Я купил ВАЗ-21102 2005 года за 130 000 ₽
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Всем привет! Прошлый пост я закончил на том, что получил права и приступил к поиску машины. Дело интересное и энергозатратное, а самое главное — не лишенное интересных историй. О них я сегодня и расскажу.
Предыстория
После автошколы, в декабре 2023 года, я решил сразу купить машину. Мало того, что руки чесались сесть за руль, так еще и было важно не растерять немногочисленный опыт вождения. Мой инструктор предупреждал: «Садись за руль сразу, месяца три без машины — и нужно заново учиться ездить». На это и ориентировался. Плюс, хотелось уже свободно передвигаться по работе в близлежащие города — в основном, как я говорил, машина была нужна для этого.
Для себя установил срок поиска авто в 1 месяц — дедлайн был как раз на новогодних каникулах. Критериев особо не было — честно признаться, в машинах я особо не разбираюсь. Знаю, чем отличается седан от хэтчбека, и в общем-то все.
Но все же требованиями были:
- Коробка — рассматривал только механику, чтобы наверняка закрепить навык обращения с ней и в дальнейшем не париться, когда садишься за «ручку».
- Цена — смотрел самую бюджетную тачку, до 200-300 тыс. рублей, чтобы было не жалко «убить» или поцарапать на парковке (да-да, главный страх начинающего водителя). Сейчас за такую стоимость идти на вторичку просто смешно, но тогда еще можно было ухватить целую машину — не самую новую и современную, но целую.
В общем, был согласен на любые варианты — лишь бы машина ехала.
Выбор модели и поиск
Оказалось, поиск первой машины — дело непростое. Сначала я смотрел сайты объявлений сам, перед сном уже появился обряд: Дром, Авито, Авто.ру. Быстро понял, что ничего не понимаю — смотрел только на цену, а фото мне все казались идеальными, хоть сейчас едь и покупай.
Почти сразу обратился к другу Сереге, который только недавно начал заниматься автоподбором. Автоподборщики — это люди, которые знают все детали авто и могут определить нюансы тачки по одному фото: там бито, тут крашено, здесь цвет другой. Мои «обычные» глаза этих деталей не замечали. Конечно, эта услуга платная — обычно она стоит около 30 тыс. рублей. Но мы сошлись на том, что я оплачиваю ему такси на осмотры, а после успешной покупки авто (он не сомневался, что подберет мне идеальный автомобиль) оставлю хороший отзыв в его профиле на Авито — а то никто не спешил к нему обращаться.
Плюс, автоподборщики знают лайфхаки, по типу: как сбросить цену по телефону (я и в обычной-то жизни не силен в торгах) и как сэкономить время, когда на рынке куча предложений. Например, я не слышал про агрегаторы объявлений, где собраны предложения со всех досок. Мы подключили такой агрегатор «в дело», и это заметно сократило время на просмотр объявлений — по сайтам, как раньше, я уже не скакал.
Искали так:
- я находил объявление,
- скидывал его другу-автоподборщику,
- он говорил, нужно ли связываться с продавцом или откидывал вариант сразу.
Поначалу я, конечно, мечтал об иномарке. И, представляете, в объявлениях они встречались в бюджете до 200-300 тысяч. Машины эти были на первый взгляд вполне нормальными.
Но когда мы Серегой пробивали историю, приходили в ужас. Машина буквально пестрила проблемами.
У меня остался пример такого объявления и отчета. Попалась нам машина Лифан, который внешне выглядел, вроде, и хорошо, а по отчету билась работа в такси и две аварии. И это только один случай — в реале их было намного больше.
Такой отчет можно получить, если вы знаете номер тачки или вин — для этого все же придется связаться с продавцом, потому что номер машины везде на фото блюрят. А вот вин, если повезет, выставляют на отдельном фото с СТС-кой машины.
У нас ушло две недели, прежде чем мы нашли несколько неплохих вариантов, на осмотр которых было не жалко потратить время:
- Лада Десятка,
- «четырка», то есть Лада 2114,
- убитый, но еще подающий надежды, Лачетти и еще пару экземпляров из «этого же бюджета».
Моего терпения уже не хватало, и мы решили отправиться на долгожданный осмотр.
Cложности: нечестные продавцы
Кто искал однажды тачку, тот знает, какой ажиотаж происходит на рынке. Вы можете найти хороший вариант, договориться о встрече, а уже через полчаса объявление снято с публикации — знакомо? Так было и у нас.
До нескольких продавцов мы не могли дозвониться, но их машины выглядели обнадеживающе, и мы наобум подъезжали по указанному в объявлении адресу и находили автомобиль, выставленный на продажу (благо, город у нас не очень большой). А дальше уже дело рук автоподборщика — в ход шли визуальный осмотр и толщиномер, который измерял слой краски на кузове (да, такое без владельца делать, вроде как, не запрещено).
Результат закономерен — все тачки оказывались настолько убитыми внешне, что мы даже не доходили до стадии «измерить лакокраску». Недостатки были видны и так: дырявые пороги, ржавые арки, покосившийся капот, где в зазоры пролезал целый палец (еще один лайфхак от автоподборщиков о том, как узнать, что машина была в аварии). В общем, те «пропавшие» продавцы не были особо заинтересованы в продаже, и понятно, почему.
Была и другая каста продавцов — перекупы. И их на рынке большинство — редко можно найти тачку от собственника. А перекупщики — люди странные: в общении вроде милые и честно говорят о своей деятельности, но эта доброжелательность может быть только напоказ. Не спорю, среди них встречаются и честные люди, но большинство все же скользкие. Мы их объявления тоже смотрели — деваться некуда, выбирать из чего-то надо.
Нашли неплохую Лачетти, договорились о просмотре, назначили время. За полчаса до встречи звонит этот перекуп и говорит, что неожиданно уехал на дачу в соседний поселок, мол, авто стоит там. Подозрительно, конечно, но так нам машина понравилась по объявлению и отчету, что решили ехать. Приехали, а у него там — целый гараж! И Лачетти, и Нива, и Опель Астра. Начал показывать и сказать ничего не может: от всего отнекивается, ничего он не знает, да и вообще все авто в идеале, а он лишь бедный и несчастный перекуп.
По салону Лачетти поняли, что пробег там за 400 тыс. км зашкаливает — все грязное, потертое, от руля следа почти не осталось. Какой автомобиль будет живым с такими показателями?
И в автосалонах встречалось то же самое. Хотя, признаюсь честно, они оставили вполне приятное впечатление: менеджеры честно говорили о недостатках, предлагали варианты. Короче, хотя бы как-то крутились, в отличие от перекупов. Но тоже пробег по возможности скрывали — смотрели Ладу 14, в салоне тоже вся убитая и прокуренная. «Пацанская», иначе говоря. А в салоне упорно говорили, что пробег до 150 тысяч.
Среди подобных объявлений нам все же повезло найти несколько от собственников. И так мы нашли неплохую «десятку» спустя месяц поиска.
Проверка машины и сделка
Десятку мне особенно советовал Серега — у российского производителя это первый «закос» под иномарку, поэтому и машина вполне комфортная: и стеклоподъемники есть, и руль крутится легко, да и едет вполне мягко (даже лучше, чем 14-ая). Мне же, повторюсь, важнее было сесть за руль — опции, конечно, хорошо, но они больше, как приятный бонус.
Мы нашли «десятку» за 130 тыс. рублей 2005 года выпуска. Продавал собственник. На вид — неплохая, в салоне, конечно, колхоз: на руле дутый чехол, на сиденьях потертые накидки. Но когда мы их сняли, там обнаружились несильно потертый руль и вполне чистые сиденья. Были коцки и на кузове — машине почти 20 лет. В остальном же очень и очень приличная — судя по отчету, не было даже ДТП.
Толщиномером «протыкали» кузов, подкрашивались арки и пороги, где-то и сам кузов (спишем на российское качество и возраст). Покатались — едет хорошо, ВИН-номера все с документами совпадают (если нет, возникнут проблемы в ГИБДД). Проблема была в рулевой рейке, но хозяин об этом сказал сам, плюс, предложил поменять запчасть спустя несколько дней — мол, он ее уже заказал, она не успела дойти.
Решил, что машину надо брать. Вариант неплохой, для первого автомобиля самое то, и даже второй комплект резины есть. Договорились, что рейку хозяин поменяет, а я после этого машину заберу. В залог оставил 2 тыс. рублей, а он отдал пару колес и снял объявление с продажи — так проходят сделки на вторичном рынке. И спустя 5 дней мы с Серегой отправились на подписание документов.
Здесь дам совет. Отправляться одному на подобные сделки я не рекомендую, пусть и машина стоит смешных денег — 130 тыс. рублей. Лучше взять хоть кого-то из друзей или знакомых — пусть даже этот человек не разбирается в машинах. Никогда не знаешь, что может произойти на вторичном рынке: может, деньги отберут или не отдадут автомобиль (звучит, как сценарий для фильма, но все же). В любом случае в одиночку заключать такие сделки не стоит.
С документами, в целом, все просто, главное проверить все внимательно. Хозяин и покупатель должны подписать:
- договор — я скачал бланк в интернете, его нужно подписать в трех экземплярах,
- акт передачи авто в руки нового собственника — скачался вместе с договором.
При этом продавец еще должен подписать ПТС. В моем случае подписывали дубликат документа — в оригинальном ПТС закончилось место, продавец был уже седьмым собственником. А я, получается, стал уже восьмым.
После того, как документы подписаны, происходит передача денег, мы это сделали через банкомат — и мне надежнее, и продавцу спокойнее.
Первые впечатления
И вот, ключи машины оказались в моих руках. Пока Серега сиял от успеха своей первой сделки, я сел за руль своего автомобиля и поехал. Сам, без инструктора и подсказок, без инспекторов и заученных правил.
Признаюсь, садиться за руль в первый раз было страшновато — вдруг уже все забылось. Но оказалось, что мышечная память работает хорошо. Проблем с управлением тачки не возникло, в этом она почти ничем не хуже Акцента, на котором я учился в автошколе.
Ощущения нереальные — я теперь водитель. Да, пусть не самого крутого автомобиля, но мне он казался настоящей гоночной машиной. Правда, на этом сделка не заканчивается, ведь следующим этапом идет ГИБДД. И об этих приключениях я расскажу в следующем посте.
А как вы покупали первую машину? Делитесь опытом в комментах и не забывайте подписываться на канал начинающего водителя.