Дневники трат — одна из самых популярных рубрик в Т—Ж.
Чтобы разобраться, как устроена работа над дневниками, мы пригласили в рубрику АМА шеф-редактора Анну Кондрашову. Она ответила на вопросы читателей: как редактируются дневники, как в них проверяются факты и от чего зависит график выпуска. Собрали ответы в одном материале.
Как редакция выбирает героев будущих дневников?
Как происходит выбор, чей дневник публиковать, а чей — нет?
Читатель, который впервые хочет написать дневник, сначала заполняет анкету героя. Если текст не нарушает правила Сообщества Т—Ж, мы публикуем его в потоке «Заявки на дневники трат».
Есть много критериев, по которым мы решаем, предложить ли кандидату написать дневник. Основные — это голоса читателей под заявкой, то, насколько подробно она заполнена, базовая информация о герое и его поведение в комментариях.
Под текстом заявки можно задавать кандидату вопросы и голосовать: хотели бы вы прочитать его дневник или все зависит от того, что он расскажет.
Слишком краткая заявка может негативно повлиять на решение заказать дневник. Если кандидат заполнил анкету очень лаконично, есть шанс, что и дневник получится таким же, а важные подробности придется долго выспрашивать. Лучше заполнять заявку по шаблону из нашей методички.
Еще мы смотрим на профессию кандидата, его доход и регион, в котором он живет. Не хотелось бы целый месяц выпускать, например, дневники одних айтишников или москвичей. Поэтому бывает, что заявка интересная, но у нас в работе и так много дневников людей такой же профессии. Тогда мы связываемся с кандидатом только через несколько месяцев.
Если герой хамит читателям или нарушает в комментариях другие правила Сообщества, мы вообще не предлагаем ему написать дневник трат.
Ищет ли сама редакция героев?
Предлагаете ли вы авторам, которые еще не писали дневники, или активным комментаторам их написать?
Нам очень хочется публиковать дневники людей необычных профессий или с интересной судьбой. Иногда мы видим их в комментариях или находим в соцсетях. Но не все откликаются на приглашения написать дневник. Если у вас есть такие знакомые, не стесняйтесь рассказывать им про дневники.
Еще мы можем сами связаться с легендами Т—Ж или просто с активными комментаторами. Но и здесь соглашаются далеко не все.
Сниму сразу несколько стоп-факторов, из-за которых нам отказывают. Всепоглощающей откровенности от героев никто не требует. К тому же дневники анонимны — если вы популярны на просторах Т—Ж, можете создать другой аккаунт и даже редакции не рассказать, что вы — это вы. Просто с удовольствием писать дневник и делиться в нем тем, что считаете нужным.
Мы обязательно уточняем все про финансы и недвижимость: есть ли у вас доля в квартире родителей, как удалось накопить на первоначальный взнос по ипотеке, сколько зарабатывает ваш партнер и кем он работает. Мы не спрашиваем у героев про секс, диагнозы, вероисповедание, не интересуемся, почему у героя нет детей или как вышло, что он стал многодетным. Если вопрос, который не касается финансов, покажется слишком личным, не обязательно на него отвечать.
Если вы живете в маленьком городе, можно указать только регион или федеральный округ. Если у вас редкая профессия — подумаем, что с этим делать. Приведу пример: можно написать «сотрудник МФЦ» вместо «бухгалтер в МФЦ».
В общем, вариантов много. Было бы здорово, если бы активные комментаторы дневников тоже рассказывали о себе. Пусть и оставаясь неузнанными. Ведь написание дневника — интересный опыт.
Будут ли в журнале неанонимные дневники трат?
Вроде были дневники, герои которых не были анонимами. Вы такое допускаете в будущем?
Вышел день из жизни, где мы не стали скрывать личность автора. Его написала инвестор Анастасия Чижевская. Это был эксперимент: хотелось показать читателям, как распоряжается деньгами известный человек с большим доходом. Планируем развивать это направление.
Кто может написать повторный дневник трат?
Как принимается решение, кому предложить повторный дневник? Или предлагаете всем, но кто-то отказывается? Почему за повторные дневники перестали платить деньги?
В начале каждого месяца мы перечитываем дневники, которые выходили год назад. Смотрим, какие чаще всего добавляли в закладки, у каких больше лайков и комментариев.
Еще мы смотрим, какими планами делился герой в первом дневнике. Если он собирался эмигрировать, осваивал новую профессию, ждал развода или рождения ребенка, спустя год ему наверняка напишет наш продюсер. Интересно показывать читателям, насколько сильно может измениться жизнь.
Если кто-то не получил приглашение написать повторный дневник, но очень хочет это сделать, можно написать нашему продюсеру и рассказать о своих новостях. Ее логин в «Телеграме» — @anastasia_tutukova, почта — tutukova.anastasia@gmail.com. Либо можно заполнить заявку и указать в ней ссылку на первый дневник. Это допустимо хоть через три года после его публикации.
До весны 2023 года мы платили героям за повторные дневники, но потом перестали. Не хочется, чтобы кто-то заставлял себя писать исключительно ради денег, тогда работа над дневником не принесет удовольствие ни герою, ни редакции. Лучшие мотиваторы — желание рассказать о жизни, поделиться мыслями, проанализировать траты и пообщаться с читателями.
Будут ли еще выходить третьи дневники трат?
Будут еще третьи дневники или вы сочли новогодний эксперимент неудачным?
До 2024 года у нас было правило не публиковать третьи дневники. Хотелось — и по-прежнему хочется — знакомить читателей с новыми героями, а не превращать рубрику в мемуары нескольких человек. Но в комментариях читатели много раз просили сделать исключение для любимых героев. Не могу сказать, что повлиял конкретный комментарий или уговоры конкретного человека, — мы просто уловили общий посыл и пошли навстречу аудитории.
Сначала появилась рубрика «День из жизни». В ней можно сколько угодно раз заполнять анкету и рассказывать про свой день.
Потом в качестве новогоднего подарка в январе 2024 года мы выпустили третьи дневники популярных героев: Поющей в Коровнике, Darth Sidious, Супер Мамы и Somename. Приоткрою завесу тайны: мы предлагали написать третий дневник не только им. Но кто-то не ответил на мои сообщения, а кто-то не нашел времени на очередной дневник.
Я считаю эксперимент с третьими дневниками удачным. Возможно, когда-нибудь мы его повторим. Пишите в комментариях к этой статье, чьи третьи дневники вы хотели бы почитать.
Как редактируются дневники?
Что происходит с текстом после того, как автор нажал кнопку «Отправить»? Насколько сильно опубликованный текст отличается от того, что изначально присылают авторы? Сильно ли вмешивается редактор?
С понравившимися кандидатами связывается продюсер и отправляет ссылки на методичку для героев и на секретную анкету. Ее нужно заполнять семь раз и описывать по очереди каждый день. Из полученных текстов мы собираем дневник трат. Если герой не смог описать неделю, предлагаем выпустить описание каких-то дней в рубрике «День из жизни».
Сначала редактор читает текст дневника и задает уточняющие вопросы. Одни герои отвечают подробно, другие — кратко. Поэтому есть объемные дневники, а есть маленькие. Если герой не хочет раскрывать какие-то подробности, мы добавляем в текст пометку, что он не готов об этом говорить. У нас нет цели залезть к человеку в душу.
Как только герой ответил на вопросы, дневник переходит другому редактору. Он и готовит текст к выпуску.
Во время редактуры наша цель — сохранить стиль и мысли автора, но сделать текст понятным и простым для восприятия. Мы оставляем мемы, словечки вроде «подружани» и МЧ, шутки и мемы. Если герой готов называть жену только супругой или своей Дамой, не спорим с ним. Мы не дописываем ничего за героя. То есть редактура чисто косметическая.
Вот что мы обычно делаем:
- разбиваем на части слишком длинные предложения;
- даем определения терминам;
- убираем канцеляризмы;
- можем слегка изменить структуру, например перенести рассказ про карьеру из анкеты в описание дня;
- придумываем подписи к фото;
- оформляем текст по стандартам журнала — расставляем правильные кавычки и тире.
После редактора текст смотрит корректор. Он исправляет пропущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
С момента, когда герою задали вопросы, у него есть доступ к документу с дневником. Можно наблюдать, как меняется текст, и оставлять комментарии редактору. Мы стараемся к ним прислушиваться. А перед выпуском продюсер дополнительно показывает герою сверстанный вариант дневника. Даже в этот момент в тексте можно что-то поправить.
Какие правила распространяются на дневники трат?
Есть ли редполитика для текстов, написанных читателями? Кроме очевидного вроде «не развивать дискуссии о просто политике».
На дневники трат распространяются правила Сообщества Т—Ж. А также общие правила пользования сайтом. Когда мы читаем заявки на дневники и черновики, проверяем, чтобы тексты не нарушали эти правила. Для комментаторов отдельно написаны правила поведения в комментариях.
Какие вопросы редакция задает героям?
Зачем выспрашивать у авторов всякие подробности из личной жизни? Я имею в виду именно вопросы редакции к черновику. Задавали бы больше вопросов именно про деньги: как копили, как накопили, откуда взяли, где не сходится и так далее.
Мы всегда спрашиваем, как распределены накопления, что в брокерском портфеле у героя, откуда взялись деньги на первоначальный взнос по ипотеке.
Но есть и другие пункты, которые обязательны для дневников трат. Например, есть ли у героя партнер, работает ли он, сколько у них детей, какого они возраста. Платит ли герой алименты. Это относится к личной жизни, но в то же время влияет на финансы в семье. Поэтому мы не можем не спросить. Многие герои рассказывают что-то сами, и мы оставляем это, потому что для них важны какие-то детали.
Мы никогда не спрашиваем про политические убеждения. Но когда началась СВО, могли поинтересоваться, как на героя повлияли эти события. Может, он ощутил рост цен на какие-то товары, у него просел портфель, он решил уехать за границу и много на это потратил и так далее.
Раньше мы могли спросить, планирует ли герой детей, потому что это сильно влияет на финансы пары. Но всегда предупреждали, что на этот вопрос можно не отвечать, если не хочется. Сейчас стараемся об этом не спрашивать, потому что для многих эта тема болезненная. Но часто герои сами про это рассказывают.
Подробности, которые нас интересуют, не относятся к разряду скандальных. Что скандального в завтраке героя? А в его плейлисте? Если мы просим героиню, которая готовится к свадьбе, показать свадебное платье, не ждем, что оно вызовет скандал в комментариях.
Наша задача — воссоздать контекст трат. Никто не стал бы читать дневник, который выглядит так:
08:00. Заплатил за маршрутку 50 ₽.
13:00. Поел в столовой за 600 ₽.
18:00. Опять маршрутка за 50 ₽, но уже с работы.
19:00. Купил продукты — 2500 ₽.
Как в редакции относятся к триггерным темам?
Бывало ли, что на этапе редактирования дневника вы понимали, что что-то в словах автора или в его фото 100% триггернет публику? Пытались ли сгладить углы? Я не про политику, религию, а про что-то бытовое, например фото веками не мытой кружки.
А может, что-то вы, наоборот, оставляли, предвкушая пользовательскую активность? И было ли такое, что дневник скучный, а вы подбивали автора добавить что-то, зная, что по автору потом пройдутся?
Детали фото вроде немытой кружки мы не ретушируем. Мало ли по какой причине ее не помыли. Мы можем разве что заблюрить на снимке монитор или блокнот с личными записями, чтобы героя не узнали.
Несколько лет мы оставляли в дневниках все, что автор о себе рассказал. Но потом поняли, что некоторые ситуации чересчур спорные и слишком личные, а описать весь контекст за неделю невозможно. Сейчас мы можем предложить герою убрать из дневника некоторые триггерные детали, которые, на наш взгляд, могут быть вырваны из контекста и вызвать неоднозначную реакцию.
Но, во-первых, не всегда можно предсказать, как комментаторы отреагируют на тот или иной факт. Во-вторых, некоторые пункты обязательны для дневников, например возраст партнера и количество детей. То есть мы обязаны про них спросить. И порой именно они вызывают негатив в комментариях.
Мне бы хотелось, чтобы в комментариях к дневникам меньше оценивали и осуждали героев. Ведь они добровольно соглашаются пустить нас в свою неделю и тем самым показывают, насколько разными бывают жизненные стратегии. Поэтому я бы хотела, чтобы читатели помнили: герои дневников прилагают много усилий, чтобы сделать утро в журнале интересным. И относились к ним с уважением.
Как проверяются факты и фото в дневниках?
Как так получается, что иногда вы публикуете дневник, а потом говорите, что автор наврал? Что и как выясняется после публикации, чего нельзя было узнать до?
Мы стараемся тщательно проверять информацию в дневниках, но наши возможности не безграничны. Бывает, что детали из текста кажутся подозрительными: например, у героя очень высокая зарплата, большие накопления при скромных доходах, описание жилья не совпадает с фото. Тогда мы просим прислать дополнительные снимки или что-то еще, чтобы проверить написанное.
Не требуем паспорт, не проверяем прописку и не просим скан трудовой книжки — герой сам выбирает, с помощью чего нас убедить. А если отказывается или присланное не кажется убедительным, мы прекращаем работу над дневником еще до публикации.
Но для большинства героев подтвердить факты — не проблема. Мне не раз присылали фото и видео на фоне нашей переписки с телефоном в руках. На экране был виден, например, криптокошелек. Кто-то отправлял фото с дипломом вуза и селфи на рабочем месте. Кто-то — снимок бейджа с работы или скан приказа о трудоустройстве.
Конечно, любое доказательство можно подделать, но мы не следственный комитет и в целом — за доверие. Дневники анонимны, и этого должно быть достаточно, чтобы поступать честно с редакцией и читателями. Неприятно, когда нашим доверием злоупотребляют.
Вышло два дневника, которые оказались полностью выдуманы: «психолога хосписа» и «студента медицинского вуза и медбрата». Сейчас в заголовках этих дневников профессии заключены в кавычки. Тексты написал один и тот же человек, который не имеет отношения к медицине.
Я уже рассказывала, как выяснилось, что нас обманули. Мы не скрыли этот факт, а разместили в начале дневников соответствующие плашки. Считаю, что это честно. Других дневников, которые полностью выдуманы, в журнале нет.
Бывало, герои обманывали редакцию насчет своего возраста, города или профессии. Если мы это выясняли, тоже размещали соответствующие плашки. Только дневник «кволити-менеджера» пришлось полностью скрыть. Но все эти случаи можно пересчитать по пальцам.
Иногда в дневники попадают фото из интернета, хотя мы просим добавлять только личные. Так получилось с дневником судмедэксперта из Красноярского края. Герои, в том числе судмедэксперт, присылают их по разным причинам. Одни считают, что плохо фотографируют. Другие вспоминают просьбу прислать снимок в последний момент. Третьи боятся, что по личным фото их узнают. Но это напрасные переживания: если не хочется делать фото, можно просто написать об этом редактору, который работает над дневником. Он подумает, как быть.
Почему дневники не всегда выходят каждый день?
Почему раньше был четкий график выхода дневников: сначала по пятницам, потом два раза в неделю, три раза, ежедневно, — а теперь все непредсказуемо: то каждый день, то два раза в неделю, то вообще внезапные каникулы? Дневников стало меньше, потому что стало меньше желающих их писать? Продвижение дней из жизни тоже связано с кризисом рубрики?
За годы работы над рубрикой мы поняли, как много значит сезонность. Перед Новым годом все покупают подарки, а летом хотят гулять, ездить на дачу и в отпуск, а не корпеть над черновиками. Вот почему в такие периоды нам всегда присылают меньше дневников и мы сокращаем объем выпуска. К тому же летом мы тоже хотим успеть отдохнуть: держать ежедневный выпуск круглый год не так просто. Поэтому в июле этого года мы решили уйти на короткие каникулы.
Мы видим, что и события в мире влияют на то, как люди пишут дневники. В 2022 году многие спасали свое ментальное здоровье или переезжали. Весной 2023 года дружно возвращались домой. Героям было не до черновиков, и объем выпуска тоже несколько раз уменьшался.
Мы пообщались со многими героями и убедились, что в определенные периоды недельные дневники даются им тяжело. Это одна из причин, почему мы запустили рубрику «День из жизни». Там можно написать облегченную версию дневника трат. Летом, например, многим проще описать день, чем целую неделю. Я рада, что сейчас с помощью этой рубрики больше людей могут рассказывать о своей жизни.
Еще мы видим, что некоторые герои отказываются писать дневники, столкнувшись с хейтом в комментариях к своей заявке. А кто-то начинает, но видит негатив по отношению к другим героям. Понимает, что его история тоже может вызвать жаркие дискуссии, и просто не хочет этого. Поэтому я еще раз хочу попросить относиться к героям дневников бережно и с уважением. Ведь чтобы подробно и откровенно рассказать о своей жизни, нужна смелость. И мы понимаем, что не каждый готов это сделать, особенно когда далеко не все комментаторы выбирают слова.
Почему дневники не снимают с публикации?
Были ли случаи, когда авторы просили снять дневник с публикации? По каким причинам это происходило?
Если герой уже пишет дневник, вероятность 99%, что мы его выпустим. Но в одном случае из ста мы сами прекращаем над ним работать еще до выпуска. Вот основные причины:
- герой нарушает правила Сообщества. Допустим, ставит на аватарку логотип своей компании или рекламирует в комментариях свой канал в «Телеграме»;
- черновик дневника очень маленький, меньше 25 тысяч знаков с пробелами, а герой не отвечает на вопросы редакции;
- герой хамит редактору.
Несколько раз в год герои просят скрыть уже опубликованные дневники. Причины все те же — негатив в комментариях и деанон. Но мы не снимаем дневники с публикации. Чтобы регулярно публиковать их, мы тратим свои ресурсы. Нам как журналу нужно выпускать статьи ежедневно, на это уходят деньги, зато потом тексты не одну неделю приносят нам трафик. Поэтому мы не готовы скрывать материалы, на которые уже потратили много ресурсов.
В методичке мы предупреждаем героев, что права на их тексты переходят к нам. Что мы не снимаем их с публикации только потому, что кто-то передумал делиться подробностями своей жизни. Поэтому мы надеемся, что каждый автор оценивает риски перед тем, как начинает писать текст.
При этом в большинстве случаев мы идем героям навстречу — если их вдруг узнали, мы готовы убрать детали, которые оказались разоблачающими. Также мы модерируем комментарии и строго относимся ко всем, кто пытается деанонить героя. Обычно этого достаточно, чтобы герою стало спокойнее.
Какие дневники любимые у шефа рубрики?
Какие у вас самые любимые и нелюбимые дневники трат?
Я нахожу что-то интересное и полезное в каждом дневнике. Любимых дневников у меня нет, нахожу что-то ценное в каждом. Особенно люблю читать про то, как герои преодолели сложные обстоятельства и в итоге многого добились. Пример такой истории — дневник трат разработчика в Ереване с зарплатой 8333 $. Герой несколько лет боролся с депрессией, преодолел ее, реализовался как специалист и нашел семейное счастье.
Мне нравится открывать для себя новые способы экономии, инструменты для ведения бюджета и накоплений. Иногда кажется, что уже все знаю, и вдруг вижу что-то новое в дневнике. А некоторые дневники вдохновили меня на долгосрочные планы, и теперь я к ним иду.
Нам всем в редакции приятно осознавать, что мы даем героям возможность проанализировать траты, рассказать о себе, поделиться мыслями и планами. Что результаты нашей работы делают утро читателей интересным.