«Этот момент изменил все»: 11 жизненных уроков от учителей

«Этот момент изменил все»: 11 жизненных уроков от учителей

Воспоминания читателей о школе

31
Аватар автора

Алёна Хоперскова

законспектировала уроки

Страница автора

Слова и поступки учителей могут влиять на нас еще долгие годы после выпуска.

Читатели Т⁠—⁠Ж рассказали, чем им запомнились школьные преподаватели и за какие советы и жизненные уроки они им до сих пор благодарны.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Лейбл заголовка
История № 1

О том, как благодаря учительнице решился поступить в университет

Аватар автора

Спасусь таблетками

поверил в себя

Страница автора

Однажды, когда я возвращался домой после дня открытых дверей в местном техникуме, ко мне в автобусе подсела моя молодая учительница истории. Узнав, откуда возвращаюсь, она сразу же начала говорить, что мне не нужен техникум и потенциал у меня намного выше.

Учился я, скажем так, не очень и уж точно не думал, что высшее образование для меня. По сути, этот момент изменил все в моей жизни. Благодаря учительнице я достиг больших высот, чем все мои одноклассники. Через несколько лет, когда я уже учился в универе, встретил ее и поблагодарил.

Лейбл заголовка
История № 2

О том, как из-за замечания преподавателя физики стала самостоятельной

Аватар автора

кровохлебка

хотела выучить физику

Страница автора

Я любила практически всех своих учителей. Удивительно, что и они меня тоже, несмотря на все мои странности и закидоны.

Моя самая «любимая» ситуация: в восьмом классе сменился учитель физики и пришло резкое непонимание предмета. Тогда каждое обращение к учителю за помощью или объяснением заканчивалось словами «ты умная девочка — разберешься сама» и моим психозом на них. Физика для меня умерла от начала и до ЕГЭ, который я все равно чудом смогла написать на проходной балл. Параллельно во время подготовки учителя пытались меня уговорить — ну, или заставить — отказаться от сдачи части экзаменов, потому что никто не хотел ехать сопровождающим в дополнительные дни. Надо было потом видеть лицо завуча, узнавшей, что из всего класса только я поступила в университет на бюджет.

Сейчас мы имеем умную девочку, которая во всем старается разобраться сама и во многих случаях считает унизительным просить помощи и поддержки.

Лейбл заголовка
История № 3

О том, как учительница истории приучила инвестировать в образование

Аватар автора

Александр Трешин

осознал, как сильно повлияли учителя

Страница автора

Удивительно, как в школе пропускал мимо ушей то, что говорили учителя. А потом, много лет спустя, что-то извне триггерит и в памяти просыпаются слова исторички: «Запомните, для развития главная инвестиция — в образование» или «Все империи, которые создаются на насилии, в конечном итоге обязательно разрушатся». И что-то там еще про правовое и полицейское государство.

Так приходит осознание, как сильно школьное образование влияет на формирование ценностных установок.

Лейбл заголовка
История № 4

О том, как одна фраза перевернула всю жизнь

Аватар автора

Анастасия Усова

подружилась с математикой и учительницей

Страница автора

В десятом классе у нас сменилась учительница по алгебре и геометрии. До этого была учительница, которая нас знала с пятого класса, считала, что я гуманитарий, и не требовала ничего. Моя четверка была со мной. А тут новая учительница с порога дала проверочную контрольную, «которая покажет, что вы из себя представляете».

Написали мы ее все очень плохо. Я получила тройку, и слова учителя меня буквально уничтожили: «Так ты и будешь учиться всегда».

Все родители требовали перевести детей в другой класс, дать другого учителя. А мне эти слова не давали покоя. Кто вообще смеет мне такое говорить и указывать? Да кто она вообще такая?!

Бесилась я какое-то время и стала… Нет, больше я математикой заниматься не стала. Я просто начала ее разбирать и научилась понимать. С зимы у меня были только пятерки, я ходила на допзанятия для тех, кто планирует усиленно заниматься высшей математикой. А к выпускному классу мы с учительницей нежно друг друга любили.

Эта ее фраза сделала меня на всю жизнь. Я знала, что могу все и добьюсь всего, чего хочу. И такая уверенность появилась во многом благодаря этой учительнице.

Лейбл заголовка
История № 5

О том, как учительница преподала урок человечности

Аватар автора

Pavla Tolokonina

стала филологом и не жалеет

Страница автора

Я училась в Санкт-Петербурге. Моей любимой учительницей была Светлана Андреевна Ярчак. Она была учительницей «старой формации»: пережила блокаду, вела очень строго и всегда задерживала на перемены. Все остальные учителя знали, что после ее уроков на следующие опаздывают. И она всегда вкладывала в нас больше, чем требовала программа, не только рассказывая о литературе, но и уча человечности.

Потом она взяла нас и по русскому языку, и благодаря ей мне открылось, что язык — такая же красивая система, как и математика. Вот так вместо зачисления в Санкт-Петербургский электротехнический университет «ЛЭТИ» на какой-нибудь факультет автоматики и вычислительной техники я попала на филфак СПбГУ.

Лейбл заголовка
История № 6

О том, как на уроках литературы научилась выражать свое мнение

Аватар автора

Tonya

стала увереннее

Страница автора

Отличные воспоминания у меня от школы. Благодарна учителям литературы, математики, информатики. Общение с учительницей литературы было довольно-таки назидательным. Она много говорила о воспитании себя как человека, задавала неудобные вопросы в лоб. Но никого не оскорбляла никогда. На литературе мы не столько тексты разбирали, сколько учились формулировать свои мысли, свою точку зрения. Очень благодарна этой учительнице.

На математике, физике никого дебилами не называли. Хотя некоторые порой на уроках так себя вели — я бы как минимум выгнала, все же хорошо, что я не учитель.

Был небольшой конфликт с директором школы. Она считала, что я плохо влияю на некоторых одноклассников, о чем сказала при всех. А я даже не курила, например. Это только позабавило меня и добавило уверенности.

Лейбл заголовка
История № 7

О том, как благодаря доброте преподавателя поверил в себя

Аватар автора

F V D

вспоминает учительницу с теплом

Страница автора

Единственный преподаватель, который мне запомнился в положительном ключе, — учительница русского и литературы из моей последней школы, куда я перешел в одиннадцатый класс. Один раз она анонимно прочитала мое сочинение для ЕГЭ по русскому перед всем классом и похвалила его за смысловое содержание. Еще на уроках литературы я иногда спрашивал у нее, что можно дополнительно почитать по теме, и в ее глазах была заметна искренняя радость от моей заинтересованности предметом. Притом что и по русскому, и по литературе у меня всегда была крепкая тройка, как и оказалось потом в аттестате.

В моменты, когда мы ее разочаровывали своим незнанием, она мягко произносила: «Ну что же вы такие серые, ребята». Она была глубоко верующая — в хорошем смысле, что, вероятно, сказалось на том, как она с нами обращалась. Предыдущие мои учителя по этим предметам были едва ли не сумасшедшими, без разбора ставили двойки мальчикам и доводили до слез девочек, за исключением подлиз. Поэтому иногда я вспоминаю ту учительницу и думаю, что не так безнадежен, как мне внушали предыдущие школьные годы.

Лейбл заголовка
История № 8

О том, как строгая учительница задала правильный вектор в жизни

Аватар автора

Yanina Cheka

благодарна учителям

Страница автора

У меня была хорошая школа и отличные учителя. Хотя я особого рвения к учебе я не испытывала. До сих пор с теплом вспоминаю нашу первую учительницу. Она у всех моих одноклассников в друзьях во «Вконтакте» и на всех наших встречах — обязательный гость. Это именно она задала нам правильный вектор в жизни, научила уважать чужой труд, любой. Да много чему еще научила. Вспомнился диалог из кинофильма «Первоклассница»: «У вас учительница строгая?» — «Да, но мы ее любим». Вот у нас было именно так.

Мне повезло: я училась в то время, когда учителя искренне хотели научить своих учеников. Пусть не у всех это получалось занимательно и интересно, не все предметы были любимы. Но халтурщиков и пофигистов среди учителей не было.

Я окончила школу в 1989 году, наше взросление пришлось на «лихие» 90-е. Но ни один из моих одноклассников не пошел по сомнительному пути. Все выучились, у всех семьи, дети. Все работают. И я считаю, что в этом заслуга не только наших родителей, но и преподавателей.

Лейбл заголовка
История № 9

О том, как физкультура научила заботе о себе

Аватар автора

Faremeglio

вспоминает уроки физкультуры

Страница автора

Я часто вспоминаю свою учительницу по физкультуре. Во время школы она для меня была обычной женщиной, возраста моей бабушки. Я воспринимала ее подход к предмету как должное, но во взрослой жизни поняла, что она сильно повлияла на мою жизнь.

Она иногда нам преподавала йогу — я так понимаю, вне программы. Научила делать зарядку для глаз — делаю до сих пор. Не стесняясь, рассказывала нам о женском здоровье. В классе не залетела раньше времени ни одна девочка. Однажды в мае она попала под машину, сломала обе ноги, но вернулась на работу уже в сентябре.

Я очень надеюсь, что благодаря ее образу жизни она жива и здорова до сих пор.

Лейбл заголовка
История № 10

О том, как учительница английского подала хороший пример

Аватар автора

Эльза Хисамова

будущая преподавательница

Страница автора

В средней школе моя учительница математики, которая еще заведовала воспитательной работой, сказала, что в десятый класс меня в этой школе не возьмут, так как залечу от первого попавшегося и им такие, как я, не нужны. Я училась на одни пятерки, но хромало поведение.

В девятом классе сдала все экзамены на «отлично». Учителя в итоге уговаривали остаться на следующий год, ведь мои оценки — их хороший рейтинг.

Свалила оттуда, попала в крутую гимназию на десятый и одиннадцатый класс. Там была учительница английского, которую до сих пор вспоминаю с теплом. Вывела на достойнейший уровень по языку, своим трудом обеспечила мне высокие баллы на ЕГЭ и поступление в престижный вуз. С 1 сентября текущего года, кстати, иду по ее стопам: устраиваюсь в школу учителем английского.

Лейбл заголовка
История № 11

О том, как благодаря преподавателям начала ценить себя и свои способности

Аватар автора

Я

побывала на олимпиадах

Страница автора

Я была не самой старательной ученицей. Уроки делала через одно место. Особой цели у меня не было. А в начале пятого класса я лучше всех ответила на уроке по английскому языку. Просто у меня хорошая память, и все! Между тем учительница английского уже тогда, толком меня не зная, решила серьезно поговорить. Разговор был такой: «Ты способный ребенок и не ценишь себя. Почему не стараешься?»

После этого ниже четверки по ее предмету у меня не было. До сих пор хорошо перевожу с английского на русский.

По русскому языку имела тройку. После разговора с учительницей английского подтянулась и по этому предмету, но не блестяще. Что сделала учитель русского языка? Отправила меня на школьную олимпиаду! И я с ходу заняла третье место. Потом, вплоть до выпуска из девятого класса, я так и писала олимпиады по русскому и ниже второго места не опускалась. За это и другие успехи — сочинения, хорошо выполненные задания — учительница русского языка публично меня хвалила.

И это все происходило на фоне буллинга в школе. Некоторые одноклассники до седьмого класса издевались надо мной. За что — не знаю. Но такие действия педагогов дали мне возможность поверить в себя, показать свою исключительность на фоне остальных и мечтать о большем, нежели о дипломе технаря.

Еще хотелось бы поблагодарить учительницу истории, которая рявкнула мне «не мечтай», когда я ей сказала, что буду учиться в классическом университете. Мне тогда было 12 лет. И что же? Я окончила университет с отличием.

Алёна ХоперсковаА какие уроки вы извлекли из школьной жизни?
  • MmmarХороший человек не равно хороший учитель. То же и в обратную сторону. Если кто-то стоит сейчас выше тебя по положению, это не значит, что он лучше тебя. Дальше жизнь ещё много раз изменится в самых непредсказуемых вариациях, так что текущие оценки (и циферки и заявления) - не то, что имеет значение. Можно воспринимать их как некоторые локальные сигналы, но они ничего в итоге не определят, лишь сделают путь чуть приятнее или чуть неприятнее. И вообще оценки людей, работающих в школе, это ну такое себе)))5
  • a bit of workДумаю, в моём случае это были уроки мизантропии. Родители почему-то не отдали меня сразу во 2й класс, поэтому в первом я, умея читать бегло, должна была читать по слогам, чтоб остальные успевали следить. Регулярно получала двойки в дневник за невыполнение домашки, имея только пятёрки в журнале и зная всё, что нужно выучить в 1м классе. Как отличница была постоянно привлекаема ко всякой общественной деятельности (стенгазеты, звёздочки), не имея к ней никакого интереса. Не знаю, было это причиной или проявлением уже имеющихся особенностей, но ненависть к коллективам (конкретно к учёбе в коллективах) я понесла через всю жизнь. Никаких судьбоносных фраз мои учителя не произносили.7
  • Ивана ПупкинаУ меня были потрясающие учителя и были не очень. Был преподаватель русского и литературы - Снытко Галина Михайловна человек с большой буквы, вкладывала в учеников знания терпеливо, ответственно относилась к урокам, учитель в душе, спасибо ей большое1
  • lizМоя учительница не пустила меня на районную олимпиаду по английскому, со 2го места на школьной. Отправили другую девочку, откуда-то из серединки рейтинга. А всё потому что у неё было 15/15 за "говорение", а у меня 14/15 — помню до сих пор😭 Какой урок я извлекла? - а очень простой. Учителя тоже люди, со своими тарканами в башке. Штош, как ни старайся, всем мил не будешь — чем раньше это поймёшь, тем проще жить. Благодаря своей школе, я это поняла достаточно вовремя.10
  • Вероника Ф.С первого по пятый класс я училась в сильном классе. Но после того, как начались выборы по району и чьи родители работали у конкурентов директора, теперь сразу оказались в новом классе "гетто". Мы были сложным классом, но относительно всё хорошо учились. Нашим классным руководителем стала та, которая у части из нас была в 5 (тогда ещё "А") классе. Таким образом у неё оказались и "А", и "Гетто ". Но она никогда не относилась к нам хуже. Мы много чудили, чувствуя, что мы - второй сорт. Она спокойно нам всё объясняла, шла на разговоры к педагогам для улаживания конфликтов. Это дало мне понимание, что всё можно решить спокойно. Относительно меня она не ошиблась. Мне всегда она говорила: " Ты умная, ответственная". Кто бы мог подумать))) Постоянно для меня были ответственные поручения и задачи в школе. Действительно, ответственности с возрастом прибавилось. Теперь, я руковожу своим детским клубом, педагогами, составляю программы для детей. Вижу результаты и меня это очень радует. И да, всё конфликтные ситуации на работе я решаю спокойно, как и она)) Ольга Николаевна, спасибо!2
  • Катарина РКакие уроки вы извлекли из школьной жизни.... как ни парадоксально, но если у вас не сложилось с учебой в школе и большинство учителей не делали на тебя ставку и аттестат далек от идеала, то это не значит, что потом не сложится с любимым делом, профессиональным ростом и прочими важными в жизни вещами. От учебы в школе, задним числом, осталось ощущение, что хорошо, если ты вписываешься в "формат", а если шаг вправо, шаг влево, то учителям проще пытаться загнать тебя в этот "формат", чем развивать индивидуальность22
  • ingaВсе школьные годы я преуспевала на уроках английского. С 5 по 11 у нашей группы была одна учительница. Отношения у всех с ней были специфическими, но ко мне она вроде как относилась нормально в большинстве случаев. Должно было состояться какое-то локальное школьное мероприятие, связанное с английским (надо было приготовить презентацию, доклад). Учительница почему-то была уверена, что я приму в нём участие, хотя я ей говорила, что я пока не знаю и вряд ли смогу. То мероприятие выпадало на неделю, когда к нам приезжали студенты по обмену, у меня гостила девочка, и совершенно не было времени заниматься дополнительными докладами. Когда я ей уже точно сказала, что участвовать не буду, она обиделась. Натурально. Молчала на мои вопросы, не замечала на уроках. Пришлось извиняться, т.к. учиться еще оставалось 2 года, а я сдавала ЕГЭ по ее предмету. Я так и не поняла, в чем я виновата, и теперь не особо верю в извинения и не вижу в них смысла.7
  • Максим Кольцов"Все империи, которые создаются на насилии, в конечном итоге обязательно разрушатся" смешно. Звучит примерно как "все плохие люди обязательно умрут"10
  • Кактус ИнтровертНадеется надо только на себя. С 9-11 класс у нас был учитель математики которому было абсолютно пофигу на ваш аттестат, либо ты знаешь материал и получаешь 4 и 5, либо ты его не знаешь. Тянуть и додумывать за тобой ее не интересовало. Сколько грязи в свою сторону выслушал учитель, вы бы знали. Так в 9 классе количество хорошистов и отличников сократилось, кто-то даже на официальное вручение за аттестатом не пришел из-за принципа. В 10 классе она рассадила класс как ей хотелось, ну и чтобы была хоть какая-то дисциплина, а в 11 повторила этот трюк еще раз. Так в моем ряду из соображающих в матане (хоть как-то, про отличников я уж не говорю) осталось двое: я на третьей парте с шестым вариантом и парень на первой парте с первым вариантом. Позже парня тоже пересадили, я осталась ОДНА в ряду, понимающая хотя бы азы (задачек с тремя звездочками не решала). Пришлось учить матан и надеется только на себя, ближайший "отличник" с шестым вариантом был уж очень далек. Да, в аттестате у меня все равно тройбан, но на момент учебы я знала математику) На учителя не обижаюсь, если шо)))1
  • НижегородскаяИз-за тяжёлой болезни отца мне приходилось все уроки делать самой и без проверок родителей, так как Мама все время моталась по больницам и работала. Так вот никогда не забуду как учительница начальных классов смеялась над моими рисунками в творческой тетради совместно с двумя мамочками) типа очень уродливо получилось (всем рисунки делали Родители, а я сама рисовала 😅) до сих пор не понимаю как можно быть такими отбитыми на голову и злыми! Эта история научила меня не зависеть от чужого мнения 😂😂😂36
  • really niceШкола - это, с;;а, долго! Поэтому надо научиться получать удовольствие от процесса и окружения.1
  • Olga KashchenkoШкола (и университет) научила меня тому, что если от меня отъе... Кхм, отвязаться, то я прекрасно и увлеченно учусь сама. Годика три отдохнула после "обязательной программы" и пошла учиться тому, что реально нравится и нужно. А еще биологичка была дура и за что-то меня невзлюбила с того самого момента, как меня перевели в ту школу. Видимо, это воспитало некоторую упертость в своих идеалах: биологию люблю по сей день, несмотря на попытки эту любовь отбить.2
  • lizНижегородская, особенно "радует" когда родители других детей подключаются🤦🏻‍♀️ может, вам немного полегчает - дети, за которых рисуют родители, дома получают свои "лучики добра". Моя мама чморила все мои рисунки и поэтому перерисовывала за меня.14
  • АнжелаБольшое спасибо за теплые слова в адрес учителей.3
  • Второй гусьВспомнилась школьная учительница английского из параллельной группы, сухая пожилая женщина очень советской закалки (и с очень советским произношением). Однажды при мне ехидно сказала: "Марианна способная, но очень себя жалеет". А я тогда не поняла — почему я должна себя не жалеть? Я себя люблю, родители меня любят, в мире всё хорошо, можно не жертвовать собой. И как ни странно, именно эти её слова придали мне упрямой уверенности в моей правоте — делать надо то, что тебе нравится и хорошо получается. Кстати, на олимпиады по английскому я ездила, заняла второе место по всей Москве, каких ещё достижений ей хотелось при том, что вела она даже не у меня — не знаю. Наверное, ей важнее было усердие. А что мне до сих пор хотелось бы узнать — зачем наша учительница на замену однажды вслух прочитала нам "Лёгкое дыхание" Куприна, где по сюжету гимназистку совращает пожилой родственник директрисы. Какой реакции она в тот момент от нас ожидала и что хотела этим сказать, я до сих пор думаю.1
  • ЕкатеринаМама перевела меня в физико- математическую школу в 6 класс. И в физико- математический класс. С физиком нам не повезло. Он только из университета. Объяснял из рук вон плохо. Я его вообще не воспринимала. В 8 классе , по сути, у меня была 2 в свидетельстве. Мама пошла уговаривать его, бесплатно!, и уговорила. Он поставил 3. А классная, когда выписывала свидетельство, посмотрела, что у меня 4 и 5- и исправила на 4. Так я стала хорошисткой. Но физику боялась. Ушла в техникум. А там просто повезло с преподавателем. Он очень просто объяснял физику. И у меня получился красный диплом в итоге. Хотя я была ершистой и иногда с ним скандалила. Но он был мудрым. И таким останется в моей памяти. А про классную в той школе вспоминаю , теперь уже , с сожалением. Она вела русский- литературу. Преподаватель- от Бога. Умело внушала нам также правила этикета, воспитывала значит. Но меня она терпеть не могла по той простой причине, что родители других учеников носили ей хорошие презенты и деньги. А мои родители были бедными. И не носили. Потому она меня гнобила всячески, очень тонко. Из-за неё я возненавидела тогда школу. И не пошла в пединститут. Но я по природе своей с детьми должна была возиться. Всегда всем одноклассникам и однокурсникам и в техникуме и в школе помогала понять непонятное. Давала конспекты. А потом работала с упоением в детских лагерях много лет. В лихих 90-х пошла в семью работать няней. И так пошло- поехало... Вот так, по разному, учителя влияют на любого ученика: и положительно, и отрицательно. В большинстве своем, мне везло с преподавателями. Я училась у них мудрости. Конечно, были и отрицательные персонажи. И приходилось " включать" уже наработанную мудрость. И в работе с детьми разных возрастов тоже я всегда старалась видеть в них личности, искать разные подходы. Мне везло с воспитанниками . И они долго вспоминали меня, и их родители- бабушки тоже были благодарны. Любите разных учителей! Все они появляются в нашей жизни не случайно. И синими мы проходим разные жизненные уроки, которые потом осознанно применяем в дальнейшем.2
  • Антон БорисенковБОльшая часть школьной жизни прошла в 1970-е годы и оставила эта жизнь воспоминания, в основном, весьма мрачные. "Светлые пятна" можно пересчитать по пальцам одной руки: у меня была просто потрясающая учительница по физике, очень хорошая математичка и отличный преподаватель по трудам/рисованию. В остальном..... лучше не вспоминать. Хотя, в аттестате за 10 класс было всего две четвёрки, все остальные - "5". С большинством учителей "взаимоотношения" совсем не складывались. В негативном смысле больше всего запомнились тоже трое: учительница начальных классов, классная руководительница с 4 по 10 классы (сама себя она всегда называла "классной дамой") и учительница русского языка/литературы. Последняя, к тому же, была парторгом школы и имела мужа - секретаря райкома КПСС по идеологии. Я не знаю, было ли это в те времена всеобщим поветрием, или "личным достижением" нашей литераторши, но каждая книга - включая Пушкина, Гоголя, Достоевского - становилась "орудием пропаганды", где мы между строк должны были выявлять "межклассовый конфликт" и признаки "неизбежного краха царизма и капитализма". Пришла она к нам, кажется, в 8 класс, а до неё была совершенно другая - заслуженная учительница РСФСР, милейшей души человек, умеющий по-настоящему заинтересовать, а не насиловать мозг идеологическими штампами. Пришедший на смену той учительнице "парторг" всего за каких-то полгода сумела внушить непреодолимое отвращение к одному из самых интересных и любимых предметов - литературе. А вот и извлечённый урок: отношение к изучаемому предмету во многом отражает отношение к преподавателю. Литература для меня умерла в 8 классе. После окончания школы ни разу не возникло желание перечитать хотя бы одно из изучавшихся в школе произведений, хотя первые 7 школьных лет читал просто запоем.4
  • ElonaВ школе мне было не сладко 5 классов из 11 среди одноклассников, но учителя относились хорошо, хотя особого внимания никто не уделял. В этом году на распределении попала организатором на экзамены в свою школу. Очень радостно было увидеть своих учителей, со всеми обнялась! Пришло понимание, что именно они и их уроки плавили меня как личность в подростковые годы. А в самой школе я почувствовала себя как дома) Это очень приятное чувство и эту благодарность я пронесу сквозь года)0
  • АллаС большой теплотой вспоминаю свою учительницу по литературе - Анну Георгиевну Бусурину. Я была замкнутым, неуверенным в себе ребёнком, который перебивался с двойки на тройку. Когда мы пришли в 8 классе к Анне Георгиевне, я думала, что мне конец - очень строгой она показалась. Но произошло чудо: учитель заметила, что мне интересна литература, и предложила написать рассказ для городской Олимпиады. Я посмеялась (я? на Олимпиаду?), но рассказ написала. И получила за него диплом второй степени! Невероятно, у меня было ощущение, что это всё не со мной, я же двоечница) А потом пришла мысль - если я здесь смогла, может я смогу и по другим предметам? И всё получилось. Школу я закончила всего с двумя тройками. А потом ещё закончила два универа - не смогла остановиться) Спасибо, Анна Георгиевна!7
  • Светлена МальцеваВ 10 классе у нас сменилась учитель русского языка и литературы. В программе были произведения Булгакова, которые я очень любила, кроме одного. И прямо на уроке заявила, что не буду читать Собачье сердце. Ну не могу я его читать, пыталась несколько раз, с третьей страницы аж подташнивает. Учитель удивилась, ведь у меня всегда были отличные сочинения и читать в целом я обожала. Как же так, ведь у нас по программе сочинение по Собачьему сердцу... Я предложила написать дополнительные два по Мастеру и Маргарите, она ответила: "Три. И темы я выберу сама". Я согласилась. В классе попытались возмутиться, но желающих писать три сочинения вместо одного больше не нашлось. Сочинения удались, отношения с учителем оставались прекрасными все два года. Благодарна учителю за умение идти на уступки и понимание, что не всякий отказ ученика - каприз. Ведь Собачье сердце я до сих пор не могу ни читать, ни смотреть. Необъяснимо неприятно. Более неприятен мне было только Кафка, но это было уже после школы. Замок, я, кстати, пересилила и дочитала. Но это уже совсем другая история)6
  • ЕлизаветаДо сих пор с любовью вспоминаю школьные годы и интересных инициативных одноклассников, заканчивала школу в 2013 г. Вот некоторые самые запомнившиеся фразы: Учительница по истории: "отделяйте причину от повода и всегда анализируйте связь причины и следствия, историю не надо учить в смысле "зубрить", надо учиться на примерах, которые она дает" Учительница по литературе: "учитесь искать информацию, сочинение по произведению - это когда вы не только рассказали, что почувствовали, но еще и нашли информацию об авторе, о произведении, почитали критику, и сделали из этого внятный рассказ"1
  • ЕlkaШколу вспоминаю с ужасом, было в основном гнобление со стороны учителей так как я была ребенком не из богатой семьи, которая не могла каждый месяц давать деньги на шторы и прочее. Честно основное время я прохалявила, мы прогуливали уроки, пили виноградный день во дворах, ходили на дешёвые утренние сеансы в кино, веселились как могли. Но когда я поступила в медицинский колледж до меня дошло, что если я не освою программу меня просто отчислят, отсев с первого курса был около 40%. И тут пришлось попотеть, помню бессонные ночи с изучением атласа по анатомии, а с латынью вообще пришлось тяжко, только из-за нее у меня не было повышенной стипендии. Из школьных преподавателей я пожалуй благодарна преподавателю математики, он был приходящий из ВУЗА и вел бесплатные занятия из-за чего его не любили все школьные учителя. Помню скандал, который мне закатила учительница русского, что на ЕГЭ я пришла не в белой блузке. Честно в колледже я поняла, что 10 лет просто просиживала штаны, а школу вспоминать вообще не люблю.0
  • Анастасия КоршунковаЯ десять лет наблюдала парад лицемерия! Треть жизни... Поверить страшно. Демонстрацию грандиозного лицемерия! Присваивание заслуг! Театральные постановки жалости к вымышленным бедным" и призрение реальных бедных. Оценочные суждения и приземленные умозаключения местячкого пафоса под соусом лести. Гордыня и бесцеремонное обсуждения тех, кто впал в не милость. Самодурство и самоуправство. Навязывание больных инициатив и суждений. Суеверия и игнорирование духновсти. Полное искажение морали и нравственности... .... Так я все написала?0
  • OxanaПолучила один из самых важных советов при очень печальных обстоятельствах. У учительницы не стало мамы, и она принесла на урок конфеты для помина души. И, раздавая их, сказала то, что я помню уже 20 лет: "Когда случается что-то трагическое, мы понимаем, что очень мало радовались до того". Мне понадобились годы, чтобы научиться эти слова использовать как добрый совет: старайся больше радоваться, находить себе большие радости и маленькие удовольствия, фиксировать эти моменты и перебирать их, когда захочется приуныть.2
  • OxanaАнтон, то, что вы описываете применительно к литературе, было действительно поветрием времени. Я окончила филфак, приходилось читать много-много критических статей литературоведов, значительная часть которых были советскими (в нулевых с современными была некоторая напряженка). И да, в "Грозе" Островского, конечно же, столкновение темного царства самодержавия с робкими лучами свободы, а грибоедовский Чацкий был декабристов однозначно. В старых советских учебниках литературы для вузы то же самое, их в программу включали, кажется, по привычке, все равно читать это смысла нет.0
  • User ProfileДаа, Светлана Андреевна из истории №6 строгая была.. Пока на второй год не оставили, она была учительницей русского и лит-ры у моего класса. Серьезная дама, строгий у неё подход был, уважала свою профессию.0
  • Миссис ПСветлена, понимаю Вас. У Булгаков настолько реалистичные описания, что действительно подташнивает при прочтении. Тоже не смогла читать "Собачье сердце".0
  • NoНижегородская, дно пробито🤦‍♀️2
  • Noliz, ну серьезно: разве не с***ь, что там нарисовано? Да хоть палка и огуречек, зато ребёнок сам нарисовал. Извините, меня прям возмутило, что некоторые родители критикуют рисунки своих детей.3
  • Гречка с огуречкомУчитель по ОБЖ всегда заставлял делать конспекты строго одной синей ручкой, используя хитрую систему подчеркиваний и сокращений длинных слов. Как же мне пригодилась эта наука в студенчестве!0