«Каждая поездка для меня была стрессом»: 6 проблем при аренде байка за границей
В некоторых странах скутеры и мотоциклы популярнее, чем автомобили.
Читатели Т—Ж уже рассказывали, как здорово арендовать байк за границей. Но нашлись и подводные камни. Истории о них, а также советы, как можно избежать неприятностей, — в нашей новой подборке.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Прокатчики обманывают и завышают цены
Ехал в Стамбул, откуда собирался двигаться на любом наземном транспорте до Антальи по побережью. Подумал, что можно совместить приятное с полезным, и захотел арендовать мотоцикл на неделю. Ровно столько мне бы потребовалось ехать из точки А в точку Б с заездом в местные достопримечательности и вообще находиться на чиле. Важной особенностью было найти контору, у которой было отделение и в Стамбуле, и в Анталье.
Нашел одну такую с русскоговорящим менеджером, заранее созвонился, и мы условились об аренде, стоимости страховки и забронировали дату, когда я смог бы подъехать и забрать мотоцикл.
В условленную дату не получилось, но я приехал на день позже. Ехал я в эту контору не один, а с девушкой. Мы везли чемодан вещей, который планировали сдать той же компании по аренде мотоциклов, потому что у них была услуга транспортировки багажа в точку Б.
По факту моего менеджера не было. Другой, общаясь с ним на турецком, всячески ругался, и стоимость моей аренды удивительным образом росла на бумажке с записями. По факту получилось, что мой трип в пять дней стоил 350 € (32 200 ₽) и я должен заплатить за доставку мотоцикла обратно ровно столько же.
В итоге оказалось, что все мои договоренности на словах не работают. Аренда мотоцикла стоила дороже аренды машины — 15—35 € (1380—3220 ₽). После всего этого мы забили на эту идею и купили билеты на грандбас-станции до города Фетхие. В автобусе нас кормил стюард, были розетки, и сама поездка была очень комфортной.
В Турции сложно с арендой мотоциклов, и это, безусловно, дороже, чем аренда авто. Как я понял, из-за завышенной страховки от аварийных и форс-мажорных случаев. Мото в Турции несильно распространено, в отличие от аренды авто на механической коробке передач.
Следующий план — приехать на своем мотоцикле и схватить сполна весь отрезок из Грузии и по побережью Турции.
Однажды была попытка взять мотобайк в Стамбуле. Это не так просто. Я нашел сайт об аренде мото, где были цены, которые меня устроили, а также была указана возможность оплаты картой. Приехал туда. На месте был вежливый персонал. Один сотрудник, возможно азербайджанец, отлично говорил по-русски и по-турецки. Он мне показал «меню» — распечатанный прайс-лист с указанием моделей и ценами на них.
Я хотел взять байк 100—250 кубов. Цены, указанные в буклете, отличались от цен, заявленных на сайте, в большую сторону примерно в два раза. Байк выходил за сутки в районе 50 € (4600 ₽). Я сказал, что это дорого. В Евросоюзе за эти деньги можно снять приличную машину на пару дней, а тут всего лишь мопед. Спросил, почему разница с ценами на сайте. Мне сказали, что цены выросли, а на сайте забыли поменять. Спросил про оплату картой. Мне сказали, что оплата только наличными плюс депозит 200 € (18 400 ₽). Я посчитал, что это уже слишком, и не стал арендовать там мотобайк.
Будьте внимательны к ценам в восточных странах, всегда узнавайте стоимость услуги до ее осуществления, будь то такси, аренда, парикмахерская и прочее. Местные могут завысить цену в несколько раз, а узнаете вы об этом в конце, когда услуга оказана.
Страховщики отказывают в выплате в случае ДТП
В 2018 году брали байк на острове Ко-Чанг в Таиланде, платили 200 бат в сутки за 150-кубовый с двумя шлемами. Брали на неделю. Арендовали прямо в отеле, в котором останавливались. В итоге удалось осмотреть весь остров, ежедневно ездили на нем на разные пляжи.
Но в последний день нашего пребывания на острове потеряли управление при спуске по серпантину по мокрому асфальту. Резина на байке, как оказалось, была отвратительного качества. Жена отделалась легким испугом, а я стесал об асфальт верхнюю часть стопы, колени и получил повреждение плечевого сустава.
Страховая отказала в выплате, так как езда на байке не была включена в страховку. За осмотр, обработку ран и лекарство больница выставила счет в районе 25 000 ₽.
На следующий день мы выехали на автобусе в Камбоджу. Там ступня воспалилась и опухла. В итоге неделю обрабатывал раны и пролежал остаток отпуска в отеле. По возвращении еще две недели пробыл на больничном.
Так что совет: при выборе байка обращайте внимание на шины, особенно в гористой местности. И второй совет: делайте страховку с расширенным покрытием. Хотя у многих, кто арендует байк в Юго-Восточной Азии, не открыта категория А, а для езды на байке в том же Таиланде она нужна, так что в выплате все равно могут отказать.
Правила дорожного движения могут сильно отличаться от привычных
Мы с мужем путешествовали по Азии и в каждом городе обязательно брали в аренду мотобайк.
Однажды поздней ночью прилетели на Бали. Это был ночной перелет, мы были не в себе. Из аэропорта в наш отель, который был на другом краю острова, нас вез трансфер. Ехали несколько часов уже на рассвете. По дороге мы дремали и не смотрели в окно. Тем более когда не сам за рулем, не особо обращаешь внимание на дорогу. Нас привезли в отель, мы разместились, поели и легли отдохнуть после долгой дороги. Проснулись, когда еще было светло, решили взять байк, чтобы посмотреть окрестности.
Когда выезжали, нам не встретилось ни одной машины, ни одного байка — это деревня. А когда отъехали подальше от отеля, уже стемнело. И тут начали появляться первые машины и автобусы — все они ехали по встречке. Оказалось, что в Индонезии просто левостороннее движение, а мы ехали по правой полосе. Это было очень непривычно для нас. За пару часов муж привык к такому движению. Но в первый момент было очень страшно.
Местные водители не соблюдают никаких правил
Байк — это свобода, но вот во Вьетнаме не стал его брать, так как здесь на дорогах ад. Никто не соблюдает никаких правил, а байков на дорогах значительно больше, чем на Бали или Пхукете.
Еще они постоянно сигналят во время езды, и у них уже атрофируется восприятие сигнала. В момент столкновения на дорогах они уже не сигналят, а орут. Плюс здесь нет проблем с автобусами: ходят часто, стоят дешево. И такси недорогое.
Брал неоднократно в Тае и Вьетнаме. Стоили что-то в районе 7—10 $ (590—843 ₽) в сутки. На Пхукете требовали паспорт в залог, в остальных местах никакого залога не просили.
По впечатлениям и общению с экспатами, ездить можно наудачу. Даже если вы суперпрофи, вы не застрахованы от того, что в вас не въедет кто-то из местных. А водят из аборигенов далеко не все прекрасно.
Видел и как семья на байке переворачивалась в луже, и как вьетнамка влетела в дверь такси на своем байке. А сколько иностранцев по госпиталям отдыхает после проката. Сам попадал в пару предаварийных ситуаций, в одной из которой еле успели оттормозиться от внезапного выезда пикапа со второстепенной улицы.
За поломку байка могут потребовать компенсацию
Первый раз в Таиланде, остров Панган. Берем в аренду байк. Достался новенький, желтый и красивый. До того в жизни катался только на велосипеде, так что было очень страшно. Первый день катался в радиусе 100 м вокруг дома, пытался как-то привыкнуть и научиться, но, честно говоря, было стрессово. В итоге на одном из кругов въехал в мусорный бак, упал и сломал кусок пластика, который прикрывал выхлопную трубу.
Вечером начал гуглить и прочитал какое-то нереальное количество историй, как в прокатах разводят туристов, взимая огромные штрафы за малейшую царапину на байке. Кинулся читать свою бумажку-договор и обнаружил такую же историю. Штраф за сломанную мной деталь больше, чем стоимость аренды за две недели.
Решил, что буду как-то выходить из ситуации. Сел за Гугл. Нашел местный сайт с тонной запчастей. Естественно, никакой английской версии там не было, использовал «Гугл-переводчик». Нашел оригинальную запчасть на мой байк, вместе с доставкой на Панган вышло около 35 $ (2949 ₽). С горем пополам заказал. Отдельным квестом было найти правильный почтовый адрес.
Прошла неделя. Сижу на пляже, звонит тайский номер. Беру трубку и, естественно, ничего не понимаю. Догадываюсь, что, наверное, это про доставку, и пытаюсь как-то объяснить, чтобы позвали кого-то со знанием английского. Перезвонили. На этот раз на ломаном английском удалось понять, что доставка вот прямо сейчас и курьер уже едет. Бегом сажусь на байк и еду встречать курьера. Каким-то чудом с ним не разминулся и забрал свою деталь.
Дальше план был сначала найти у кого-то ключ и заменить ее самому. Но потом решил, что лучше поступить честно, сдать байк как есть и просто отдать деталь вместе с ним, извинившись за поломку.
Конец истории был прекрасный. Вечером перед отъездом приехал сдавать байк. Сразу честно сказал женщине в прокате, что в первый день упал — сломался пластик. Она ответила, что ничего страшного, это не критично. Я спросил про штраф. Она сказала, что обычно никаких штрафов старается не брать, если только уж совсем там не разломано полбайка. Когда я сказал, что купил деталь, и дал упаковку, она была просто в шоке и растрогана. Наверное, это был первый такой случай в ее прокате.
А вот кататься на байке за две недели я так и не привык. Каждая поездка для меня была стрессом. Все-таки за рулем машины гораздо привычнее, а байки — не для меня.
Местная полиция нередко пытается выманить деньги у иностранцев
В 2015 были с мужем в Гоа, заселились в гостиницу и взяли байк прямо там же. Два часа рассказов гида про правила аренды всего в Гоа, в том числе про цвета номеров на байках, мы благополучно проспали, поэтому не ведали, что к чему.
И вот байк наш, сразу же погнали кататься по сказочным просторам Гоа. Но внезапно на обратном пути попадаем в облаву полицейских. Мы жирная нажива. Европейцы на байке с белыми номерами. А гид-то говорил, что брать надо только с желтыми. Денег — 100 $, рупий — три копейки. Собственно, на эти 100 $ нас и пытались развести. Но сторговались на 200—300 рупий, не помню уже точно. Муж пешком пошел на поиски обмена в соседнюю деревню, я в заложниках у полицейского вместе с байком. Я, чертов байк и полицейский периодически поглядывающий на меня с вот этим вот покачиванием головой: «Ача-ача».
В общем, после этого никаких байков не было. Только хардкор, только моторикши и автобусы.