Рекомендую фильм «Пес-призрак: путь самурая»

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Пётр Пустота

Страница автора

Недооцененный шедевр Джармуша.

О чем фильм

Слова человека крайне важны. Они не должны обнажать глубину его души. Об этом люди должны узнавать по его повседневным делам. Хагакурэ (яп. 葉隱 (葉隠) «Сокрытое в листве»)

Джим Джармуш — парадоксальная фигура в Голливудском кино. Он — своего рода «иностранец» среди американских режиссеров. Его кино имеет бо՛льшую популярность в Европе.

Но это совсем не мешает Джармушу создавать свой образ Америки. Большинство зрителей высоко оценивает его «Ночь на земле» или «Таинственный поезд», однако по какой-то причине фильм «Пёс-призрак: Путь самурая» остается без внимания.

Фильм повествует о псе-призраке (его играет Форест Уитакер), афроамериканце, который следует кодексу самурая. Его жизнь когда-то спас итальянец Луи, после чего пес-призрак стал его «вассалом». Во время выполнения одного из заказов он оставил свидетеля, после чего итальянская мафия объявила на него охоту. И теперь, чтобы спасти своего сюзерена, главному герою нужно избавиться от всех членов мафиозной семьи. По описанию фильма может показаться, что это будет довольно обычная история о борьбе человека против выстроенной криминальной системы. «Пес-призрак» совсем не про это. Эта картина во многом продолжает тему предыдущей работы Джармуша, фильма «Мертвец», подхватывая размышляя о пути к смерти. Однако в «Псе-призраке» этот путь иной. Главный герой его выбрал и принял для себя.

Образ пса-призрака на первый взгляд тоже кажется типичным, можно даже сказать архетипическим. Большой черный парень, который носит кожаную одежду и афроамериканские косички. По ночам он совершает заказные убийства.

Но режиссер наделяет героя интересной особенностью: пес-призрак увлекается японской культурой и следует по пути самурая. В первой сцене, в которой мы видим главного героя, он читает «Хагакурэ», книгу с философскими трактатами, посвященными жизненным принципам самурая.

Главный герой

Прототип главного героя появился после того, как Джим Джармуш случайно встретил Фореста Уитакера на парковке у магазина, где сказал актеру, что хочет с ним работать. Через год у Джармуша появилась идея для фильма, и он сразу написал Уитакеру с предложением.

Как оказалось, актер имел черный пояс по карате и увлекался восточной культурой. Форест Уитакер рассказывал, что с того момента они часто встречались и по 5-6 часов разговаривали о философии. Через несколько таких «сессий», Джим Джармуш сказал, что у него есть сценарий. И работа эта– отражение того, каким он видел Фореста Уитакера.

«Ghost-dog: The way of the samurai» — прекрасный пример того, как кино должно знакомить зрителя с персонажем: показывать, а не рассказывать. В открывающей сцене мы видим дом, на крыше которого стоит голубятня. Внутри сидит чернокожий парень с книгой «Хагакурэ» и читает ее. Мы видим на его столе пистолет, развешанные японские газеты на стенах, множество литературы на полках и подобие алтаря.

За это время герой Фореста Уитакера не говорит ни слова. Но тут это и не нужно. Молчаливость и есть одна из черт характера героя. В этом он противопоставлен неумолкающим итальянским мафиози.

Пес-призрак находится в гармонии с собой и с природой (о чем нам говорит его близкая связь с голубями), поэтому он не тратит время на пустые слова.

В фильме много сцен, где пес-призрак просто куда-то идет или едет под хип-хоп биты. В сумме эти сцены занимают более 30 минут экранного времени.

Но это не выглядит как попытка потянуть хронометраж, это раскрывает персонажа и позволяет зрителю почувствовать настроение героя. В этом и прелесть фильмов Джармуша. Его персонажи не говорят, когда это не нужно, из-за чего мы как бы остаемся с ними наедине в комфортном молчании. Они пребывают в единении, а не в одиночестве.

Сам Форест Уитакер говорил, что очень долго пытался придумать, как его герой будет себя вести, ведь большую часть фильма он хранит молчание.

Актеру нужно было проработать все: от походки до выражений лица и своевременных вздохов. Как показала практика, все получилось. Эта роль стала одной из самых значимых в его карьере.

Первый диалог с участием пса-призрака происходит только на 37 минуте фильма. Когда с ним заводит разговор маленькая девочка в парке. Она показывает ему коробку с литературой, которую она прочитала, и пес-призрак дает ей книгу Акутагавы «Расёмон», попросив рассказать, понравилась ли она ей при следующей встрече.

Даже само имя персонажа Уитакера помогает понять нам, что это за человек. Пес-призрак. Он верен своему хозяину, как пес и невидим, как призрак.

Эта невидимость многослойна и может быть осмыслена, во-первых, как осторожность: он приезжает на дело на угнанной машине, носит перчатки и старается не оставлять следов. Во-вторых, она заключается в том, что пес-призрак темнокожий. Он теряется в ночном городе среди гетто и маленьких круглосуточных магазинов.

Выбор именно такого образа для персонажа обусловлен социальными проблемами Америки конца 1990-х годов, когда из городов, столкнувшихся с экономическим кризисом, массово начало иммигрировать белое население.

Такие города, как Детройт, превратились в огромные гетто с постоянными перестрелками и грабежом. После этого отношение к темнокожему населению сильно изменилось. Проблема расизма после непродолжительного спада вернулась на прежний уровень в бедных городах. Пес-призрак привнес новую философию в образ темнокожего бандита: путь самурая, а не преступника.

В фильме очень интересно показана дружба пса-призрака, не знающего ни слова по-французски и продавца мороженого, родом с Гаити, который совсем не говорит по-английски. Непонимание речи друг друга совсем не мешает им проводить время вместе. Они нашли понимание без слов. Так, они несколько раз реагируют на произошедшее одинаковыми словами на разных языках.

Переосмысление жанра

Фильм «Пёс-призрак: Путь самурая» переосмысливает жанр криминального боевика. Его предыдущая работа, «Мертвец» — антивестерн, по сути делает то же самое. Он рассказывает о вымирающей культуре коренных жителей северной Америки и о безжалостных охотниках за головами. Так и в «Псе-призраке» — Джим Джармуш берет жанр криминальной драмы и вместо рассказа о том, как герой пытается уйти от смерти, показывает самый настоящий путь навстречу ей. Но общая тема — не единственное, что связывает эти фильмы. В обеих картинах появляется персонаж Никто, которого играет Гэри Фармер. В «Мертвецe» он играет роль индейца-проводника, а в «Псе-призраке» появляется лишь в одной сцене на голубятне. Там на него наставляют пистолеты два итальянских мафиози. После один из них просто так стреляет в голубя, на что тот отвечает: «Stupid fucking white man». Интересно, что и в «Мертвеце» Никто говорил ту же фразу.

Итальянская мафия представлена Джармушем довольно карикатурно. Они собираются за большим столом в ресторане и обсуждают свои дела, ездят на дорогих ретро автомобилях и не прощают неуважительного отношения. Но, оставаясь наедине, каждый из этих «опасных дядек» смотрит мультфильмы.

Здесь это показывает внутреннюю инфантильность гангстеров, контрастирующую с их внешней серьезностью. Мультфильмы, кстати, предсказывают то, от чего умрет каждый член банды. Как будто этим Джармуш иронизирует над зрителем, который хочет искать во всем скрытый подтекст, ведь это подано очень прямолинейно. Сам режиссер говорил, что добавил эти сцены, чтобы придать немного сюрреалистичности картине.

Символизм

Особую роль в этом фильме играет символизм. Образы животных появляются в самой первой сцене и проходят красной нитью до самого конца. Вступительные титры появляются на фоне летающих в небе голубей. Именно с ними пес-призрак ассоциирует свободу. Когда он выпускает их из клетки, на его лице видно искреннее счастье. Также голуби помогают псу-призраку передавать сообщения своему боссу. Он общается с Луи только по голубиной почте.

Сам же герой сравнивает себя с медведем: большим, одиноким животным. В конце фильма, когда он встречает охотников с мертвым медведем, они говорят ему: «You see, there aren’t too many of these big black fuckers left around here. So when you get a clear shot at it. Sure as hell take it» (Вот, понимаешь, таких больших черных ублюдков здесь осталось немного. Так что, если у тебя есть возможность прицельно выстрелить в одного из них, обязательно воспользуйся этим).

Не тяжело понять, что пес-призрак сам и является тем «big black fucker», о котором говорят белые охотники. Нельзя не отметить и музыку в картине. Засмэмпленные в хип-хоп стиле японские мелодии идеально дополняют образ главного героя. Автор саундтрека — небезызвестный RZA, основатель группы Wu-Tang Clan. В фильме есть и его камео. Он играет самурая, которого встречает пес-призрак и которому тот кланяется.

Роль пути самурая

Последнее и самое важное, о чем хочется сказать — особая роль пути самурая и смерти в философии пса-призрака. Трактаты из Хагакурэ готовят героя к принятию своей судьбы. Пес-призрак понимает, что как только он выполнит долг, его жизнь будет прожита не зря, и он сможет с чистой совестью умереть. Зная, что смерть близко, он видится с маленькой девочкой и спрашивает ее про «Расёмон», забирает его у нее и отдает все свои вещи другу, продавцу из фургона с мороженым.

Свою смерть он также связывает с долгом своему хозяину Луи, как плату за спасенную однажды им же жизнь. В последней сцене фильма итальянец встречает его как Клинт Иствуд из ковбойских фильмов. Стоя посередине дороги в широкой стойке и рукой за пазухой, готовясь достать пистолет. Пес-призрак принимает его вызов на дуэль, но не достает своего оружия.

Он просто принимает две пули и падает на землю. Последнее, что он делает — достает из внутреннего кармана пиджака книгу «Расёмон», взятую на своем первом деле. Герой просит прочитать ее Луи и потом рассказать, понравилась ли она ему. Луи садится в свою машину и передает книгу той самой девушке, у которой пес призрак когда-то ее взял.

Свою жизнь он посвятил службе своему хозяину. Он был готов умереть за свои идеи и принял смерть достойно, как истинный самурай.

    Сообщество