Что такое выученная беспомощность

Или почему люди перестают пытаться что-то изменить

27
Аватар автора

Ирина Постникова

верит в свои силы

Страница автора

Часто люди боятся действовать, потому что уверены в неминуемом провале.

Они думают, что от них почти ничего не зависит и способов изменить ситуацию в лучшую сторону просто не существует. Этот психологический феномен называется выученной беспомощностью. Рассказываем о нем в новом выпуске путеводителя по психике.

Что это

Выученная беспомощность — свойственные некоторым людям психологические установки о том, что они не в силах изменить негативные обстоятельства своей жизни. Решающую роль в их формировании играет неудачный опыт. Прежде чем поверить в собственное бессилие, человек обычно предпринимает несколько попыток улучшить свою жизнь. И если все они заканчиваются провалом, у него возникает стойкое чувство беспомощности. Оно делает человека пассивным, снижает качество его жизни, и в перспективе может вызвать психическое расстройство.

Открыли и впервые описали этот феномен американские психологи Мартин Селигман и Стивен Майер. Это произошло случайно. В 1960-х они участвовали в экспериментах по формированию у собак чувства страха, возникающего в ответ на внешний стимул. Сначала животные, находившиеся в запертых клетках, слышали определенный звук, после чего получали не сильный, но достаточно болезненный удар током. Так происходило несколько раз, чтобы собаки могли запомнить последовательность.

Во второй фазе эксперимента клетки открыли. Ученые были уверены: после звукового сигнала, предваряющего удар тока, собаки сбегут. Но животные повели себя иначе. Услышав знакомый звук, они заскулили, легли на пол клетки — и покорно вынесли боль. Несмотря на то что им явно было страшно и дискомфортно, они не попытались изменить свою участь, хотя имели для этого возможность. Селигман и Майер объяснили это тем, что до этого все попытки собак избежать удара током были провальными, так как клетки были закрыты. Это сформировало у животных стойкое представление, что боль неизбежна, что бы они ни делали.

Предполагается, что этот психологический механизм может быть свойственен всем млекопитающим. В том числе и человеку, — некоторые исследования, проведенные в последующие десятилетия, это подтверждают.

В 2016 году Селигман заявил, что отчасти пересмотрел свои первоначальные выводы. Он предположил, что беспомощность — не приобретенное состояние, а свойственное человеку от рождения. По мере взросления и накопления опыта он преодолевает или не преодолевает его.

Выученная беспомощность проявляется в таких мыслях и фразах:

  • «Не жили богато, не стоит и начинать»;
  • «Мне все равно не увеличат зарплату, поэтому я не буду об этом даже просить»;
  • «Я плохо учился в школе — смысл мне подавать документы в вуз, все равно не поступлю»;
  • «Зачем голосовать на выборах? Это ничего не изменит»;
  • «У меня никогда ничего не получится»;
  • «На работе почти все умнее меня»;
  • «Очень хочется научиться танцевать. Но я не буду — у меня же таланта нет»;
  • «Мы все равно ничего не решаем».

Почему возникает

Из-за особенностей воспитания. По мнению Селигмана и других ученых, это один из главных факторов. Если ребенку не давать с детства проявлять инициативу, не позволять ему самостоятельно решать проблемы и постоянно требовать от него покладистости и послушания — он может вырасти пассивным и не уверенным в своих силах взрослым. Чтобы избежать этого, психологи советуют родителям регулярно обращать внимание детей на результаты их собственных усилий. Это помогает сформировать чувство контроля и уверенность в собственных силах.

Также вредно регулярно говорить ребенку о том, что он якобы от природы не имеет способностей к изучению тех или иных предметов или к спорту. Поверив в собственную бесталанность, ребенок может прекратить всякие попытки освоить трудные для него области знания.

Из-за травмирующих событий, пережитых в детстве. Например, из-за повторяющегося психического или физического насилия, которое ребенок обычно не в силах остановить по объективным причинам. Став взрослым, он может неосознанно следовать этой модели поведения в других отношениях. Например, не стремиться разорвать отношения с абьюзивным, подавляющим партнером.

Из-за неудач во взрослом возрасте. Например, провал важного проекта, на который вы потратили кучу сил, или постоянная критика со стороны жестокого начальника также могут спровоцировать выученную беспомощность.

Из-за пожилого возраста, инвалидности, хронических болезней. И любых других состояний, существенно ограничивающих физические и социальные возможности, и заставляющих человека часто полагаться на помощь других. Со временем это может породить у человека опасения, что и в других сферах жизни он не способен действовать самостоятельно.

Кроме того, выученную беспомощность можно в какой-то мере унаследовать. Нередко дети, чьи родители имели свойственные ей модели поведения и убеждения, неосознанно перенимают их — и реализуют во взрослом возрасте.

В чем опасность

Самое опасное следствие выученной беспомощности — пассивность. Из-за подсознательной, но стойкой уверенности, что изменить жизнь не получится, человек перестает принимать для этого какие-либо действия. И не использует, а иногда и не замечает имеющиеся у него для этого возможности. Это может негативно сказаться на его успеваемости в учебе, замедлить продвижение по карьерной лестнице, снизить уровень дохода. Кроме того, человеку бывает сложно улучшить свои отношения с другими людьми и постоять за себя в случае опасности. А в некоторых случаях люди с выученной беспомощностью с трудом справляются даже с банальными бытовыми вопросами.

Все это серьезно снижает качество их жизни. И негативно сказывается на их эмоциональном состоянии и физическом самочувствии. Люди с выученной беспомощностью чаще страдают от стресса и его последствий, так как не стремятся защитить себя от вызывающих его факторов. Кроме того, они хуже следят за собой и собственным здоровьем, реже посещают врачей и не аккуратно выполняют их рекомендации.

Поэтому не удивительно, что, как показывают исследования, выученная беспомощность может отрицательно влиять на состояние психики: повышать риск развития депрессии, тревожности и даже различных фобий.

Предполагается, что феномен выученной беспомощности может также иметь социополитические последствия. В странах, где государство последовательно подавляет любую экономическую и общественную инициативу, население начинает сомневаться в своей способности на что-то влиять. Оно перестает участвовать в политических процессах и интересоваться ими.

Что делать

Мартин Селигман предположил главный метод борьбы с выученной беспомощностью — через положительный опыт. Как его получить.

Первый шаг. Определите, на какие аспекты вашей жизни выученная беспомощность влияет сильнее всего. И честно ответьте себе на вопрос, хотите ли вы это исправить.

Второй шаг. Если вы поймете, что готовы к изменениям — возьмите лист бумаги и составьте список действий, которые вам в этом помогут. В процессе будьте креативными и постарайтесь придумать как можно больше вариантов. А самое главное — старательно отмечайте про себя все свойственные для выученной тревожности мысли. Например: «Да ну, я на такое не способен». Старайтесь сразу прорабатывать их, задавая себе вопросы: «Почему я так думаю? Какие факты подтверждают эту мою точку зрения?». Это упражнение поможет снизить уровень тревоги и более объективно оценить свои возможности и реалистичность внутренних убеждений.

Третий шаг. Выберите несколько самых реалистичных, как вам кажется, действий, которые призваны улучшить вашу жизнь. И начните их последовательно совершать. Вам непременно будет казаться, что ничего из этого не выйдет. Не поддавайтесь этим мыслям и продолжайте следовать плану. Для повышения уверенности в себе вспоминайте о прошлых успехах: о том, как у вас получилось что-то сделать, с чем-то справиться.

Четвертый шаг. Будьте готовы к тому, что кардинально и быстро измениться вы не сможете. Не ругайте себя за это. А лучше подведите итог своих действий, концентрируясь на пусть небольших, но позитивных изменениях в вашем поведении или жизни. Это поможет чуть больше поверить в свои силы.

Пятый шаг. Обязательно похвалите себя. Это вызовет позитивные эмоции, важные для закрепления позитивного опыта.


Ирина ПостниковаРасскажите, как у вас проявляется выученная беспомощность:
  • Aлeкcaндp TpeшинНадо же, как красноречиво результаты голосования иллюстрируют тезис из статьи: «В странах, где государство последовательно подавляет любую экономическую и общественную инициативу, население начинает сомневаться в своей способности на что-то влиять».30
  • Станислав МихайловскийНе стану читать такие статьи после первого абзаца - все равно дальше будет неинтересно24
  • Aleksandr K.Станислав, продолжайте информировать нас о своих намерениях!19
  • Дочь папиного другаВыученная беспомощность - это о моей семье. Средний класс. Средняя зарплата. Отдых на своей даче. Всю жизнь я борюсь с системой, заложенной моей семьей из поколения в поколение "не жили хорошо, нечего и пытаться". Помню, как лет в 17 меня отругали за то, что парень, с которым я начала встречаться, приехал за мной на иномарке - "ты что у нас, меркантильная?" Не знаю, откуда у меня это дикая тяга вырваться из круга среднего класса в провинциальном городе, т.к. даже на курсы английского мне не давали денег - "это блажь бесполезная", на курсы вождения я буквально уговорила родителей подарить мне на день рождения обучение в автошколе - "зачем, все равно никогда не будет своей машины". В мой переезд в ОАЭ в 24 года никто не верил даже в день вылета. Все мои смены работы (с ростом обязанностей и зарплаты) воспринимались со словами "что ты скачешь с места на место, все же хорошо у тебя и так уже". Я не обижаюсь на родных, наоборот, хочу показать, что мои стремления приносят пользу не только мне, но и им, благодаря моей помощи. Однако, даже дорогие подарки и отпуск заграницей они воспринимают как "не придумывай, лучше на сберкнижку отложи").71
  • Vladimir NoskovAleksandr, это вы просто шутку про выученную беспомощность во время чтения статьи о выученной беспомощности не поняли :))29
  • Маша РомановаАлександр, так и есть,это и без голосования мне кажется все давно было ясно)все перечисленные фразы в этой статье звучат и не раз от людей,которым проще сказать эту фразу чем попытаться что то изменить1
  • Aleksandr K.Vladimir, спасибо за ремарку! Вероятно Вы правы, слишком тонкий юмор, который я сразу не распознал 🤷‍♂️11
  • КомпрессорщицаPK, а я думала средний класс это когда есть иномарка ? или родители просто копили деньги? покупали недвижку?9
  • Дочь папиного другаКомпрессорщица, именно. Моя семья неплохо зарабатывает, но тратили всегда на все необходимое. Но безусловно основные траты - на обучение, на первый взнос за жилье - по мнению родных, были необходимы и я была этим обеспечена. А любые излишества воспринимались прям в штыки. Мне это тоже передалось, к сожалению, но я учусь постепенно финансовые достижения воспринимать не как "способ побольше отложить" а как "способ побольше порадовать себя и близких")7
  • КомпрессорщицаPK, скорее у вас все же не средний класс)4
  • AliceКомпрессорщица, средний класс по меркам российской провинции2
  • Фрёкен Снорк"Путеводитель по психике. Выпуск № 2", "Выпуск № 1. Синдром отложенной жизни" - обе темы прекрасны и хороши для России. Но, к сожалению, материал подан немного слабо - на уровне канала Дзен в Яндексе. Я прошу прощения у авторов. Но, с моей точки зрения, оно вот так! Обычно все статьи на ТЖ хорошо структурированы и экономят время (например, статья, "Как бедность меняет мышление"). Тут жалко потраченного времени. Не хочется снова возвращаться. Такое чувство, что "нас обманули ребята, расходимся!" (Я написала после 2 статьи, но ощущение от обоих в этом цикле)1
  • Даша БукинаА почему при голосовании нельзя отметить все сразу?5
  • Стас ЗагородныйСнорк, а что конкретно не так? Что бы вы хотели добавить или убрать?0
  • ВеленаPK, ну и отложите?0
  • ВеленаНикак, я не считаю ничего из это Вб Есть совершенно адекватные критерии по которым люди понимают, могут ли они, например, поступить в вуз, учась только на тройки. Баллы проходные называются. Плюс требования. Ясное дело, что если ты косо-криво знаешь только фразу про Лондон, а хочешь поступать в магистратуру, которая будет вся вестись на англ, то, ну ОЧЕВИДНО, что ты ее не потянешь. В ближайшие пять лет. И особенно влиять на политику с помощью выборов... Смешно1
  • Ольга ГончаревскаяВелена, суть в том, что такие люди остаются пассивными и никогда не меняют своих привычек, не верят в изменения. Кто-то пойдет учить английский, будет трудиться ради своей мечты - а другой скажет "да ну, невозможно". Для этого, например, люди приезжают учиться на годовые языковые курсы в желаемую страну и всего за год доходят с нуля до уровня, необходимого для постуления и обучения.0
  • ВеленаОльга, ну нельзя за год выучить англ необходимый для обучения. Я хз, конечно, что там за уровень... мб там большими буквами на презентациях написано все, три важных слова за лекцию проскакивают, как в первом классе... Тогда- да. А в моем представлении ты приходишь в универ чужой страны и там ВСЕ на чужом языке. Все. Начиная с разговоров в столовке, наполненных сленгами и жаргонизмами, кончая шутками препода. Ладно бы не понимать только шутки- это полбеды, но когда ты не понимаешь критически важную инфу- это уже плохо. А так-то че понимать- это ж половина латыни, особенно, если ты медик,юрист или около того. А вот если нет.1
  • Ольга ГончаревскаяВелена, ну вы узнайте для начала, пожалуйста, как дела обстоят. Десятки тысяч людей так переезжают с последующим обучением. Зайдите на сайты вузов или наберите в интернете «языковые курсы». Так переехала я, некоторые мои одноклассники и однокурсники, за год выучив местные языки до B2 (немецкий, фламандский, испанский, французский, итальянский и тп) А уж сколько я таких встретила уже на месте. Курсы 5 дней в неделю по 6-8 часов, язык и специализация. В том и фокус, что вы находитесь в среде, приходится схватывать налету. И будущие медики этот путь проходят, в том числе не только планирующие учебу в вузе, но и те, кто в возрасте (со мной учился 45летний мужчина), чтобы сдать квалификационные экзамены и подтвердить опыт. Никто не говорил, что будет легко. Но и невозможным тоже не является.1
  • ВеленаОльга, с б1? Всегда уточняйте с какого именно уровня вы выучили, а не только до какого)) "В том и фокус, что вы находитесь в среде, приходится схватывать налету". Ох уж эти адепты насилия в обучении) У меня вот все работает с точностью до наоборот. Чем больше у меня нервяка и насилия, тем хуже. То есть, если меня в прорубь бросить, я не выплыву, а утону, грубо говоря. "Никто не говорил, что будет легко" Да-да-да, все вот из этой оперы) Не ну я не отрицаю, что есть люди, которым это помогает, которые на стрессе наоборот начинают лучше соображать. Но это не я, совершенно точно. Я себя прекрасно знаю, я сто раз такое проходила. И думаю, что я такая не одна. Так что не надо всех по себе мерить)2
  • Ольга ГончаревскаяВелена, уточняю - с 0, без знания языка. Если б с Б1, я бы не комментировала. Все приезжают с разным уровнем способностей и стрессоустойчивости - остаются и выучивают язык. Всегда можно сочетать русскоговорящую диаспору, чтобы снизить уровень первоначального стресса, и общение с местными.0
  • ВеленаОльга, я уверена, что те, кому это надо, так и поступают, это сейчас очень распространено все же)0
  • Natalya BarkhatovaМеня воспитывали беспомощной. После смерти всех членов семьи, у меня нет адекватного выбора: как бы страшно ни было (инвалид с рождения, нервно-мышечное заболевание, слабые мышцы, хронический болевой синдром), надо реанимироваться. Жить хочется даже в больном теле.2
  • Ольга ЧиркинаТрудно или невозможно принять решение и выполнить его0
  • Ольга ЧиркинаТрудно или невозможно принять решение и выполнить его.0
  • Алиса АндриянченкоНедоайтишница, ля, читаю вашу историю и вдохновляюсь🔥🤩 вы молодец🫶0
  • EvgeniaВыученная беспомощность - это моя личная жизнь, вернее ее полное отсутствие.0