Не попала на экскур­сию из-за болезни. Как вернуть деньги?

3
Аватар автора

Альбина Гайнутдинова

спросила в Сообществе

Страница автора

В Турции я купила экскурсию у гида туроператора — того, по чьей путевке отдыхала. Но заболела и не смогла воспользоваться услугой.

Я предупредила гида, что направляюсь в больницу и пропущу экскурсию. У меня сохранилась переписка в мессенджере об этом. Гид обещал, что проблем не будет, если я обратилась к врачу по страховке туроператора, которая входит в стоимость тура. Но деньги не вернул — пояснил, что без справки этого сделать не может.

Я попросила справку у врача, но он ее не дал — только выписал рецепт. Больница была в другом городе, ехать туда за справкой в другой день было затруднительно.

Во время отдыха я несколько раз обращалась в страховую — они обещали решить вопрос. Но в итоге я улетела обратно в Россию без справки. Врач прислал мне документ в мессенджер, когда я уже вернулась домой.

Я обратилась в поддержку турфирмы, но они отказали мне в возврате денег за экскурсию. Хотя в ваучере написано, что в случае болезни при наличии справки от их страховой компании вернут 100% стоимости. Туроператор объяснил, что возврат могли сделать только в Турции при предъявлении документов от врача.

Я отправила им досудебную претензию, на что также получила отказ. Компания сообщила, что провела переговоры с партнерами, но те отказались вернуть деньги, поскольку во время отдыха им не представили справку от врача. «Справка была представлена по факту, когда туристы уже прилетели в Российскую Федерацию, а данная услуга не входит в туристский продукт. Такие вопросы должны были решаться на месте, где были приобретены услуги. К сожалению, возврат денежных средств невозможен», — говорится в ответе.

Есть ли в моей ситуации какие-то шансы на компенсацию или я потеряла свои деньги?

Вот документ, подтверждающий, что я оплатила экскурсию
Вот документ, подтверждающий, что я оплатила экскурсию
Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

У вас непростой случай — не изучив соглашение с туроператором и гидом, трудно сказать что-то наверняка. Я расскажу, как происходит возврат по российским законам, и предположу, что можно сделать в вашей ситуации.

Как возвращают деньги за экскурсии по российским законам

Заказчик может расторгнуть договор в любой момент. А исполнитель — в вашем случае гид — обязан вернуть деньги. Он вправе вычесть из этой суммы затраты на организацию мероприятия. Например, стоимость снаряжения или еды, которую купил специально для туристов  . Эти расходы гид обязан подтвердить документами, к примеру чеками, расходными ордерами.

Учитывают только траты до расторжения договора. Если гид израсходовал деньги после того, как турист отказался от экскурсии, он должен их вернуть  .

Суды могут по-разному трактовать ситуацию. Например, гид заказал для туриста отдельный автомобиль. В договоре с владельцем машины сказано, что при отказе от поездки положен штраф. Суд может сказать, что деньги надо удержать с путешественника. Или посчитает, что это предпринимательский риск  , — значит, надо вернуть туристу полную сумму.

В документе, выданном вашим гидом, указаны экскурсии в аквариум и комнату восковых фигур. Если билеты в эти заведения невозвратные, траты на них гид может удержать с туриста. При условии что турецкие законы разрешают продажу невозвратных билетов в музеи.

Если гид не подтвердил траты документами и при этом не вернул деньги, это необоснованное обогащение. При иске до 100 000 ₽ клиент вправе обратиться в мировой суд, а если сумма больше — в районный.

Таким образом, если гид, у которого вы купили экскурсию, работает по российским законам, вы вправе потребовать, чтобы он вернул вам деньги. Такое возможно даже в случае с турецким сотрудником. Об этом — дальше. Причем возврата можно требовать, даже если вы не подписывали с гидом договор, но вели переписку в мессенджерах или по электронной почте. В другой статье в Тинькофф Журнале я уже рассказывала, как это сделать.

Но если гид работает по турецким законам, российские нормы права применить нельзя.

Какой исход возможен в вашем случае

Все зависит от того, какая компания формирует тур и оказывает экскурсионные услуги. Если плату за экскурсию принял представитель иностранной фирмы, надо узнать, какие у него взаимоотношения с российским туроператором. Нередко бывает, что туроператор зарубежный, но в России путевки или экскурсии продает местная компания, которая должна нести ответственность перед потребителем.

Такая история произошла с жителем Йошкар-Олы. Он поехал в ОАЭ по путевке. На встрече с отельным гидом турфирмы путешественник купил экскурсию на двух человек за 140 $ — на тот момент это было 10 542 ₽. Но в назначенное время она не состоялась по неизвестным причинам. Деньги туристу не вернули.

Мужчина направил туроператору претензию. Но компания не ответила в установленные законом 10 дней, и клиент обратился в суд. Он хотел взыскать с туроператора и турагента 10 542 ₽ за экскурсию, 9170 ₽ неустойки, 5000 ₽ за моральный вред. А еще — компенсировать судебные расходы на 10 000 ₽ и обязать компанию уплатить штраф за то, что деньги не вернули добровольно.

Мировой судья установил, что путевку сформировал иностранный туроператор, но в РФ тур продает российская компания. А значит, она должна нести ответственность перед потребителем.

Иск о возмещении ущерба из-за того, что туроператор не исполнил обязательства по договору, клиент вправе предъявить к туроператору либо туроператору и страховщику  .

Мировой судья частично удовлетворил иск потребителя: взыскал с российской турфирмы 10 208,8 ₽ за экскурсию, 1000 ₽ за моральный вред и 7500 ₽ расходов на юридические услуги. В остальных требованиях отказал. Апелляция оставила решение в силе  .

Посмотрите внимательно договор с российской компанией. Возможно, там указано, что она продает туры иностранного туроператора. Если гид в отеле — сотрудник этого туроператора, вы можете подать иск в российский суд к компании, у которой купили тур.

Если гид, у которого вы приобретали экскурсию, работает сам по себе, он ведет деятельность по турецким законам. Тогда российский суд не будет рассматривать иск.

Вы вправе обратиться в турецкий суд. Но я советую подумать, стоит ли возмещение платы за экскурсию всех усилий и судебных издержек. Ведь придется нанять юриста, который будет представлять ваши интересы в турецком суде. Возможно, уплатить госпошлину за рассмотрение дела и заверить перевод документов. Могут быть и другие расходы. Взвесьте сами, стоит ли затевать судебный процесс на таких условиях.

Анастасия КорниловаВозвращали деньги за экскурсии из-за болезни? Расскажите, как именно и удалось​ ли получить полную стоимость:
  • Marina IlinaПочти никогда не покупала экскурсии у туроператора - всё тоже самое раза 2 дешевле можно купить у местных турагаентств4
  • GerdaПохожая ситуация была два раза. В Венгрии в Хевизе лечила травму суставов, но все же заказали с мужем через тур оператора экскурсию в Будапешт. За день до поездки поняла, что пешая прогулка по городу с подъемом на гору в течение 4 часов не для меня. Стала советоваться с отельным гидом. Но она разубеждала меня и настаивала на поездке. В условиях договора было указано, что при отказе менее, чем за 24 часа стоимость не вернут. Времени почти не оставалось и тут гид пропала. Т.е. я не могла её нигде найти и отказаться. К счастью помогла женщина, работавшая с другой группой- она стала звонить нашей даме и та вышла на связь. Я до сих пор очень благодарна Галине, которая помогла вовремя разрулить ситуацию. Деньги нам вернули. Конечно, было понятно, что наша гид умышленно устранилась из "зоны доступа". Другой случай был в Карловых Варах. Оплатили поездку на обзор курортов с ужином в ресторане, пошли к автобусу и вдруг мне стало плохо- закружилась голова, состояние близкое к обмороку...Короче, просто не поехала, добралась до отеля и обнаружила, что температура у меня 38*. О возврате денег даже не помышляла, хотя на моё место кого-то посадили, т.е. экскурсию продали другому человеку. Обычно условия отмены очень строгие и надо о них читать.1
  • VerdandiОтельные гиды - это такая особая форма зла. Странно от них ждать чего-либо, кроме вранья, пустых угроз (в стиле "если вы не придете на встречу со мной, вас не заберут из отеля" - слышала такое в Турции и в Египте) и впаривания экскурсий. Стараюсь никаких дел с ними не иметь. Экскурсии покупаю либо на месте, либо заранее в Интернете. Еще и дешевле выходит.0

Сообщество