«Любовь Советского Союза»: сумбурная мелодрама об актерах, летчиках и Сталине
7 ноября 2024 года в российский прокат вышел фильм Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева «Любовь Советского Союза».
Это картина о жизни в СССР до начала и во время войны глазами деятелей кино и театра. Главные герои — собирательные образы советских актеров, постановщиков и драматургов.
Рассказываем, почему при хронометраже в 2,5 часа фильм воспринимается как подборка не самых интересных скетчей из «Тиктока».
Что за «Любовь Советского Союза»
Дата премьеры: 7 ноября 2024 года
Страна производства: Россия
Режиссеры: Никита Высоцкий, Илья Лебедев
Сценаристы: Сергей Снежкин, Владимир Валуцкий
В ролях: Ангелина Стречина, Роман Васильев, Кирилл Кузнецов, Роман Мадянов, Александр Устюгов, Игорь Петренко, Алена Бабенко
Жанры: драма, мелодрама
Фильмы, похожие на «Любовь Советского Союза»: «Перл-Харбор», «Искупление»
Продолжительность: 2 часа 28 минут
Где смотреть: в российском прокате
🚩 Это бессвязная подборка моментов из советской жизни
Начинающая актриса Галина Лактионова живет в СССР 1930-х годов. Своего отца девушка не знает. С детства за ней и ее мамой Клавдией, тоже актрисой, приглядывал партийный служащий. Когда Галя подросла, он помогал ей с карьерой и следил, чтобы у ее матери не забирали роли.
Но вскоре вскрывается обратная сторона этого знакомства: маминого любовника признают врагом народа, и Клавдия моментально вылетает из театра. Вслед за ней хотят отправить и дочь, у которой только началась успешная кинокарьера: вся страна полюбила ее за роль в новой военной драме.
Галю спасает влюбленный в нее летчик Анатолий Ковров — Герой Советского Союза и «сталинский сокол». Анатолий забирает девушку с заседания в театре и уже на второй день знакомства везет в загс, где они становятся мужем и женой.
Еще вчера Галина могла получить клеймо предательницы, а теперь вместе с супругом лично беседует со Сталиным и принимает от него подарки. Но счастье и спокойствие длятся недолго: работа летчика опасна, карьера актрисы непостоянна. Да и на страну медленно надвигается Великая Отечественная война.
«Любовь Советского Союза» — странное кино ни о чем и обо всем сразу. Это не совсем байопик, хотя в главных героях можно узнать собирательные образы советских звезд. Галя местами напоминает актрис Любовь Орлову и Валентину Серову — последняя тоже была в браке с известным летчиком, а позже вышла замуж за драматурга. Это и не совсем памятник эпохи, хотя в фильме есть Сталин, а обращение «товарищ» используется чаще, чем в «Чернобыле» от HBO.
У картины нет единого сюжета. Это скорее компиляция зарисовок из жизни главной героини. Причем собраны эти сценки грубо. Карьера Галины только начинается — а уже может закончиться. Но не заканчивается благодаря внезапно появившемуся летчику Анатолию Коврову, который трагически пропадает из истории примерно через пару экранных недель. Правда, ему на замену быстро приходит начинающий драматург Кирилл Туманов и тут же становится звездой. Но и он уже через несколько сцен оказывается мобилизован в первые дни войны.
За историей не то чтобы тяжело следить — скорее сложно ей проникнуться. Сценарий постоянно скачет от темы к теме и от одной «любви на всю жизнь» к другой. Складывается впечатление, будто фильм снимали сразу для платформ с короткими видео. Чтобы можно было заполнить вкладку YouTube Shorts продающими роликами по 30 секунд: «Она ждет любимого с фронта», «Сталин напрягает актеров», «Гений-драматург пишет стихи про войну».
🤨 В фильме пустые главные герои
Клиповость сценария приводит к тому, что раскрыться не успевают не только отдельные темы, но и главные герои. Например, про летчика Коврова зрители толком ничего так и не узнают. Про него рассказывают: Ковров — Герой Советского Союза, его ценит Сталин, он воевал в Испании и вроде бы любит Галину. Но показать свои навыки, героизм и чувства персонаж не успевает: вскоре он погибает во время тренировочных полетов.
Павшего «сокола» очень картинно оплакивают, но неясно, почему все это должно тронуть аудиторию. Зрители просто не успели привязаться к летчику и полюбить его. Да и какого-то следа в истории он после себя не оставил. Актриса Валентина Серова через полгода после смерти Анатолия Серова, прототипа Коврова, родила от него сына. А у Галины из «Любви Советского Союза» от бывшего мужа остаются только портсигар и квартира.
Сама Галина — тоже спорная героиня. За 2,5 часа авторы так и не смогли показать, за что ее вообще можно любить. Зрители не проходят с ней путь от начала кинокарьеры до всесоюзного успеха — по сути, с девушкой мы встречаемся, когда она уже становится звездой и раздает автографы на улице. Но и как икону кино и театра ее охарактеризовать трудно: свои актерские способности героиня показывает лишь в единственной сцене из спектакля, навеянного ее жизнью. В остальном актриса только срывает съемки, опаздывает на репетиции и плохо исполняет сцены.
Романтические приключения Галины вышли не менее скомканными. Фильм заканчивается цитатой Л. Н. Толстого «Любовь мешает смерти». Вот только неясно, а какая именно «любовь» спасла главную героиню. К известному летчику, за которого она вышла замуж на второй день знакомства? К драматургу, которому признавалась, что с ним ей не так хорошо, как с бывшим мужем? Или к генералу армии с двумя минутами экранного времени? Чаще новых возлюбленных в истории появляется, пожалуй, только Сталин — фантомная угроза и вершитель судеб, который тут одновременно и диктатор, и благодетель, и сваха.
Хотя один отличный герой в фильме все же есть — молодой драматург Кирилл Туманов, чей образ списан с Константина Симонова. Туманов — единственный персонаж картины с понятными и постоянными целями. Он влюблен в Галину и на протяжении двух часов пытается добиться взаимности. И параллельно строит карьеру автора: пишет успешные театральные пьесы и главные стихотворения военного времени.
🏙 Но картина впечатляет атмосферой и размахом
Как и любой красивый клип из «Тиктока», «Любовь Советского Союза» успешно привлекает внимание. Это кино не самое связное, зато яркое и масштабное. Красочная довоенная Москва сменяется полями, на которых солдаты пытаются укрыться от бомб. А пейзажи Северного фронта — видами мечети в Ташкенте и заснеженной региональной железной дороги.
Авторы усиленно пытаются выдавить из аудитории эмоции. Тут есть и пафосные размышления о том, за что воюет солдат. В одной из сцен Кирилл на весь союз читает свое стихотворение, в котором просит любимую ждать его дома, — «Жди меня, и я вернусь». Есть и эксплуатация страха перед черными воронками и советской властью — за нее отвечает грозный и непредсказуемый Сталин.
Да и сложные романтические отношения главных героев в некоторых сценах способны вызвать скупую слезу — пусть иногда их театральные страдания и напоминают нетленное «Да я люблю тебя!».
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult