Какую литературу изучают современные школьники

И как менялась программа за последние 25 лет
54
Какую литературу изучают современные школьники
Аватар автора

Юлия Каримова

с пятеркой по литературе

Страница автора

Школьная программа по литературе постоянно меняется.

За последние 25 лет ее глобально пересматривали пять раз, а изменения в кодификаторы  вносят каждый год. В этой статье расскажем, какие авторы и произведения входят в школьную программу 5—11 классов, что нужно изучить для сдачи госэкзамена по литературе и как менялся с 1998 по 2023 год список литературных произведений, которые проходят в школе.

За основу взяли датасет «Литературные произведения в государственных стандартах и программах для средней школы 1998—2022»: Андрей Кокорин проанализировал приказы Министерства образования, рабочие программы для каждого класса и кодификаторы ОГЭ и ЕГЭ — всего 42 документа.

Что представляет собой школьная программа по литературе

По данным Министерства просвещения, обязательное изучение литературы с пятого по одиннадцатый класс предполагает 646 часов: по три урока в неделю в 5—6 и 9—11 классах, по два — в 7—8 классах. За это время школьники должны пройти 667 произведений: 340 стихотворных, 317 в прозе и еще 10 на выбор.

Большую часть программы — 83% — составляют творения отечественных писателей и поэтов. Например, в 2022/23 учебном году в программе было 347 произведений отечественных авторов, 63 — зарубежных, еще 8 — местных авторов, в качестве регионального компонента.

За семь лет учебы школьники познакомятся с творчеством 202 авторов. Из них 145 — отечественные, 57 — зарубежные. Из отечественных авторов 88 представлены как прозаики, 63 — как поэты, шестеро совмещают эти категории: Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Иван Бунин, Алексей Толстой, Владимир Набоков и Надежда Тэффи.

Источник: fgosreestr.ru
Источник: fgosreestr.ru

Какие периоды литературы изучают

В программе учтены все этапы историко-литературного процесса: от фольклора до новейшей русской литературы. При этом современный школьник изучает эти периоды неравномерно: 89% программы посвящено литературе 19 и 20 веков. В оставшиеся 11% времени школьники изучают античную и древнюю литературу, произведения 11—18 веков и творчество современных авторов.

С пятого по одиннадцатый класс нужно изучить не менее 15 произведений древней литературы, 24 произведения 11—18 веков, 231 произведение 19 века, 26 — конца 19 и начала 20 века, 339 — 20 века, а также 30 произведений современности.

Периоды распределены по классам неравномерно, произведения проходят в хронологическом порядке. В 5—9 классах начинают с античной или древнерусской литературы, потом идут авторы 11—17 веков, но большую часть уроков отводят под 19 и 20 век. В старших классах проходят по одному периоду за учебный год: в десятом классе изучают русскую литературу 19 века, а в одиннадцатом — весь 20 век.

Источники: fgosreestr.ru, edu.ru
Источники: fgosreestr.ru, edu.ru

Какие произведения считаются обязательными

ФГОС не предполагает «необязательных» и «обязательных» произведений или авторов, но при изучении некоторых тем есть выбор. Вот как это работает.

В программе есть произведения, которые придется читать в любом случае. Мы будем называть их обязательными. Например, все учащиеся должны прочитать поэму Александра Пушкина «Медный всадник», ее нельзя заменить на какую-то другую. Таких произведений в школьной программе до 30% в каждом классе.

Есть «обязательные» авторы — тогда нужно изучить определенное количество их произведений. Например, в программе указано, что нужно знать «не менее трех стихотворений Александра Блока» — ученик может ограничиться учебником, а может взять книгу в библиотеке и выучить то, что нравится.

Однако список таких произведений может быть закрытым — тогда придется выбирать из произведений, которые есть в учебнике. Например, у Федора Достоевского ученик может прочитать либо роман «Бедные люди», либо повесть «Белые ночи» — третьего не дано.

Может быть такое, что и произведение, и автор необязательные. В этом случае требуется прочитать что-нибудь, что соответствует определенным критериям: периоду, жанру, теме.

В старших классах необязательных авторов и произведений больше.

Источник: fgosreestr.ru
Источник: fgosreestr.ru

Какие произведения изучают

Школьная программа с пятого по одиннадцатый класс постепенно усложняется. Сложность произведений зависит от периода и формы. В пятом и шестом классах читают сказки, мифы, а также стихотворения авторов, живших в разное время. В седьмом классе более подробно проходят литературу 19 века, в восьмом — 20 века. В основном это малая проза — рассказы и повести.

В девятом классе фокусируются на более ранних периодах: древнерусской литературе, 18—19 веках, в программе появляются более сложные литературные формы — пьесы, оды и поэмы. В старших классах изучают романы и стихотворения 19 и 20 веков.

Источники: fgosreestr.ru, edu.ru
Источники: fgosreestr.ru, edu.ru
Источники: fgosreestr.ru, edu.ru
Источники: fgosreestr.ru, edu.ru
Источники: fgosreestr.ru, edu.ru
Источники: fgosreestr.ru, edu.ru
Источники: fgosreestr.ru, edu.ru
Источники: fgosreestr.ru, edu.ru

В пятом классе изучают 88 произведений и 49 авторов. Пятиклассники читают мифы и сказки народов России и мира, произведения отечественных писателей 19 и 20 веков.

Из литературы 19 века изучают три басни Ивана Крылова по выбору, не менее трех стихотворений Александра Пушкина, а также «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Кроме того, проходят повесть Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством», рассказ Ивана Тургенева «Муму» и рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник».

Из прозы 20 века — рассказы Михаила Зощенко, Андрея Платонова, «Васюткино озеро» Виктора Астафьева и два произведения о природе и животных: например, Александра Куприна, Михаила Пришвина, Константина Паустовского.

Из зарубежной литературы читают сказки Ханса Кристиана Андерсена, по выбору — «Алису в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Хоббита» Джона Толкина, «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Сказание о Кише» Джека Лондона и рассказы Рэя Брэдбери.

Также нужно прочитать два произведения зарубежной приключенческой прозы, например «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона, и одно произведение зарубежной прозы о животных, например «Маугли» Редьярда Киплинга.

Источник: fgosreestr.ru
Источник: fgosreestr.ru

В шестом классе проходят 76 произведений 43 авторов. Из античной литературы читают поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», из древней — русские былины, песни и баллады народов России и мира, из более поздних периодов — «Повесть временных лет», «Песнь о вещем Олеге» Александра Пушкина.

Шестиклассники читают рассказы Ивана Тургенева, Антона Чехова, Александра Куприна и Валентина Распутина, сказ «Левша» Николая Лескова и повесть «Детство» Льва Толстого. Также нужно прочитать отечественных писателей-фантастов и произведения на тему войны, взросления человека.

Из зарубежной литературы читают «Робинзона Крузо» Даниеля Дефо, «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, не менее двух произведений на тему взросления человека, например «Детей капитана Гранта» Жюля Верна. Также проходят произведения современных зарубежных писателей-фантастов — скажем, «Гарри Поттера» Джоан Роулинг.

Источник: fgosreestr.ru
Источник: fgosreestr.ru

В седьмом классе изучают 88 произведений 41 автора. В начале года читают древнерусские повести, например «Поучение» Владимира Мономаха. Дальше изучают литературу первой половины 19 века: стихи Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, повесть «Тарас Бульба».

Из литературы второй половины 19 века читают рассказы из цикла «Записки охотника» Ивана Тургенева, рассказ «После бала» Льва Толстого, сказки Михаила Салтыкова-Щедрина, например «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь», и стихотворения Федора Тютчева, Афанасия Фета и Николая Некрасова.

Из литературы 20 века читают «Алые паруса» Александра Грина, стихи поэтов первой половины 20 века на тему мечты и реальности, рассказы Андрея Платонова и четыре произведения по выбору на заданные темы.

Из зарубежной литературы — роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мигеля де Сервантеса, повесть-сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери и одно произведение по выбору.

Источник: fgosreestr.ru
Источник: fgosreestr.ru

В восьмом классе проходят меньше произведений, чем в предыдущие годы, — 69, но авторов примерно столько же — 47. Здесь впервые изучают произведение 18 века — комедию Дениса Фонвизина «Недоросль». Из литературы 19 века читают Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, повести Ивана Тургенева — «Ася» или «Первая любовь», уже упоминавшихся «Бедных людей» или «Белые ночи» Федора Достоевского, «Отрочество» Льва Толстого, «Шинель» и «Ревизора» Николая Гоголя.

Из литературы 20 века читают поэму «Василий Теркин» Александра Твардовского, рассказ «Судьба человека» Михаила Шолохова, «Матренин двор» Александра Солженицына и «Собачье сердце» Михаила Булгакова.

Из зарубежной литературы — сонеты Уильяма Шекспира, трагедию «Ромео и Джульетта», а также комедию Мольера «Мещанин во дворянстве».

Источник: fgosreestr.ru
Источник: fgosreestr.ru

В девятом классе проходят 66 произведений 24 авторов. Например, стихи Михаила Ломоносова, Александра Пушкина, Гавриила Державина, повесть «Бедная Лиза» Николая Карамзина, поэму «Мертвые души» Николая Гоголя, роман в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина, «Героя нашего времени» Михаила Лермонтова и «Горе от ума» Александра Грибоедова.

Из зарубежной литературы — «Божественную комедию» Данте, «Гамлета» Уильяма Шекспира, «Фауста» Иоганна фон Гете, стихотворения Джорджа Байрона.

Источник: fgosreestr.ru
Источник: fgosreestr.ru

В десятом классе изучают всего 50 произведений и 20 авторов — это даже меньше, чем у пятиклассников. Но произведения объемные: «Гроза» Александра Островского, романы «Обломов» Ивана Гончарова, «Отцы и дети» Ивана Тургенева, «Преступление и наказание» Федора Достоевского, «Война и мир» Льва Толстого, «История одного города» Михаила Салтыкова-Щедрина. Из малых форм — рассказы Николая Лескова и Антона Чехова, стихотворения Федора Тютчева, Николая Некрасова и Афанасия Фета.

Из зарубежной литературы второй половины 19 века в программе только произведения по выбору: одно в прозе, два стихотворения и одна пьеса.

Источник: fgosreestr.ru
Источник: fgosreestr.ru

В одиннадцатом классе изучают рекордное количество произведений и авторов — 229 и 93 соответственно. В программе представлены только произведения отечественных авторов 19 и 20 веков.

Выпускники читают «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова, «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына, а по выбору — рассказы Александра Куприна, Леонида Андреева, Максима Горького, Андрея Платонова, Валентина Распутина, Василия Шукшина и Ивана Бунина.

Из произведений о Великой Отечественной войне читают два рассказа, одну пьесу и два стихотворения. Литература народов России, зарубежная проза и поэзия, современная проза представлены номинально: два рассказа, один роман и три стихотворения по выбору.

Остальной объем — это стихотворения и поэмы 20 века.

Источник: fgosreestr.ru
Источник: fgosreestr.ru

Много ли надо учить наизусть

Произведения для заучивания наизусть определяются рабочей программой, которую составляет учитель. Чаще всего педагоги пользуются учебно-методическими пособиями, которые прилагаются к учебнику, и берут списки для заучивания оттуда, но могут вносить коррективы исходя из особенностей региона, школы или класса. Поэтому в некоторых городах и школах год от года могут быть расхождения.

ФГОС определяет только минимальное количество произведений, которые нужно выучить наизусть: 5 произведений в пятом классе, 7 — в шестом, 9 — в седьмом, 11 — в восьмом, 12 — в девятом, по 10 — в десятом и одиннадцатом.

Всего за время обучения нужно будет выучить около ста стихотворений, а просто прочитать — в два раза больше, 205.

Источник: fgosreestr.ru
Источник: fgosreestr.ru

В пятом классе учат отрывок из «Спящей царевны» Василия Жуковского, «Бородино» Михаила Лермонтова, «Есть женщины в русских селеньях…» и «Крестьянских детей» Николая Некрасова, три басни Ивана Крылова, по два стихотворения Александра Пушкина и Сергея Есенина, по одному стихотворению о Великой Отечественной войне и из раздела «О родине и родной природе».

В шестом классе учат отрывок из «Железной дороги» Николая Некрасова, басни Ивана Крылова, три стихотворения Александра Пушкина, по одному — Михаила Лермонтова, Алексея Кольцова, Федора Тютчева, Афанасия Фета и одно стихотворение о Великой Отечественной войне.

В седьмом классе учащиеся впервые сталкиваются с заучиванием наизусть произведений в прозе: нужно выучить отрывок из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и отрывок из повести «Тарас Бульба».

Кроме того, нужно выучить «Оду на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Михаила Ломоносова, отрывки из «Медного всадника» и «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина, «Русских женщин» Николая Некрасова, «Русский язык» Ивана Тургенева, стихотворение Владимира Маяковского, по два стихотворения о Родине и Великой Отечественной войне.

В восьмом классе учат отрывки из «Капитанской дочки», монолог Хлестакова из «Ревизора» отрывок из «После бала», по отрывку из «Мцыри» Михаила Лермонтова и «Василия Теркина» Александра Твардовского и два-три стихотворения по выбору о Родине и родной природе.

В девятом классе нужно выучить вступление или плач Ярославны из «Слова о полку Игореве», монолог Чацкого из «Горя от ума», письмо Татьяны или письмо Онегина, отрывок из поэмы «Мертвые души» Николая Гоголя, «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» Михаила Ломоносова.

Также нужно на выбор выучить по одному стихотворению Гавриила Державина, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Александра Блока, Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Николая Заболоцкого, Анны Ахматовой. У Александра Твардовского нужно выучить два произведения: «Весенние строчки» и отрывок из стихотворения «Я убит подо Ржевом…».

В десятом классе заучивают отрывки из «Грозы», романа «Отцы и дети», знаменитые описания дуба и неба Аустерлица из «Войны и мира». Кроме того, нужно выучить «Элегию» Николая Некрасова и еще одно его стихотворение по выбору, а также по два стихотворения Федора Тютчева и Афанасия Фета.

В одиннадцатом классе нужно на выбор выучить по одному стихотворению Константина Бальмонта, Осипа Мандельштама, Иосифа Бродского, Булата Окуджавы, Николая Рубцова, Владимира Высоцкого, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной и Николая Гумилева.

Также одиннадцатиклассники учат «Вечер» Ивана Бунина, «Незнакомку», «Россию», «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Александра Блока, «Не жалею, не зову, не плачу…» Сергея Есенина, «А вы могли бы…» и «Послушайте» Владимира Маяковского, «Я знаю, никакой моей вины…» Александра Твардовского, по два стихотворения Анны Ахматовой, Марины Цветаевой и Бориса Пастернака.

Что нужно, чтобы сдать ОГЭ и ЕГЭ по литературе

Чтобы сдать государственный экзамен по литературе, не нужно знать все произведения, которые изучаются в школе. Кодификатор ОГЭ и ЕГЭ 2023 года можно трактовать двояко — даже необязательные позиции в списке могут проверяться заданиями экзаменационной работы.

Для успешной сдачи ОГЭ потребуется изучить 288 произведений. Из них 87 прозаических, 195 поэтических и шесть — по выбору. 275 принадлежат перу отечественных авторов и всего 13 — зарубежных.

* Включая произведения по выбору. Источники: fgosreestr.ru, fipi.ru
* Включая произведения по выбору. Источники: fgosreestr.ru, fipi.ru

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по литературе, придется дополнительно изучить 14 произведений. При этом знать всех авторов из учебника необязательно: для ЕГЭ нужно 157 авторов, тогда как в школьную программу входят 202. В основном это зарубежные авторы и авторы из списка литературы по выбору.

Например, произведений Александра Куприна, Александра Фадеева, Константина Паустовского, Михаила Зощенко, Алексея Толстого, Михаила Пришвина, Александра Грина и Николая Карамзина нет в кодификаторах ЕГЭ — значит, и спрашивать их не будут.

* Включая произведения по выбору. Источники: fgosreestr.ru, fipi.ru
* Включая произведения по выбору. Источники: fgosreestr.ru, fipi.ru

Как изменилась школьная программа за последние 25 лет

В 1998 году вышел первый официальный постсоветский документ со списком предназначенных для изучения в школе произведений. С тех пор школьную программу по литературе пересматривали четыре раза: в 2004, 2015—2016, 2020—2021 и 2022 годах.

Количество произведений школьной программе тоже менялось: в 1998 году их было 357, в 2004 — 179, в 2016 — 711, в 2021 — 343, в 2022 — 418. Кроме того, например, в 2004 году 95% произведений сделали обязательными, а в 2016 обязательными были лишь 5% от всего изучаемого объема.

Источники: fgosreestr.ru, edu.ru
Источники: fgosreestr.ru, edu.ru

Также за последние 25 лет в программе заменили некоторые произведения Анны Ахматовой, Александра Блока, Ивана Бунина, Владимира Маяковского, Сергея Есенина, Александра Островского, Бориса Пастернака, Александра Пушкина, Федора Тютчева, Афанасия Фета и Антона Чехова.

Школьники больше не проходят «Идиота» Федора Достоевского, «Господ Головлевых» и «Медведя на воеводстве» Михаила Салтыкова-Щедрина, «Поднятую целину» Михаила Шолохова, «Гобсека» и «Отца Горио» Оноре де Бальзака, «Войну миров» Герберта Уэллса, «Крошку Цахеса» Эрнста Гофмана.

Добавили в программу «Алые паруса» и «Зеленую лампу» Александра Грина, «Сашку» Вячеслава Кондратьева, «Горячий снег» Юрия Бондарева, «Жизнь насекомых» Виктора Пелевина, а также произведения Владимира Шукшина, Андрея Платонова, Леонида Андреева, Валентина Распутина, Николая Рубцова и представителей региональной литературы.

Источники: fgosreestr.ru, edu.ru
Источники: fgosreestr.ru, edu.ru

Доля отечественной литературы в общей массе произведений все эти годы оставалась высокой — в диапазоне от 82 до 96%. При этом количество произведений в 2016 году увеличилось в четыре раза — с 163 до 654.

В 2020 количество произведений отечественных авторов сократили до 284. Вместо конкретных произведений школьникам предлагают выбирать самим — из списка или на определенную тему.

Региональная литература появилась как часть школьной программы в 2004 году, в 2016 этот компонент убрали, а в 2021 вернули. Вероятно, посчитали, что в 2016 году школьникам и так надо было изучать слишком много произведений. Но в этом же году добавили 48 произведений зарубежной литературы. Обязательными стали Уильям Шекспир, Джордж Байрон, Данте, Ханс Кристиан Андерсен, Иоганн фон Гете, Гомер, Даниель Дефо, Мольер, Джонатан Свифт, Мигель де Сервантес и Антуан де Сент-Экзюпери — их проходят до сих пор.

Источники: fgosreestr.ru, edu.ru
Источники: fgosreestr.ru, edu.ru

Юлия КаримоваКакую книгу вы бы обязательно внесли в школьную программу? Почему?
  • felidaeИзУчАтЬ. Я не особо, конечно любил литературу, но изучением это назвать нельзя. Тупо читаешь, тупо пишешь сочинение как надо учителю, тупо получаешь оценки. Вообще никакого объяснения почему Пушкин - солнце русской поэзии. Уроки музыки тем же страдают. Вообще с гуманитарным школьным образованием беда.53
  • Карина МальцеваМне вот интересно, когда пишут "пройти" — это то, что школьники должны просто прочитать? И типа учителя полагаются на то, что они это сделают? Или Шекспира, Байрона, Данте, Гете, Дефо, Сервантеса реально обсуждают на уроках и даже какие-то проверки в виде эссе / тестов устраиваются на этот счет? Просто одну Одиссею можно изучать годами, а там в пятом классе что из нее можно прочесть? Две страницы в хрестоматии? Или как это всё сейчас устроено? Есть авторы из списка, которых игнорируют, а есть авторы, которых каждая учительница выбирает в обязаловку? 🤔10
  • Екатерина КолосоваДля меня как-то странно когда прям заставляют читать. Я не спорю, это очень важно для общего развития, для кругозора, но почему не разрешить читать свободную литературу, а не заставлять читать к примеру Войну и Мир1
  • Eve LillyКарина, я вот тоже поразилась Гомеру в 6м классе, я в 27 Одиссею осилила и то, честно говоря, было непросто. Не знаю, есть ли смысл в такой программе? И тихий Дон в 11м классе мне так и не дался, а ведь замечательное произведение9
  • Алексей Петров«Илиаду» и «Одиссею» даже в сокращенном варианте изучать в младших классах бессмысленно. Они бы еще «список кораблей» заставили заучивать. Понятно, что пытались синхронизировать с историей Древнего мира, которую как раз в это время преподают, но вряд ли дети поймут о чем речь вообще, кроме разве что батальных эпизодов, и то в этом стихотворном размере трудно их читать :) «В бок он копье устремил, неприкрытый спасительной медью..». Достоевского я бы вообще из школьной программы убрал. Тут во взрослом возрасте можно депрессию поиметь, а дети что? Над Сонечкой Мармеладовой будут подхихикивать? Солженицына пора, хм, сбросить с корабля современности. Все, перестройка кончилась, коммунизм порушили, а с литературной и исторической точки зрения «Архипелаг ГУЛАГ» никакой ценности не представляет. И Платонова я бы убрал. Про войну кроме «Горячего снега» я бы еще Симонова предложил почитать. «Живые и мертвые», лучше всю тетралогию с начала. Упаси бог только не стихи его же :) Ну, «Поднятую целину» убрали, видимо, по идеологическим соображениям, а Салтыкова-Щедрина подрезали, чтобы лишних мыслей у детей не рождалось :) Интересный вопрос с современной литературой - как-то даже затрудняюсь назвать кого-то, кто не вызовет возражений.2
  • ЗабудкаЛитературу любила и люблю не благодаря, а вопреки. Вообще мне нравится эта шутка насчёт изучения школьной программы по литературе, когда двенадцатилетних детей заставляют анализировать и понимать стихотворения, написанные взрослыми спившимися людьми. Авторы школьной программы - это какая-то абстрация, ряд серых лиц с портретов над доской, и какие-то тоскливые произведения, выбранные для изучения, и список фактов, которые ты должен знать и понимать, зачитанные монотонным голосом. Может, сейчас преподают иначе (или в какой-то другой школе). Что я бы добавила - всё-таки побольше литературы, которая интересна детям и подросткам. Почему не "Властелин колец"? Почему не "Хроники Нарнии"? Почему не какую-нибудь плохо написанную плоскую дрянь, и обсудить, почему именно эта книга - не очень, и почему она всё-таки была издана, и за что может понравиться? Почему бы не добавить поэтам и писателям немного личности, рассказать о том, какой Пушкин был оголтелый дуэлянт и то, что с ним в итоге произошло, было закономерностью, а не случайностью? О том, что Достоевский обожал чай? О том, что Булгаков любил коллекционировать негативные рецензии? Если интересна личность, если за затхлыми страницами экземпляра из школьной библиотечки проступит живой человек - то, что он написал, ведь будет восприниматься совершенно иначе. Но, похоже, эта история слабо зависит от учителей и даже школьного руководства. Увы-увы.56
  • Хуан КарлосВ целом, мне понравился набор произведений, которые сейчас проходят в школе. Это хорошие, достойные книги. Проблема в другом, по себе помню, что в школе много чего хорошего задавали, только я это ничего не читал, так как считал, что это всё фигня (яж умней был всех). А потом, уже в зрелом возрасте восполнял эти пробелы. И с удовольствием сейчас читаю классику, которую задавали в школе, получаю от этого удовольствие. Но не уверен, что прочитав эти книги тогда, в школе, я что либо бы понял, либо получил бы урок. Приятно удивил факт включения в школьную программу книги Пелевина "Жизнь насекомых".8
  • Нехетти ГринМного таких книг. Я бы вообще перекроила программу 9-11 классов конкретно по лит-ре. Много произведений - как алмазы "неограненные" (сознанием массового читателя), лежат мертвым грузом. Чем тот же "Дым", архиактуальный сегодня, хуже и недостойнее затасканных "Отцов и детей"? Почему тяжелое, нудное, беспросветное и неоднозначное "Преступление и наказание" не заменить динамичным, интересным, а главное (онижедети) - коротким "Игроком"? Прочти я этот роман в школе, стала бы фанатом Ф.М. А так - наоборот, приобрела стойкую аллергию. Но вот, например, "Обломова" читать надо обязательно... но он настолько растянут, что даже мы, динозавры, и то не осиливали. Возможно, надо публиковать этот роман в небольшом сокращении. Это в 1970-е было нечем развлечься после работы/учебы - только и оставалось, что читать - а кроме классики, тоже было особо нечего. А в 21 веке такое осилить невозможно - как физически, так и психологически. Как и чудовищную "Оду" Ломоносова. Бедные дети, как хорошо, что в наше время этого не было (хотя программа совпадает с той, что была в середине 90-х, процентов на 95).9
  • Нехетти ГринEve, у нас (середина 90-х) тоже был Гомер. Как раз в это время по истории изучают античность, так что Одиссея вполне релевантна программе. Она, кстати, на фоне Илиады еще ничего)) Тихий дон не дался, хм. А Война и мир?)) Да половина крупной формы не давалась более чем половине школяров во все времена. Если по-чесноку.0
  • Alexius PhiltriusНикакой не вносил бы. Хочется пожалеть и школьников, и хорошие книги.4
  • ЗабудкаНехетти, хорошо, раз так, а то мне преподавали как-то иначе )5
  • ЮиПЧитать люблю, а литературу никогда не любила. Все эти разборы портят самое главное и приятное - пропадает твое собственное впечатление от книги, чувства, возникшие в процессе чтения, пропадает послевкусие от книги. Я в девятом классе не учила половину заданных стихов, а в 11 за год умудрилась написать всего пару-тройку сочинений, остальные откладывала, пока про них не переставали спрашивать. При этом ниже четверки не опускалась.17
  • Iaroslav>>нужно выучить «Оду на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Михаила Ломоносова Всю оду никто не учит. Обычно все ограничивается тем отрывком, в котором про "может собственных Платонов и быстрым разумом Невтонов российская земля рождать".5
  • Glissa SunslayerТак вышло, что за весь период обучения в школе, у нас было 4 учителя литературы. И все они корректировали школьную программу "под себя". На уроках всегда отдавалось предпочтение подробному изучению больших ключевых произведений великих русских писателей: Пушкина, Лермонтова, Толстого и т.д. До сих пор помню, как несколько уроков подряд ушло на изучение описания степи в произведении "Тарас Бульба"... Но все эти ключевые произведения давались на прохождения в несоответствующем возрасте. Они мне ужасно не нравились и понимать я их совсем не хотела. Всегда думала о том, что скоро прозвенит звонок, я приду домой и буду читать "Гарри Поттера" или детские детективы из серии "Чёрный котёнок". Вся остальная "мелочь" типа зарубежной литературы и небольших рассказов "великих" и чуть менее "великих" отдавалась на самостоятельное изучение и написание "отчетного" сочинения дома, умело списанному откуда-нибудь. Конечно же на лето выдавались огромные списки произведений, которые было необходимо прочитать в перерывах между поездками на дачу с родителями и общением со сверстниками. Никаких произведений для удовольствия, только серьёзная литература, смысл которой понять удаётся только после 20 лет. Читать я очень любила и люблю. Поэтому я всегда летом ставила себе цель хоть как-то быстро за месяц прочитать всю эту нудную обязаловку и остаток лета читать то, что нравится. Сочинения сдавались на отшибись, подсписанные немного из интернета, немного из критики. Для четвёрки-пятёрки в четверти этого хватало. По итогу на сегодняшний момент из школьной программы по литературе я не помню вообще ничего. Ни проходных произведений зарубежных авторов, ни ключевых произведений великих русских писателей, хотя читала почти всё и по литературе у меня была пятёрка. Мозг заботливо стёр из памяти то, что на тот момент мне вообще не было интересно и нужно. Наверное, это и хорошо. Когда моя дочь начнёт проходить школьную программу, буду проходить её вместе с ней уже осознанно и с интересом.6
  • IaroslavКарина, да никто ничего не успевает. И раньше, и сейчас иностранные авторы и их произведения даются по остаточному принципу. Упор всегда делался на русскую классику.11
  • IaroslavНехетти, да никто эту оду целиком не читает. Берётся отрывок, который начинается словами "о вы, которых ожидает Отечество от недр своих".2
  • IaroslavХуан, уверен, что никто до Пелевина не успевает добраться.8
  • Владимир ПарамоновЯ бы добавил "1984" в программу и что-нибудь из Набокова. И общее впечатление, что программа избыточна, многие произведения не по школьному возрасту. И большой перекос в сторону 19 века. Пелевин - это, конечно, прогрессивно, но где другие современные писатели? Вся проблематика из прошлых веков. Поменялись и социальная структура общества, и роль религии, исчезла потомственная военная аристократия, крепостное право в прошлом, экономика стала постиндустриальной, институт семьи изменился. От детей требуют писать сочинения про мир, которого за пределами книжных обложек давно нет.29
  • Заясь, заясьДети должны читать детскую литературу, подростки - подростковую, молодёжь - молодежную. Да, в школьной литературе должны быть лучшие образцы, но подходящие по возрасту, тогда есть шанс, что во взрослом возрасте бывших школьников заинтересует классика для взрослых. А слишком раннее знакомство со взрослой литературой, как в школьной программе, только даёт детям четкую ассоциацию: классика - это скучно, непонятно и неактуально13
  • Алексей ПетровIaroslav, и слава богу. Ломоносов, для своего времени, был передовым и талантливым поэтом, но, нисколько не в осуждение ему, слишком архаичный и словарь, и стихотворный размер. Не Тредиаковский, конечно, но фактически воспринимаемая на слух русская поэзия начинается с Грибоедова и Пушкина, даже Державина сейчас сложно читать.3
  • VRЧто, Идиота убрали, а Пелевина добавили? Печально.1
  • VRНехетти, и Тихий Дон и Войну и мир прочитала на летних каникулах. Что-то понравилось, что-то нет, какие то моменты читала с упоением, а про ту же природу например пролистывала.. А вот какие-то моменты остались во мне на всю жизнь. Напугали, удивили, ошарашили. Может в этом и есть суть таких произведений в школе - даже если не все поймёшь, то какие-то важные эмоции, знания, образы все таки вынесешь и захочешь потом перечитать. В сознательном возрасте пыталась перечитать Доктор Живано, тк в школе мучала эту книгу все три месяца... И нет, убедилась что это не моё. Не смогла осилить больше 50 страниц.2
  • ДарьяВ старших классах, честно пыталась успеть прочесть хоть что-то, но когда несколько раз повторилась ситуация, что я на середине романа, а уже пора переходить к следующему, сдалась с этой идеей2
  • Алёна МартыноваУвидела, что добавили Пелевина "Жизнь насекомых", но в источнике этого не нашла, но ладно. Раз уж за Пелевина разговор, то добавила бы его "Кормление крокодила Фугу" - он, кмк, школьникам понятнее и полезнее0
  • Yuliya RueКарина, задача школ- познакомить с литературой и показать, что на неё можно смотреть с разных углов зрения. Познакомить с идеей структуры литературных произведений и того, как историческая эпоха влияет на взгляды людей, а люди влияние на свою эпоху. У нас была прекрасная учительница литературы, даже заядлые троечники читали самые толстые книги и участвовали в дискуссиях. Старшему сыну тоже повезло с учителем литературы в средней школе. Но много беседовать о литературе, учить чувствовать её и наслпждаьься-это задача семьи, и никого, кроме семьи.1
  • Yuliya RueIaroslav, никто не мешает читать самостоятельно. В любом списке на лето есть не только школьная программа, но и множество зарубежных авторов0
  • Yuliya RueEve, так Гомера проходят в очень сокращённое варианте. По факту это сказка. Мои дети все это читают в 3-4классе как увлекательнейшее приключение. Главное-своевременно предложить3
  • Yuliya RueНехетти, не всем дано думать, не всем дано чувствовать, не каждому дано работать руками. Школа всего лишь предоставляет возможности, а ученик берет сколько способен0
  • Yuliya RueНехетти, у сына в списке к 10 классу есть Игробязательных обязательных. Так что читают0
  • IaroslavYuliya, и все, конечно, читают весь список. Их и раньше полностью читали единицы.2
  • Far AwayСиние занавески - это все, что мне есть сказать на тему литературы в наших школах. Сначала пусть в своих мозгах разберутся, а потом к детям лезут.0
  • Милана АльфтанБольше античной литературы, а то совки не вкурсе о том что такое античная, а что древняя литература.0
  • Dmitry PoloskovШкольники больше не проходят «Крошку Цахеса» Эрнста Гофмана. Неудивительно0
  • ДВ список зарубежных авторов ябы добавила Антонию Байет. "Тихий Дон" - моё любимое произведение 20 века, но из школьной программы я бы его исключила.0
  • Юлия ХараYuliya, задача семьи, говорите? 🤔 Хм, Вы считаете, что у нас так много образованных и ответственных родителей? Если "вешать" ответственность только на родителей, то уровень образованности опустится ещё сильнее. Некоторые люди грамотно писать не могут/не хотят, а уж учить своих отпрысков наслаждаться литературой..... Я вот про себя могу сказать: пишу относительно грамотно, читать люблю, но литературой не наслаждаюсь и научить этому не смогла и не смогу (дочь взрослая девица, современная - читает не книги, а паблики в перерывах после учёбы).1
  • НатальяАлексей, заодно и про историю языка поговорить можно, ничего страшного. Заклинания из ГарриПоттера все на ура учат в 10 лет и ранее, ну и страничку Ломоносова осилят тоже, учитель в помощь. А то ведь и "бразды пушистые взрывая" не каждый понимает, что ж теперь, Мороз и солнце отменить?2
  • Фрекен БокУроки литературы просто обожала в школе. Читала всё, что было нужно и не нужно. Некоторые произведения перечитала во взрослом возрасте, и посмотрела на них совсем с другой стороны. Например, "Мастер и Маргарита" не смогла осилить ни в 11 классе, ни через 10 лет.0
  • Юрий КряжевскихВладимир, о нетрадиционных отношениях очень мало изучает подрастающее поколение в школе: разве что-то совсем немножко можно почерпнуть из древнегреческой мифологии. Всё-таки плохо мы воспитываем нашу молодёжь. Это не только моё мнение, но и заведующего райкоммунхозом т. Саахова.2
  • LeeЗаясь,, по школе тоже была убеждена и искренне не понимала взрослых про :"о! Классика! Так интересно!", думала ну что с них взять, все взрослые чутка больные на голову(да не дадут мне великие соврать..) Да и учительница у меня была очень хорошая, всегда так интересно объясняла. Да и сама я читать с детства обожала. Оказалось зря я была такого мнения о классике, на 80% пересмотрела свои взгляды) однако, это произошло уже как раз в зрелом возрасте, ну никак не в 6-7 классе.3
  • АннаКакой колоссальный анализ😳😳😳 тянет на диплом. Даже боюсь представить, сколько автору потребовалось сил и времени проделать такуб работу4
  • Selen StПроизведения хорошие, некоторые я читала в школе, многие нет. Но одно дело - хороша ли эта литература сама по себе, и другое - хороша ли она для определенного возраста школьника. Если с первым все ок, то со вторым... Помню, в 5 классе мы по программе читали "Хоббита". Вот это было правда интересно пятиклассникам. Литература должна подбираться по возрасту, чтобы не отталкивать, а привлекать. Разбор вообще очень классный, большая работа, было интересно посмотреть на такую статистику, спасибо)1
  • Юлия КаримоваАнна, спасибо за такую оценку материала, мне очень приятно. Вспомнила свой диплом — там было 150 страниц, 3 исследования и тема, в которой разбираюсь только я))1
  • Василий М.Да, книги Солженицына "ценное" приобретение для школьной программы1
  • Третьяков ДенисПоэму Возмездие Александра Блока ! Это просто что-то с чем-то ! Такая МОЩЬ в его строках с самого ПРОЛОГА . Читать и вникать это такой КАЙФ . Действительно что называется Великий поэт на ровне с Цветаевой Мариной , Анной Ахматовой . Поэму Анну Снегину внес Сергея Есенина ! Это ШЕДЕВР как и сам поэт . Гордость России берёт за таких тонких людей которые жили стихами , жили любовью к природе . Но что сделала с ними война , ведь они цветы жизни как и мы . Цветаевой стихи , много Цветаевой !0
  • Дракон ХахакуАвтор статьи - герой, спасибо. Сама программа поражает бессмысленностью колоссального объёма нагрузки на детей от чтения очень далёких от их современной жизни авторов и произведений. Особенно жалко 10-11 класс. Плюс это вечное бессмысленное разгадывание по критическим статьям "что хотел сказать автор". Лучше бы это заменить на возможность для ребят поделиться собственными мяслями, которые возникают в ответ. Пользы было бы больше - не впихнуть в ребёнка через силу, а дать ему высказаться и услышать его отклик.0
  • ЖугаМилана, если вкратце, то Пушкин оказал огромное влияние на русский язык, в свое время его можно сказать сформировал, значительно обогатил и буквально двинул в новом направлении. Но байка про Сталина, конечно, интереснее2
  • Nastasya TulaУбить пересмешника0
  • Ира ШапаВладимир, добавить Набокова, но говорите о несоотвествии возраста и программы. Кажется, вы попали в модную волну на Набокова1