после того, как сообщите код. Поэтому не поленюсь повторить: даже если ситуация кажется безобидной, никогда и никому не говорите коды из смс.
Может ли оператор расторгнуть договор или попросить подтвердить паспортные данные
Если коротко — да, может. Но нужны паспортные данные не прямо завтра, как говорят мошенники.
Операторы обязаны выяснять, кто на самом деле пользуется номером телефона: абонент, который заключил договор, или другой человек. Это требование ФЗ «О связи» и постановления правительства «О порядке оказания услуг телефонной связи».
Операторы периодически проверяют данные — например, автоматически оценивают, действителен ли российский паспорт и сколько он еще действует. Если с документом все в порядке, абонент даже не узнает о проверке.
Если проверка обнаружит, что информация изменилась, оператор запросит ФИО, дату рождения, а также серию, номер и дату выдачи паспорта. Требовать от абонента другие данные незаконно.
Если абонент не предоставит информацию в течение 15 дней, оператор вправе отключить связь — но не расторгнуть договор, как пугают мошенники. Это случится, только если игнорировать запрос еще полгода. Номер в этом случае передадут другому человеку.
Но при этом оператор не вправе требовать подтвердить данные именно через госуслуги. Абонент может выбрать любой способ — например, прийти в салон связи с паспортом и попросить сотрудников верифицировать информацию. Подробнее о способах верификации мы писали в отдельной статье.
Зачем мошенники признаются, что обманули
Вернемся к разводу. Итак, мошенники сразу сообщают человеку, что взломали его госуслуги. Выглядит диковато: ведь чем позже жертва узнает, что ее обманули, тем больше времени у афериста воспользоваться плодами своей деятельности. А так он даже не успеет оформить кредит: пострадавший сразу поднимет тревогу, а то и сможет перехватить контроль над аккаунтом.
На то и расчет. Человек сразу пытается зайти на госуслуги, пароль не подходит, он пробует восстановить доступ — и сайт задает ему контрольный вопрос. Здесь жертву ждет новая ловушка, заметить которую почти невозможно, если не знать обо всей схеме заранее.
Вместо контрольного вопроса будет написано что-то вроде «Ваша учетная запись заблокирована из-за подозрений на мошенничество. Срочно позвоните по такому-то номеру».
Главный подвох в том, что сообщение действительно показывается на официальном сайте госуслуг. Не каждый заметит надпись «Контрольный вопрос» и поле для ввода с серенькой подписью «Ответ». А если и заметит, подумает, что так сделали специально — для редких ситуаций, когда аккаунт крадет мошенник. А то и похвалит: сумели все оперативно отследить и заморозить.
На самом деле это сообщение и есть контрольный вопрос. С помощью кода из смс мошенник получил доступ к госуслугам и поменял пароль, а вместо контрольного вопроса подставил текст с номером телефона. В такой ситуации совершенно естественно решить, что это номер технической поддержки, — и позвонить. После этого начнется новый этап схемы.
Что будет, если позвонить по номеру из контрольного вопроса
Начнется классический развод из серии «вас беспокоит служба безопасности». Но благодаря предварительному этапу изменилось два момента: позвонили вы сами, а номер телефона — не случайный, а с официального сайта госуслуг. Поэтому вы точно выслушаете все, что вам скажут.
«Специалист» сообщит, что в вашем аккаунте на госуслугах зафиксировали подозрительную активность, поэтому его заблокировали, чтобы преступники не могли взять кредит на ваше имя. У вас спросят, не звонили ли недавно мошенники с просьбой продиктовать код из смс. В ответ на вашу историю человек поцокает языком: «Ну что же вы, код из смс никому говорить нельзя. Вот вас и взломали».
Вас предупредят: раз мошенники получили доступ к госуслугам, они наверняка уже украли персональные данные. С их помощью можно попасть в личный кабинет интернет-банка и украсть все деньги. И даже оформить кредиты — и тоже украсть.
В этот момент у человека обычно начинается паника. Но его успокаивают: мол, не переживайте, мы обязательно защитим ваши деньги. Но для этого их нужно срочно снять в банкомате и положить на специальный защищенный счет. Сразу после этого мы доступ к госуслугам восстановят, данные изменят — и мошенники не смогут вас обокрасть.
Мы уже много раз писали про схему с «защищенным счетом». Разумеется, деньги попадут на счет мошенников и вернуть их уже не получится.
Что выдает обман
Мошенники стараются как можно быстрее вывести человека из равновесия: говорят быстро и напористо, пугают отключением мобильной связи, обещают запросто решить все проблемы. А чего стоит спектакль с госуслугами! От такого спасает только тренировка и изучение актуальных схем.
Если почувствовали, что на вас давят, срочно берите паузу. Скажите «минутку, надо открыть дверь», положите телефон на стол и отойдите от него на пару шагов. Если вам попытаются помешать — не слушайте. Нужна буквально минута, чтобы сделать пару глубоких вдохов, выпить стакан воды и включить мозг. Подробнее об этом приеме мы рассказали в первом уроке курса «Как защититься от мошенников».
После этого на любом этапе схемы станут видны красные флаги.
🚩 У вас просят код из смс. Не устанем повторять: передавать его нельзя даже другу-свату-брату или начальнику на работе. Даже если вам говорят, что это просто чтобы не приезжать в офис для продления договора.
🚩 Угрожают завтра же расторгнуть договор. Настоящий мобильный оператор не станет этого делать, даже если отключит связь из-за неуплаты. Только если не платить больше полугода.
🚩 Сообщение вместо контрольного вопроса на госуслугах. Если присмотреться к странице, можно заметить, что это обычная форма контрольного вопроса с ответом для восстановления доступа. Никто не будет использовать ее для того, чтобы что-то сообщить пользователю.
🚩 Предлагают снять деньги в банкомате и положить их на «защищенный счет» в Центробанке. Таких счетов не существует ни в ЦБ, ни в других организациях. Кроме того, если вас убеждают снять наличные в банкомате для пополнения другого счета, это всегда мошенники. То, что в этой схеме вы сами им звоните, ничего не меняет.
Что делать, если потеряли доступ к госуслугам
Если аферисты изменили пароль и контрольный вопрос от госуслуг, восстановить доступ самостоятельно не получится — придется обращаться в МФЦ.
Но сначала стоит попробовать дозвониться в службу поддержки госуслуг. Опишите свою ситуацию — возможно, вам помогут снизить потенциальные риски от кражи учетной записи. Например, и правда заморозят ее, пока вы не восстановите доступ.
Если сталкивались с мошенниками, поделитесь опытом, чтобы защитить других читателей