Главное юридическое правило — всегда оформляйте отношения договором.

Бумажный или электронный договор — лучшее доказательство того, что отношения на самом деле были. Например, что одна сторона должна оказать услуги или поставить товар, а другая — оплатить все это.

Но иногда бывает так, что договора еще нет, а он внезапно оказывается нужен. Так случилось у одного моего клиента.

Что произошло

Интернет-магазину срочно понадобились курьеры. Курьерскую службу оперативно нашли в интернете, посмотрели отзывы и решили сотрудничать.

Стороны обсудили условия по электронной почте и начали работать. Курьерская служба сбросила на почту шаблон договора, а его бумажные экземпляры стороны договорились передать друг другу в процессе. Но не успели. Никаких подписанных сканов тоже не было.

На второй же доставке курьер в метро потерял товар на 140 тысяч рублей, и директор курьерской службы спустя день в этом признался. Заверил, что всё компенсируют. Через месяц деньги интернет-магазину так и не поступили, а письма и звонки игнорировались.

Интернет-магазин и курьерская служба не успели подписать договор на бумаге, хотя договорились именно об этом. То есть без бумажного варианта их отношений как будто и не было.

Посмотрев переписку и документы, я предложила идти в суд. В первой инстанции мы выиграли: доказали, что договор был, а курьерская служба вместо доставки принесла интернет-магазину убытки. Доказать свою правоту нам помогла электронная переписка, безналичные переводы и шаблон договора курьерской службы.

Электронная переписка

Интернет-магазин и курьерская служба общались через электронную почту, а их адреса были привязаны к адресам сайтов. Еще у интернет-магазина на сайте курьерской службы был зарегистрирован личный кабинет для заявок.

Весь процесс согласования можно было отследить по письмам. Стороны договаривались об условиях работы, о подписании и передаче бумажных документов, регистрировали личный кабинет. В электронном письме генеральный директор курьерской службы даже подтвердил потерю товара и уверил в скорой компенсации убытков. Эти письма — отличное подтверждение того, что договорные отношения были и что курьерская служба свои обязанности не выполнила.

Часто партнеры договариваются о сотрудничестве или изменениях в работе по телефону. Бывает так, что на письмо нет времени — позвонить проще. Но в бизнесе все, что нельзя подтвердить доказательствами, не существует. Поэтому все телефонные договоренности стоит продублировать письмом и дождаться подтверждения условий по электронной почте. Переписку проще представить в суд в качестве доказательства: часто суды отказываются приобщать аудиозаписи разговоров, а для идентификации голоса нужна экспертиза или свидетели.

Но распечатанные скриншоты электронных писем для суда веса не имеют. Чтобы письма стали доказательствами, нужно обратиться в нотариальную контору и провести осмотр интернет-страниц. Нотариус сам сделает скриншоты и составит протокол осмотра доказательств. К протоколу он подошьет скриншоты страниц.

На сегодняшний день такой протокол — единственный способ доказать то, что происходило в интернете. Цена услуги немаленькая, но, если идти в суд, оно того стоит. Например, в Санкт-Петербурге заверение одной интернет-страницы будет стоить от 5 тысяч рублей.

В случае моего клиента единого договора на бумаге не было, но переписка с официальных адресов стала одним из доказательств того, что договор между сторонами был.

Письмо с регистрацией личного кабинета на сайте курьерской службы
Письмо с регистрацией личного кабинета на сайте курьерской службы
Заглавная страница протокола осмотра доказательств, в котором нотариус описывает содержание страницы в интернете
Заглавная страница протокола осмотра доказательств, в котором нотариус описывает содержание страницы в интернете

Безналичные переводы тоже доказательство отношений

Расчеты юрлиц между собой могут проходить только по безналу. Исключение — суммы до 100 тысяч рублей в рамках одного договора. Столько можно передавать наличными.

За превышение лимитов предусмотрена административная ответственность: юридическому лицу могут назначить штраф от 40 до 50 тысяч рублей.

Курьерская служба не только доставляла товар покупателям интернет-магазина, но и принимала от них оплату на свой расчетный счет. После доставок курьеры составляли отчет и отправляли его по электронной почте. Если в отчете все было верно, деньги от покупателей курьерская служба переводила интернет-магазину по безналу.

Курьерская служба переводила деньги за купленный товар со своего расчетного счета на счет интернет-магазина. В назначении платежа она указывала номер договора и основания для оплаты.

Факт безналичных взаиморасчетов стал еще одним доказательством того, что отношения между курьерской службой и интернет-магазином были.

Платежное поручение от курьерской службы — еще одно подтверждение того, что договор между сторонами был и его условия должны были выполняться
Платежное поручение от курьерской службы — еще одно подтверждение того, что договор между сторонами был и его условия должны были выполняться

Суть договоренностей

Когда договор есть, его условия определяют, какие законы регулируют отношения партнеров. Например, несмотря на схожесть, договор аренды и договор найма жилого помещения регулируются разными статьями гражданского кодекса.

Значит, и последствия договора для сторон тоже могут быть разными.

Когда договора нет, не всегда очевидно, какой закон регулирует отношения между партнерами. По переписке и расчетам интернет-магазина и курьерской службы было понятно, что по сути договор между ними был, но какой именно — нужно было уточнить. Это мог быть договор перевозки или договор на оказание услуг — курьерских.

Между этими договорами большая разница. Если это договор перевозки, курьер обязан возместить причиненный ущерб в размере объявленной стоимости. На этот счет закон конкретен. В 2017 году Верховный суд заявил, что перевозчик отвечает за сохранность груза независимо от своей вины: даже если груз потерялся или его украли, он обязан вернуть деньги.

С договором на оказание услуг сложнее: ущерб не всегда должен возмещать поставщик услуг. В 2016 году одна организация в Санкт-Петербурге потеряла 800 тысяч рублей из-за кражи оборудования при транспортировке. Первая и вторая инстанции встали на ее сторону и обязали курьерскую службу возместить ущерб. Но кассация отменила решения нижестоящих судов: организация не смогла доказать, что передала оборудование курьерам.

Поэтому мне было важно определить отношения между магазином и курьерами как договор перевозки, а не как договор оказания курьерских услуг. Это повышало наши шансы получить компенсацию, потому что в отношении перевозчиков закон конкретен.

По условиям шаблона договора, который сбросила курьерская служба, и кодам ее экономической деятельности в ЕГРЮЛ — деятельность, связанная с перевозками, услуги по перевозкам — я постаралась доказать, что это договор перевозки грузов.

Вот такие коды деятельности были указаны в выписке из ЕГРЮЛ по курьерской службе
Вот такие коды деятельности были указаны в выписке из ЕГРЮЛ по курьерской службе

До суда — всегда претензия

Нельзя сразу идти в суд, не направив контрагенту-должнику претензию. Досудебный порядок урегулирования споров в этом случае обязателен. Если нет претензии, арбитражный суд может возвратить исковое заявление.

Чтобы соблюсти досудебный порядок, претензию лучше называть претензией и указывать в ней все требования к должнику, включая расходы, проценты, штрафы. В конце претензии стоит предупредить должника о том, что вы намерены идти в суд. Почему-то для судей это важно.

Прежде чем идти в суд, интернет-магазин обратился к курьерской службе с претензией о возмещении ущерба. В тексте претензии я указала на все доказательства и напомнила, что в письмах они подтвердили факт утери товара на 140 тысяч рублей. И предложила урегулировать конфликт мирно: перечислить деньги интернет-магазину.

Мы направили претензию на юридический адрес курьерской службы заказным письмом. Чтобы не запутаться, юридический адрес организации для отправки претензии стоит проверить на сайте ФНС. И если, например, адрес в договоре не совпадает с адресом в ЕГРЮЛ, то лучше направить претензию на оба адреса.

Неподписанная болванка договора с курьерской службой содержала пункт о сроках рассмотрения претензии — 10 дней. От этих сроков я и отталкивалась. Через 10 дней молчания курьерской службы я направила исковое заявление о возмещении убытков в суд.

Если в договоре не указан срок рассмотрения претензии или договора нет вообще, то после отправки претензии придется ждать 30 дней. И только потом отправлять иск в суд.

Претензия, которую мы направили курьерской службе
Претензия, которую мы направили курьерской службе
Претензия, которую мы направили курьерской службе
Опись и квитанция об отправке претензии. Их стоит хранить до последнего
Опись и квитанция об отправке претензии. Их стоит хранить до последнего

Если ответа на претензию нет — в суд

Мирно урегулировать спор не получилось: курьерская служба ущерб так и не возместила.

Поэтому мы обратились в суд с иском, в котором просили взыскать с курьерской службы стоимость утерянного товара, проценты на эту сумму, расходы на нотариуса и на юридические услуги, а также пошлину за подачу иска.

В исковом заявлении я перечислила факты, которые доказывают, что договор был: наличие электронной переписки и безналичных расчетов. То, что товар был утерян и курьерская служба признает это, подтверждало письмо от генерального директора.

Поскольку взыскиваемая сумма была меньше 500 тысяч рублей, иск интернет-магазина к курьерской службе суд рассмотрел в порядке упрощенного производства. В таком порядке суд не вызывает стороны в заседание и судья рассматривает дело единолично.

Для истца это хорошо тем, что дело рассматривается быстрее и нет необходимости тратиться на представителя в суде.

Оценив доказательства и учтя тот факт, что курьерская служба отзыв на иск в суд не представила, суд удовлетворил все исковые требования.

В своем решении суд не согласился, что между сторонами был заключен договор перевозки, и определил его как оказание услуг. Но это не повлияло на удовлетворение всех требований. Я бы поспорила, но подавать апелляцию смысла не было: результат нас устраивал.

Запомнить

  1. Договор — защита для сторон. Заключайте его в письменном или в электронном виде. В случае конфликта договор поможет.
  2. Если договор не заключен, для разбирательства в суде понадобится доказать, что были договоренности. Тогда потребуется электронная переписка и нотариус.
  3. Ведите переписку с почтовых адресов, которые привязаны к доменному имени сайта. И своим контрагентам пишите на почтовые адреса, которые привязаны к доменам. Дублируйте телефонные договоренности по электронной почте.
  4. Переводите деньги безналом с конкретным указанием назначения платежа.
  5. Добавьте в свои договоры возможность подписывать их удаленно и отправлять сканированные копии по электронной почте.
  6. Всегда читайте то, что подписываете. А если не понимаете, уточняйте и меняйте формулировки до тех пор, пока не станет понятно. Если договор все равно остается туманным, привлекайте юристов. Они помогут сделать его конкретным.
Алёна Ива
А у вас был опыт работы без договора? Чем все закончилось?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Vladimir Babarykin

Алена, по тексту же видно, что спор между юрлицами. Ваш пример про трудовой договор неуместен.

8
zap-online.ru

Алена, нам, домохозяйкам, основному ЦА этого журнала, статья нравится!

4
Anton Boyko

Алена, Предлагаю Вам вести блог по юриспруденции. А мы на Вас подпишемся и будем дружно критиковать.

4
Алёна Ива
Автор статьи

Anton, да я только за :))

0
Тамара Макарова

zap-online.ru, да-да) Мне вот тоже, как практикующей домохозяйке очень понравилась статья. Полезно было про заверение писем нотариусом - круто, не знала! Остальное всё уже для меня стандарт - претензия, прописанная статья в Договоре о действительности сканов, конкретные пени и т.п.

3
Дмитрий Неклюдов

Marianna, мошенничество - это злоупотребление доверием с целью получения выгоды, причём с предварительным умыслом. В данном случае фрилансеры просто не справились, доказать умысел очень сложно (если он был).

2
Marianna Belinskaya

Дмитрий, все верно, но само условие невозврата средств в возникших обстоятельствах очень смутило юристов, и подаваться по другой статье успеха бы не принесло в любом случае.

1
0
Тамара Макарова

Прямо здорово! Спасибо за статью! Прям тут же пробежалась по Договору, по которому жду стандартные 30 дней с момента получения Ответчиком претензии и - вуа-ля! - нашла там пункт по которому ждать-то и не нужно так долго, Ответчик сам прописал 10 дней. Плюс про то, как "пришить к делу" переписку - я думала, что это пока ещё из разрядов экзотики-фантастики. Спасибо ещё раз!

1
0
Алексей Шестаков

Алена, а если я подделаю во входящих электронное письмо от вас с обязательством заплатить мне миллион рублей, а нотариус такое письмо заверит - будете платить?

0
Удалённый пользователь

09.02.19, 20:37

Алексей, это ст.327 УК РФ, до двух лет лишения свободы. Думается, что за эти два года можно заработать больше.

7
Алексей Шестаков

Доказывалка только отвалится в процессе доказывания. Походу, вы сути не понимаете.

0
Максим Добряков

Алексей, во первых, да - это 327 УК, а во-вторых - нотариусы перед проверкой проводят очистку кэша, так что подделать будет сложнее

0
Алексей Шестаков

Максим, если не понимаете, помалкивайте в тряпочку, умных людей слушайте. Какого, к е..ням,кэша??? Не используйте незнакомых слов, не будете выглядеть идиотом. Нотариус, вычищающий кэш метлой, фанера, выжигатель (с).

0
Максим Добряков

Алексей, слушай ты, попущенный жизнью гражданин. За всю свою никчемную жизнь ты, вероятно, никогда в жизни не посетил и не посетишь нотариуса, ввиду чего все твои познания о правовом регулировании и методах его реализации остаются на пройденных основах права в 9 классе своей средней школы.
И вообще глупо создавать здесь аккаунт для того, чтобы комментировать мнения людей через !!! """ ???, перевози свой наплыв эмоций на более подходящие для этого площадки - вконтакте, твиттер, двач и прочие.

0
Полиция Т—Ж

Максим, спокойнее, вот ссылка на наши правила, советуем ознакомиться: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/

0
Алексей Шестаков

Максим, метелочку-то с совочком купил, кэш чистить?

0
Полиция Т—Ж

Алексей, грубовато. Выражайтесь аккуратнее, заодно советуем заглянуть в правила: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/

0
Алексей Шестаков

Полиция, да нешто мы против, гражданин начальник))) просто очень уж насмешил нотариус, чистящий какой-то там кэш)))

0
0
Анюта Керимова

Тем что нам заказчики не доплатили за работу.

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество