«Маэстро»: на Netflix вышел новый фильм Брэдли Купера — это один из фаворитов «Оскара-2024»
20 декабря на Netflix вышла драма «Маэстро». Это второй режиссерский проект актера Брэдли Купера — первым был мюзикл «Звезда родилась».
По сюжету композитор Леонард Бернстайн разрывается между сочинением музыки и дирижерством, классическими произведениями и мюзиклами, жизнью с женой и многочисленными романами на стороне. Главную роль исполнил сам Брэдли Купер.
«Маэстро» представлен на «Оскаре-2024» в семи номинациях — в том числе как лучший фильм года. А дуэт Брэдли Купера и Кэри Маллиган претендует на награды в обеих главных актерских категориях.
Рассказываем, каким получился фильм и почему у него несколько номинаций на «Оскар».
Что за «Маэстро» (Maestro)
Дата премьеры: 20 декабря 2023
Страна производства: США
Режиссер: Брэдли Купер
Сценаристы: Брэдли Купер, Джош Сингер
В ролях: Брэдли Купер, Кэри Маллиган, Мэтт Бомер, Винченцо Амато, Грег Хилдрет, Майкл Юри, Брайан Клагман, Ник Блеймаер, Мэллори Портной, Александра Сантини
Жанры: биография, музыка, драма, мелодрама
Фильмы, похожие на «Маэстро»: «Звезда родилась», «Лето», «Джуди», «Амадей», «Жена Чайковского»
Продолжительность: 2 часа 9 минут
Где смотреть: Netflix. Сервис официально недоступен в России
🎹 Это красивое академичное кино о большом музыканте
1943 год. 25-летний дирижер Леонард Бернстайн подменяет в филармонии заболевшего маэстро Бруно Уолтера. После выступления о юном таланте говорит вся страна. Бернстайну прочат будущее первого великого американского дирижера. Но у славы есть и обратная сторона: Ленни теперь у всех на виду. Отец советует сыну взять псевдоним Бернс, чтобы скрыть еврейское происхождение. С новой фамилией точно будет больше шансов стать звездой. А еще Бернстайну нравится окружать себя поклонниками — и заводить с ними романтические отношения.
На одной вечеринке Леонард знакомится с начинающей телевизионной и театральной актрисой Фелицией Монтеалегре. Нежные доверительные отношения перерастают в брак. Оба кажутся счастливыми, но это продолжается недолго. Бернстайн становится звездой, сочиняет музыку для фильмов, пишет симфонии, оперы и балеты. А карьера Фелиции стоит на месте: супруга занимается домашним хозяйством и воспитанием троих детей, пока Леонард поддерживает романы на стороне.
Если поначалу Фелицию устраивает открытый брак, то спустя несколько лет она устает от вранья и измен. Леонард чувствует недовольство супруги и сам периодически сталкивается с депрессивными эпизодами.
Название фильма намекает, что зрителей ждет кино о великом творце, одном из классиков американской академической музыки 20 века. Купер относится к маэстро с уважением и осторожностью — ожидать от картины откровений не стоит: сложные отношения Бернстайна и Монтеалегре уже пересказаны в заголовках желтых газет.
Зато режиссер любопытно показывает важные события из биографии главного героя. 1940-е и 1950-е — годы знакомства Фелиции и Леонарда и начало их брачной жизни — представлены в черно-белой гамме. Поэтому первая половина «Маэстро» напоминает кино золотого века Голливуда. Молодые влюбленные попадают в вихрь чувств, много смеются, целуются, танцуют.
1960-е и 1970-е показаны уже с помощью цветного, но несколько выцветшего изображения. Пара стареет, былого огня нет. Даже ритм повествования замедляется: Купер словно бы пытается передать старение и болезни центральных персонажей. Автор показывает эмоции героев не с помощью диалогов, а через операторскую работу и монтаж. Такое решение подкупит зрителей, искушенных скучными студийными байопиками.
❤️ В «Маэстро» сложная семейная драма
«Маэстро» намного увлекательнее смотреть не как фильм о дирижере и композиторе, а как растянувшуюся на десятки лет семейную драму. Картина Купера, скорее всего, понравится поклонникам «Брачной истории» и «Сцен из супружеской жизни». Хотя до работ Баумбаха и Бергмана ей все-таки далеко: сценарий уж слишком академичный.
«Маэстро» в очередной раз показывает, насколько мучительной бывает жизнь с гением. Талантливая актриса Фелиция вынуждена отказаться от собственных творческих амбиций и стать надежной опорой Бернстайна.
Купер уделяет много внимания эгоцентрику-творцу, но душевные терзания Фелиции тоже переданы отлично. Героиня страдает от супружеской неверности и отсутствия благодарности за отданные мужу-творцу годы. Кажется, с самого начала в их отношениях было больше дружбы, чем любви. А брак завязан лишь на духовном единении.
Супруга пытается вернуть былое доверие в отношения с мужем и не раз апеллирует к взрослеющим детям, которые редко видят отца и слишком часто задают вопросы о его любовных похождениях. Фелиции недостаточно быть лишь музой гения, но эго мужа слишком велико. Леонард же снова и снова говорит, что внутренняя тоска — неотъемлемая часть его характера. А потому спасение от одиночества приходится искать в каждодневной работе и бесконечных новых связях.
Выхода из этого конфликта нет: у партнеров слишком разные представления о жизни, любви и долге. Лишь болезнь жены возвращает мужа домой. Когда Бернстайн рискует потерять Фелицию навсегда, он наконец-то понимает, как много она значит в его жизни. «Маэстро» — история парадоксальной любви, где один партнер постоянно подпитывается энергией другого. И тем самым истощает самого близкого человека.
👀 Творчество Бернстайна остается загадкой
Сценаристы не останавливаются подробно на детстве Бернстайна, поэтому психологический портрет героя приходится собирать из диалогов и случайно брошенных фраз. Например, в разговоре с Фелицией Ленни признается, что отец был жестоким человеком. Судя по всему, папа будущего дирижера и композитора применял насильственные методы воспитания, что сделало сына ранимым.
Кроме того, Купер показывает, как Леонард десятилетиями скрывает двойную жизнь — и это касается не только измен и романов на стороне. Бернстайн с ранних лет был вынужден отказаться от собственной идентичности — даже отец предлагает забыть про еврейские корни ради карьеры. Противоречия и необходимость подстраиваться под общество разрывают композитора изнутри.
Если личная жизнь Бернстайна передана очень детально, то творчество музыканта остается загадкой. Зрители лишь один раз видят творца за нотной тетрадью, когда он сочиняет «Мессу». Кажется, Купер не очень понимает, как передать гениальность главного героя в качестве композитора — поэтому фокусируется на его дирижерской деятельности. Каждое выступление напоминает изнурительную тренировку: Бернстайн энергично машет палочкой и обильно потеет.
Купер точно копирует движения Бернстайна и пытается достичь внешнего сходства с героем. Но фильм мог бы стать лучше, если бы режиссер и исполнитель главной роли отказался от накладного носа и десятка пачек бутафорских сигарет. Точное копирование манеры поведения, речи и облика главного героя — далеко не всегда залог успеха.
Купер идет по стандартному скучному пути имитации и несколько отвлекает внешними эффектами от сложной психологии персонажа. Поэтому «Маэстро» не удается в полной мере передать талант и энергетику Бернстайна.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult