Я открыл таксопарк и создал ИТ-решение для бизнеса в 2017 году за 500 000 ₽
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Идея и суть бизнеса
В 2017 году, будучи преподавателем математики, я решил сделать первый бизнес-проект: на имеющиеся 500 тысяч рублей купил подержанный Hyundai Solaris и сдал его в аренду. Таким образом стал получать около 40 тысяч рублей в месяц пассивного дохода.
Открытие
Стартовал в Москве. Не скажу, что были большие ожидания от бизнеса. Для меня это скорее был вопрос инвестиций и получения стабильного дохода, более высокого, чем от сдачи недвижимости в аренду.
Важным фактором являлся и вопрос ликвидности, то есть возможности в любой момент продать бизнес. Учитывая всё это, в моём случае единственным вариантом была покупка автомобиля и сдача его в аренду водителям Яндекс.Такси.
Траты на запуск
Первые автомобили были приобретены на личные средства, отложенные с преподавательской деятельности. В 2017-2018 годах так удалось купить пять автомобилей, в основном, Hyundai Solaris и Kia Rio. В последующие годы привлекались средства банков — через автокредиты и лизинги.
Ошибки на этапе открытия
Я не относился к проекту как к бизнесу. Схема довольно простая, особенно когда в наличии всего несколько машин, поэтому на начальном этапе ошибок не было. Трудности появились позже и были связаны с масштабированием, когда количество автомобилей увеличилось до нескольких десятков.
Неправильное решение — всё тащить на себе. Не имея помощника, приходилось самому заниматься всем и сразу. Думаю, это произошло из-за неопытности. Если бы сейчас начинал подобный проект, то взял бы первого сотрудника гораздо раньше.
Команда и структура бизнеса
У нас трудится порядка ста человек, не считая водителей. Это управляющий состав таксопарка, автосервиса, мойки, детейлинга и других подразделений. Часть сотрудников оформлена официально, часть работает по договорам ГПХ.
В структуре предприятия отдельное место занимает аналитический отдел. Все решения мы принимаем, отталкиваясь от сухих цифр. У нас работает отдельный математик-аналитик, от ума которого зависят многие решения в компании.
Остальная структура предприятия состоит из двух основных частей. Первая — парк машин, находящихся в собственности, либо в лизинге нашей компании «Stax». Вторая — взятых в доверительное управление у частных инвесторов. Два года назад вторая часть обогнала по размеру первую. Поэтому последние 2 года мы называем себя управляющей компанией, так как основная деятельность — управление доверенным инвесторами имуществом.
Доходы и расходы
В разные месяцы размер прибыли отличается. Самый насыщенный запросами — декабрь. В летние месяцы идёт некоторый спад.
В 2022 году суммарный доход компании составил порядка 16 млн долларов США. Из них 70% — доход таксопарка, так как аренда автомобилей — наше основное направление.
Основные расходы складываются из покупки автомобилей и лизинговых платежей для одной части таксопарка, и еженедельных выплат инвесторам для второй. Кроме того, есть постоянные платежи за аренду помещения в 3 000 кв.м. на юге Москвы, здесь располагаются все направления бизнеса.
Значительная часть средств идет в фонд оплаты труда, причем около 65% — на оклад специалистов нашего IT-отдела. Программисты работают удаленно в разных городах России. Наши CRM и ERP-системы успешно используются не только нами — мы сдаем их в аренду другим таксопаркам. С помощью программ они легко отслеживают необходимость замены масла, продления страховки на автомобиль, доходы водителя и многие другие параметры.
Мы верим, что за IT — будущее, которое уже сейчас приносит прибыль. Благодаря нашим программным продуктам мы делаем и выплаты инвесторам. Чистая прибыль за прошлый год составила около 3 млн долларов США.
Продвижение
Мы использовали контекстную рекламу на Яндекс и Google, SEO-продвижение и соцсети. В данное время отказались от контекстной рекламы, так как поток заявок был больше, чем мы могли обработать. Сейчас используем только социальные сети, планируем активнее развивать и другие площадки, в разработке находится YouTube-канал о жизни компании.
Но всё же самым эффективным в нашей сфере считаю так называемое «сарафанное радио». Большинство клиентов — люди состоятельные, принимают решение не на основании рекламы в Интернете, а по рекомендации друзей и знакомых.
Сложности в сфере и советы начинающим предпринимателям
Главной сложностью, как ни странно, был языковой барьер: 70% водителей — граждане Киргизии, плохо говорящие по-русски. Остальные — русскоязычные граждане России, Белоруссии и Казахстана. Мы решили проблему, наняв сотрудника, хорошо владеющего двумя языками. Это помогло сгладить многие углы.
Другая сложность — наличие высоких штрафов от МАДИ. Например, штраф за парковку на газоне в Москве составляет 300 тысяч рублей. Мы постоянно работаем с водителями, объясняем им, как не нарушать законы, а также имеем высококвалифицированных юристов.
Также в прошлом многие лизинговые компании неохотно сотрудничали с таксопарками, отказывая в лизинге. Но в последнее время мы получаем много предложений, так что проблема уже не актуальна.
Тем, кто только начинает свой бизнес, я бы посоветовал создавать ИП или ООО, вовремя платить все налоги и делать своё дело максимально прозрачным. Важно не стесняться брать консультации у экспертов по налогам, не боятся идти на сотрудничество с государством в этой сфере, потому что оно живо заинтересовано в развитии бизнеса. Правительство Москвы активно выделяет субсидии для тех, кто берет машины в лизинг. К примеру, в 2023 году на поддержку сферы такси уже направлена солидная сумма. Чем лучше развивается бизнес, тем больше налоговых сборов получит страна.
Интересная история о бизнесе
В нашей сфере такие ситуации, к сожалению, происходят либо на основании ДТП, либо форс-мажоров.
Одна из самых странных историй — в меня врезалась машина из моего же парка. При составлении протоколов в обоих документах в графе «собственник» стояло мое имя, потому в страховой на нас смотрели косо. Вероятность подобных совпадений низка, но у меня это произошло.
Еще одна ситуация — при постановке новой машины на учет нам выдали номерные знаки, в которых одна буква номера не совпадала с СТС. Целый год водитель ездил так, и ни один инспектор на дорогах не обратил внимание на небольшое расхождение номерного знака и СТС. Ошибку заметили мы сами, когда водитель, отработав год, решил уволиться, так как купил собственный автомобиль. Обнаружилось, что за год у него не было ни одного штрафа. То есть штрафы, конечно, были, потому что невозможно обойтись без них в сфере услуг такси, но они уходили «в никуда».
Планы
Менять стратегию развития мы не планируем. На протяжении последних 5 лет отмечаем стабильный рост компании, несмотря на пандемию и события осени 2022 года. В то время как другие таксопарки сбавили темпы роста или вовсе ушли с рынка, передав нам свои машины под управление.
Сейчас можно выделить два основных направления нашей работы. В связи уходом с российского рынка корейских автопроизводителей мы переключаемся на закупку китайских автомобилей, в частности, Cherry, Haval и других. Второе направление — развитие компании в плане управления инвестированными клиентами автомобилями и средствами. Будем популяризировать эту сторону бизнеса путем ведения своего канала в YouTube.
Также поддерживаем других игроков отрасли: 7 апреля 2023 года приняли участие в бизнес-мероприятии Общественного совета по развитию такси, провели обучение для 44 участников из 21 региона России, владельцев самых крупных таксопарков страны. Они получили много полезной информации для дальнейшего развития собственного бизнеса.