«Загородный дом в центре города»: 4 истории о жизни в хаусботе или на дебаркадере
В России плавучие дома не значатся в жилищном кодексе, и зарегистрировать их можно только как маломерные суда.
Поговорили с теми, кто перебрался на воду, и узнали, с какими сложностями они столкнулись. Спойлер — несмотря на трудности, не все готовы вернуться на сушу.
Какие бывают дома на воде и как они появились
Плавучие дома различаются размерами и мобильностью. Есть настоящие суда: в них можно жить, как в небольшой квартире, и при этом путешествовать. Другие варианты более стационарные, но зато большие — целые коттеджи на воде.
Хаусбот — от английского houseboat — «дом-лодка». Это судно, которое спроектировано как жилой дом, но благодаря двигателю может самостоятельно перемещаться по рекам, каналам и озерам.
Дебаркадер — от французского débarcadère, что означает «пристань». Это тоже дом на воде, но крупнее хаусбота и без двигателя. По конструкции дебаркадеры делятся на два вида:
- Стационарные — причальные сооружения с монолитным основанием и неразрывно связанные с берегом.
- Мобильные — плавучие дома, которые перемещают с помощью буксира.
Когда был построен первый плавучий дом, точно не известно. Но в результате экономического коллапса в США 1893 года тысячи семей покинули свои дома в верхней части долины Миссисипи в самодельных шлюпках, в которых им приходилось жить. Они плыли в поисках работы в более промышленно развитые регионы. В 1930-х — 1960-х годах популярность хаусботов спала, но потом появились компании, которые стали строить суда со стальным или алюминиевым корпусом и деревянной надстройкой.
Постепенно целые поселки хаусботов и дебаркадеров появились в разных странах Европы: Англии, Франции, Нидерландах, Германии. В некоторых случаях люди перебирались на воду из-за высоких налогов на землю, в других — из-за недостатка земли в крупных городах или ее высокой стоимости.
В России плавучие дома стали набирать популярность в начале 2000-х, но и спустя двадцать лет их изготавливают всего несколько компаний. Некоторые люди строят хаусбот и живут в нем сами, но часто такие проекты служат толчком для развития бизнеса.
«Убеждаем соседей, что это законно и экологично»
Мотивация. Мы с мужем и тремя детьми жили в трехкомнатной квартире на Васильевском острове в Санкт-Петербурге и планировали завести еще ребенка. Понимали, что нужно искать большую квартиру или переезжать в частный дом, но ни тот, ни другой вариант нас не устраивал. Дом не подходил, потому что у детей активная социальная жизнь, а у нас с мужем в городе работа — проводить каждый день много времени в пути не хотелось. Подходящей квартиры мы не нашли.
Однажды мы увидели на «Авито» объявление о продаже недостроенного дебаркадера. Хозяин планировал обустроить внутри кафе и мини-гостиницу, но потом отказался от задумки. К тому времени мы знали, что в других странах используют дебаркадер в качестве дома, и решили тоже попробовать.
Недавно, благодаря полученному опыту, я взялась за проект первого в России квартала плавучих домов. Он появится на территории Галерной Гавани на Васильевском острове Петербурга. Верю и надеюсь, что водожителей в нашей стране будет больше.
Оформление. Мы не стали продавать квартиру, где прописаны с детьми, а для покупки дебаркадера заняли денег и продали машину. Юридически мы приобрели несамоходное стоечное судно — на тот момент классификационное освидетельствование проводил эксперт Российского речного регистра и выдал нам соответствующий документ.
После заключения договора купли-продажи обновили договор водопользования с комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга. Этот документ разрешает стоять на определенном месте и использовать судно так, как считаем нужным. Узнать о местах, где разрешена стоянка, можно также в комитете по природопользованию.
Летом 2022 года мы передвинули дебаркадер из Петроградской стороны на Крестовский остров и теперь снова оформляем договор водопользования. В нашем случае договор водопользования необходимо продлевать каждый год. Есть долгосрочные договоры — на пять и больше лет, но их оформляют редко. Еще у нас есть договор с электрической компанией «Россети Ленэнерго» — для нее, как и для служб доставки, мы указываем адрес ближайшего жилого дома на суше.
Внешний вид. Наш дебаркадер был построен в советское время и имел жилую площадь 300 м². Когда мы его купили, он был в плачевном состоянии: ржавый, внутри лежал строительный мусор, а где-то в трюме была течь. Зато нам достались хорошие стены, окна, мощное железобетонное основание, система отопления и даже настоящий камин.
Ремонт длился около года, потому что все имеющиеся деньги мы потратили на покупку. Но четвертого ребенка повезли из роддома уже в дом на воде.
Интерьер. Планировка досталась от прежнего владельца. В четырех небольших каютах он хотел разместить мини-гостиницу. Мы сделали в них детские комнаты с санузлом в каждой. В большом пространстве, где планировалось кафе, обустроили кухню-гостиную и теперь собираемся там по вечерам семьей.
На втором этаже тоже большое открытое пространство: иногда там спят старшие дети или гости, иногда играют дети помладше, а иногда мы смотрим вместе кино.
Из-за большого веса дебаркадер сложно раскачать. Поэтому абсолютно все внутри мы проектировали так, как если бы дом стоял на земле. А вот в отделке использовали только водостойкие материалы.
Системы жизнеобеспечения. Отопление у нас от электричества: мы установили электрический котел, он же греет воду.
Канализация досталась почти в готовом виде: в трюме расположен 20-тонный септик, который мы откачиваем специальной машиной примерно каждые два месяца.
Безопасность. По периметру судна установили леера — ограждения, а дети с рождения привыкли к тому, что на палубу нельзя выходить без спасательного жилета. Это правило распространяется и на гостей нашего дома.
Плюсы и минусы. Такой образ жизни совмещает в себе сразу два стиля жизни:
- Загородный — отдельный дом с камином и грядками на палубе, открытой террасой и рыбалкой из окошка.
- Городской — рядом детские школы, сады, наша работа, культурные достопримечательности и социальная жизнь.
Еще, на мой взгляд, это очень красивый образ жизни в том смысле, что мы ежедневно взаимодействуем с природой. Это влияет на мышление, сознание, настроение.
Минус — люди в России не привыкли к такому образу жизни, так что иногда у нас бывают недопонимания с соседями. Приходится очень долго налаживать социальные связи: рассказывать, приглашать в гости, объяснять, что за рубежом так живут многие — это нормально, законно и экологично.
Расходы. В 2015 году дебаркадер стоил примерно как однокомнатная квартира не в центре Санкт-Петербурга. Ремонт продолжаем делать до сих пор.
В расходы входят еще коммунальные платежи — летом в два раза меньше, чем зимой. Еще муж периодически приглашает помощников по хозяйственным и бытовым вопросам: например, подтянуть швартовые или починить что-то в трюме.
«Через 2 недели перебраться на сушу уже невозможно»
Мотивация. В 2015—2016 годах мы захотели дом на берегу Средиземного моря, но доступные варианты не нравились, а яхты стоили безумно дорого. Постепенно заинтересовались хаусботами и даже решили заняться их строительством в Москве.
В 2016 году построили свой первый хаусбот и решили пожить в нем, чтобы понять, что продаем. Да так и остались. Вернулись в квартиру в 2021 году, поскольку за наш хаусбот предложили хорошую сумму. Сейчас строим для себя более крупный дом и считаем дни до возвращения на воду. Надеемся, это произойдет в мае-июне 2023 года.
Оформление. У нас был крупный хаусбот, который нужно регистрировать в Государственной инспекции по маломерным судам. Маломерное — это судно длиной не больше 20 м. Общее количество людей на нем не должно превышать двенадцати человек.
Не нужно регистрировать суда массой до 200 кг и мощностью двигателей до 8 киловатт включительно. Владельцам небольших плавдомов достаточно заключить договор с яхт-клубом на стоянку.
Внешний вид. В нашей компании есть двенадцать типовых дизайнов, но за все время мы не сделали и двух одинаковых хаусботов. Для себя модель тоже адаптировали. Например, поняли, что нам не нужна вертолетная площадка, и на новом хаусботе ее не будет.
Интерьер. Мы обставили хаусбот так же, как если бы это была квартира. Исключение — сауна.
Хаусботы тяжелые и имеют минимум два поплавка. В итоге обычно мы стоим как будто на земле, и лишь в 2% случаях нас может немного покачивать. Не из серии — болтает, что вставные челюсти выпадают, а как будто корабль дышит. Многим нравится. Даже тем, у кого морская болезнь или кто боится воды.
Системы жизнеобеспечения. Мы были подключены от берега только к электричеству. Все остальное хаусбот добывал и перерабатывал сам.
Варианты отопления разные и на любой бюджет: это может быть электрический или дизельный котел, тепловой насос, солнечный коллектор, система приточной терморегуляции. У нас стояли пять систем отопления, и система умного дома сама выбирала режим, в котором работать. При солнце отопление работало от него, если его не было — от теплового насоса. Иногда отапливали помещение электрическим, дизельным котлом или с помощью системы приточной терморегуляции.
Воду фильтровали забортную. Сточные воды дальше шли через станцию глубокой биологической очистки — септик.
Безопасность. Максимум, что с нами происходило: это зимой по льду подходили рыбаки и смотрели на хаусбот как на диво дивное.
Плюсы и минусы. Мы прожили в большом доме за Мкадом двадцать один год — это было круто, но инфраструктуры там не было. Все в Москве. Но в городе другая проблема — нет приватности. А хаусбот — это загородный дом в центре города. Мы жили в 300 метрах от Ленинградского шоссе, рядом с метро «Войковская», но ни шоссе, ни соседей не было слышно. Вокруг парки, вода — красота.
Главный недостаток такой жизни в том, что через две недели наступает точка невозврата, и перебраться на сушу становится невозможно. Когда пришлось переехать в квартиру, казалось, будто мы попали в тюрьму за плохое поведение. У нас приличный дом, но то сверху топают, то снизу орут, а иногда складывается впечатление, что где-то на этажах кто-то заснул в обнимку с перфоратором.
Расходы. В среднем хаусбот от нашей компании стоит 300 000—400 000 ₽ за квадратный метр, то есть примерно как новостройка на окраине Москвы.
Стоимость аренды в яхт-клубе зависит от длины судна — в среднем 30 000—60 000 ₽ в месяц, причем электричество обычно входит в стоимость швартования. Техническое обслуживание двигателей и элементарных инженерных систем — еще 20 000—30 000 ₽ в год.
«Напоминает скорее плавучую дачу»
Мотивация. Я давно думал построить плавучий дом, а лет шесть назад решил перейти от слов к делу. Я окончил Ленинградский кораблестроительный институт и по образованию инженер-механик, поэтому хаусбот построил сам.
Оформление. Владение хаусботами четко не регламентировано. Все оформляют так, как получится. Например, у меня хранится документ, в котором прописано, что судно не подлежит регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам.
Еще на всякий случай я собрал и подшил в папку документы о покупке материалов для строительства судна. Но пока с проверками никто не приходил.
Внешний вид. Площадь моего хаусбота около 24 м², что сопоставимо с однокомнатной квартирой. Он стоит на Суходольском озере в Ленинградской области и напоминает скорее плавучую дачу.
Интерьер. Сначала хотел сделать каюты, но тогда стало бы очень тесно. В результате соорудил общую кают-компанию. Обстановка аскетичная: спальные места, рундуки, то есть сундуки для одежды, кухня. Есть гальюн — так называют туалет на судне, душ и небольшая сауна на трех человек.
Системы жизнеобеспечения. Электричество получаю от солнечной батареи. Туалет торфяной. Посуду мою технической водой, которую беру из водоема и пропускаю через фильтры, а питьевую привожу с собой в канистрах — это не сложно, так как приезжаю сюда только на выходные.
Безопасность. Как и на любом судне, у меня есть спасательные круги и огнетушители. Еще пять спасательных жилетов — на случай приезда друзей.
Главное — не упасть в воду. Однажды, когда приехал на хаусбот зимой, вода еще не застыла. Я сбивал лед вокруг дома, оступился и провалился прямо в валенках и тулупе.
Плюсы и минусы. В лодке тесно, а дача — не плавает. Если же их объединить, получается хаусбот. Хватает обычного подвесного мотора мощностью 15 л. с. Да, скорость небольшая — 5 км/ч, но ведь дом и не должен соперничать с катером. Прошел по спокойной воде километров десять, искупался, вернулся.
Минусов в такой даче я не вижу.
Расходы. На строительство я потратил около 1,5 млн рублей. Думаю, купить было бы намного дороже. Если бы я подключался к электричеству, воде, канализации, приходили бы коммунальные платежи, но у меня их нет. Ремонта тоже не было. Периодически покупаю дрова для сауны.
«Пока помоешь судно с одной стороны, другая уже грязная»
Мотивация. Жители Самары летом отдыхают в палатках на островах Волги, и я с семьей раньше жил в таком палаточном лагере. А потом узнал, что в Америке и Австралии есть целая культура домов на воде.
В 2009 году заказал на местном судоремонтном заводе хаусбот, предоставив свои чертежи. У меня был строительский опыт, и я сделал их сам, так как считаю, что у хаусботов простое устройство. Однако когда рабочие собрали понтоны и поставили площадку, продолжать сборку отказались. Пришлось достраивать самому с помощью сварщика. Знакомые узнали и попросили соорудить для них подобный плавающий дом — так я основал свою компанию.
В общей сложности моя семья прожила на хаусботе постоянно года четыре. Затем я его продал, и сейчас у меня только летний вариант плавдома. Люблю использовать его как судно: две недели идешь от Самары до Москвы — хорошо. Три раза уже так ходили.
Оформление. Для постройки хаусбота организация должна иметь лицензию на проектирование. Этот проект мы отдаем в Государственную инспекцию по маломерным судам, где судно классифицируют и ставят на учет.
Внешний вид. Основа — катамаран с двумя или даже тремя рядами поплавков для устойчивости. Поплавки из полиэтилена — такие не ржавеют и не гниют.
Интерьер. Чтобы внутренняя отделка не повредилась, необходимы специальные материалы. Никаких обоев или декоративной штукатурки — только влагостойкая фанера.
Системы жизнеобеспечения. На хаусботах для круглогодичного проживания устанавливают энергосберегающие стеклопакеты, теплый пол и электрический конвектор. В таком вполне можно жить даже при −20—25 °C, что я и делал. Еще в таких домах часто есть баня или сауна, и в сильный мороз можно попариться. Сейчас у меня летний хаусбот, и ничего подобного нет.
Электричество получаю от солнечных батарей с большим количеством аккумуляторов, так что хватает даже для работы бытовой техники.
Канализация проходит предварительную фильтрацию. Потом, если стою в яхт-клубе, ее можно откачать в септик, а если нахожусь в проточных водах, можно сбросить туда.
Безопасность. На борту должны быть только жилеты, как и на любом моторном судне.
Плюсы и минусы. Лодки и катера перемещаются быстро, но имеют небольшие размеры: все прыгает, грохочет, ветер дует, брызги летят. Яхта стоит дорого, и купить ее способен не каждый, тем более у меня не было задачи выходить в море. Хаусбот — прекрасный вариант, если хочется время от времени ходить на небольшие острова с комфортом. Прибыл на место, пожил, пошел на другое место — весело и интересно.
В постоянной жизни на хаусботе есть своя специфика. Например, судно все время качает — не сильно, но к этому нужно привыкнуть. Еще я постоянно испытывал тревогу: бывает, ночью подует сильный ветер, и надо бежать перевязывать веревки, чтобы не унесло от берега. Да и за детей волновался: всегда есть риск, что они случайно упадут за борт. Поэтому мне кажется, хаусбот — это именно летний вариант жилья.
Расходы. Содержать хаусбот зимой дорого. Так, при жилой площади помещения 150 м² в 2018 году я платил в Самаре за электричество около 150 000 ₽ в месяц. Когда мы базировались в Москве, стоянка в яхт-клубе выходила дешевле — 30 000 ₽ вместе с электричеством. В итоге я решил потратить один раз 300 000 ₽ на покупку солнечных батарей, и теперь получаю электричество от них, а плачу при необходимости только за стоянку.
Другая статья расходов — ремонт. На хаусботе, как в частном доме, все время надо что-то делать. Например, когда у меня был большой хаусбот, самым сложным казалась мойка. Она бесплатна, но пока судно помоешь с одной стороны, другая уже грязная. А нанимать рабочих дорого. Теперь у меня хаусбот меньшего размера, и такой проблемы нет, но он все равно нуждается в обслуживании.