Я окончила МГМСУ им. А. И. Евдокимова и собираюсь стать терапевтом
Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Выбор профессии и вуза
Я из Нижнего Новгорода, в университет поступила сразу после 11 класса, в 17 лет. Моя мама была врачом, среди родственников тоже немало медиков. Никто не занимал высокие должности, а значит, не помог бы с работой в будущем, но профессия все равно казалась мне стабильной и уважаемой. В школе я никогда не представляла себе других вариантов, хотя родные прочили мне карьеру журналиста или юриста. Решила поступать в медицинский.
Подбирая вуз, слушала советы знакомых и читала отзывы студентов московских медов. Приоритетным вариантом выбрала МГМСУ им. Евдокимова. Решающими стали слова большинства студентов и выпускников о том, что в университете довольно спокойная атмосфера без лишних нервов: мне не хотелось провести шесть лет в обнимку с успокоительными.
С выбором факультета было еще проще. Стоматология отталкивала нелюбовью к мелким деталям, к тому же я не хотела работать с зубами. Педиатрия сулила необходимость контактировать с детьми, к которым я не испытываю особенной симпатии, медико-профилактический факультет пугал туманными перспективами после окончания учебы.
Я рассматривала факультет клинической психологии, но сотрудницы приемной комиссии моего будущего вуза убедили не отдавать туда оригиналы документов. По их словам, после получения диплома меня нельзя было бы назвать врачом, да и спектр вакансий для соискателей с таким образованием был весьма узким.
В итоге я остановилась на лечебном деле. Мне показалось, что это самый перспективный вариант с точки зрения возможных специальностей. Перед поступлением я понимала, что медицина — не сериал «Доктор Хаус», и не шла учиться, вдохновленная образами врачей в фильмах. Я осознавала, что придется поглощать большие объемы информации, бороться с выгоранием и развивать стрессоустойчивость. Слышала, что в медицинских вузах никто не подстраивается под студентов.
Были, конечно, и запасные варианты: я подавала документы на биологический и химический факультеты ННГУ им. Лобачевского, а также в РГУ нефти и газа им. Губкина. Оставалось сдать ЕГЭ и сделать шаг во взрослую жизнь.
Подготовка к ЕГЭ и поступление
Набор экзаменов стандартный: русский язык, химия, биология и профильная математика — ее я выбрала, чтобы для подстраховки подать документы в ННГУ им. Лобачевского.
В школе у меня не было серьезных проблем с оценками и учебой: я никогда не зубрила по ночам, при этом любила учиться и довольно быстро усваивала материал. С начальной школы привыкла к пятеркам, а дальше пошло как по накатанной, да и азарт сыграл свою роль: было желание окончить школу на «отлично».
Во время учебы я участвовала в обычных школьных олимпиадах, которые затем переходили в олимпиады районного и городского уровня. Олимпиады, которые гарантировали бы мне поступление, я специально не искала. Зато я состояла в научном обществе учащихся, НОУ, по химии и биологии — для этого понадобилось написать реферат с практическим опытом и затем защитить его на конференции. Грамоты за НОУ позволяли получить дополнительные баллы при поступлении в нижегородские вузы, а вот в Москве уже не котировались.
С подготовкой к ЕГЭ мне повезло — пришлось нанимать репетитора только по химии. По биологии была сильная подготовка в школе. За пару недель до экзамена я вдумчиво изучила формат заданий и критерии оценки, посетила несколько консультаций с преподавателем в школе.
На подготовку к русскому я также не потратила ни копейки: школьная учительница хорошо готовила, давала всю необходимую информацию для экзамена и постоянно требовала писать сочинения.
Результаты меня несколько удивили. Я сдала химию на 70 баллов — и это стало моим личным разочарованием, ведь предмет был единственным, к которому я готовилась с репетитором, много занималась дома и смотрела все полезные вебинары, что находила в интернете. Почему так случилось — до сих пор загадка.
Больше всего баллов — 98 из 100 — я неожиданно для самой себя набрала за экзамен по русскому языку, биологию сдала на 85. За ЕГЭ по профильной математике получила 68, что не сильно расстроило: это довольно справедливая оценка моих знаний.
Я также получила пять дополнительных баллов за аттестат с отличием — они и стали решающими для поступления на бюджет. К сожалению, олимпиады и мой серебряный значок ГТО не засчитывались вузом, но везде свои правила. Я зачислилась на лечебное дело в первой волне, хоть и сомневалась, что пройду. Поступила на дневное отделение, вечернего там не предусмотрено.
Выживание в Москве: общежитие и стипендия
Сначала было очень трудно: на первой неделе первого курса умерла моя мама. Единственными людьми, способными мне хоть как-то помочь с финансовой точки зрения, остались возрастные бабушка и дедушка.
Даже с учетом того, что я иногородняя студентка и сирота, общежития я ждала практически полгода, снимая однушку вместе с девочкой-стоматологом. В это время мне еще помогали бабушка и дедушка, но я хотела поскорее обрести финансовую независимость. Спустя полгода я не только дождалась общежития, но и решила вопрос с пенсией по потере кормильца — точную сумму уже не помню. Так или иначе, я приблизила финансовую независимость.
Получала стипендию за хорошую учебу — около 1300 ₽, вместе с социальной стипендией по потере кормильца выходило 3500—4000 ₽. Общежитие стоило 14 000 ₽ в год. Мне приходилось работать с первого курса, но об этом расскажу ниже.
Самым «денежным» оказался второй курс: почему-то льготникам с хорошей успеваемостью в том году полагалась щедрая по общим меркам стипендия — 24 000 ₽ в месяц. Благодаря выплатам я успела поменять телефон и ноутбук. Чтобы получать стипендию, нужно было закрывать сессии на «хорошо» и «отлично» и относиться к категории льготников.
Расскажу подробнее об общежитиях. Самое популярное — общежитие квартирного типа с двухместными комнатами, кухней и санузлом на три такие комнаты. Два других общежития — стандартные коридорные. За время учебы я пожила в общежитиях обоих типов и не могу на них пожаловаться. Конечно, ремонт не везде свежий, но при этом помещения содержались в чистоте. Из неприятного вспоминаются только очереди в душ и к стиральной машине. Хотя стоимость общежития, на мой взгляд, компенсировала неудобства.
Учеба
Не скажу, что учиться было легко, но выкраивать время на личную жизнь и другие занятия мне все же удавалось.
Считаю, что у нас было много действительно полезных предметов. Среди профильных могу выделить клиническую фармакологию и терапию — от пропедевтики внутренних болезней до поликлинической. Именно они подогревали мой интерес к медицине все шесть лет учебы.
Я буквально влюбилась в клиническую фармакологию, поэтому с теплотой вспоминаю преподавателя, который готовил нам презентации с действительно понятными объяснениями тонкостей предмета и всегда был готов помочь разобраться в трудном материале. И конечно, не могу не вспомнить заведующего кафедрой фармакологии и по совместительству руководителя организации «Амбулаторный врач». Я считаю этот проект лучшим для непрерывного образования специалистов амбулаторного звена и постоянно смотрю их вебинары.
Учеба на медицинском иногда подразумевает самообучение, поэтому много информации я получала дополнительно. По возможности старалась приобретать иллюстрированные книги — отмечу учебники-атласы от «ГЭОТАР-Медиа». На старших курсах я предпочитала работы по узким темам внутри той или иной дисциплины и много изучала клинические рекомендации.
Образовательные видео тоже смотрела. Например, основы ЭКГ я изучала по видеокурсу «ЭКГ под силу каждому» на «Ютубе». А на старших курсах обожала смотреть Первый медицинский канал с лекциями от опытных преподавателей разных университетов. По-моему, очень важно посещать конференции и конгрессы, иногда сами кафедры устанавливают, что на конкретное мероприятие обязательно нужно сходить.
Многие почему-то считают большое количество непрофильных дисциплин недостатком медицинских вузов. У нас таких предметов было достаточно: философия, история, культура речи, экономика. На мой взгляд, они, наоборот, делают будущего врача более эрудированным и грамотным, а это всегда поднимает авторитет среди коллег и пациентов. А еще такие дисциплины помогают отвлечься от бесконечного погружения в медицину. Так что я посещала их с удовольствием. Единственное пожелание — их могли бы перенести в дистант.
МГМСУ им. А. И. Евдокимова предоставляет много возможностей для спортивной и творческой деятельности, но я ими не пользовалась: кроме учебы приоритетом было обеспечение собственного существования в Москве.
На младших курсах к посещению относились очень строго, и преподаватели заостряли внимание на пропусках в семестре. На старших отношение стало лояльнее, и это объяснимо: многие самостоятельно оплачивают учебу или заводят семьи, а это часто влечет пропуски из-за совмещения работы и учебы. И все же преподаватели и деканат в целом были очень понимающими — нам шли навстречу с пропусками, если мы заранее объясняли ситуацию и отпрашивались.
Конечно, во время сессий приходилось проводить гораздо больше времени за учебниками, но я уже выработала стрессоустойчивость и усидчивость, так что справлялась с этими трудностями. Из моей группы отчислилась пятая часть студентов: кто-то ушел из-за неуспеваемости, кто-то понял, что медицина — не его призвание.
Поначалу стресс был сильным: сессии еще не стали привычными, объемы информации заставляли понервничать. Со временем стресс-эффект снижался, да и самих сессий как таковых не осталось: в силу вступала система циклов. В этом случае на один предмет отводится одна или несколько недель — в течение этого времени студенты учатся только на одной кафедре и в конце цикла сдают зачет или экзамен.
Сессии в МГМСУ заставляли поволноваться, зато сама учеба была спокойная, без нервов — это изначально было одним из главных критериев. Преподаватели в основном радовали меня как личными качествами, так и уровнем знаний. Если студент хочет развиваться и расти, его всему научат.
Из недостатков выделю один: стоматологический факультет был обеспечен оборудованием и техникой лучше, чем остальные. Особенно остро это ощущается на первых курсах, но потом нивелируется прекрасными клиническими кафедрами.
Остальные моменты могу отнести скорее к нейтральным. Пришлось покататься по Москве между кафедрами, это проблема многих медицинских. При этом кафедры предметов на младших курсах базировались в корпусах в центре Москвы, так что за перерыв между парами удавалось перекусить.
Еще были нюансы, связанные с библиотекой. Она выдавала если не все, то большинство книг и методичек. Но я предпочитала электронный формат и лишний раз с ней не связывалась, потому что за сдачу книг с опозданием предусматривались штрафы — сроки всегда приходилось держать в голове.
Работа и практика
Есть мнение, что совмещать учебу в медицинском с работой невозможно, но это миф. Подрабатывала я всегда: обычной стипендии не хватало, а помощи от родителей не было. На младших курсах за деньги писала контрольные и тесты знакомым. Это приносило 10 000—15 000 ₽ в месяц, и я могла позволить себе обновить гардероб. Во время первой волны коронавирусной инфекции, на моем четвертом курсе, успела поработать в стационаре.
Я работала в приемном отделении городской больницы, перепрофилированной под COVID-19. Сначала помогала санитарам распределять прибывших пациентов по кабинетам и отделениям. Через неделю мне предложили выбор: брать у пациентов кровь на иммуноферментный анализ или сесть на место регистратора и оформлять документацию на поступающих пациентов. Я выбрала второй вариант, и он определил мой будущий путь: я свыклась с работой регистратора и позже влюбилась в амбулаторное звено медицины.
Тогда я получала 70 000 ₽ по ГПХ — сумма была такой благодаря ковидным надбавкам от Департамента здравоохранения Москвы. Соглашаясь на работу, я осознавала, что для меня это шанс с точки зрения финансового роста. Поэтому я решила порадовать себя несколькими крупными покупками — взяла себе Айфон X и Эпл-вотч.
Работала на полную ставку по графику 2/2. Не скажу, что было легко: приходилось пропускать пары, а упущенную информацию учить по вечерам после работы. Отдельной болью были моменты, когда я не могла попасть на зачет или экзамен из-за работы. Приходилось идти на пересдачу без уважительной причины, и это снизило средний балл моего диплома. Но работа дала преимущество: я увидела реальность медицины и стала осознаннее подходить к занятиям. Например, при изучении тем я видела уже не образ мифического больного, а реального пациента из поликлиники.
У меня, конечно, была и практика. Я проходила ее в ЦКБ им. Семашко и в городской клинической больнице № 68. В ЦКБ было продуктивнее: туда я попала на практику после первого курса, пришла в лор-отделение и была в восторге. Мне давали действительно интересные задания, водили на операции и позволяли помогать в уходе за пациентами. Поэтому после второго курса я попросилась туда же.
Практику в клинической больнице я проходила после третьего курса. На мой взгляд, она была посредственная: мне хотелось больше наблюдать за работой медсестер и практиковаться, на деле же мы водили пациентов на исследования и отвозили на операции.
Дальнейший путь
Я получила диплом и планирую работать терапевтом в амбулаторном звене. А еще хочу попробовать подать документы в ординатуру по направлению «терапия» в моем же вузе. Для меня это способ получить диплом терапевта с возможностью работать в стационаре, но что еще важнее — шанс освоить несколько дополнительных специализаций благодаря профессиональной переподготовке. После ординатуры у меня будет возможность переучиться на другую специальность за несколько месяцев углубленного изучения. Например, я смогу получить «корочку» врача-методиста.
Но учиться на платном я не хочу, а чтобы пройти на бюджет, нужно приложить много усилий. В 2022 году большой вес имеют такие факторы, как диплом с отличием, стаж работы в должности среднего медицинского персонала или врача. Баллы также добавляет особая благодарность ректора — грамоту получают самые активные выпускники, — плюс участие в студенческом научном обществе и опубликованные статьи.
Если получится поступить с первого раза, будет здорово. Но я готова подать документы в следующем году, а пока работать по специальности, тем самым зарабатывая бонусные баллы: выпускники медицинских вузов часто идут на годик в поликлинику, а уже потом поступают на желаемую специальность. Надеюсь, сумею совмещать работу в поликлинике и ведение медицинского блога: считаю, что должна делиться опытом и знаниями.
Советы будущим студентам-медикам
Во-первых, абитуриенты часто не могут определиться со специализацией. Я считаю, что в этом вопросе важно сразу обозначить собственные табу с точки зрения работы, понять особенности своего характера и ответить себе на вопрос, готовы ли вы идти на компромиссы с собой ради будущего в медицине.
Во-вторых, уже во время учебы необходимо найти свой идеальный метод усвоения информации, потому что запоминать предстоит много. Я люблю конспектировать, и мне не жаль на это времени: во время ответа я в голове представляю разворот из тетради и буквально «зачитываю» ответ. Другие способы для меня менее эффективны.
Также будущим медикам очень пригодятся навыки планирования. Моим лучшим другом стал ежедневник, в котором я фиксировала даже мельчайшие дела. Это позволяло концентрироваться на более важных вещах и не держать в голове слишком много бытовых аспектов.
Я очень советую найти хобби, которое будет напоминать о том, что в мире есть не только учеба. Для себя я открыла спорт: в одно время активно посещала тренажерный зал, а сейчас хожу на пробежки и занимаюсь йогой дома.
Кроме того, я считаю, что студенты-медики не должны пренебрегать сном, в противном случае нервная система быстро даст сбой. Еще важно не переживать из-за каждой оценки. Я видела немало людей, которые жили только учебой и плакали в коридорах из-за тройки за тест. В итоге треть таких студентов отчислилась или заработала эмоциональное выгорание.