Я посмотрела фильм «Древо жизни» и осознала, что сильные духом и верой выстоят в любой ситуации
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
«Древо жизни»
Режиссер: Терренс Малик
Терренс Малик создал свой метафильм. Зрительское погружение через призму компьютерной графики, образов (свечи, клоуна, древа) сталкивается с осознанием того, что это поэтическое произведение, фантазия режиссёра на тему.
Тем здесь несколько. Одна из них идёт из цитаты из книги Иова, которая сама отличается поэтическим языком и затрагивает такие вопросы, как причины болезней, горя и зла. «Господь насылает мух на рану, которую хочет излечить». Сильные духом и верой выстоят в любой ситуации. Герой Шона Пенна как раз пытается решить для себя эту дилемму и в то же время понять, как их хрупкая мать смогла перенести гибель сына и не потерять веру.
Вторая важная тема задана воспоминаниями матери, выросшей в монастыре: «В жизни есть два пути: путь естества (тешит только себя, пользуется людьми для услады) и путь благодати (не гонится за усладой — путь принятия). Надо выбирать, по какому пути пойдёшь». В фильме эти два пути представлены отцом и матерью. Отец прагматичный, офицер флота, несостоявшийся музыкант. Земной отец Джека, он чужд ему, насаждает сыну то, что ему претит, пытается реализовать через него свои несостоявшиеся амбиции. Отсутствие отца дома воспринимается как свобода. Появляющийся в фантазии мальчика образ клоуна — возвышающийся и читающий нотации сыну, который в три раза меньше его, отец, — это всё неприятие отцовских догматов.
С другой стороны — мать, мать есть любовь в этой семье. Её жизненные постулаты «Путь к счастью только один — любовь. Делайте добро другим». В сыне показана борьба этих двух начал. Он доходит до того, что ненавидит отца, в том числе и из-за Эдипова комплекса.
В начале фильма, когда мать говорит о благодати, фоном идут подсолнухи. В конце фильма мы видим поле подсолнухов — пройдя проверку бедами, благодать в этой семье побеждает. Даже отец прозревает и начинает смотреть на жизнь по-новому.
Третья тема — сотворение мира, создание земли и жизни из хаоса, из соединения стихий (огонь, вода). Загорелась звезда — появилась новая планета, новая жизнь. Показан вечный круговорот жизни в природе: первые шаги, знакомство с миром, первая любовь, хулиганства, первое испытание себя — смогу не смогу (ворваться в чужой дом, украсть), очередное прощение матери, угрызение совести, протест против матери (взросление). Древо жизни — это этапы жизни не только человека, но и Вселенной в целом.
Режиссёр поднимает темы поиска Бога. И более приземлённые, но не менее важные темы: терроризма, бедности, — которые в обществе предпочитают замалчивать.
Таким образом авторы в первой части фильма задают вопросы, на которые пытаются ответить вместе со зрителями в основной части и дают готовые ответы в конце фильма. Мать прошла свой путь исцеления и отдала сына в руки Господа, его небесного отца. Вместе с ней прошла исцеление вся семья, воссоединившаяся, пусть и на миг, в Царстве Божием (где сброшены все земные маски и человек предстаёт нагим).