Чаще всего мошенники по телефону представляются сотрудниками банка или полиции. Но позвонить могут и из других учреждений.

Недавно так попытались развести мою тетю Наталью. Оператор представилась сотрудницей МФЦ и спросила, куда доставить письмо. Наталья удивилась: она сама работает в МФЦ много лет и ни разу не слышала, чтобы кто-то звонил гражданам с таким вопросом.

Вот как выглядел диалог:

— Наталья, добрый день. Я звоню из МФЦ. Куда вам доставить письмо?

— Не понимаю, у МФЦ же есть мой адрес жительства, что мешает отправить письмо туда?

Нет-нет, вы не так поняли. Письмо электронное. Вам удобнее будет принять его в «Вотсапе» или в «Телеграме»?

— А что это за письмо такое, которое надо получить в «Вотсапе»? Про что оно вообще?

— Я не могу сказать, это же личные данные. Я не имею права его читать, только вы можете это сделать.

— Даже не можете сказать, от кого оно и на какую тему?

— Не могу, оно зашифровано. Чтобы его отправить, я должна подтвердить вашу личность. Сейчас пришлю смс с кодом для верификации.

— Ясно все с вами, до свидания.

На этом моменте тетя положила трубку. Через десять секунд ей пришло сообщение с кодом от ее банка, а еще через десять секунд оператор перезвонила — уже с другого номера. Наталья ответила, и оператор возмущенно воскликнула:

— Вы зачем бросаете трубку? Я, вообще-то, госслужащая! Вам пришел код, и вы должны его мне сказать!

Наталья молча положила трубку. Как и постоянные читатели Т—Ж, она вовремя распознала главную опасность: код из смс спрашивают только мошенники. Это своего рода красный флаг: если он появился в поле зрения, ваши деньги хотят украсть. Даже когда код предлагают сообщить должностному лицу или роботу.

Наталья молча положила трубку. Как и постоянные читатели Т—Ж, она вовремя распознала главную опасность: код из смс спрашивают только мошенники. Это своего рода красный флаг: если он появился в поле зрения, ваши деньги хотят украсть. Даже когда код предлагают сообщить должностному лицу или роботу.

К сожалению, из-за характера своей работы Наталья не могла просто не отвечать на звонки незнакомцев. Мошенники продолжали звонить с разных номеров еще несколько дней, угрожая, что у Натальи будут проблемы, если она не получит письмо. Перестали только после того, как она объяснила, что сама работает в МФЦ и ни за что не поведется на их развод.

К сожалению, из-за характера своей работы Наталья не могла просто не отвечать на звонки незнакомцев. Мошенники продолжали звонить с разных номеров еще несколько дней, угрожая, что у Натальи будут проблемы, если она не получит письмо. Перестали только после того, как она объяснила, что сама работает в МФЦ и ни за что не поведется на их развод.

Что еще выдает мошенников

Разумеется, чтобы выманить код из смс, мошенник может представиться кем угодно: сотрудником банка, полицейским, юристом, врачом, хоть священником. Спрашивает код — хочет украсть деньги.

Но в этой истории нашлись и другие причины заподозрить неладное.

🚩 Звонки в неудобное время. Тетя жаловалась, что мошенники для общения как будто специально выбирали время, когда она хуже соображала: или в районе девяти утра, когда она еще не совсем проснулась и собиралась на работу, или около пяти вечера, когда голова уже устала от рабочих задач.

🚩 Спешка вместо объяснений. Мошенники всегда стараются вывести нас из равновесия и заставить действовать импульсивно. В этом случае они не объясняли, что находится в письме, а торопили поскорее его получить.

Противостоять напору мошенников помогает простой прием «Взять паузу» — это первый и главный урок нашего бесплатного курса «Как защититься от мошенников».

🚩 Постоянная смена номеров. Мошенники используют специальные программы, которые меняют номер при каждом звонке. Это нужно, чтобы обойти системы защиты мобильных операторов и спам-фильтры на устройствах.

🚩 Постоянная смена номеров. Мошенники используют специальные программы, которые меняют номер при каждом звонке. Это нужно, чтобы обойти системы защиты мобильных операторов и спам-фильтры на устройствах.

Например, одна и та же сотрудница за несколько минут позвонила Наталье с двух разных номеров — это подозрительно. Честному оператору незачем менять свой номер, особенно так быстро.

Например, одна и та же сотрудница за несколько минут позвонила Наталье с двух разных номеров — это подозрительно. Честному оператору незачем менять свой номер, особенно так быстро.

🚩 Угрозы вместо решения проблемы. Сотрудники настоящих колцентров общаются вежливо. Их звонки прослушивают, и если выяснится, что они некорректно общались с клиентом, то сотрудника лишат премии. А за угрозы вообще уволят.

Мошенники этого не боятся, поэтому смело идут в психологическую атаку. Например, грозят уголовным преследованием за отказ сотрудничать с правоохранительными органами или обещают выписать штраф за оскорбление госслужащего.

🚩 Обвинения в невежестве. Надавить на человека проще сверху, поэтому мошенники пытаются завоевать авторитет. Мол, мы профессионалы и знаем, как все работает на самом деле, а вы в этом вопросе не разбираетесь.

Например, Наталью обвиняли в том, что она неправильно поняла принципы доставки письма, и отчитывали за то, что она бросила трубку. Настоящие операторы ни за что бы не позволили себе такую манеру общения.

Эти признаки еще не гарантируют, что вас пытаются обмануть: и в официальном колцентре может сидеть грубиян. Но если у вас появилось подозрение, что что-то не так, не пытайтесь выяснить, что именно. Неважно, чем именно вас хотят напугать. Просто положите трубку и перезвоните сами по номеру с официального сайта.