Этот текст раньше был комментарием. Вы тоже можете поделиться своим мнением под любым материалом или написать пост в Сообщество

У детей в многодетных семьях меньше детства, меньше личного пространства и личного времени. Они меньше общаются с детьми из других семей, больше — между собой.

Я репетитор и логопед, наблюдал все это изнутри. Хотя к услугам логопеда и других специалистов в многодетных семьях обращаются реже — и это вовсе не потому, что у детей меньше проблем, как раз наоборот. Чем больше детей, тем больше вероятность, что у кого-то что-то будет не так.

Родители полагаются на то, что старшие дети будут воспитывать младших. Но если взрослые допускают ошибки в воспитании, то дети — тем более. Не во всех семьях, но в большинстве имеет место насилие одних детей над другими, коллективный буллинг.

Многодетные семьи более закрытые, и потому о них мало что известно. Дети редко рассказывают другим ребятам, что происходит в семье. Многое ненормальное они считают нормой. Также в таких семьях строгий запрет на «секреты семьи», и дети его обычно соблюдают, ведь братья и сестры донесут о нарушении. Хотя есть вещи, о которых сообщать нужно обязательно.

Я не встречал социологических исследований, но сам проводил опросы, в том числе собирал воспоминания взрослых.

Правильное воспитание всегда дает предсказуемые результаты. А правильное оно, когда самокритично и не боится внешних оценок — только в «открытых» семьях. А вот в многодетных семьях результат воспитания наименее предсказуем.



Иллюстратор — Аня Кольцова
Редакция
Редакция
Что думаете? Поделитесь своими аргументами:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Регина Дыбовицкая

Я, конечно, не логопед, но мне кажется, нет такого понятия, как "предсказуемые результаты" в воспитании. Одного человечка равнодушные родители закалят, другого согнут, третьего сделают маньяком. Один ребенок от избытка всего на свете в супер-обеспеченной семье и вовлеченных родителях взлетит выше неба, а другой опустится на дно. В многодетных семьях есть чисто физический фактор распределения времени на детей, и от их количества зависит это время, вроде бы, но так если посмотреть, много и семей с одним ребенком, где мама и папа обращают внимание на то, что говорит сын или дочь минут двадцать в неделю, не больше.

И не забывайте, вы изначально видите только тех, кто обращается к вам за помощью. Вы не видите семей, где ваща профессия не нужна, как там люди живут. Ваша выборка изначально обрезана и спецефична, чтобы по ней судить о многодетной открытости или закрытости. Представьте себе, есть многодетные семьи с нянями, где старшие не ответственны за младших. Есть, где мама не работает, все время в детях, постоянно советуется с психологами и воспитателями, подругами, и тоже старшим дают только те задания, которые им по плечам, типа, протереть пыль или посмотреть за младшим, пока мама голову помоет.

73
синьорина Болла

Регина, согласна с вами, и вообще очень странно, что противопоставляются "открытые" и многодетные семьи, как будто семьи с одним/двумя детьми не могут быть закрытыми. Очень даже могут и бывают.

37
0
Лакрица

Плохо не в многодетной семье, а в многодетной семье, где родители нарожали детей бездумно. У меня самой 5 братьев и 2 сестры, все родные. Моя жизнь очень похожа на то, что вы описали. Но также у родителей были друзья, у которых вообще 9 детей и при этом ещё бизнес, и при этом ещё свой приют, и при этом ещё куча нянек мамок, короче энергии вагон и маленькая тележка. Так вот там родители совершенно осознанно подходят к родительству. У семьи куча друзей. У детей есть абсолютно всё от игрушек до кружков и квартир. Короче не всё так однозначно

50
0
Красотка Питерская

Вы под многодетными подразумеваете исключительно маргинальные семьи, судя по тексту?

38
0
Патрикеевна
Герой реалити

Сама из многодетной семьи, еще и жили в двухкомнатной квартире и ни разу не съездили на отдых.. надо будет написать дневник трат что ли, рассказать, как жили и что в итоге стало с нами во взрослой жизни))

34
Magnolia
Герой Т—Ж 💫

Натальевна, очень интересно почитать!

10
Патрикеевна
Герой реалити

Magnolia, надеюсь не сарказм 😂

3
Magnolia
Герой Т—Ж 💫

Натальевна, нет, действительно интересно.

10
Ольга Дувалкина

Magnolia, присоединяюсь! Ждем мемуары! Как вариант, сейчас можно даже на Целлюлозе издаваться на самиздат-платформе

2
Патрикеевна
Герой реалити

Ольга, при чем тут какие то другие платформы, когда я говорила о дневнике трат? для описания в первую очередь финансовых привычек и карьеры

1
Очень_интересно

Натальевна, пишите!

2
Reka1982
Герой
11.08, 14:01
Отредактировано

Juniorpension, вы описываете исключительно отрицательный опыт общения с многодетными семьями. У многих людей в нашей стране до сих пор именно такое восприятие осталось, многодетность часто связывают исключительно с неблагополучием и бедностью, но это уже давно не так. И в нашем окружении большая часть многодетных семей - благополучные. Есть, конечно, и те, где не все хорошо сложилось, но такие есть и среди семей с 2 и даже с 1 ребенком.
У нас самих 4 детей, живем в Красноярске. Муж и я работаем. Старшая дочь поступила в московский вуз на бюджет, младшие учатся в школе на 4 и 5, много доп занятий, в т.ч небесплатных, жилье свое, есть сбережения. На старших детей никогда не вешали обязанность возиться с младшими, если только по мелочи. Дети общаются со сверстниками, нет никакой закрытости и общения исключительно внутри семьи. Это и не зависит никак от количества детей.
И мы не одни такие, нас много. Пора уже разрушить стереотип, что многодетность = бедность, неблагополучие и беспросветность.

21
Андрей Васильев

Reka1982, ну зачем вы врёте? 86% семей с детьми живут за чертой бедности. 97% многодетных нищие. У меня жена работает в органах опеки, это просто страшно, что происходит. Вы как с луны свалились. Заедьте в любой маленький город, не найдёте ни одной благополучной многодетной семьи. Почти все стоят на учёте. У кого-то по 1-2 ребенка, а еще 2-3-4 сидят в ребцентрах или у родственников. Вы для кого вещаете весь этот бред??????

1
0
MatildaHolms

У меня рядом живёт семья с 7 детьми, всё родные, семья благополучная, две машины, квартира, думаю и дача есть. Всё одеты хорошо. И вот я всё время думаю, как они справляются вот с этим всём: кружки, школа, больницы, сопли. Как? Я 1 когда болею не знаю куда деть. А тут 7. Ну и логопеды, платная медицина и т. д. Это ж прям богатыми людьми нужно быть.

20
Anna

MatildaHolms, кстати да, многодетность - в какой-то степени элемент роскоши. Не все могут себе позволить.

34
0
Тамара Герасимович

Комментаторы ТЖ в темах про многодетность:
Много детей, родители не работают - на что живут, нищеброды?
Много детей, родители работают - когда время уделять детям?

18
0
Anna
Герой
11.08, 11:46
Отредактировано

Изнутри наблюдали в качестве кого? Репетитор и логопед это все же совсем не изнутри. "Ошибка выжившего" или предвзятость?
Такие веши не от многодетности зависят, а от маргинальности.
Если родители не рассчитали свои силы, или заводят детей по принципу зайка-лужайка, или в рассчете на пособия, то да, это фактор риска. Но в семьях с одним-двумя детьми так тоже бывает.
А бывает когда детей много, но каждый получает и внимание, и воспитание. Все же те, кто сознательно выбрал многодетность, обычно детей любят и умеют с ними обращаться.
Воспитывать действительно проще, когда ребенок не один и не потому, что можно забить на родительские обязанности, а потому что младшие тянутся за старшими.

17
Стервэлла ДэВиль

Anna, чтобы младшие тянулись за старшими - старшие должны быть воспитанными, а в то время, когда они росли и их надо было воспитывать, то родители стругали младших. Так что так себе пример.

2
Ольга Дувалкина

Anna, согласна с вами

0
0
Far Away

Как беременеть - говорят
Как носить - тоже говорят
Как рожать, кормить - запросто
Как растить - пожалуйста
Как жить - конечно
Как воспитывать - и тут знатоки нашлись

Живите уже своей жизнью, кончайте лезть к другим. Посмотришь, скольким людям есть дело до тебя, твоего ребенка и взаимоотношений между вами - и рожать перехочется

16
Ольга Дувалкина

Far, вот-вот, как только узнают, что беременна, чувствуешь себя рок-звездой, всем нужно всё знать (и ладно бы родне), чтоб потом додумать, добавить и поверить. Порой слушаю, как же интересно я живу)))

1
0
kuskus kuskus
Герой
11.08, 12:21
Отредактировано

Наблюдать изнутри 🤣
Дорогой мой репетитор и логопед, а не сесть ли вам за парту и изучить что такое включённое наблюдение?А лучше, найдите себе хорошего репетитора

15
0
Яжемать

А я вот не согласна с позицией, что правильное воспитание даёт предсказуемые результаты.

К сожалению, знаю семьи, где один ребенок состоялся в жизни и в семье, в второй - маргинал, отмазанный от тюрьмы. При этом воспитание правда было очень схожим.

Знаю семьи, где старший ребенок получил внимание родителей и все возможные блага, а "последыш" - абсолютно ничего, родители уже устали и не вкладывали.
Короче, семей много, и в них разное вышло.

Воспитание не всегда предсказуемо.

15
Ольга Дувалкина

Яжемать, моя бабушка (а у неё было 10 детей) всегда говорила "все птенцы в одно перо не родятся", т.е. у каждого свои задатки и склонности. Воспитала 10 человек, выучились в ВУЗе, кто хотел, все в люди вышли, никто не сидел, никто не развелся даже! А у соседей по 2-3 было, и кто пьяница, кто сидел - тут нет закономерностей. А то и наоборот бывает. Родители давали сестре свободу в подростковом возрасте - она вела себя прилично, не таскалась по парням и т.д.. А за её подружкой мать следила строго, за опоздание на 5 минут лупила нещадно - и что, в итоге прошла половину села (просто вторая половина - это женщины), в итоге родила не пойми от кого. И строгость не помогла. Это уж у кого что заложено

0
0
Тамара Герасимович

Правильное воспитание всегда дает предсказуемые результаты. А правильное оно, когда самокритично и не боится внешних оценок — только в «открытых» семьях. А вот в многодетных семьях результат воспитания наименее предсказуем.

Судя по логике, вы хотели дописать, что значит, в многодетных семьях всегда неправильное воспитание? Ну так себе логика. Просто субъективное мнение одного человека.

10
0
Dinara Yavorski
Герой реалити 🏅

Многодетные люди — смелые. При всем моем недюжинном здоровье я не решилась бы отдать на растерзание репродуктивные органы три раза и больше. И тревожность бы меня сожрала, ведь каждому из этих детей надо дать образование, квартиру и машину. Я себе еле заработала, а тут еще три-четыре раза надорвись.

8
Ольга Дувалкина

Dinara, а что деткам делать, если у них и квартира, и машина, и образование? Тут 50/50, либо создавать свой бизнес, либо деградировать. И гарантии ведь никто не даст. Не согласна с теми, кто растит детей как траву, но и в попу дуть своим детям я не буду. Образование - да, а дальше крутись сам)))

0
Amily W

Ольга, карьеру строить - не зря же образование получено. Квартиры и машины мало для счастья, еще хочется путешествовать, заниматься хобби, реализовываться, а для всего этого нужны деньги

2
0
Ивана Иванова
13.08, 06:32
Отредактировано

Феерический бред. Вот я из многодетной семьи 90хх, т.е. прошедшие перестройку, отсутствие работы у родителей, донашивание за старшими и т.д. Никто не спился, не курит, не пьёт. Дипломы - поступали сами на бюджет и это не экономические специальности.
Стереотипы о многодетных - это такие же стереотипы, как обо всех женщинах, мигрантах и т.п. Если вы имели дело с многодетными, как логопед, то ваша выборка вообще непрезентативна. Это как попасть в больницу и сказать, что все люди - больны так или иначе.
И да, с нами никто не делал уроки, делали всегда сами и не потому что у родителей не было на нас время, а наверное потому что в этом не было необходимости, учились сами хорошо на 4 и 5.

7
Татьяна Ларина

Ивана, "Это как попасть в больницу и сказать, что все люди - больны так или иначе." прямо в точку😆

7
0
Даниил Попов

Генетическая лотерея важнее воспитания.

5
0
Жанна

Как многодетная мама не согласна категорически с мнением логопеда. Каждый предыдущий ребенок является ориентиром для более младшего, по сути важно вложить максимум в старшего, а остальные подтягиваются сами))

5
Яжемать

Жанна, ох, хотелось бы, чтобы было так. У меня старшая - олимпиадница и отличница, спортсменка. У среднего те же данные. Но он не хочет

2
0
Яжемать

Я вот одна в семье, и очень грустила по этому поводу. На море ребенком была однажды. С родителями общалась мало. Готовила дома с 10 лет, иногда ужины на всю семью, с уроками мне не помогали, на кружки - сама. Это про воспоминания взрослых.

5
0
Анна Короленко

СЕРЬЁЗНО? А кто такой логопед, что взял на себя проведение такого исследования?🤔
Как много многодетных семей принимали участие в этом исследовании? Как много не многодетных семей ? И что значит предсказуемый результат в воспитании ???
Эти "предсказуемые результаты" оказываются через несколько лет совсем не такими, как их предсказывали🤣 Исследователь🤦‍♀️

5
0
Helena Wasserberg

Так в любой семье результат непредсказуем.

5
Транжира Владимировна

Juniorpension, психологи считают,что на каждого ребёнка достаточно 20 минут личного общения в день .И я сильно сомневаюсь,что во всех семьях с 1-2 детьми даже это время детям уделяется.Не факт,что будь вас в семье двое вы были бы счастливы и довольны.Раньше вообще относились к воспитанию детей по другому,от семьи до школы.Меньше уважения к ребенку как к личности,менее вовлеченные отцы,школа с учителями советской закалки.Мне кажется вы просто не хотите слышать другую точку зрения,детская травма триггерит.

4
0
Анастасия

Мнение из ниоткуда. Какие то соцопросы непонятные. Какие вы там вопросы задавали и что отвечали тоже нет информации.
У меня трое детей: ни на кого из старших не возлагаю обязанности смотреть за младшими.
И да, это здорово когда семья отдельный микрокосмос. И если для вас это минус, то лично для меня плюс в воспитании.
В нашей семье каждый личность, и за развитием каждого следим. Это включает в себя и привлечение сторонних специалистов, если того требуют обстоятельства.
Если вы имели ввиду при написании своих статей какие то неблагополучные семьи, так без разницы сколько в них детей: один или трое, за ним также не будет должного ухода и присмотра.

4
Reka1982

Juniorpension, был период когда я не работала 8 лет, когда родилось 2 младших детей. Было непросто, но не голодали, в целом уровень жизни не сильно изменился. К тому же появились некоторые льготы, в том числе детский сад с 2 лет, молочная кухня, младшим детям доставались некоторые вещи от старших. С 4 лет младшего вышла на работу, хотя страшновато было «оставлять» детей. Но оказалось что зря, но понимаю тех, кто не выходит по тем же причинам.
По поводу недостатка внимания. В большинстве случаев внимания хватает. Даже старшие дети делятся своими проблемами и достижениями, советуются в сложные моменты.
Часто проблема с недостатком внимания сильно переоценена. Я нередко наблюдаю обратную картину, где внимания чересчур много, детям часто не хватает свободы, нет пространства для размышлений, для развития самостоятельности. Кто-то скажет, что в многодетных семьях дети растут как трава и им приходится взрослеть раньше остальных детей. Но по опыту нашей семьи чуть более раннее взросление считаю большим плюсом. Детям уже гораздо проще ориентироваться во многих жизненных ситуациях.
Но у всех свой опыт, ни в коем случае не навязываю свою точку зрения.

3
Тамара Герасимович

Ольга, эт не я, это цитата из статьи. Не знаю, что там автор считает правильным и неправильным)
А вопрос широкий, да

3
0
Юлия
14.08, 04:46
Отредактировано

Наша семья многодетная - трое детей, все уже взрослые. Старшей логопед не нужен был - но мы обращались к профи, чтобы в этом убедиться)) Младшим мальчикам очень нужен был - занимались с логопедом, плюс логопедический детский сад. Как-то у вас всё очень мрачно и, простите, примитивно описано. Наши дети все каникулы путешествовали - не только летом, и очень часто за границей РФ. Много совместных поездок и культурных походов. Я сама единственный ребёнок в семье - вообще отличия не вижу в плане открытости. И понятия "правильно" и "не правильно" как определили?

3
0
Yuliya Rue

Этот Эксперт по воспитанию и многодетным семьям вчера был военкором, а позавчера вирусологом? 🤣🤣🤣

2
Андрей Васильев

Ольга, можно вопрос? Почему многодетные всегда под подобными статьями всегда строчат длинные опусы про свое "счастливое счастье", пытаясь всем доказать что-то? Может ваше "счастье" не такое уж и "счастливое"? Такое ощущение, что такие женщины, когда им в голову закрадывается единственная правильная мысль: "Зачем я это сделала?", сразу стараются всем доказать, что они счастливы . Вот правда))

2
Яжемать

Андрей, по тексту комментария Ольга ещё не многодетная)

1
Транжира Владимировна

Андрей, с моей да,а насчет вашей вопрос ,если вы себе позволяете в таком тоне общаться с незнакомыми людьми.

2
MatildaHolms

Ольга, воспитывать воображаемых детей это очень просто) это вам любая мать скажет, хоть многодетная, хоть нет)
Вообще не очень рационально в нашей стране надеятся на государство, оно потом за вашими детьми придёт скажет нужны стране герои и будет у вас как в мемах медаль или Лада Гранта. А чего, у вас детей много, а государству нужнее)
Вообще тема многодетность многих бесит именно потому, что люди не могут понять откуда ресурсы! Те кто достаточно состоятелен и имеет возможность нанять помощников, как то вот не вызывают возмущения. Возмущают обычно люди не богатые, которые зачем то рожают надеясь на помощь государства... На наши налоги... А потом передают этих детей в суворские училища, типа мужиком будет

2
MatildaHolms

Ольга, Андрей там выше пояснил, что его тригерит. Жена в опеке работает и видит много плохого. С учётом этого факта, он нормально реагирует

2
0
Hey_sister, go_sister

Видимо, автор представляет себе семью а-ля Тепляковы.

Но ведь люди жили себе с 2 детьми, а потом еще на третьего решились. Они в какой момент закрытыми стали - когда родили третьего или изначально такие, поэтому и родили?

2
Yuliya Rue

Magnolia, для того, чтобы понять, каким образом времени и внимания хватает всем детям в многодетной семье, нужно как минимум подружиться и пообщаться с представителями хотя бы одной многодетной семьи,а не строить умозаключения на основе собственного минимального опыта родительства с догадок

1
0
Анжелика Панкова

Предсказуемые результаты воспитания? Уточните пожалуйста что такое воспитание, какие результаты должны быть у него? Как предсказать эти результаты когда ребенок с возрастом все больше проводит в социуме?
Ну и лично мне очень понравился выпуск лекций Роберта Сапольски- биология поведения человека, очень ёмко рассказано, что и как влияет на становление человека и про предсказания тоже.

1

Сообщество