ПРОМО
Кредит на авто по ставке от 4,9%
Получить

МТС запрашивает личные данные. Это законно?

Зашла проверить баланс на сайт МТС и увидела красную плашку о том, что нужно подтвердить личные данные через госуслуги, иначе отключат от связи. Когда и почему, не сказано. Еще просят предоставить ИНН и домашний адрес.

Вопрос: насколько вообще это законно и в рамках договора? Эти данные потом передадут спецслужбам, чтобы они могли прослушивать мои звонки?

Вот такое сообщение отображается у меня в приложении «Мой МТС»
Вот такое сообщение отображается у меня в приложении «Мой МТС»

МТС, как и любой другой оператор связи, обязан проверять персональные данные клиентов. Но не любые.

Кроме того, вас не должны принуждать использовать какой-то конкретный способ верификации.

Зачем оператору связи нужны ваши персональные данные

Операторы обязаны выяснять, кто на самом деле пользуется номером телефона: абонент, который заключил договор, или какой-то другой человек. Это требование федерального закона «О связи» и постановления правительства «О порядке оказания услуг телефонной связи».

У отсутствия анонимности есть положительные стороны. До 2018 года симкарты можно было купить с рук на улице. Их оформляли на случайных людей, и это мешало вести расследования против мошенников. Скажем, выходит следствие на владельца номеров, с которых недавно звонила «служба безопасности банка», и выясняет, что человек уже несколько лет как умер. Следствие буксует, мошенники остаются безнаказанными.

С 2018 года операторов связи обязали проверять паспортные данные абонентов, и оформить симкарту на подставного человека стало сложнее. Если абонент отказывается пройти проверку или его данные не совпадают с реальными, оператор отключает связь.

Сложно сказать, насколько эти меры осложнили жизнь аферистам. По данным ЦБ РФ, телефонные мошенники набирают обороты: в 2022 году из-за них потеряли деньги 20% опрошенных, хотя двумя годами ранее — всего 12%. Но кто знает, вдруг без правил о проверке данных пострадавших было бы еще больше.

При этом Роскомнадзор стал активнее наказывать операторов за то, что их сотрудники оформляют симкарты на чужие паспорта или недостаточно тщательно проверяют данные.

Например, в 2021 году кто-то оформил на гражданку И. три симкарты «Мегафона». Женщина подала заявление в Роскомнадзор, там разобрались и оштрафовали АО «Мегафон Ритейл» на 195 000 Р — за то, что он не проверил, с кем на самом деле заключает договор.

Оператор пытался обжаловать штраф, но суды поддержали Роскомнадзор. Правда, компании удалось избежать штрафа, так как за то время, пока шли суды, истек срок привлечения к административной ответственности.

Какие данные нужны оператору связи

Чтобы заключить договор, оператору нужны ФИО клиента, дата рождения, реквизиты паспорта и информация о месте жительства. Купить симкарту, сменить имя и законно радоваться анонимности не получится: клиент обязан в течение 60 дней со дня изменения фамилии, имени, отчества и места жительства сообщить об этом оператору.

Операторы и сами время от времени проверяют данные. Например, проводят автоматическую проверку действительности российских паспортов или срока их действия. Если проверка прошла успешно, абонент об этом даже не узнает. Если обнаружит, что данные абонента изменились, оператор запросит ФИО, дату рождения, а также серию, номер и дату выдачи паспорта. Требовать от абонента другие данные незаконно.

Если не предоставить информацию в течение 15 дней, оператор вправе отключить связь. Если игнорировать запрос еще полгода, он расторгнет договор и передаст номер новому абоненту.

Вы пишете, что помимо прочего МТС запросил у вас ИНН и СНИЛС. Я затрудняюсь ответить, зачем им эти данные. Могу предположить, что они хотят их как-то использовать в своей экосистеме. Но требовать их оператор точно не имеет права.

Посмотрите на форму для заполнения данных еще раз: возможно, поля с ИНН и СНИЛС помечены как необязательные для заполнения. Я проверила свой профиль на сайте МТС: у меня эти данные не заполнены, вводить их никто не требует.

Законно ли требовать подтвердить данные именно через госуслуги

Вы сами решаете, как подтвердить личность. Госуслуги — только один из способов, и оператор связи не может заставить вас выбрать какой-то конкретный. Хотите — можете прийти с паспортом в салон связи. Подробнее о способах верификации мы писали в отдельной статье.

Но у этого правила есть одно исключение: если запрос на проверку данных поступил от оперативно-розыскных органов, оператор связи уточняет, каким именно способом абонент должен подтвердить свою личность.

Скажем, мошенники получили доступ к номеру гражданина Иванова и начали звонить всем подряд от его имени. Об этом узнали оперативники и сделали запрос оператору: пользуется ли номером Иванов или за него это делает кто-то другой? Тогда оператор потребует от Иванова подтвердить данные каким-то конкретным способом, например прийти в салон связи.

В моем личном кабинете на сайте МТС есть два варианта, как я могу подтвердить данные: через госуслуги или по фото с паспортом. Проверьте, возможно, эти опции есть и у вас
В моем личном кабинете на сайте МТС есть два варианта, как я могу подтвердить данные: через госуслуги или по фото с паспортом. Проверьте, возможно, эти опции есть и у вас
В справке МТС пишет, что нужно подтвердить только ФИО и реквизиты паспорта. Подтвердить ИНН и адрес не просят
В справке МТС пишет, что нужно подтвердить только ФИО и реквизиты паспорта. Подтвердить ИНН и адрес не просят

Может ли оператор передать данные спецслужбам и прослушивать звонки

Для начала разберемся с передачей данных. Операторы связи действительно должны предоставлять данные абонента по требованию некоторых ведомств. Но только если эти требования обоснованы законом.

Однажды Федеральная антимонопольная служба собирала информацию для дела об административном правонарушении и потребовала от «Мегафона» данные одного из клиентов. Но компания отказалась и сообщила, что они конфиденциальны по законам «О связи» и «О защите персональных данных». ФАС подала на «Мегафон» в суд, но тот подтвердил, что служба не относится к числу ведомств, которым операторы могут предоставлять данные абонентов без их согласия.

Однако в другом деле Верховный суд подтвердил право ФАС запрашивать данные абонентов, которые рассылают спам, потому что по закону «О рекламе» ФАС обязана бороться с незаконной рекламой.

Также операторы должны передавать данные абонентов по запросу Роскомнадзора. Но это относится только к ФИО, дате рождения и реквизитам паспорта, а сами данные Роскомнадзор использует для контроля за операторами, а не абонентами.

Еще запрашивать информацию об абоненте имеют право ведомства, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью: полиция, следственный комитет, ФСБ, ФСО, ФСИН, таможенная служба и служба внешней разведки. Им оператор обязан предоставить не только паспортные данные, но и любую другую информацию, которая может послужить доказательством правонарушений, в том числе записи телефонных переговоров.

Спецслужбы не прослушивают всех подряд

У сотрудников ФСБ есть удаленный доступ к данным: фамилиям, именам, отчествам, местам жительства и реквизитам паспортов всех абонентов. Оператор связи обязан хранить эту информацию в течении трех лет, даже если номер абонента уже заблокирован.

Но просто прослушать или записать телефонные разговоры ФСБ и другие правоохранительные органы не могут — только в рамках уголовных дел о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких. Например, при расследовании убийства телефонные разговоры прослушать могут, а при расследовании кражи насоса с дачи — нет.

Административное правонарушение, например если человек курил у метро, пил пиво в парке или его задержали на митинге, — тоже не повод запрашивать запись разговоров.

А еще для прослушивания телефонных разговоров следователю потребуется судебное решение, а сама прослушка не может длиться дольше шести месяцев.

Что в итоге

Закон обязывает операторов сотовой связи запрашивать персональные данные абонентов. Это помогает бороться с анонимными номерами, спам-звонками и телефонным мошенничеством, а также расследовать некоторые категории уголовных дел.

На подтверждение личности у человека есть 15 дней. Сделать это можно любым удобным способом, например через госуслуги, лично в салоне связи или дистанционно по фото с паспортом. Иначе оператор вправе отключить связь, а через полгода расторгнуть договор и передать номер другому абоненту.

Ольга Юрист
Ольга Юрист
Сталкивались с требованием оператора связи подтвердить персональные данные? Расскажите, что делали:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
иса  феррер

а потом эти персональные данные окажутся в платных базах данных . как не раз уже бывало

43
user2536671

иса, вполне с вами согласен, потом начинают названивать установщики окон, предлагают разные товары и услуги, мошенники, кредиты впаривают и прочий спам, нет уж шиш им а не персональные данные, пусть довольствуются тем что в договоре прописано

0
user2521026

Мтс при личном обращении требуют ПЕРЕДАТЬ им паспорт для сканирования и автоматического считывания данные и помещения их в базу данных МТС. Роснадзор почему то в этом не видит нарушения( ответ у меня на руках). С чего я обязан передавать третьим лицам свой паспорт для его сканирования или иных действий- я не пойму, это не законно. У других оператороом такая процедура отсутствует- пришел, паспорт показал, данные внесли и все( проходил в Билайне на днях). И как показывает опыт многих знакомых- после подтверждения данные в мтс через несколько дней абоненту начинают звонить из МТС Банка, доставать его желанием всучить ему займы и кредиты. Редкое явление когда ' совпадают" интересы мтс и законодателя.....

11
user2536671

user2521026, согласен с Вами, будучи абонентом МТС меня уже порядочно достали звонками и предложениями, пришлось даже Антиспам на телефон установить, если заблокируют перейду на другого оператора связи

0
Sergey Averyanov

Лучше проверить что конкретно они там запрашивают. Читал, что хотят гораздо больше, чем им на самом деле нужно плюс право передавать информацию третьим лицам.

8
Лира Макеева

Sergey, вот как раз передача третьим лицам совсем не интересна. Если не подтвердить, то и правда лишат связи?

0
Хруст багета

Андрей, я покупала его в салоне МТС по своему паспорту на первом курсе)

7
Аватарка

да, мне тоже такое пришло. госуслуги с мтс я связывать никак не планировала, попробовала загрузить данные, и столкнулась с ИИ. ИИ к сожалению тупой, то одни имя неправильно напишет, то фамилию, то в номере ошибка, то ещё в каких-либо данных, и исправить ничего нельзя. просто загрузить фото документов нельзя. после нескольких попыток ему перестало нравиться моё селфи, которое перестало совпадать с его данными (видимо, выражение лица изменилось) так и не удалось отправить данные. связаться с оператором для выяснения что мне делать я тоже не смогла, чат написал что-то типа "мы уже работаем над вашей проблемой" и больше не отвечал. видимо, придется топать в офис....

4
Ольга В.
06.05, 18:07
Отредактировано

У крымчан возникли такие сложности: когда Крым перешёл в состав России, крымчане приобретали пакеты с номерами МТС по несколько на семью, на один паспорт, были огромные очереди, договора заключались на один паспорт члена семьи. Многие покупали номера в киосках без всяких паспортов . Теперь те, кто сменили паспорт по достижении 45 лет после 2014 года, вынуждены по настоянию оператора, подтверждать данные нового паспорта, так как договор был составлен на старый паспорт. Офисов МТС в Крыму нет, а чтобы подтвердить смену владельца ( хотя владелец тот же:) оператор приглашает в ближайший офис Краснодар, других инструкций по решению вопроса у операторов МТС нет, выход один: менять оператора. Потому, что тысячи крымчан в возрасте 50+ совсем не собираются тащиться в Краснодар за этим. И это в наш 21 век продвинутых технологий!

3
Solveig

Да, законно. Все операторы связи, включая МТС, являются субъектами Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации..." и обязаны проводить идентификацию клиентов, включающую обновление сведений. На основании пункта 1 статьи 7 указанного закона в отношении физических лиц устанавливаются следующие сведения: фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации), адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

2
Ксения Раёва

Solveig, доброго времени суток. Все эти данные, оператору сотовой связи мы предоставляем при покупке сим карты, предъявляем паспорт. Причем здесь гос, услуги?

17
Белка Белочка

Ксения, вот именно! почему я должна привязываться госуслугам наше государство не оборзело ли хотят от нас знать абсолютно всё и следить за нами и знать каждый наш шаг!

5
Mary Brandybuck

Белка, не обязательно привязывать госуслуги, можно просто прийти в офис с паспортом

4
Таля Ковалёва

Mary, ха! Я была в ситуации такой. Прийти в офис? Просто? Я в архангельске, у йоты нет здесь своего салона, йота предложила мне приехать в ближайшую вологду либо спб.

4
Mary Brandybuck

Таля, кстати, если данные, по которым оформлялась симка, не совпадают с данными с профиля госуслуг, идти придется в любом случае

0
user2543380

Mary, сменят тариф на новый. ((

0
Наталия Гайдаш

Ксения, им это надо для того, чтобы всех загнать на госуслуги, а оттуда данные будут переданы в единый реестр электронного концлагеря без вашего согласия и ведома.

0
Хруст багета

Solveig, кошмар, конечно, почему здесь каждому нужно знать место жительства 🥲

3
Solveig

G, где здесь?

1
Белка Белочка

Solveig, и в какой срок нужно подтвердить?где инфа такая???

2
Mary Brandybuck
Герой
04.05, 11:48
Отредактировано

Белка, мне тоже такое уведомление пришло, было написано, что нужно подтвердить в течение 2 недель.
Интересно, что при этом они ссылаются на закон от 2018, с принятия которого уже 5 лет прошло. Не понимаю, почему их только сейчас мои персональные данные заволновали

3
Наталия Гайдаш

Solveig, а ключ им не надо от квартиры, где деньги лежат)

0
Елена Новикова
30.03, 12:58
Отредактировано

Прочитала, что можно с паспортом в офис подойти и подтвердить. Допустим вы договор оформляли на одну фамилию, а потом замуж вышли и сменили, вот у них и расхождение.

1
Александра Соларина

Недавно именно так и пришлось сделать. Причем сотрудник офиса сначала посмотрел круглыми глазами и начал лепетать про «сделайте онлайн». Я бы, может, и сделала, но почему-то не работало. А фото моего лица с паспортом в руках — нет уж, спасибо, перетопчутся. При всем этом некоторое количество лет назад действительно меняла фамилию, но сама все данные подала тогда в офис. С тех пор ничего не меняла, возраст замены паспорта не наступал. Но доблестному оператору приспичило проверить. При всем этом по факту людей принуждают к сдаче биометрических данных.

3
Таля Ковалёва

Елена, ничего не меняла. Симке пару недель, все данные в договор сотрудник внёс правильно (проверяла, экземпляр договора храню всегда). Всё равно осчастливили сообщением, что данные не совпадают, нужно подтвердить.
Ну ок - смотрю, где салон связи (нужен не по франшизе, а именно салон йоты) - упс, а в моём городе их просто нет, сотрудник йоты предлагает ехать в вологду или спб, это соседние области. Мило.... А вот ещё способ - можно подтвердить через верифицированный аккаунт госуслуг. Упс.
Пришлось скандалить, чтобы они согласились принят фото паспорта и сами подтвердить.
Видимо, сотрудник, вносивший инфу из бумажного договора в программу, допустил где-то ошибку, а мне головняк создали, будто это должно быть моей проблемой.

1

Комментарий удален модератором

Таля Ковалёва

Yota, вопрос был решён.
А насчёт ошибки сотрудника где-то в цепочке (вашего ли или вносившего данные ранее в смэв) уверена: моя фамилия с "ё" (да, в паспорте тоже), часто разные работники ленятся писать правильно и испольщуют букву "е". Мне как-то раз даже пришлось в загсе брать свидетельство о рождении - чтобы подтвердить, что я дочь своих родителей (они же с фамилией через "е").

1
Лира Макеева

Елена, фамилия одна и та же. Номер не менялся лет 15, паспорт тоже.

0
Макс Майлс

Лира, если у вас ничего не менялось, то не надо дёргаться: уведомления о подтверждении отправлены всем, потому что оператор не знает меняли вы данные или нет.

0
Konstantin

Макс, не всем

0
Василий Анисимов

Совсем с ума сошли, звонить куда-то ещё, лучше уж через госуслуги.

Изображение пользователя Василий Анисимов
1
Mary Brandybuck

Таля, это я про себя) у меня в договоре с МТС вообще год рождения не правильный стоял, потому что на момент покупки симки мне еще 18 лет не было

0
Ло
Герой
06.05, 05:34
Отредактировано

Объясните, пожалуйста, как сделать так, что бы в офисе у МТС я только подтвердила и обновила свои данные, а не дала разрешение на распространение своих данных третьим лицам и инормационные рассылки?Я понимаю в общем случае, что после прочтения бумаг на подпись, надо просить убрать эти пункты.Но как этого добиться?Есть ли реальные кейсы?

0
Александра

Пришла в офис МТС, чтобы подтвердить паспортные данные, а спустя почти месяц выяснилось, что никакая заявка до них не дошла и где и у кого мои паспортные данные не понятно

0
Рус

Около месяца ( может, чуть меньше) получил смс от компании МТС, что необходимо обратиться в офис с паспортом для подтверждения данных.

Не стал тянуть и обратился в офис 30 апреля 2023 г. В Тц ‘Рио’ на Академическая ( Б. Черемушкинская ул). Как всегда там была очередь и только два сотрудника . Работник МТС предложил мне подтвердить данные с помощью приложения МТС на моем телефоне . Я отдал ему телефон, после чего он сфотографировал мой паспорт и мое лицо с помощью приложения . Это заняло несколько минут. После чего он сказал, что все в порядке и отпустил меня.

Дня через 3-4 в приложении вылезае сообщение, что мне нужно подтвердить данные. Я звоню в кол-центр. Девушка на линии после всех выяснений говорит, что это автоматика, система . Все в порядке . В течении недели могут приходить такие сообщения .

Сегодня 18 мая. Сообщение так и висит. Общался в чате в приложении с двумя специалистами . У них нет полномочий просмотреть видео из офиса и прослушать запись разговора с кол-центром . Это может сделать кто/то вышестоящий .

Как итог, просят прийти снова. Оставил отзыв на vc. Пока забью. Заблокируют, значит сменю номер. У меня нет времени по офисам бегать, пусть решают этот вопрос сами.

0
user2536671

Сегодня пришёл запрос на подтверждение персональных данных от МТС, странно что только сейчас а не к примеру год или два назад, естественно ничего подтверждать не буду! Это мое право, у них есть мои данные думаю этого достаточно, мне без разницы пусть отключают перейду к примеру на Теле2, или же вообще буду без связи мне она не принципиальна, мало того тарифы постоянно повышают так еще и данные требуют, не жирно ли будет

0
Наталия Гайдаш

Да, недавно прислали с ТЕЛЕ2. я ЗАШЛА В САЛОН СДЕЛАТЬ ОЧЕРЕДНОЙ ПЛАТЁЖ И ПРОСТО СПРОСИЛА, ДЛЯ ЧЕГО МНЕ НЕОБХОДИМО ПОДТВЕРДИТЬ СВОИ ДАННЫЕ. нА ЧТО МНЕ ДЕВУШКА- ОПЕРАТОР СКАЗАЛА" НУ ПРОСТО С НАС ТРЕБУЮТ". А КТО ТРЕБУЕТ И ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ НЕПОНЯТНО. Я пользуюсь этим номером давно и ничего подобного от меня не требовалось. Я даже не помню заключала ли я письменный договор с оператором. Могу ли я попросить экземпляр договора у них, прежде, чем что- то подтверждать. В вашей статье написано что пользоваться услугами можно, правда указан оператор МТС, без указания персональных данных в аккаунте( мне не нужны никакие "отдельные функции", которые могут быть недоступны в таком случае.) Ну, в общем так. Сейчас творится ВЕЗДЕ ХАОС И БЕЗПРЕДЕЛ поэтому страшно оставлять свои данные кому бы то ни было. Откуда я знаю, кому мои данные могут быть слиты? Постоянно слышишь о том, что слиты персональные данные миллионов вкладчиков банка, например. А о том что номера телефонов гуляют свободно от личности человека и говорить не приходится.

0

Сообщество

Популярное за неделю