Как покупать дешевые авиабилеты: 14 советов
Простых и универсальных способов экономии на авиабилетах не существует.
Чтобы меньше тратить, мне приходится самостоятельно составлять маршрут, проверять цены на разных сайтах, летать с пересадками, покупать билеты в определенные дни и держать в уме много другой информации.
Расскажу о способах сэкономить — я часто летаю и советую только то, что использую сам. «Почти бесплатных» билетов не обещаю, но путешествовать точно станет выгоднее.
Все цены в статье — за билет экономкласса в одну сторону на одного пассажира с багажом, если не указано другое. Еще я ссылаюсь на книги известных путешественников: «Теплая зимовка» Антона Кротова , «Как объехать весь мир на одну зарплату» Семена Павлюка и «Путешествия для всех» Валерия Шанина . Многие лайфхаки, связанные с поездками, я узнал именно из них.
Как сэкономить на авиабилетах
- Ищите субсидируемые билеты
- Сравнивайте цену в разных поисковиках и агентствах
- Планируйте маршрут через сухопутную границу России
- Отслеживайте цену в течение долгого времени
- Покупайте сразу билет туда и обратно
- Летайте с пересадкой
- Ждите или не ждите корректировки курса валют
- Составляйте маршрут самостоятельно
- Путешествуйте через хабы
- Выбирайте правильный день
- Следите за распродажами, акциями и проверяйте промокоды
- Ищите горящие билеты на чартеры
- Копите мили и получайте кэшбэк
- Летайте местными авиакомпаниями
Ищите субсидируемые билеты
Деньги на субсидируемые билеты выделяют из госбюджета. Так государство делает поездки доступнее для граждан и поддерживает непопулярные маршруты.
Субсидируемые билеты ориентированы не только на льготных пассажиров, например пенсионеров. Двумя программами может воспользоваться любой: субсидирования межрегиональных перевозок и социально значимых маршрутов Дальневосточного федерального округа. Никакие дополнительные документы для покупки таких билетов не нужны, но важно успеть их приобрести: их быстро разбирают.
В программе субсидирования межрегиональных перевозок 270 маршрутов, например Казань — Петрозаводск, Иркутск — Чита, Мурманск — Нижний Новгород. Рейсы выполняют «Аэрофлот», S7, Smartavia и другие перевозчики. «ЮВТ-аэро» 5 июня доставит из Казани в Калугу за 3700 ₽, Red Wings — из Челябинска в Нижневартовск 8 июня за 4800 ₽, «Руслайн» — из Котласа в Санкт-Петербург 8 июня за 5600 ₽, но без багажа. На момент поиска на сайте «Руслайна» недоступны специальные тарифы с багажом на этом направлении.
Программа поддержки социально значимых маршрутов ДФО включает 39 направлений. Это Северо-Курильск — Петропавловск-Камчатский, Улан-Удэ — Хужир, Владивосток — Комсомольск-на-Амуре и другие маршруты. Их обслуживает одна авиакомпания — «Аврора». Например, полет из Северо-Курильска в Петропавловск-Камчатский 4 октября обойдется в 3500 ₽.
Сравнивайте цену в разных поисковиках и агентствах
Авиакомпании в основном продают билеты через свой сайт и посредников — онлайн-агентства. Например, я покупал билеты в Aviakassa, Biletix, City.Travel, Mego Travel и других.
Чтобы не проверять стоимость билетов на множестве сайтов, путешественники пользуются поисковиками, которые еще называют агрегаторами. В России популярны Путешествия, «Авиасейлс» и Trip.com. Вы вбиваете в поисковик названия городов отправления и назначения и даты поездки, а он ищет билеты на сайтах авиакомпаний и агентств, с которыми сотрудничает. Результаты выдает на одной странице. Можно сразу увидеть, у кого дешевле, перейти на сайт авиакомпании или агентства и купить. Большинство агрегаторов сами не продают билеты, но Путешествия и Trip.com — исключение.
Купите билет со скидкой
У Путешествий много преимуществ. Есть рассрочка, круглосуточная поддержка, а за оплату авиабилетов картой Т-Банк начисляет кэшбэк до 7%. Есть и другие бонусы, например скидка 500 ₽ на первую покупку по промокоду TJAVIA. Он действует до конца 2024 года
Поисковики не сотрудничают со всеми перевозчиками и билетными агентствами в мире. Чтобы увидеть больше вариантов, советую проверять рейс на разных агрегаторах. Если в выдаче нет агентств, у которых вы ранее приобретали билеты и остались довольны сервисом, зайдите на их сайты отдельно. Если видите незнакомые агентства, почитайте отзывы о них на Форуме Винского.
В октябре 2023 года я планировал лететь из Касабланки в Каир. Рейсы по Африке дорогие, даже между крупными городами и развитыми странами. «Авиасейлс» предложил мне прямой перелет за 28 000—35 000 ₽, а потом я зашел на Trip.com и увидел билет за 22 900 ₽. Разброс цен объясняется тем, что с некоторыми агентствами перевозчики работают на особых условиях за счет больших продаж. Такие агентства могут позволить себе снизить цену.
Но бывают ситуации, когда агентства не получают доступ ко всем тарифам авиакомпании. Например, в феврале 2023 я летал из Ташкента в Каир. Прямых рейсов между городами нет. На «Авиасейлсе» предлагали билет на рейс Air Arabia с пересадкой в Шардже за 26 000 ₽ без багажа — варианта с включенным багажом просто не было. А на сайте Air Arabia я приобрел билет за 23 600 ₽ — с местом багажа на 30 килограммов.
Планируйте маршрут через сухопутную границу России
У России сухопутные границы с разными государствами, например с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Грузией, Китаем, Монголией и другими. При этом Эстония, Латвия, Литва и Польша не пускают к себе российских путешественников через внешнюю границу без уважительных причин. Финляндия закрыла все сухопутные погранпереходы с Россией. А Норвегия перестанет пускать туристов из России с 29 мая. Несмотря на ограничения, остались другие варианты, когда дешевле пересечь границу по суше и лететь дальше уже из соседней страны. Или не лететь — если эта страна и есть цель поездки. Расскажу на примере Грузии.
В мае 2023 года между Россией и Грузией снова запустили прямые рейсы. Они удобные, но билеты стоят недешево. Например, билет «Азимута» из Москвы в Тбилиси на 25 сентября обойдется в 17 000 ₽, а Georgian Airways — 37 200 ₽. Чтобы сэкономить на билетах в Грузию, можно добраться до Владикавказа, а оттуда на автобусе или машине доехать до Тбилиси. Тогда на дорогу уйдет 11 300—12 500 ₽.
Перелет прямым рейсом «Победы» из Москвы во Владикавказ 25 сентября обойдется в 8800 ₽. Место в машине или билет на автобус до Тбилиси — еще в 2500—3700 ₽. Подобрать нужный вариант можно на «Яндекс Путешествиях».
Прямой перелет из Москвы во Владикавказ займет 3,5 часа, а из Санкт-Петербурга — не больше 5. Поездка на машине или автобусе из Владикавказа в Тбилиси, как правило, длится около 7 часов.
Сухопутная граница между Россией и Грузией открыта для путешественников. Для поездки не нужны особые причины и коронавирусные справки. Для пересечения границы российским туристам понадобится только загранпаспорт.
Но нужно учитывать, что дорогу из Владикавказа в Тбилиси периодически перекрывают из-за погодных условий или ремонта некоторых участков. Оперативную информацию публикуют в телеграм-канале управления МЧС по Северной Осетии. А путешественники рассказывают о ситуации в телеграм-чате «Верхний Ларс».
Отслеживайте цену в течение долгого времени
Стоимость билета на регулярный рейс непредсказуема и зависит от спроса и предложения. Поэтому нельзя с уверенностью утверждать, что за три месяца до вылета билет будет дешевле, чем за один, или за два-три дня до отправления цена опустится до минимума. Пика спроса лучше по возможности избегать — он приходится на праздники, например Новый год, Пасху, школьные каникулы в Европе.
Я рекомендую проверять стоимость билетов в течение нескольких недель или пары месяцев. Так вы составите примерное представление о том, как колеблется цена на выбранном направлении. Если есть возможность, изменяйте дату вылета: стоимость на соседние даты может заметно отличаться. Советую совершать покупку, когда стоимость покажется комфортной, а не тянуть до последнего.
Антон Кротов в книге «Теплая зимовка» рекомендует проверять билеты за полгода или несколько месяцев. А Семен Павлюк в книге «Как объехать весь мир на одну зарплату» называет оптимальным для поиска период от двух до восьми месяцев до вылета.
22—23 января 2024 года я собирался лететь с подругой из Каира в Бангкок. Следить за динамикой цен на билеты стал в начале декабря. Тогда перелет стоил около 22 000 ₽ с человека. К новогодним праздникам стоимость поднялась до 24 000—25 000 ₽, а в первую неделю января снизилась до 21 000 ₽. Я взял билеты за 42 000 ₽, то есть по 21 000 ₽ с человека.
Получается, цена не зависела от того, сколько дней осталось до вылета. Но она определенно выросла, когда был ажиотажный спрос, — во время новогодних праздников. Похожую динамику я заметил в 2024 году на примере перелета из Бангкока в Куала-Лумпур: цена поднималась в период китайского Нового года, в середине и второй половине февраля.
Покупайте сразу билет туда и обратно
Зачастую купленный одной бронью билет туда-обратно дешевле, чем два отдельных по тому же маршруту. Авиакомпании делают скидку, чтобы привязать к себе пассажира в расчете продать дополнительные услуги на борту вроде выбора места.
Например, прямой перелет из Омска в Москву на 6 сентября стоит 9700 ₽, а туда-обратно на 6—13 сентября — 16 500 ₽. На международных рейсах разница более ощутимая: билет Москва — Аддис-Абеба на 6 сентября без пересадки обойдется в 59 800 ₽, а Москва — Аддис-Абеба — Москва с 6 по 20 сентября будет стоить 80 800 ₽.
Летайте с пересадкой
Здесь я подразумеваю пересадку и стыковку. И то и другое — остановка в промежуточном городе при полете из точки А в точку Б. Но пересадку делают при перелете по билетам, купленным по отдельности, — у них разные коды бронирования . А стыковку — если билет единый, с одинаковым кодом.
В первом случае рейсы обычно выполняют разные авиакомпании, во втором — одна или перевозчики в составе альянса. Если при полете с пересадкой первый самолет опоздает, второй билет сгорит, поэтому на пересадку надо закладывать время с запасом. В случае со стыковкой о пассажире заботится перевозчик — бесплатно пересаживает на следующий рейс и при необходимости может предоставить гостиницу и питание. Дальше в этом разделе я употребляю слова «пересадка» и «стыковка» как синонимы.
Перелет с пересадкой менее комфортен, чем прямой, поэтому нередко стоит дешевле, даже если оба сегмента выполняет одна авиакомпания. Пассажир теряет время, зато экономит деньги.
Например, билет на прямой рейс Москва — Хургада на 6 сентября стоит 49 200 ₽. А если лететь со стыковкой в Каире — 29 000 ₽. Улететь из Москвы в Дели напрямую 6 сентября можно за 52 700 ₽, а с пересадкой в Баку получится почти втрое дешевле — за 21 500 ₽.
У пересадки есть положительные и отрицательные стороны. Если она длинная, можно выйти в город. Это приятно, когда он новый для вас или когда в нем полно достопримечательностей, как в Стамбуле. Но когда перерыв между рейсами очень большой, придется платить за гостиницу и еду. Возможно, такой перелет окажется уже не дешевле, чем прямой.
Учитывайте правила транзита. Иногда для пересадки нужна транзитная виза. В общем, билеты с пересадкой нужно брать обдуманно.
Еще можно купить билет с пересадкой, но выйти в аэропорту стыковки. Такой способ подходит тем, кто ищет авиабилеты в Сербию, Китай и Оман. Авиакомпании этих стран часто продают билеты на дальние направления дешевле, чем в страну, где они базируются.
Например, билет на рейс Air Serbia из Москвы в Белград на 14 сентября продают за 52 200 ₽. А перелет рейсом этой же авиакомпании в этот же день по маршруту Москва — Белград — Стамбул обойдется в 41 200 ₽. Если вы возьмете билет до Стамбула, но выйдете в Белграде, сэкономите 11 000 ₽.
В 2022 году редактор Т—Ж применяла этот лайфхак для путешествия из России в Турцию и Катар. Перед покупкой билетов на прямые рейсы в эти страны рекомендую проверить, нет ли перелетов с пересадкой дешевле.
Если планируете завершить путешествие в аэропорту транзита, покупайте авиабилет только в одну сторону и без багажа. Если купите билет туда и обратно, при неявке на один из сегментов рейса авиакомпания может аннулировать обратный билет. Причем так делают не только российские, но и зарубежные перевозчики.
Учитывайте правила въезда в конечный пункт назначения, который указан в билете. Например, если пассажир летит в Маскат по билету Москва — Маскат — Дели и у него нет визы в Индию, его могут не посадить на рейс.
Ждите или не ждите корректировки курса валют
Авиакомпании загружают информацию о рейсах в базы данных — глобальные системы бронирования билетов, Global Distribution Systems, или GDS. Через GDS эти данные получают билетные агентства. Известные GDS — Amadeus и Sabre.
Из книги «Теплая зимовка» Антона Кротова я узнал, что перевозчики не меняют цены на билеты в соответствии с курсом валют в реальном времени. Обновление данных происходит раз в неделю — в ночь со вторника на среду.
Если курс национальной валюты внезапно обрушивается, это не отражается на стоимости авиабилетов моментально. Какое-то время они остаются доступны по старой цене. Можно этим воспользоваться и сэкономить.
Я столкнулся со скачкообразной корректировкой курса в марте 2022 года, когда купил билет из Йоханнесбурга в Каир за 24 600 ₽. Тогда эта цена показалась мне странной, заниженной. Несколько дней спустя она резко поднялась — до 35 000 ₽. Я был очень рад, что заранее озаботился покупкой и что произошло это в воскресенье — до обновления курса.
Составляйте маршрут самостоятельно
Поисковики не всегда умеют строить сложные маршруты, например с несколькими длинными стыковками. Или просто не подозревают о существовании определенных направлений, так как сотрудничают не со всеми перевозчиками и онлайн-агентствами.
Например, мне нужно улететь из Москвы в столицу Мадагаскара Антананариву. «Авиасейлс» показывает, что 21 сентября билет из Москвы стоит 90 500 ₽. Это перелет без риска: его выполняет одна авиакомпания — Ethiopian Airlines, пересадка тоже одна — в Аддис-Абебе. Другие варианты предполагают две-три пересадки и смену авиакомпаний. При таком сложном маршруте это опасно: если один рейс задержат и я не успею на следующий, все билеты сгорят, а деньги мне не вернут.
Чтобы не рисковать и сэкономить, я полечу с двухдневной пересадкой в ЮАР. Комфортный перелет Москва — Йоханнесбург 21 сентября с короткой стыковкой в Аддис-Абебе обойдется в 39 600 ₽. Затем проведу два-три дня в ЮАР — допустим, уеду на автобусе из Йоханнесбурга в Мбомбелу и возьму экскурсию в национальный парк Крюгера за 100 € (9252 ₽). 24 сентября улечу из Йоханнесбурга в Антананариву за 31 000 ₽ авиакомпанией Airlink. На перелеты я потрачу 70 600 ₽. Разницу в 19 900 ₽ мне, как любителю природы, будет совсем не жалко оставить в ЮАР.
Иногда выгоднее купить билеты туда и обратно разными бронями. Например, в одну сторону летите одной авиакомпанией, а обратно — другой. При этом пункты прибытия и вылета за рубежом могут быть разными: не Москва — Ташкент и Ташкент — Москва, а Москва — Бухара и Ташкент — Москва. Билеты Москва — Ташкент — Москва на 6—13 сентября стоят 31 400 ₽, а отдельные билеты Москва — Бухара и Ташкент — Москва — 29 300 ₽.
Самостоятельное продумывание маршрутов помогает попадать в страны, с которыми у России нет прямого авиасообщения. Например, это большинство государств Европы. Улететь в Париж, Вену, Рим, Софию и другие европейские города можно через Ереван. Из России в Армению летает множество в том числе российских авиакомпаний, причем не только из Москвы, но и из других городов. А из Еревана в Европу — лоукостеры Wizz Air и Transavia .
Еще из Еревана летает лоукостер Fly One, но не могу его рекомендовать. Многие туристы жалуются, что эта авиакомпания часто задерживает рейсы на несколько часов или даже суток. Такая задержка может испортить отпуск.
Например, Turkish Airlines предлагает добраться из Москвы в Венецию с пересадкой в Стамбуле 6 сентября за 61 500 ₽. Чтобы сэкономить, можно улететь в Венецию через Армению. Сначала купить авиабилет до Еревана, на разные даты в сентябре это обойдется в 10 000—15 000 ₽, а потом — из Еревана в Венецию. Такой билет будет стоить 25 000—30 000 ₽. Таким образом, дорога из Москвы в Венецию обойдется в 35 000—45 000 ₽. Получится сэкономить около 16 000—26 000 ₽.
Путешествуйте через хабы
Хаб — это важный аэропорт, связанный прямыми рейсами со множеством городов из разных регионов. Такие узловые аэропорты обычно самые загруженные в пределах географического региона или целого континента. Например, для Южной Африки это Йоханнесбург, для Западной Африки — Касабланка, для Южной Америки — Сан-Паулу, для Океании — Нанди, для Юго-Восточной Азии — Бангкок, для Европы — Франкфурт-на-Майне.
Чтобы найти хабы, я обычно пишу в поисковике что-то вроде list of busiest airports in Africa — «список аэропортов с самым большим пассажиропотоком в Африке» — или подставляю другой континент либо географический регион. Потом ищу в выдаче сайт, которому доверяю, например Morocco World News. После этого смотрю онлайн-табло аэропортов в сервисе «Яндекс Расписания». Аэропорт может быть загруженным, но работать на один регион — как Хургада: она связана в основном с Европой. Это не хаб. Еще про узловые аэропорты я узнаю из путеводителей и лекций путешественников.
От хабов расходятся сотни маршрутов. Особенно высока конкуренция авиакомпаний на рейсах между узловыми аэропортами. От этого выигрывают пассажиры: цены на билеты ниже, чем на непопулярных направлениях. Поэтому важно знать хабы и строить маршруты через них.
Например, те, кто направляется на сафари в Ботсвану, могут прилететь из Москвы в Йоханнесбург 11 сентября за 32 900 ₽, а оттуда отправиться в Габороне, столицу Ботсваны, за 480 ZAR (2390 ₽) на автобусе Intercape. Похожим образом добираются на пляжи Мозамбика. Если хочется в Марракеш и Танжер, не обязательно выстраивать сложный маршрут с несколькими пересадками: летим прямым рейсом из Москвы в Касабланку 2 сентября за 34 400 ₽, а затем едем на дешевом и комфортабельном поезде или автобусе в любой из городов.
Выбирайте правильный день
Семен Павлюк в книге «Как объехать весь мир на одну зарплату» пишет, что в пятницу и выходные регулярные рейсы обычно дороже, чем в остальные дни. Наименее загруженными он называет вторник и четверг. Валерий Шанин в книге «Путешествия для всех» рассказывает, что билеты с вылетом во вторник и среду дешевле, чем в пятницу и воскресенье. По моему опыту, эти правила работают — их стоит держать в уме при планировании путешествия.
На сайте Malaysia Airlines я проанализировал стоимость билетов Бангкок — Куала-Лумпур с вылетом в 11:05 и прибытием в 14:15. Взял даты с 22 по 28 апреля. Оказалось, что самые доступные тарифы разобрали во все дни, кроме вторника и четверга. Дешевле всего было бы вылететь в четверг — за 2550 THB (6579 ₽), а дороже всего вышло бы в воскресенье — за 6730 THB (17 365 ₽). Но если поторопиться с поиском, можно урвать доступные тарифы и на воскресенье. Так, мне удалось купить билет из Бангкока в Куала-Лумпур за 6500 ₽ с вылетом в воскресенье, 21 апреля. Я взял билет почти за полтора месяца.
Следите за распродажами, акциями и проверяйте промокоды
В межсезонье авиакомпании устраивают распродажи — стараются продать места на непопулярных рейсах. Обычно скидка действует на тариф без учета сборов и применяется на полеты только в одну сторону. Багаж в такой билет может быть не включен. Чаще скидка — всего 5—10%, но иногда бывают более выгодные акции, по которым билеты продают за 500—1000 ₽. Решение надо принимать быстро: распродажа может длиться всего 24 часа.
Заранее об акциях предупреждают редко. Чтобы быть в курсе, советую подписаться на рассылки авиакомпаний. Среди российских перевозчиков они есть у «Азимута», «Победы», «России», S7, Smartavia и других. О распродажах одним из первых в интернете пишет сайт Vandrouki.ru. Промокоды разных авиакомпаний собирают пользователи Форума Винского в отдельном разделе.
Ищите дешевые билеты в телеграм-канале Чемодана
Редакция Путешествий ежедневно публикует в своем канале самое важное, что нужно знать путешественникам. Кроме путеводителей и новостей для туристов делится интересными акциями авиакомпаний и приятными бонусами от Т-Банка
Если интересуют не только акции и промокоды, а в целом снижение цены на перелеты, подпишитесь на уведомления от поисковиков и агентств. Мне на почту приходят рассылки нескольких авиакомпаний, но я никогда не участвовал в их акциях: я не отправляюсь в путешествия спонтанно, а планирую их заранее. Как мне кажется, распродажи и промокоды рассчитаны на тех, кто не решил, куда поехать, и готов сорваться в любой момент.
Это не значит, что у неспонтанных путешественников нет шансов летать дешево: 16 апреля 2021 года я купил билет Стамбул — Тбилиси с вылетом 30 апреля за 1700 ₽ с учетом багажа. Это был мой самый дешевый международный перелет.
Ищите горящие билеты на чартеры
Чартер — самолет, который арендовал один из туроператоров. На нем он доставляет организованных путешественников на курорты в Египте, Таиланде, Турции и других странах. Если на борту остаются свободные места, туристическая компания продает их всем желающим, а не только тем, кто оплатил тур.
Билеты на чартеры дешевеют при приближении даты вылета. Это логично: туроператор пытается хоть что-то на них заработать, пока они не сгорели. Отсюда появилось выражение «горящие билеты». Оно относится только к чартерам. На регулярных рейсах такого не бывает.
Я согласен с бывшим турагентом Надеждой Двойниковой в том, что покупка дешевых билетов на чартер — это лотерея. Спрогнозировать их появление почти невозможно. Остается искать такие предложения на сайтах туроператоров и билетных агентств — они попадают в выдачу «Авиасейлса», причем поисковик снабжает их пометкой «Чартер». Еще о чартерах пишет сайт Vandrouki.ru.
У чартеров два плюса: они могут быть фантастически дешевыми и летать из городов, откуда нет регулярных рейсов. Минусов гораздо больше:
- Дешевые обычно только билеты в один конец, улететь обратно — в несколько раз дороже.
- Вылет чартеров иногда переносят на несколько часов или даже дней — предсказать это нельзя.
- В некоторых странах по-своему регулируют чартеры. Например, туристы, которые прилетают в Индию на чартере, должны покинуть страну тоже на чартере .
Меня эти ограничения не устраивают, поэтому я никогда всерьез не рассматриваю покупку билетов на чартеры. Но это может быть заманчивым вариантом для туристов, у которых нет четкого плана и кто согласен сегодня-завтра отправиться на любой курорт.
Копите мили и получайте кэшбэк
Авиакомпании мечтают сделать любого пассажира постоянным клиентом. Частично им это удается благодаря программам лояльности.
Если пассажир зарегистрировался в программе, он получает баллы за перелеты рейсами этого перевозчика и покупки у партнеров, например отелей и ресторанов. Накопив определенное количество миль, он может обменять их на билет или повысить класс с эконома до бизнеса.
У программ лояльности много недостатков. За мили выкупают только тарифную часть билета, за таксы и сборы придется доплачивать. Это может оказаться дороже, чем перелет другой авиакомпанией. Мили не лежат на счете вечно, у них ограниченный срок действия. Например, у «Аэрофлота» они сгорают, если летать за деньги реже чем раз в два года .
В книгах и статьях известных путешественников и тревел-блогеров я прочитал, что реальную выгоду из программ лояльности извлекают в основном те, кто часто летает за чужой счет, — сотрудники в командировке и чиновники.
Я не участвую в программах лояльности, но обратил внимание, что у Т-Банка есть своя мильная карта — ALL Airlines. Кэшбэк по ней приходит милями, например 2% за любые покупки и 7% за билеты на Путешествиях. Эти мили можно обменять на билет любой авиакомпании, а не только той, в программе лояльности которой вы состоите. В 2025 году я планирую много летать по России и компенсировать несколько билетов за счет этой кредитки.
Летайте местными авиакомпаниями
На местном рынке часто работают государственные авиакомпании, у которых могут быть низкие цены на билеты. Рекомендую перед поездкой проверять стоимость внутренних перелетов. Если она адекватная, можно посетить больше интересных мест.
Например, в Таджикистане бюджетные перелеты предлагает государственный перевозчик Somon Air. В Узбекистане — Uzbekistan Airways. Я летал этой авиакомпанией из Ташкента в Самарканд за 1100 ₽ и из Бухары в Ташкент за 1800 ₽. Оба перелета включали багаж.
Ради интереса я проверил стоимость на этих направлениях в сентябре 2024 года. В целом она слабо изменилась. Но сентябрь — высокий сезон в Узбекистане. Еще между Ташкентом, Самаркандом и Бухарой ходит суперсовременный поезд «Афросиаб», но билеты на него быстро разбирают.