Как я побывал в Казахстане и Узбекистане и потратил 800 $ за месяц

Я обожаю путешествовать и всегда тщательно подхожу к планированию маршрутов. Но иногда поездки бывают спонтанными, как это получилось со Средней Азией в сентябре: за полтора месяца я посетил Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан.

В этой статье я расскажу про первую часть путешествия по маршруту: Актобе — Шымкент — Парки Шымкента — Ташкент — Бухара — Самарканд.

Актобе

23 сентября мы с другом Данилом выехали из Стерлитамака в Оренбург и отправились в сторону казахстанской границы. У нас ушло по семь часов и по 50 долларов. Здесь и далее расчеты привожу в долларах США. На границе мы простояли около трех часов, никаких проблем с пограничниками не возникло. Лично меня здорово спасают штампы более чем тридцати стран в паспорте, который, как и зачетная книжка, с определенного момента начинает работать на тебя.

Чтобы добраться до Актобе, пришлось отдать по 100 долларов. Как и в других северных городах Казахстана, все объекты размещения были заняты. Оставаться в Актобе не было смысла, равно как и ехать в переполненные соотечественниками Астану или Алматы. Выбор пал на теплый Шымкент, место в минивэне стоило 50 долларов. За двадцать часов мы преодолели путь в полторы тысячи километров: весь Казахстан с севера на юг через Аральское море и Байконур.

Шымкент

25 сентября мы были в Шымкенте. Еще в дороге я забронировал номер в весьма неплохом Bereke Hostel всего за 5 долларов за ночь с человека, где мы спокойно и экономно провели первые недели. 26 сентября в Шымкент по нашим следам прибыли наши друзья Тагир, Рома и примкнувший к ним в дороге Артур. Им уже пришлось провести на границе аж девять часов под дождем и потратить гораздо больше денег.

Первым делом я занялся решением юридических и финансовых вопросов: меньше чем за неделю у меня появилась регистрация, индивидуальный идентификационный номер и банковская карта. Ни в одной из моих стран это комбо не набиралось так быстро. Карту Kaspi я получил за день, что открыло мне доступ к их экосистеме с кучей полезных сервисов. Еще через неделю я открыл мультивалютный счет в банке Freedom Finance, к которому позже подключил брокерский счет.

Парки Шымкента

Шымкент — ухоженный и зеленый город, по которому приятно гулять. В самом городе мне понравились местный Арбат, цитадель старого города, набережная речки Кошкар Ата, а также роскошные Парк и Монумент Независимости. В черте города расположены Парк Байдибек-би с монументом основателю города, Парк «Жайлаукөл» с искусственным озером и колесом обозрения, тихий Дендропарк и Шымкентский зоопарк, где в настоящее время обитают около 300 видов животных.

Я прожил в Шымкенте три недели, потратив на жилье менее 100 долларов. Еще около 200 долларов ушло на еду. В целом, цены здесь ниже, чем в России: даже не работая, в Казахстане можно спокойно жить до трех месяцев. Вполне реально трудоустроиться и получить вид на жительство, ввиду отсутствия языкового барьера и признания дипломов об образовании. Данил и Артур решили остаться там жить. У Ромы был открытый Шенген, поэтому он отправился в Португалию. А мы с Тагиром выдвинулись в сторону Узбекистана.

Ташкент

16 октября мы приехали в Ташкент на автобусе, заплатив за билеты по 5 долларов. Ташкент — крупнейший город Средней Азии, знакомиться с ним нужно поэтапно. В день приезда мы прогулялись по Парку Амира Тимура и пешеходной улице Сайилгох. Второй день посвятили посещению религиозного ансамбля Хазрати Имам, исторического центра Ташкента, рынка «Чорсу», Парка имени Алишера Навои и Magic City Park.

Третий день выпал из графика из-за поставленной накануне вакцины. Мы предусмотрительно остановились в тихом хостеле Sunrise Caravan — Boutique Guest House с патио, завтраками и хорошей компанией, заплатив по 15 долларов за ночь. Во время нашего второго визита в Ташкент мы все же добрались до северной части города: посетили Мемориальный комплекс Памяти жертв репрессий, Ташкентскую телебашню, Среднеазиатский центр плова «BeshQozon» и мечеть Минор.

Бухара

19 октября, заплатив по 10 долларов за билеты мы отправились в Бухару. Этому невероятно милому и фотогеничному городу больше двух с половиной тысяч лет. В разное время тут жили Ибн Сина, Омар Хайям и Марко Поло. Мы тоже решили немного тут пожить: две ночи в гестхаусе с завтраками обошлись в 25 долларов на одного.

Бухара умеет погружать в атмосферу восточной сказки, причем, всего за один день. Мы прошлись по старым атмосферным улочкам, посетили архитектурные ансамбли Ляби Хауз и Пои-Калян, побывали на смотровой башне, полюбовались Цитаделью Арк, а также мечетями и медресе, коих здесь в изобилии.

Самарканд

21 октября мы прибыли в Самарканд. Билет на автобус стоил 10 долларов. Уже в восьмом веке до Нашей эры здесь был город, который успел побывать ключевым чекпойнтом Великого шелкового пути, столицей империи Тамерлана и культурным и научным центром Средней Азии. Суммарно за три ночи в Самарканде мы заплатили по 25 долларов.

Мы добрались на такси до развалин древнего поселения Афрасиаб, пешком по Ташкентской улице спустились к Соборной мечети Биби-Ханум и площади Регистан и завершили день прогулкой по бульвару и Молодежному парку. 25 октября мы вернулись из Самарканда в Ташкент, отдав за билеты по 5 долларов и еще по 15 — за хостел.

В каждой поездке я обязательно знакомлюсь с местной кухней, в этой статье подробнее остановлюсь на узбекской и уйгурской кухнях, на которые за десять дней я потратил около 100 долларов:

• чайханский ош: самое знаменитое среднеазиатское блюдо, которое по канону подают в чайханах;
  • чучвара: узбекские пельмени, в которых мясо бонусом идет не только внутри теста;
  • ош-и-софи: бухарский плов, отличающийся тем, что его ингредиенты готовят по-отдельности;
  • кымыран: прохладительный напиток из смеси верблюжьего молока и воды;
  • жувава: уйгурские пельмени в густом бульоне с овощами:
  • той ош: свадебный или праздничный плов, который готовят узбеки по особым случаям;
  • ковурилган чучвара: жареные узбекские пельмени с фаршем и шпинатом;
  • гуйру лагман: изначально китайское блюдо из вытянутой лапши с мясом и овощами в уйгурском варианте;
  • хонум: рулет из теста с начинкой из картофеля и лука, который при добавлении мяса превращается в узбекские манты;
  • пахлава: сладкий слоеный пирог с орехами, популярный у многих народов Азии.

За месяц, проведенный в Казахстане и Узбекистане, я потратил около 800 долларов. Помимо жилья, еды и перемещений особых затрат у меня не было, равно как и необходимости жить и работать где-то оседло. 26 октября Тагир уехал обратно в Шымкент, а я — отправился в Бишкек.

Бели в Казахстане и Узбекистане? Какие достопримечательности запомнились?