Киноклуб
900

Рекомендую боевик «Пес⁠-⁠призрак: Путь самурая» — недооцененный фильм Джима Джармуша

Рецензия читателя
5
Рекомендую боевик «Пес⁠-⁠призрак: Путь самурая» — недооцененный фильм Джима Джармуша

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Сюжет: 5 из 5 баллов
Игра актеров: 5 из 5 баллов
Зрелищность: 3 из 5 баллов

Аватар автора

Пётр Пустота

анализирует творчество режиссера

Страница автора

Джим Джармуш — парадоксальная фигура в голливудском кино. Он своего рода иностранец среди американских режиссеров. Его фильмы очень популярны в Европе.

Но это совсем не мешает Джармушу создавать свой образ Америки. Большинство зрителей высоко оценивает его «Ночь на Земле» или «Таинственный поезд». Но по какой-то причине «Пес-призрак: Путь самурая» остается без внимания.

О чем фильм

История повествует о псе-призраке — афроамериканском наемном убийце, который следует кодексу самурая. Его жизнь когда-то спас итальянец Луи, из-за чего герой стал его «вассалом». Во время выполнения одного из заказов он оставил свидетеля, и итальянская мафия объявила на него охоту. Теперь, чтобы спасти своего сюзерена, персонажу нужно избавиться от всех членов мафиозной семьи.

По описанию может показаться, что это довольно обычная история о борьбе человека против криминальной системы. Но «Пес-призрак» совсем не про это. Фильм во многом продолжает тему предыдущей работы Джармуша, «Мертвеца», и тоже размышляет о пути к смерти. Но в «Псе-призраке» этот путь иной.

Трейлер фильма

Чем понравился

Отличное начало фильма. «Пес-призрак: Путь самурая» — прекрасный пример того, как кино должно знакомить зрителя с персонажем: показывать, а не рассказывать. В открывающей сцене мы видим дом с голубятней на крыше. Внутри сидит темнокожий парень с книгой «Хагакурэ» и читает ее. На столе лежит пистолет, на стенах развешаны японские газеты, на полках — множество литературы и подобие алтаря.

За это время герой не говорит ни слова. Но это и не нужно. Молчаливость — одна из черт его характера. В этом он противопоставлен неумолкающим итальянским мафиози. Пес-призрак находится в гармонии с собой и природой, о чем нам говорит его любовь к голубям. Он не тратит время на пустые слова.

Главного героя играет Форест Уитакер
Главного героя играет Форест Уитакер

Первый диалог с участием пса-призрака происходит только на 37-й минуте фильма, когда с ним заводит разговор маленькая девочка в парке. Она показывает ему коробку с книгами, которые она прочитала. Тогда герой дает ей «Ворота Расёмон» Акутагавы и просит поделиться впечатлениями при следующей встрече.

В фильме много сцен, где пес-призрак просто куда-то идет или едет под хип-хоп биты. Суммарно эти эпизоды занимают более 30 минут экранного времени. Но это не выглядит как попытка растянуть хронометраж. Такие моменты раскрывают персонажа и позволяют зрителю почувствовать настроение героя.

В этом и кроется прелесть фильмов Джармуша: его персонажи не говорят, когда это не нужно. Зритель часто остается с ними в комфортном молчании. Они пребывают в единении, а не в одиночестве.

Хорошо продуманный главный герой. Образ пса-призрака кажется типичным на первый взгляд — даже архетипическим. Большой темнокожий парень носит кожаную одежду и афроамериканские косички, а по ночам совершает заказные убийства.

Но режиссер наделяет персонажа интересной особенностью: пес-призрак увлекается японской культурой и следует пути самурая. В первой сцене, когда мы встречаем главного героя, он читает «Хагакурэ» — книгу с философскими трактатами, посвященными жизненным принципам самурая.

Сам Форест Уитакер говорил, что очень долго размышлял над тем, как его герой будет себя вести, ведь большую часть фильма он хранит молчание
Сам Форест Уитакер говорил, что очень долго размышлял над тем, как его герой будет себя вести, ведь большую часть фильма он хранит молчание

Режиссер придумал главного героя после того, как случайно встретил Фореста Уитакера на парковке. Тогда он сказал актеру, что хочет с ним работать. Через год у Джармуша появилась идея для фильма, и он сразу написал Уитакеру с предложением.

Позже оказалось, что у актера был черный пояс по карате, он увлекался восточной культурой. Форест Уитакер рассказывал, что они с режиссером часто встречались и по 5—6 часов разговаривали о философии. Через несколько таких «сессий» Джим Джармуш заявил, что у него готов сценарий.

Даже само имя персонажа Уитакера — пес-призрак — помогает нам понять, что это за человек. Он верен своему хозяину, как пес, и невидим, как призрак. Это значит, герой осторожен: он приезжает на дело на угнанной машине, носит перчатки и старается не оставлять следов. А еще пес-призрак легко теряется в ночном городе среди гетто и маленьких круглосуточных магазинов.

Актеру нужно было проработать детали: от походки до своевременных вздохов. Как показала практика, все получилось. Эта роль стала одной из самых важных в его карьере
Актеру нужно было проработать детали: от походки до своевременных вздохов. Как показала практика, все получилось. Эта роль стала одной из самых важных в его карьере

Значимый вклад в образ темнокожего героя. Выбор именно такого главного героя обусловлен социальными проблемами Америки конца 1990-х. Тогда из городов, столкнувшихся с экономическим кризисом, белое население начало массово эмигрировать.

Города вроде Детройта превратились в огромные гетто с постоянными перестрелками и грабежами. После этого отношение к темнокожему населению сильно изменилось. Проблема расизма в бедных городах после непродолжительного спада вернулась на прежний уровень. Пес-призрак привнес новую философию в образ темнокожего бандита. Он идет по пути самурая, а не преступника.

Особая роль символизма. Образы животных появляются в самой первой сцене и остаются до финала. Вступительные титры — на фоне летающих в небе голубей: именно с ними пес-призрак ассоциирует свободу. Когда он выпускает их из клетки, на его лице заметно искреннее счастье. А еще голуби помогают псу-призраку передавать сообщения своему боссу. Он общается с Луи только по голубиной почте.

Пес-призрак на голубятне
Пес-призрак на голубятне

Сам же герой сравнивает себя с большим одиноким медведем. В конце фильма он встречает охотников с мертвым животным, и те говорят ему: «Понимаешь, таких больших черных ублюдков здесь осталось немного. Если у тебя есть возможность прицельно выстрелить в одного из них, обязательно воспользуйся этим». Нетрудно догадаться, что пес-призрак сам и является тем big black fucker, о котором идет речь.

Новый взгляд на криминальные боевики. Джармуш любит переосмыслять жанры в своих фильмах. Он делает это и в «Мертвеце», и в «Псе-призраке». В первом случае режиссер рассказывает о вымирающей культуре коренных жителей Северной Америки и безжалостных охотниках за головами. Во втором — переосмысляет криминальные боевики. Вместо истории о том, как герой пытается уйти от смерти, режиссер показывает путь к ней.

Но общая тема — не единственное, что связывает эти фильмы. В обеих картинах появляется персонаж Никто, которого играет Гэри Фармер. В «Мертвецe» это индеец-проводник, а в «Псе-призраке» — островитянин, которого зритель встречает лишь в одной сцене на голубятне. Там на персонажа наставляют пистолеты два итальянских мафиози. После один из них просто так стреляет в голубя, на что герой Фармера отвечает: «Stupid fucking white man». Интересно, что и в «Мертвеце» Никто говорил эту же фразу.

Итальянская мафия представлена Джармушем довольно карикатурно. Герои собираются за большим столом в ресторане, ездят на дорогих ретроавтомобилях и не прощают неуважительного отношения. Но каждый из этих «опасных дядек», когда остается один, смотрит мультфильмы.

Эта демонстрация внутренней инфантильности гангстеров контрастирует с их серьезной внешностью. Мультфильмы, кстати, предсказывают, как умрет каждый член банды. Так Джармуш иронизирует над зрителем, который хочет искать во всем скрытый подтекст, и подает отсылки очень прямолинейно. Сам режиссер говорил, что придумал эти сцены, чтобы добавить в картину немного сюрреалистичности.

Музыкальное оформление. Засэмпленные в хип-хоп-стиле японские мелодии идеально дополняют образ главного героя. Автор саундтрека — небезызвестный RZA, основатель группы Wu-Tang Clan. В фильме есть и его камео. Он играет самурая, которого встречает пес-призрак и которому тот кланяется.

Роль пути самурая. Последнее и самое важное — особая роль пути и смерти в философии пса-призрака. Трактаты из «Хагакурэ» готовят героя к принятию своей судьбы. Пес-призрак понимает: как только он выполнит долг, его жизнь будет прожита не зря, и он сможет умереть с чистой совестью.

На протяжении всего фильма пес-призрак находится на волоске от смерти, он словно ищет ее, но никак не находит. Ближе всего к гибели герой оказывается в финале, когда встречает на своем пути старого знакомого, которому задолжал. Ну а чем закончится эта история, вы узнаете, посмотрев сам фильм.

РедакцияА какой ваш любимый боевик?
  • Тимофей РазовОбожаю этот фильм, а чего стоит шикарный саундтрек к нему!3
  • АндрейТимофей, особенно эпизод "swords on the roof", эта музыка, отвал всего2
  • АнтонПес-призрак, знания к знаниям.🫸🤛0
  • Александр"по какой-то причине «Пес-призрак: Путь самурая» остается без внимания." Когда этот фильм выходил 25 лет назад. Он был очень модным. Про него трещали все кто хоть какое-то кино смотрит. Такого ажиотажа в массах от фильма Джармуша я больше не видел никогда1
  • Егор Гладышевскийкак же хорошо написана статья!! сразу захотелось **************0