«Эмоции в сторону»: как лучше писать жалобу или исковое заявление

Опыт читателей — юристов и чиновников

7
«Эмоции в сторону»: как лучше писать жалобу или исковое заявление
Аватар автора

Ольга Селиванова

прочитала и согласилась

Страница автора

Когда происходит неприятное или несправедливое событие, можно растеряться.

Если вам нужна помощь государства в таких ситуациях, к нему нужно правильно обратиться. Мы спросили у наших читателей, какие формы жалоб и заявлений лучше всего срабатывали в их практике. Среди комментаторов оказались эксперты, которые пишут юридические тексты сами и помогают другим. Собрали их рекомендации, чтобы в сложной ситуации у вас получилось написать эффективный документ.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Лейбл заголовка
Совет № 1. от юриста

Расчеты и графики выносить в приложение к документу

Аватар автора

Вячеслав Грейть

представляет интересы клиентов в суде

Страница автора

Я для себя выявил несколько правил составления правовых документов:

  1. Для исков и других судебных документов объем — до четырех страниц 12-м шрифтом Times New Roman, интервал — 1,15. Для жалобы — одна-две страницы.
  2. Если нужно представить сложные расчеты или графики, лучше вынести их в отдельное приложение, а не вставлять в основной документ.
  3. Текст не должен иметь эмоциональный окрас.
  4. Если доводов несколько, под каждый лучше сделать раздел в документе.
  5. Не нужно злоупотреблять выделениями в тексте. Если половина написана жирным подчеркнутым курсивом, текст сложно читать.
Лейбл заголовка
Совет № 2. от юриста

Избегать канцелярита и выбирать активный залог

Аватар автора

Егор Тихомиров

рассказал, как пишет текст

Страница автора

Как практикующий юрист могу подтвердить довод о том, что большой объем текста без структуры читать очень тяжело. Поэтому правила следующие:

  1. Выделять четкую структуру текста, давать ему заголовки и подзаголовки.
  2. Правило «3 + 10»: не более 10 слов в предложении, не более трех предложений в абзаце.
  3. Активный залог вместо пассивного. Вместо «ответчиком не исполнено обязательство» писать «ответчик не исполнил обязательство». Потому что глагол — самая сильная часть речи.
  4. Меньше канцелярита. Не надо писать «настоящий», «вышеизложенное» и прочее. Они только захламляют предложение, а смысла не добавляют.
  5. Главное — описать факты. Нормы права подробно приводить не нужно, судье они и так хорошо известны. Две-три ссылки на закон будет достаточно.
  6. Стараться не превышать общий объем документа — три-четыре листа 12-м шрифтом.
Лейбл заголовка
Совет № 3. от чиновника

Оставлять свои контакты и не стесняться писать дважды

Аватар автора

Glissa Sunslayer

работала с жалобами от граждан

Страница автора

Работала с обращениями граждан пять лет в городской администрации. Очень облегчает работу с жалобой простой номер телефона жалобщика, указанный в обращении.

У нас народ местами безграмотный, не умеет четко излагать мысль на бумаге. Часто в обращении одни эмоции, бла-бла, как все плохо, как надоело, все воры и подобное. Или почерк не разобрать. Но если связаться с автором, дело реально может сдвинуться с мертвой точки.

Например, всегда куча жалоб на неработающие фонари уличного освещения или просьбы повесить дополнительные. Но в обращении не написано, где повесить, где заменить, или написано не пойми как.

Пять минут беседы, личный выезд на место, иногда встреча с автором — и вуаля! Все работает, все довольны. Но наш народ так боится имя и адрес написать, какой там номер мобильного! Наверное, думают, что их за жалобу преследовать будут.

Граждане! Чиновникам откровенно плевать, уж простите, на то, кто написал жалобу. Усложнять вам жизнь из-за этого никто не будет. Там без этого есть чем заняться. Кстати, анонимные жалобы все-таки нельзя оставлять без рассмотрения. Они все равно берутся в работу, но никакого ответа вы не получите. Даже если лично придете и будете рассказывать, что писали обращение, забыли контактные данные написать, мол, дайте, пожалуйста, ответ.

Всегда оставляйте свои контактные данные, если вы действительно заинтересованы в решении проблемы. И не стесняйтесь писать по делу. Города большие, проблем много, за всем не уследишь.

Чиновники реально могут не знать о том, что детская площадка у вашего дома пришла в негодность. Если обращений нет, значит, все ок. А если есть обращение, будут разбираться. Иногда можно и два раза написать, если проблема действительно волнует.

Лейбл заголовка
Совет № 4. от юриста

Писать кратко и по делу, а эмоции оставлять при себе

Аватар автора

Антон Дыбов

эксперт по налогам и не только

Страница автора

И заявление, и жалобу лучше писать так: что случилось, почему это неправильно, что требуете или просите. Если не знаете нормативку, можете не указывать, но лучше с ней. Не стоит повторяться, ходить по кругу в надежде, что мысль, озвученная больше одного раза, точно решит вопрос в вашу пользу. Это вряд ли.

Пространные цитаты из нормативки не нужны. Достаточно сослаться на пункт или статью с указанием вида документа, его дату и номер в формате «хх.хх.хх24 №» — адресат посмотрит, если не знает.

Чем меньше слов, тем лучше, но не в ущерб содержательной части. И вообще, много в юридических текстах — не значит хорошо, обычно наоборот. Абзацы и короткие предложения — друзья восприятия. Кирпичи больше трех-четырех строк навевают тоску и нежелание вникать.

Эмоции в сторону. Писать о них уместно, только если претендуете на компенсацию морального вреда, но тоже без страстей из романов: что испытали, чем можете это подтвердить. А если ничего такого не пережили, загромождать текст не стоит.

По опыту частных консультаций: заказчики очень довольны, когда ответ на вопрос укладывается в одну страницу, но в нем все, что нужно, — прямо восторг, что, оказывается, и так можно :)

Лейбл заголовка
Совет № 5. от сотрудника полиции в отставке

Подавать жалобы через электронные сервисы и прикладывать фото

Аватар автора

Дмитрий Сергеев

не стесняется жаловаться

Страница автора

Проще всего писать жалобу по схеме: что, где и когда случилось, что нужно исправить. Если жалоба укладывается в один лист — замечательно.

А еще работу с жалобой сильно упрощает приложение доказательств, например фотографий.

Из лайфхаков: в последнее время я использую для жалоб мобильное приложение «Решаем вместе». Оно универсальное: можно писать обращения по любой теме, они уходят в нужное ведомство. В отличие от бумажных, обращения и жалобы не теряются, и фотографии можно приложить сразу.

Лейбл заголовка
Совет № 6. от юриста

Если данных ответчика нет, запрашивать их в исковом заявлении

Аватар автора

Анастасия Корнилова

знает процессуальный нюанс

Страница автора

Если ответчик — гражданин, сейчас обязательно надо указывать кроме ФИО еще дату и место рождения, место жительства или пребывания и один из идентификаторов: страховой номер индивидуального лицевого счета, ИНН, серию и номер документа, удостоверяющего личность, серию и номер водительского удостоверения.

Если таких сведений нет — написать об этом в иске. Тогда суд не оставит иск без движения, а самостоятельно запросит необходимые сведения у соответствующих органов.

Ольга СеливановаСоставляли юридический документ? Покажите его в комментариях:
  • Кто такой Лецке?Если человек пишет жалобу самостоятельно, то перед обращением надо сначала разобраться, точно ли решением проблемы занимается организация, в которую человек собирается направить жалобу. Люди иногда не понимают, к кому им обращаться и по какой проблеме, а потом остаются недовольны.6
  • Привет, Танкист!В основном согласен с авторами. Эмоции в юридических документах выглядят неуместно. Мало того, экспрессивные оскорбительные выражения могут повлечь для автора очень неприятные последствия. Вспоминается известная история, с заявителем, получившим судимость за то, что в тексте назвал своего оппонента "английской свиньёй". В силу специфики работы мне пришлось прочесть бесчисленное множество заявлений, жалоб и т.д. Иногда встречались шедевральные опусы над которыми хотелось ржать и плакать одновременно. На самом деле для того, чтобы грамотно составить документ нужен талант. Если же способности к написанию официальных документов отсутствуют, лучше воспользоваться услугами профессиональных юристов. Излишнего употребления канцеляризмов следует, конечно, избегать, но совсем без них не обойтись. Без их употребления невозможно структурировать текст. Улыбнула фраза: "Нормы права подробно приводить не нужно, судье они и так хорошо известны". Я Вас умоляю. Судьи такие же люди, и порой допускают элементарные ошибки, не вчитываясь в суть правовых норм. Исправлять судебные ошибки приходится коллегам из вышестоящих инстанций. Но не всегда это возможно, к сожалению. Например, есть определенные ограничения, связанные с поворотом судебного решения.2
  • Егор ТихомировПро канцелярит и краткое изложение норм права писал я. Поэтому в порядке дискуссии хотел бы задать два вопроса: 1. Как именно канцелярит помогает структурировать текст? 2. У вас есть примеры судебных решений, которые отменили в апелляции/кассации только из-за того, что судья не знает какую-то норму права? Ведь, как правило, споры идут по поводу толкования нормы. И если существует практика в пользу вашего варианта толкования - её можно и нужно указать. Например, "позиция Истца соответствует актуальной судебной практике (в скобках примеры)". Коротко и ясно. На мой взгляд, подробно расписывать правовое обоснование нужно в трех случаях: - у вас какой-то редкий спор, применяется экзотическое законодательство. - закон появился совсем недавно и пока не на слуху. Здесь под законом я понимаю не только нормативные акты, но и разъяснения высших судов, тренды практики. - в деле есть правовая проблема, и вам нужно ее решить в свою пользу. Чаще всего такая ситуация возникает при подаче жалобы в Верховный Суд РФ. 90 % споров в судах - типовые. Взыскание долга, неосновательного обогащения, расторжение договора в одностороннем порядке и т.п. От того, что вы в таком типовом иске распишете понятие неустойки, вряд ли судья узнает что-то новое для себя) Да и статья ориентирована на читателя-непрофессионала. У него будет какой-то обычный иск, вероятнее всего. Поэтому я и привел такую общую рекомендацию. Понятное дело, что по сложным делам без юриста лучше ничего не писать, а то потом ошибку тяжело будет исправить.2
  • Привет, Танкист!Егор, отчего бы не подискутировать) Канцеляри́зм — всего лишь слово или оборот речи, характерные для стиля деловых бумаг и документов. Никакого отрицательного смысла это понятие не несёт. Конечно, употребление их к месту и не к месту даже в деловой переписке делает текст трудно читаемым. Особенно меня забавляет словосочетание "имеет место быть отсутствие". Ведь можно же попроще, блин) А вот, к примеру "на основании вышеизложенного, прошу..." в исковом заявлении - это уже классика. Не вижу оснований его чем-то заменять. Вполне подчеркивает структуру документа. По второму вопросу, не подумайте плохого, совсем не хотел Вас обидеть. Просто уж слишком категоричным показалось утверждение. Как говорил герой анекдота - есть один нюанс)) Соглашусь, что в простых наиболее распространенных категориях исковых заявлений нет смысла, грубо говоря, переписывать весь ГК или там АПК. А вот в более сложных случаях, когда очень мало или даже вообще нет судебной практики, приходится расписывать нормы права очень подробно. Не всегда споры идут по поводу толкования законодательства. Бывают ситуации, когда суды применяют к спорным правоотношениям те нормы права, которые не должны применять. И наоборот - не применяют те, которые должны были применить.2
  • Александр ЛистенгортКапремонт. Всю лестничную клетку покрасили эмалевой краской - той, что на улицах красят обычно, от которой по слизистой бьёт. Сфотографировал банку, стены, отправил в Роспотребнадзор, в Мэрию и ещё куда-то, не помню уже. Тут же был ответ, через пару дней подрядчики слёзно просили написать письмо туда же, что всё решилось - то ли им перестали платить, то ли выделять на ремонт, не помню уже, часто наведывались домой, показали как-то раз смету, где показали, что им выделили на краску три что ли тысячи, или пять, и на нормальную им просто не хватает, только на такую, сказали, добавят из кармана на нормальную, только отменить жалобу. Мне-то вообще было не жалко, и принципа не было, я везде где можно написал, что претензий не имею, но они продолжали просить, может, не сразу дошло1
  • Егор ТихомировПривет,, только спустя три недели нашёл время ответить снова) Согласен с вами в той части, что канцеляризм - это характерная черта делового стиля письма и общения. Просто очень часто в силу специфики работы приходится видеть, что юристы в большинстве своем считают себя чиновниками. Иначе как ещё объяснить исковые заявления, которые состоят только из обезличенных предложений и слов вроде "настоящий", "оный", "вышеназванный"... Не хватает разве что фраз вроде "покорнейше прошу" или иных махровых выражений) Мне кажется, что юрист должен быть в первую очередь писателем, а не чиновником. Надо изложить факты просто и хотя бы немного интересно. Понятно, что интересного в праве мало. Но хотя бы пусть будет просто) К слову, я в своих документах довольно давно отказался от фразы "на основании вышеизложенного прошу". Я пишу, например, так: "Руководствуясь ст. ст. 131, 132 ГПК РФ, ПРОШУ: ... " А по второму вопросу - ничего обидного, мы же просто рассуждаем на тему. На самом деле у нас здесь и позиции схожи: серьезное правовое обоснование по сложным делам действительно нужно! Но в таких случаях, как показывает практика, заявитель всё же предпочитает обращаться к юристу. Если он делает что-то сам, то скорее всего делает неправильно. Если бы решить правовые проблемы было так просто, то нас бы не учили 6 лет на юрфаках) Так что да, при отсутствии однозначной практики лучше расписывать подробно. А ещё лучше - попросить это сделать профильного специалиста. Благодарю вас за вашу позицию!1
  • Привет, Танкист!Егор, приятно общаться с умным и адекватным человеком. А ещё говорят - два юриста - три мнения. Та брешуть они)1

Сообщество