«Клиенты бывают разные, иногда хочется просто встать и уйти»: сколько зарабатывает мастер маникюра
Героиня нового выпуска рубрики «Профессии» считает, что успешный мастер маникюра должен постоянно развиваться.
За 12 лет она изучила разные техники работы, попробовала себя в преподавании и даже успела побыть хозяйкой салона. Екатерина рассказала, сколько денег тратит на курсы и инструменты, какой маникюр любит делать больше всего, каких клиентов считает идеальными и почему планирует уходить из профессии, несмотря на хорошие возможности для заработка.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Мастер маникюра
Город: Москва
Возраст: 32 года
Опыт работы: 12 лет
Доход: до 100 000 ₽
Выбор профессии
Я выросла в Сыктывкаре, поступила там в университет на экономическое направление, но вуз в итоге не окончила. По семейным обстоятельствам в 2012 году — мне тогда было 20 лет — пришлось переехать в Волгоград и бросить учебу. Да и сильного желания учиться не было.
Думала, чем бы заняться, и решила пойти на мастера маникюра. Опыта в этой области у меня не было — конечно, я могла сама себе лаком накрасить ногти, раза два-три наращивала их в салоне, когда это было популярно, но не более.
В интернете выбрала первую попавшуюся школу и пошла учиться. Это был очный курс, на который я ходила несколько раз в неделю в течение двух с половиной месяцев. За него я заплатила 10 000 ₽ — по сравнению с сегодняшними ценами, конечно, не так уж дорого. Тогда меня финансово поддержал папа, это ценно. Учили сразу маникюру, педикюру и наращиванию ногтей, была теория и отработка на моделях. Инструменты я покупала сама, а расходники, гели и моделей нам предоставляли в школе.
Первое обучение было не самым лучшим, информацию давали поверхностно, казалось, что учителю было все равно. Но оно все же стало основой моей профессии.
После курсов я тренировалась делать маникюр на родственниках, знакомых — конечно, бесплатно. Спустя месяц стала искать работу в салоне, но так как я была новичком, взяли меня не сразу. Я тогда умела делать классический маникюр, с покрытием гель-лак, наращивание и педикюр. Немного работала с простым дизайном: могла блестки посыпать и распределить их градиентом.
Рядом с моим домом был торговый центр, и там был маникюрный островок. Мы со знакомой пошли туда узнать, нужны ли мастера. Нас попросили показать работы, спросили, где обучались, предложили сделать пробный маникюр. В результате меня взяли, а знакомую — нет.
Дальше я стала нарабатывать опыт. Конечно, поначалу были моменты, когда могла порезать кутикулу, извинялась, дезинфицировала. Некоторые клиенты воспринимали это нормально, а кто-то сидел с лицом, на котором все было написано. На первых порах, когда ошибалась, расстраивалась, но с опытом все это проходит. Зарабатывала 25 000—30 000 ₽. Для Волгограда это было неплохо, но мне не хватало.
Я стала изучать разные техники росписи ногтей. Тогда была популярна «китайская роспись» — объемные цветы в градиенте, а еще «акварельная» — рисунок с размытием. Я прошла курс по этим техникам, а еще сама рисовала разные дизайны. Правда, на заработок это не сильно повлияло.
Так я работала 6 лет, но потом поняла, что хочу большего: съездить на отдых, выучиться на права, купить машину.
В маникюре постоянное развитие — это основа успешной карьеры.
В 2017 году я обучилась аппаратной технике. Перестроиться с классической техники на аппарат было сложно, на первых порах не все получалось. Около года ушло на то, чтобы набраться опыта, и мне стало комфортно. Теперь я ненавижу делать классический маникюр: аппаратом быстрее и чище.
Для покрытия аппаратный маникюр лучше, потому что, когда размачиваешь руки в ванночке, есть риск, что потом декор не будет держаться из-за воды. Результат все больше радовал, но зарплата выросла всего на 5000 ₽.
В 2019 мы с мужем переехали в Москву. В Волгограде он зарабатывал немного, к тому же ему хотелось чего-то нового от жизни. И мы спонтанно, буквально в течение месяца, перебрались.
Тут я устроилась в студию маникюра и стала зарабатывать 90 000—100 000 ₽. Еще принимала клиентов на дому — оборудовала под это комнату, чтобы было как в салоне. Вышло недешево: вытяжка стоила 44 000 ₽, сухожар — 20 000 ₽, аппарат — 6000 ₽.
Суть профессии
Основная задача мастера — принять клиента, сделать свою работу — маникюр или педикюр, убрать за собой рабочее место.
Другие обязанности нигде не прописаны, и дальше уже как договоришься с руководителем. Обычно мы заполняем журнал стерилизации: пишем, что стерилизуем и в каком количестве, расписываемся и клеим наклейки-индикаторы. Некоторые также перекрашивают палитру лаков, если она затерлась, делают одноразовые наборы инструментов и раскладывают их по пакетикам, протирают гель-лаки и прочее. Тут все зависит от салона.
Как правило, мастера работают собственными инструментами: щипчики, кусачки, фрезы — это свое. Остальное дает салон. При каждом клиенте вскрывается пакет, в котором находятся стерильные кусачки и фрезы для аппаратного маникюра. В отдельном пакетике — пилочка, баф и апельсиновая палочка. Это все новое, одноразовое и потом выкидывается либо отдается клиенту.
Мой набор инструментов на одного клиента стоит 3350 ₽. Две фрезы по 100 ₽ и одна — для снятия гель-лака — за 150 ₽. Меняю их раз в полтора-два месяца. Кусачки — 3000 ₽, их изготавливают в Волгограде, это ручная работа. Я уже 12 лет ими пользуюсь и на другие бы просто не смогла перейти. Хотя можно купить и дешевле, за тысячу, но я считаю, что в инструментах важно качество: в том числе от них зависит конечный результат и здоровье клиентов и мастера. Кусачки надо точить, постепенно железо стачивается, одних хватает года на два-три. Когда они изнашиваются, покупаю такие же, когда приезжаю в Волгоград.
Набор из кусачек и фрез нужен на каждого клиента, то есть, если в день их семь, как у меня, нужно семь наборов — итого инструментов на 23 450 ₽. А клиентов бывает и больше.
Еще у мастеров должна быть медицинская книжка: ее сдаешь, когда тебя принимают на работу, она хранится у руководителя. Раз в год нужно проходить медосмотр, который оплачивает сам мастер.
В нашей отрасли высокая конкуренция, особенно в Москве. Салоны чуть ли не в каждом доме, а в некоторых и по две-три студии маникюра, мастеров очень много. Но я часто слышу от клиентов, что трудно найти хорошего. Нередко жалуются, что ноготь откололся, хотя ничего особо и не делали руками. При этом, на мой взгляд, в Москве достойных мастеров хватает.
Искать своего мастера проще всего через «сарафанное радио», можно почитать отзывы о салоне. Сам мастер должен быть опрятным и одетым в форму, а не в какую-нибудь задрипанную футболку, волосы должны быть убраны. Чистый стол — это немаловажно. В процессе не должно быть больно. Если что-то не так с ногтями, мастер должен аккуратно проинформировать клиента, чтобы не напугать. Но о качестве маникюра все равно сможешь что-то сказать только после процедуры.
В салоне, где сейчас работаю, я делаю женский и мужской маникюр, а также педикюр. На мужской закладывается чуть больше времени, так как у мужчин кожа обычно более грубая. Хотя иногда бывает, мужчина приходит в первый раз, а у него ручки лучше, чем у женщины. Сейчас мужчины стали делать маникюр чаще, чем 10 лет назад, больше ухаживают за собой.
30—40% клиентов нашего салона — это мужчины.
Обычно они делают просто классический маникюр, без покрытия. В соцсетях видела, что есть небольшой тренд и на более сложные истории, например матовое прозрачное покрытие и черные геометрические линии, полосочки, кружочки — минимализм. Чаще такое делают молодые люди, парни, которые любят экспериментировать.
В женском маникюре мне лично нравится короткий квадрат черного или классического красного цвета, ногти не должны быть отросшими — цвет надо постоянно поддерживать или уходить в телесный.
Не люблю непонятные оттенки вроде розового, малинового, фиолетово-сливового. Это просто не мои цвета. Также наращивание, по моему мнению, уже моветон. Но если клиент просит, сделаю любой цвет и форму, которую ему нужно, у всех ведь разные вкусы. Еще я не понимаю, когда ногти полностью покрыты блестками. Или когда делают один-два ногтя другим цветом — в принципе, прикольно смотрится, но я бы себе так не сделала.
Для себя я обычно выбираю черный или нюдовые цвета. Лет семь-восемь назад сама себе делала маникюр, но это долго и не очень удобно. Сейчас либо хожу в салон, либо к знакомой девочке, мы с ней делаем друг другу.
За трендами слежу в основном в «Инстаграме»*. Например, мне нравится мальчик с ником Мистер Кутикула. А так — просто смотрю и читаю то, что попадается в ленте.
Иногда к нам приходят маленькие девочки с мамами. На них забавно смотреть, они сидят как взрослые. Детский маникюр мы делаем с трех лет, и у него свои особенности. Кутикула не обрезается, мы ее просто аккуратно отодвигаем апельсиновой палочкой, все подравниваем и, если мама разрешает, покрываем ногти обычным лаком. Он ничем не навредит, как и жидкость для снятия.
Обрезание кутикулы начинается лет с 16, делаем его на усмотрение родителей. Вообще, маникюр подростки могут делать только с их разрешения. У нас в салоне было такое, что девочка 15 лет пришла без мамы. Но тут ответственность на администраторе и руководителе: они должны проверить документы либо созвониться с родителями и узнать, в курсе ли те.
В работе я люблю сам процесс, но еще больше — результат. Он вызывает много эмоций. Когда я вижу, что человек доволен, он кайфует от того, что получилось, это для меня ценно.
Клиенты, конечно, встречаются разные — у меня были и капризные, и истеричные. Иногда сидишь — и тебе просто хочется встать и уйти. Помню, в одной московской студии в центре подобрался такой контингент девушек, что они могли выговаривать мастеру. На все это ты стараешься улыбаться, потому что реагировать смысла нет, ты все равно будешь неправ. В нашем деле нужно быть доброжелательным и терпеливым.
Иногда клиенты приходят с грязными ногтями.
В таких случаях прошу их помыть руки, потом дезинфицирую, после этого уже делаю маникюр. Отказать в обслуживании можно, если клиент в состоянии алкогольного опьянения или если есть заболевание, например грибок. Тогда я рекомендую сначала пойти к подологу, даже если это только подозрения, советую сдать анализы.
Был такой случай: коллега работала с клиенткой, которая недавно прилетела из Мексики. Отдыхала там на пляже, а до этого делала педикюр. Мастер снимает ей гель-лак на ногах и потом прибегает в подсобку в слезах и говорит, будто бы увидела там каких-то личинок. Жалуется, что ей страшно, противно и так далее. Мы ничего такого там не увидели. Мне показалось, что это был просто песок. В общем, работу продолжил другой мастер.
Бывают противопоказания к процедурам. Например, при онихолизисе — это когда ноготь отслаивается — нельзя делать покрытие гель-лаком, потому что это может усугубить ситуацию, ноготь вообще может отвалиться.
Мастер всегда должен следить за безопасностью процедур. Те же покрытия бывают разные, в некоторых может быть вредной база, если она кислотная. А если ее не вытаскивать вовремя из лампы, человек может получить химический ожог.
Конечно, если постоянно делать маникюр и педикюр, ноготь истончается, и ничего хорошего из этого не выходит. Но я никогда не снимаю покрытие полностью, всегда оставляю слой базы, выравниваю, наношу новый слой. В результате все выглядит аккуратно и ноготь не повреждается.
Кроме токсичных клиентов жизнь нам могут усложнять и руководители салона. Они не всегда задумываются о комфорте мастера — лишь бы все было красиво для клиента, а как человеку работать — это уже на втором плане. Например, специализированное педикюрное кресло можно поднять, опустить, у него ножки вертятся в разные стороны, работать удобнее.
А многие салоны покупают реклайнер — это такое воздушное кресло, ложишься и прямо утопаешь в нем. Оно не поднимается на нужную высоту, в итоге ты сидишь весь скрюченный, сгорбленный. Словом, для мастера такое совершенно неудобно, но тут уже ничего не поделать: либо принимаешь это, либо ищешь другой салон.
Также в салонах порой раздражает кино на фоне. Когда я работала в студии в центре, у нас одни и те же фильмы крутили по кругу. Надоедает. Ты, конечно, их не смотришь, но слышишь-то одно и то же.
Место работы
Я всегда хотела работать на себя и мечтала открыть свою студию красоты. В начале мая 2022 года мы с мужем купили готовый бизнес — салон, где кроме маникюра и педикюра были и другие услуги: брови, наращивание ресниц. На покупку потратили около 1 200 000 ₽. Деньги у нас оставались после продажи квартиры.
Я была безумно рада, но, конечно, и боялась тоже, так как это был первый опыт. Ремонт мы не делали, но вывеску поменяли. Студия была в центре города, нельзя было портить фасад здания, поэтому нормальной вывески у салона не было. Зато были большие окна, и мы сделали на них неоновые вывески с названием и списком услуг — включали их, как только стемнеет, и оставляли на всю ночь.
Я уволилась из студии маникюра и стала заниматься своим делом — работала и мастером, и администратором, и управляющим.
Было тяжело, но спасала поддержка мужа — я была уверена, что справлюсь. Муж массажист, поэтому мы сделали кабинет для массажа и вместе работали.
Потом выяснилось, что при продаже салона нам немного наврали: показывали одни показатели, хороший оборот, но в итоге все оказалось по-другому. А мы по неопытности не особо в этом разбирались. Место было непроходное, все деньги съедала аренда — 220 000 ₽, вместе с ЖКХ — 240 000 ₽. На материалы уходило еще 10 000 ₽ в месяц. Едва хватало на зарплату мастерам.
Сыграло роль и то, что мы выбрали неудачное время для входа в бизнес.
Мы проработали пять месяцев. Зарабатывала я по факту меньше, чем в найме. В итоге пришлось продать студию гораздо дешевле, чем приобрела, — за 500 000 ₽. Тут я поняла, что потеряла большую сумму, руки опустились, настроения, конечно же, не было. А через месяц после продажи устроилась в салон красоты, где работаю сейчас.
Если сравнивать, например, с волгоградскими салонами, где я делала маникюр, здесь уровень сервиса выше и правила строже. Телефон остается в подсобке в шкафу, с собой его брать нельзя.
С клиентом можно разговаривать только на нейтральные темы, например о погоде. Ни в коем случае не о политике, религии и так далее. Если сам клиент начинает, мы просто говорим, что нам нельзя обсуждать такие вещи в салоне. В Волгограде со всем этим было попроще. Но такое, конечно, от руководителя зависит, он устанавливает правила.
Некоторые считают, что с клиентом нужно постоянно разговаривать, а я думаю, что быть болтушкой необязательно.
Я сама — неболтливый человек, мне это только мешает. Когда человек молчит, я быстрее делаю свою работу. Могу перекинуться парой фраз. Но если клиент болтает, я поддерживаю разговор: слушаю, улыбаюсь и работаю. Из-за вытяжки чаще всего и не слышно, что человек говорит. Но вообще идеальный клиент для меня — это спокойный человек, который сидит и просто смотрит телевизор, а я делаю ему маникюр.
Из плюсов: много клиентов, все адекватные. Коллектив хороший, у нас четыре мастера. Рабочий день проходит спокойно. Из минусов — только то, что не всегда вовремя покупают расходники.
Рабочий день
Мой график — четыре дня в неделю с 10:00 до 22:00.
Я прихожу и включаю сухожар, если инструменты надо обработать. Подготавливаю место, ставлю вытяжку на стол, раскладываю наборы на день, настраиваю свет. Если прихожу раньше администратора, то включаю телевизор для клиентов. В течение дня заполняю журнал стерилизации.
На снятие и маникюр с покрытием у меня уходит примерно полтора часа, что считается быстро, стандартное время — два.
Если есть минутка до следующего клиента, можно отдохнуть, поесть, но полноценных регламентированных перерывов нет.
Вечером протираю свое рабочее место, промываю инструменты в растворе, выкладываю их на полотенце, чтобы они за ночь высохли.
Доход и расходы
Зарабатываю я чуть выше среднего по рынку — в районе 100 000 ₽. У нас заработок зависит от загруженности: мастер получает процент с каждого клиента, обычно это 40%. Сейчас, например, я принимаю в среднем шесть-семь клиентов в день.
Некоторые салоны новичкам платят меньше, но бывает и 50/50 — особенно если у мастера свой аппарат, свои базы, топы.
Цена на маникюр складывается из стоимости материалов, аренды и работы мастера. При этом дорогой салон — это далеко не гарантия качества. Неправильно нарощенный ноготь может на следующий день отвалиться, мастера могут порезать, — от дороговизны салона это не зависит. Например, если у клиента ногти слабые, а мастер не предложил укрепление. Но и не всегда в мастере дело. Организм может отторгать материал. Если клиент принимает какие-то гормональные препараты или другие лекарства, это тоже может влиять на результат.
У нас дается гарантия на услуги — четыре дня. Если за это время что-то отлетело, просто переделываем.
Прайс нашего салона
Педикюр + снятие гель-лак + покрытие гель-лак | 3200 ₽ |
Маникюр + снятие гель-лак + покрытие гель-лак | 2600 ₽ |
Педикюр | 2000 ₽ |
Укрепление гелем | 1500 ₽ |
Маникюр | 1200 ₽ |
Прайс нашего салона
Педикюр + снятие гель-лак + покрытие гель-лак | 3200 ₽ |
Маникюр + снятие гель-лак + покрытие гель-лак | 2600 ₽ |
Педикюр | 2000 ₽ |
Укрепление гелем | 1500 ₽ |
Маникюр | 1200 ₽ |
Часто клиенты оставляют чаевые. Иногда наличными, еще есть специальный QR-код, подключенный к карте мастера. Бывает и 1000 ₽ за день. Однажды мне оставили 1500 ₽.
Еще у меня есть небольшой доход с инвесткопилки — около 2100 ₽, кэшбэк — обычно примерно 3000 ₽. В сумме выходит около 105 000 рублей.
Я стараюсь немного экономить, но не ущемляю себя и в целом не коплю деньги.
Средние расходы — 82 000 ₽
Аренда квартиры + ЖКХ | 30 000 ₽ |
Доставка еды и продукты | 29 000 ₽ |
Обувь и одежда | 10 000 ₽ |
Бытовые траты | 5 000 ₽ |
Развлечения | 3 000 ₽ |
Подарки | 3 000 ₽ |
Красота | 2 000 ₽ |
Средние расходы — 82 000 ₽
Аренда квартиры + ЖКХ | 30 000 ₽ |
Доставка еды и продукты | 29 000 ₽ |
Обувь и одежда | 10 000 ₽ |
Бытовые траты | 5 000 ₽ |
Развлечения | 3 000 ₽ |
Подарки | 3 000 ₽ |
Красота | 2 000 ₽ |
Будущее
В плане заработка у мастеров маникюра потолка нет, все зависит только от тебя и твоего времени. Можно хоть круглосуточно делать ногти, можно просто брать больше клиентов и повышать ценник.
Чтобы развиваться в нашей профессии, можно стать технологом — он разрабатывает новые направления и фишки в маникюре, а можно инструктором — обучать других мастеров.
Я пробовала стать инструктором. В 2021 году прошла обучение SMART-педикюру, оно стоило 10 000 ₽. Суть этой техники в том, что в аппарат вставляется диск, на который наклеиваются сменные файлы разной абразивности — они подбираются в зависимости от стоп.
Ноги перед началом процедуры обрабатывают специальной «умной» пеной — что-то вроде антисептика, плюс используются разные масла. Это экопедикюр, все ингредиенты натуральные, никаких кислот, щелочи. Еще он считается лечебным, потому что подходит тем, у кого стопы с трещиной, диабетические стопы, гипергидроз — это когда постоянно влажная нога, псориаз. В общем, для проблемных стоп.
Через полгода мне захотелось преподавать, и я отучилась на инструктора по SMART-педикюру. Это стоило 65 000 ₽. Для меня этот путь означал не только изучение новых навыков, но и переосмысление ценностей. В первую очередь, я хотела больше зарабатывать. Преподаватель может в день получать с одного ученика 10 000 ₽, а если их четверо — уже 40 000 ₽. Мастер за день столько не заработает.
И еще я не хотела больше принимать клиентов — устала от людей и пыталась лимитировать контакты.
А преподаватели общаются только с учениками. В общем, для меня на тот момент это было комфортнее.
Я стала себя рекламировать в различных соцсетях. Мне писали, интересовались, спрашивали, сколько стоит и как проходит обучение, но не доходили. В итоге ничего не получилось — занималась всего с одним учеником.
Другой вариант развития для мастера маникюра — открыть свою студию, это я тоже попробовала.
Сейчас планирую заниматься чем-то другим — устала от маникюра и людей. К тому же работа сказывается на здоровье, особенно страдают спина и руки. Хочу работать онлайн, самостоятельно строить свой график. Прошла курс по копирайтингу, научилась писать тексты, лендинги, статьи. Хочу себя попробовать в этом направлении. А в будущем, возможно, займусь чем-то связанным с нейросетями или подобным.