Почему люди с рациональным мышлением не всегда разумно тратят деньги?

21

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Бывают люди — рационалисты, а бывают — романтики. И если вторых сложно обвинить в том, что они навязывают кому-то своё мнение, то первые в силу поклонения нашего общества математике считают своим долгом учить людей жить «правильно».

Вот, например, прививки от коронавируса. На сегодня в России привито от коронавируса 51 из 146 млн человек или только каждый третий.

С учётом того, что, согласно статистике, гуманитариев и технарей примерно поровну. Казалось бы, привитых должно быть ну никак не менее 50%. Где же те самые рационалисты, которые в одних вопросах чрезвычайно рациональны, а в других вдруг абсолютно нерациональны? Как так вышло?

Вроде бы уже давно общество, по крайней мере публично, пришло к консенсусу, что тот, кто не прививается, — человек небольшого ума. Есть доказательная медицина, есть факты, есть спасённые жизни. Но люди всё равно не прививаются. Не прививаются те самые люди, которые тут же могут осуждать других людей, лечащихся гомеопатией. Ну то есть есть сахарок и выздоравливать — это не ок, а вот подвергать смертельному риску себя и окружающих — это ок. А в чём разница-то? Что за двойные стандарты?

А есть такие люди, которые покупают новый телефон, потому что старый «устарел». И это тоже, как правило, математики, рационалисты. Или компьютер или смарт-браслет или автомобиль. Причём это «устарел» имеет настолько размытые границы, что, как правило, никаких причин, кроме выхода новой модели телефона (новой игры для ПК) нет. Человек придумывает себе причину, по которой ему нужен этот новый телефон, компьютер или автомобиль (гигагерцы, терабайты, лошадиные силы). Потому что старые едут-звонят-работают точно так же, никакой разницы нет. И это ну очень похоже на гомеопатию, только на рынке гаджетов.

В общем, объясните мне, господа рационалисты и математики — в чём прикол? Почему нужен комп на процессоре i9, но не нужно прививаться? Почему гомеопатия — это бред, а покупка новой БМВ — не бред? Чем принципиально отличается Айфон, скажем, 4, от айфона, скажем, 13 — где та разница в 30 и более раз, которую мы наблюдаем в цене?

И значит ли это, что, если машины 2 и 22 лет от роду едут одни и те же разрешённые 60 км/ч по одним и тем же дорогам общего пользования, а компьютер за 400 000 рублей и компьютер за 4 000 рублей открывают одни и те же программы, которые разработчики оптимизировали даже для самых старых и слабых ПК. Пполучается, никакого смысла в этих супербыстрых машинах и компьютерах, кроме маркетингового, нет?

Или наоборот — если все однозначно признают, что новая машина лучше бэушной, то все должны и прививаться? Вообще все, абсолютно.

Не логично ли быть рациональными до конца? Или, наоборот, до конца быть нерациональными?


  • Олег Кузьминчё ???12
  • Иван ДрагоИ "физики" и "лирики" существуют не в сферическом вакууме, а в соверменном инфополе, в которое крупнейшие корпорации вливают миллиарды долларов на рекламу с мощностью промышленного насоса. "Не купил последний айфон - ты лох." "Не сменил машину после 3 лет - ты неудачник." Ну и живем мы в мире победившего капитализма, где деньги - мерило успеха, а демонстрация статуса - основа социального ранжирования. Тихие интеллектуалы с 3 верхними образованиями уже давно не в тренде. А социальная лестница и отношения в социуме (стае) - будут подревнее открытия электричества и многопоточных вычислений, это выжжено на подкорке не то что у сапиенсов, а еще у прото-обезьян...6
  • а что, на 4 айфоне на старых версиях приложений еще можно закрыть потребности вроде приема сообщений или листания интернетов в сафари?0
  • Златеника0
  • Филипп КругликовЗлатеника, 1) не у всех тарифы с включёнными смс-ками, хватит уже тупить) 2) подсчитайте на глаз сколько у вас сообщений в любом мессенджере в любом диалоге с ОДНИМ человеком. Подскажу - счёт на тысячи пойдёт , и это даже меньше чем за месяц. 3) на скриншоте 18 смс отправлено - и ещё 1800 сообщений в мессенджере за последнюю неделю проигнорировано0
  • Филипп КругликовЗлатеника, мадам, я от 4ки избавился за ~20$ (в полностью рабочем состоянии, не бита не крашена) сразу после обновления на 7ю ось когда она начала безбожно тормозить. Большинство приложений не поддерживают работу в осях старше 2-3х лет, в этом нет никакой надобности(ни со стороны юзеров, ни со стороны разрабов, ни со стороны Кука) Я могу вам посочувствовать лишь ваши страданиям , я знаю что такое крохотный экран 4ки на тормозящей оси. Сходите в магазин, откройте сафари на pro max - и узрите чудо чудесное0
  • ЗлатеникаФилипп, ну да да, всё так - у меня 18 сообщений в месяц и мне хватает Не у всех же в мессенджерах словесный понос)0
  • Филипп КругликовЗлатеника, ну так и не гребите всех под свою гребенку Я даже не упоминаю что в смс нельзя переслать фотки и Файлы. Вы же до сих живёте где то в середине 90х и отрицаете существование интернета, хотя в нём же сидите. Я уж не понимаю откуда у вас доход >7000$. Вам за троллинг столько платят что ли?0
  • Филипп КругликовЗлатеника, нот бэд!0
  • Финанса Геометриевна МатанализоваЗлатеника, если вас действительно всерьёз интересует ответ на этот вопрос, то вы не так его сформулировали. Дело не в физиках и лириках или рационалистах и романтиках. А в поведении потребителей инновационных продуктов (товаров или услуг), новинок и новшеств. Эта область знаний маркетинга. Об особенностях вывода на рынок/ продвижения каких-то новшеств разной степени революционности и актуальности технических устройств (от фена, миксера, электронных гаджетов, программного обеспечения до самолёта) информации в интернете много. А вот об особенностях вывода и продвижения на рынок того, что связано с приемом внутрь (пища, лекарства , мед.метолы, протезирование, прививки, в первую очередь) подробной информации очень мало. В теории и практике изучения закономерностей потребительского спроса большое значение имеет жизненный цикл продукта. И различают на разных этапах этого ЖЦ группы потребителей: сначала идут покупатели-новаторы, потом ранние последователи, за ними раннее большинство, и в конце консервативные покупатели. Названия групп у разных авторов могут отличаться, но суть одна и та же. Покупатели-новаторы считаются группой риска. Как минимум, они рискуют потерять деньги, купив фуфло вместо чего-то нового. Если речь идёт о новом туре или месте отдыха, или некачественном электротоваре, то может и здоровье пострадать, но не так серьезно, как при покупке , например, неизвестного вида пищи (яркий пример ГМО), нового лек.препарата. В этом случае количество позднего большинства и консерваторов больше в разы (это инстинкт и историческая данность). Сначала пусть шаман покамлает и в жертву богам кого-то принесет, сначала пусть ребе/мулла проведет ритуал и объявит это вот кошерным/халяльным, а потом уже, помолись, согласно принятой иерархии и паства потихоньку причастится. Сначала вакцину опробовали создатели и добровольцы из числа "вонючих учёных" (образное выражение г.Тинькова), потом - паникеры, ослабленные, переболевшие и/или их родня/друзья/соседи, ну и те, кого обязали это сделать в связи с местом работы, например. С бадами история вообще особая. Их начали продвигать по системе млм (личных продаж, выстроенных на схеме миссионерского продвижения христианской религии отсталым туземцам колоний).2
  • Финанса Геометриевна МатанализоваЗлатеника, а это ещё проще. Есть осознаваемое потребление И есть неосознаваемое потребительство. Кто живёт и действует осознанно, тот может объяснить причины своих поступков. А кто "реагирует на импульс", тот гнёт пальцы и делает всё, чтобы его считали крутым интеллектуалом/бузинесс-мэном. Был анекдот о новых русских в перестроечные годы: Новый русский учит своего сына: запомни, сыночка, распальцовка бывает трёх видов - вертикальная, горизонтальная и хаотическая.0
  • МурняторЗлатеника, сочувствую)0