Как полицейскому или росгвардейцу получить до 15 000 ₽ за аренду жилья
Сотрудники полиции и Росгвардии могут получить до 15 000 ₽ компенсации за аренду жилья. Члены их семей — тоже.
В России есть постановление, которое позволяет некоторым категориям граждан получать компенсацию за аренду жилья. Я получаю такую компенсацию и в этой статье постараюсь максимально подробно рассказать о том, кому именно она полагается и как ее добиться.
Кому дают денежную компенсацию
Постановление разрешает компенсировать стоимость аренды сотрудникам органов внутренних дел РФ и тем, кто служит в Росгвардии. Еще компенсацию могут оформить члены семей сотрудников и служащих, погибших или умерших во время службы.
Вот кто считается членом семьи по закону:
- супруга или супруг, которые состоят в зарегистрированном браке с сотрудником;
- супруга или супруг, которые состояли в зарегистрированном браке с погибшим сотрудником на день его смерти;
- несовершеннолетние дети и дети старше 18 лет, которые получили инвалидность до достижения совершеннолетия. Приемные дети, пасынки и падчерицы тоже являются членами семьи;
- дети до 23 лет, которые учатся в вузе очно;
- люди, которые находятся на полном содержании сотрудника;
- другие иждивенцы.
Компенсацию не получится оформить сожителям — то есть тем, кто просто живет под одной крышей и не вступает в брак. Братьям, сестрам и всевозможным племянникам тоже эта компенсация не положена, если только они не находятся на иждивении.
Условия компенсации
Чтобы сотрудник ОВД РФ или служащий Росгвардии получил деньги, должны совпасть два условия:
- У него нет жилья в собственности в населенном пункте, где он служит.
- Работодатель не может предоставить ему жилье.
При этом неважно, есть ли у человека постоянная регистрация в месте службы. С ней можно получить компенсацию, главное, чтобы своего жилья не было.
Для членов семьи сотрудников, погибших при исполнении, условия похожие:
- Работодатель сотрудника не может предоставить им жилье.
- Они не снимают жилье по договору социального найма. И никто из членов их семей тоже не должен арендовать жилье по такому договору.
- У них или у членов их семей нет своего жилья. Например, если вдова погибшего служащего Росгвардии выйдет замуж за человека со своей квартирой, она не сможет претендовать на компенсацию — даже если будет жить с новым мужем раздельно.
Служебное жилье. Сотрудники полиции и Росгвардии могут бесплатно жить в служебных квартирах — их выделяют из специализированного жилого фонда. Компенсацию за аренду можно получить, только если свободного служебного жилья нет и сотруднику приходится снимать квартиру за свой счет. Стоимость аренды не компенсируют, если свободное жилье в месте службы есть, но сотрудник об этом не знает.
Поэтому прежде чем подавать заявление на компенсацию, нужно будет написать рапорт на получение служебного жилья — о нем расскажу дальше в статье.
Размер выплаты
Максимальную сумму рассчитывают по двум нормативам:
- Общей площади жилого помещения. На одного сотрудника это 24 м², на семью из двух человек — 36 м², из трех — 43 м², на семью из четырех человек и больше — по 12 м² на каждого.
- Предельной стоимости найма 1 м² общей площади жилого помещения. Ее ежегодно утверждает Минтруда.
Предельную стоимость найма 1 м² можно узнать из соответствующего приказа Минтруда. Например, в 2023 году в Москве она составляет 935,31 ₽, а в Ростовской области — 333,59 ₽.
Получается, если вы снимаете квартиру в Москве, а ваша семья вместе с вами насчитывает трех человек, максимальная сумма компенсации будет: 43 × 935,31 = 40 218,33 ₽.
Однако радоваться рано. Такую сумму может одобрить только руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором сотрудник проходит службу, и такое происходит крайне редко. Поэтому ориентироваться нужно на максимальные размеры компенсации из другого постановления Правительства:
- В Москве и Санкт-Петербурге — 15 000 ₽.
- В других городах и населенных пунктах — 2700—3600 ₽.
Таким образом, если вы втроем снимаете квартиру в Москве, максимум вам дадут 15 000 ₽. Если вы сумеете найти жилье дешевле этой суммы, платить будут еще меньше — столько, сколько вы тратите на аренду.
- 15 000 ₽
Еще сумма компенсации увеличивается на 50%, если с сотрудником живет трое и больше членов семьи или если семья погибшего сотрудника состоит из трех и более человек. То есть если вместе с вами в семье четыре человека, например вы, супруга и два ребенка, максимальная сумма компенсации в Москве будет 22 500 ₽ вместо 15 000 ₽.
Какие документы нужны сотрудникам
Чтобы получить компенсацию, сотруднику нужно подать:
- Рапорт на предоставление служебного жилья.
- Рапорт на получение денежной компенсации.
- Копию действующего договора найма или поднайма жилого помещения.
- Копии паспортов сотрудника и членов его семьи.
- Справку из территориального органа Ростехинвентаризации о том, что у сотрудника и членов его семьи нет жилья в собственности в том месте, где сотрудник служит.
Документы нужно отнести в жилищно-бытовую комиссию учреждения, в котором сотрудник проходит службу. Как правило, этим занимаются тыловики, в некоторых органах — кадровики.
Рапорт на предоставление служебного жилья. Перед тем как просить компенсацию, нужно убедиться, что для вас нет свободной «служебки» — служебной квартиры. Для этого сотрудник подает в жилищно-бытовую комиссию рапорт с просьбой предоставить свободное жилье. Если в рапорте откажут, можно подавать следующий — на компенсацию за аренду.
Дата написания этого рапорта — один из самых важных моментов. Выплачивать компенсацию вам начнут со дня найма жилья, но не раньше, чем вы подадите рапорт на предоставление служебного помещения. То есть если вы сняли квартиру 1 января, а рапорт подали только в апреле — месяцы с января по апрель вам не компенсируют.
Рапорт на получение денежной компенсации. Этот документ уже пишут на имя руководителя места, где вы проходите службу. Образец рапорта нужно взять у работника жилищно-бытовой комиссии.
Копия и оригинал договора найма жилого помещения. Договор должен быть заключен в соответствии с законодательством РФ. Вот что это значит на практике:
- Договоры сроком на год и больше нужно регистрировать в ЕГРН. Если арендодатель не соглашается, договор придется заключать на 11 месяцев.
- Документ должен называться «договор найма (поднайма) жилого помещения» вместо привычного слуху «договор аренды (субаренды) жилого помещения». Вместо арендодателя должен быть указан наймодатель, а вместо арендатора — наниматель. Это корректные формулировки, к которым не будет вопросов.
- В договоре должна быть информация о наймодателе и нанимателе: ФИО, паспортные данные и адрес регистрации.
- В информации о жилье обязательно нужно прописать его адрес, кадастровый номер, в чьей собственности оно находится и на каком основании, а также общую жилую площадь.
- В договоре должен быть указан размер ежемесячной платы за наем и срок действия договора. Рекомендую прописать конкретную дату окончания срока действия.
- Если планируете проживать вместе с членами семьи, их тоже нужно указать в договоре.
На все эти моменты жилищно-бытовая комиссия обращает особое внимание.
Копии паспортов. Тем, кто старше 14 лет, необходимо сделать копии всех страниц паспорта, детям до 14 — копию свидетельства о рождении. Заверять их у нотариуса не нужно, но жилищно-бытовая комиссия может потребовать заверить копии в отделе кадров. Оригиналы паспортов и свидетельства о рождении тоже возьмите с собой: комиссия попросит их показать.
Остается самое сложное — справки о наличии или отсутствии жилья в собственности. Готовьтесь, будет много бюрократии.
Справки о наличии или отсутствии жилья в собственности
Я получал их в Москве, поэтому расскажу, как это делается здесь. Во всех административных округах требуют предоставлять по три справки на каждого члена семьи:
- О наличии или отсутствии в собственности жилых помещений на территории Москвы с 1991 года по 1998 год.
- О наличии или отсутствии в собственности жилых помещений на территории Московской области с 1991 года по 1998 год.
- О наличии или отсутствии в собственности жилых помещений на территории Москвы и Московской области с 1998 года по настоящее время. Если вы или член вашей семьи родились после 1998 года, первую и вторую справки оформлять не нужно.
Все документы выдают разные организации.
Справка о наличии или отсутствии жилья на территории Москвы за 1991—1998 годы. Ее проще всего оформить на портале mos.ru. Необходимая вам услуга называется «Информация и документы о правах на жилье, зарегистрированных до 31 января 1998 г.».
Справку дают бесплатно, но для ее получения нужно предоставить два вида документов:
- Документы, удостоверяющие вашу личность в период с 1 января 1991 года до 31 января 1998 года. Если в этот период вы меняли паспорт, на странице 19 должен быть специальный штамп — нужна копия этой страницы. Справка об обмене ранее выданного паспорта на новый тоже подойдет.
- Если в этот период у вас еще не было паспорта, подойдет свидетельство о рождении. Главное — проверьте, чтобы на бланке сверху не было штампа «Повторное». Если свидетельство о рождении все-таки повторное, понадобится еще справка о рождении — причем из того же загса, где выдавали свидетельство. Эту справку делают в течение часа за 200 ₽, а получить ее можете лично вы или один из родителей без доверенности.
- Документы, подтверждающие смену ФИО в период с 1 января 1991 года до дня подачи заявления, — при наличии. Например, если вы вышли замуж и сменили фамилию или меняли имя.
Когда собрали все нужные документы, заполняем анкету.
Справку делают 14 рабочих дней, готовую присылают в личный кабинет.
Справка о наличии или отсутствии жилья на территории Московской области за 1991—1998 годы. Этот документ оформляют либо на портале Московского областного БТИ, либо непосредственно в его филиале.
Чтобы заказать справку онлайн, нужно зарегистрироваться на сайте, потом зайти в раздел «Справка о собственности».
Затем выбираем способ получения справки: в отделении или по почте.
Далее указываем свои паспортные данные и загружаем фотографии или сканы страниц паспорта: разворот с фотографией, страницу с постоянной регистрацией и страницу со сведениями о ранее выданных паспортах. Если вы меняли фамилию, прикрепите также документ, подтверждающий это.
Потом нажимаем «Оформить заказ» и оплачиваем — справка стоит 343,42 ₽. Заявление обработают только после оплаты. Подготовят справку за 30 календарных дней. Если нужно быстрее, выберите срок оформления 10 рабочих дней, но тогда придется заплатить 1400 ₽. О готовности справки вам направят уведомление — смс или письмо на электронную почту, смотря что указали в заказе.
Справка о наличии или отсутствии жилья на территории Москвы и МО с 1998 года по настоящее время. Ее можно получить в МФЦ или заказать на портале госуслуг.
Для оформления справки нужны:
- Паспорт или свидетельство о рождении — для тех, кому нет 14 лет.
- Документы о смене ФИО в период с 1998 года до дня обращения заявителя — если такие есть.
Оформить справку в МФЦ для жилья в двух субъектах РФ, в моем случае — Москве и Московской области — стоит 1450 ₽. Справку делают три рабочих дня после подтверждения платежа — правда, подтверждение может занять до семи дней.
У всех трех справок нет определенного срока действия, но жилищно-бытовая комиссия может вас убеждать, что они действуют в течение месяца. Это спорный вопрос: сотрудники комиссии руководствуются своими внутренними актами или даже устными распоряжениями начальства. Но лучше перестраховаться и сдать все документы за месяц.
- 1993,42 ₽
Какие документы подают члены семьи
Список документов для членов семьи умершего или погибшего сотрудника такой же, но вместо рапорта они подают заявление о предоставлении денежной компенсации за наем или поднаем жилого помещения.
Если члены семьи получают пенсию по потере кормильца, за компенсацией им нужно обращаться в пенсионное отделение по месту получения пенсии. Если не получают, то в последнее место службы погибшего.
Выплату компенсации членам семей выплачивают со дня найма жилья, поэтому они могут подавать документы в любое время. Например, если семья заключила договор найма 1 января, а заявление о компенсации подала только спустя 4 месяца, деньги начислят за все эти месяцы.
Что делать, если комиссия требует другие документы
С точки зрения законодательства, перечисленных выше документов достаточно, чтобы получить компенсацию. В реальности же комиссия может начать требовать дополнительные справки и документы. Вот примерный список:
- копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на нанимаемое жилье — она должна быть у наймодателя;
- копия паспорта или свидетельства о рождении собственника нанимаемого жилья;
- копия справки о временной регистрации;
- справки с работы и о составе семьи;
- справка с места работы супруга или супруги;
- копии документов, подтверждающие родственные отношения: например, свидетельство о заключении брака;
- рапорт о том, что руководитель сотрудника посетил арендуемое жилье — образец рапорта дают в комиссии.
Требовать эти документы незаконно: комиссия обязана принять и рассмотреть тот пакет документов, что предусмотрен постановлением.
Если комиссия отказывается принимать основной пакет документов, в теории можно отстоять это право. Для этого документы нужно отправить ценным письмом на имя начальника территориального органа, в котором вы проходите службу. В письме необходимо объяснить суть конфликта с комиссией и свою просьбу — предоставить компенсацию за наем жилья и привлечь к ответственности лиц, отказывающих в приеме документов. Еще один вариант — пойти с аналогичной жалобой в прокуратуру.
На практике же проще собрать дополнительные документы, поэтому по возможности лучше позаботиться об этом еще на этапе заключения договора с арендодателем: попросить сделать временную регистрацию и копии паспорта со свидетельством о регистрации жилья.
Когда начнут выплачивать компенсацию
После того как сотрудник передает документы комиссии, у нее есть месяц на рассмотрение. Если комиссия одобрит рапорт, руководитель издаст указ о выплате денежной компенсации — с указанием срока и размера выплаты.
Компенсацию выдают раз в месяц вместе с денежным довольствием. В первый месяц выплат вам сделают перерасчет в соответствии с тем количеством дней, которое прошло со дня найма или со дня подачи рапорта на предоставление служебного жилья.
- Допустим, Иван написал рапорт на предоставление служебной квартиры 25 февраля 2021 года и получил отказ: свободного жилья не было. 1 марта он снял квартиру и подписал договор аренды, после чего подал рапорт на компенсацию. 15 апреля комиссия удовлетворила рапорт на сумму 15 000 ₽. Вместе с денежным довольствием Иван 20 апреля получил компенсацию за весь март и 20 дней апреля, то есть 25 000 ₽.
- Если бы Иван при тех же условиях подал рапорт на предоставление служебной квартиры 31 марта, то компенсация бы пришла только за 20 дней апреля — это было бы 10 000 ₽.
Поэтому за служебным жильем лучше обращаться еще до съема квартиры — чтобы компенсацию выдали с даты найма.
Могут ли перестать платить компенсацию
Право на компенсацию пропадет, если:
- сотрудник и наймодатель расторгнут договор или изменят его условия;
- сотрудник получит служебное жилье или купит свое;
- члены семьи погибшего или умершего сотрудника заключат договор социального найма или купят жилье. То же самое относится и к их членам семьи;
- сотрудник или его семья получили социальную выплату на покупку или строительство жилья и прошло три месяца со дня выплаты;
- сотрудник получал повышенную компенсацию, но состав семьи изменился. Например, сотрудник развелся или кто-то из детей достиг предельного возраста — 18 лет или 24 года.
Если случится одна из этих ситуаций, сотрудник должен уведомить своего руководителя в течение 10 дней. Иначе он рискует подпасть под статью 159.2 УК РФ «Мошенничество при получении выплат»: за это предусмотрен штраф до 120 000 ₽, исправительные работы или даже ограничение свободы.
Запомнить
- Компенсацию получают сотрудники органов внутренних дел РФ, служащие Росгвардии и члены семей сотрудников и служащих, погибших или умерших во время службы.
- Максимальный размер компенсации — 15 000 ₽ в месяц в Москве и Санкт-Петербурге. Размер выплат могут увеличить до 50%, если кроме сотрудника в семье живет трое и больше человек.
- Компенсацию нельзя получить, если у сотрудника есть свое жилье в месте, где он служит. С членами семьи погибших служащих все еще строже: у них не должно быть своего жилья, договоров социального найма и жилья у членов их семей.
- Компенсацию будут платить, только если в месте службы сотрудника нет свободного служебного жилья.
- Чтобы получать выплаты, нужно подать два рапорта, копию действующего договора найма, копии паспортов сотрудника и членов его семьи и справки об отсутствии у сотрудника и членов его семьи жилья в собственности — в том месте, где сотрудник служит. Документы подают в жилищно-бытовую комиссию.
- Право на компенсацию можно потерять. Например, если изменились условия договора аренды, сотрудник купил свое жилье или получил служебное.