Мнение: для карьерного старта лучше выбирать не курсы, а самую начальную позицию в компании
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Думаю, что начинать карьеру нужно не с курсов, а с самой простой позиции.
Такой вариант позволит хотя бы примерно получить представление, как устроены процессы в крупных компаниях. За несколько месяцев можно понять главное — что вообще нужно знать для работы.
Многие из этих вещей вполне можно освоить на месте, попросив коллег, погуглив или поспрашивав ChatGPT. Конечно, первые полгода-год зарплата будет маленькой, а задачи — скучными. Зато это почти гарантированный способ набрать опыт и быстро вырасти.
Для старта в ИТ подойдет даже банальная техподдержка. На первую линию берут всех подряд, там вечная текучка. Никаких особых навыков работодатели не требуют, достаточно уметь пользоваться компьютером.
Если у кандидата есть хоть какие-то технические навыки, можно пробиться сразу на вторую линию. Я говорю не о каких-то космических компетенциях, а об уровне «сделать сводную табличку в „Экселе“», «полистать логи и попытаться понять, где проблема», «настроить VPN», «расспросить клиента, что и в какой последовательности он делал, а потом воспроизвести это самому».
Главный секрет — это лень. Нужно пытаться упростить себе работу.
Не хотите ждать, пока разработчик сможет посмотреть две строчки в базе? Выпросите себе доступ на чтение, прогуглите, как написать самый простой SQL-запрос. Надоело постоянно делать одну и ту же работу из разряда «склей десять эксельников в один, поменяй в них названия колонок и загрузи в 1С»? Забиваете задачу в Гугл или спрашиваете у ChatGPT, выясняете, как можно написать скриптик на Python, который это будет автоматизировать. Пишете, тестируете — параллельно разберетесь и с языком.
Во-первых, так учиться гораздо легче. Вы занимаетесь в своем темпе и делаете задания, которые имеют реальный смысл и упрощают вам работу, а не бессмысленные упражнения типа «напишите программу подсчета яблок у Васи».
Во-вторых, сменить позицию внутри компании намного проще, чем устроиться со стороны. Вы всегда можете прийти и сказать: «Смотрите, я уже делаю такую-то работу, могу вот это и вот это, хорошо ориентируюсь в наших процессах, возьмите меня». За вас могут поручиться коллеги, с которыми вы работали, у которых просили помощи и совета. Ваши успехи подсвечивают, что вы реально инициативный, самостоятельный и обучаемый, а не просто написали строчку в резюме.
А курсы, на мой взгляд, страдают от обилия лишней информации, которая вам никогда не пригодится. При этом они отнимают кучу времени: приходится смотреть длиннющие видео с кучей воды и по 20 раз решать примитивные упражнения.
Еще всегда очень большой бонус — опыт в смежной сфере. Работали в продажах или маркетинге? Ищите компанию, которая внедряет или поддерживает CRM. На прошлой работе много пользовались «Экселем» и вообще у вас хорошо с математикой? Пробуйте устроиться младшим аналитиком. Десять лет проработали врачом, учителем, полицейским? Вас с радостью примут в компанию, которая поставляет информационные системы в больницы, электронные дневники и прочий специфический софт. Там постоянно не хватает экспертов, которые бы говорили с пользователями на одном языке.
А вообще, в случае проджектов, продактов, аналитиков, внедренцев смотрят в первую очередь не на знания, а на общую адекватность. Научить сообразительного, внимательного и общительного человека предметной области несложно. А вот опытного, но невнимательного и необязательного тугодума уже не исправишь.