«Мы не ждем, когда хейтеры окружат наш офис»: глава «МТС Юрент» — о рынке проката самокатов

«Мы не ждем, когда хейтеры окружат наш офис»: глава «МТС Юрент» — о рынке проката самокатов

Интервью с Иваном Туринге
39
Аватар автора

Александр Левкин

задавал вопросы

Страница автора
Аватар автора

Иван Туринге

главный в «МТС Юрент»

Аватар автора

Ксения Колесникова

сфотографировала

Страница автора

В 2023 году российский рынок кикшеринга, — так называется прокат электросамокатов, — достиг 22,3 млрд рублей.

Почти все эти деньги поделили между собой три компании: Whoosh, «Яндекс» и «МТС Юрент».

Мы поговорили с гендиректором «МТС Юрент» Иваном Туринге и выяснили, почему электросамокаты стали популярны в России, из-за чего их не любит администрация Санкт-Петербурга и что сервису кикшеринга делать в холодный сезон.

— У самокатов много поклонников, но много и хейтеров  . Что делает ваша компания, чтобы этот негатив сгладить?

— Можно проводить параллели с историей: 100 лет назад автомобили точно так же воспринимались. Было много хейтеров, которым они мешали, — мол, что-то непонятное ездит и раздражает.

Что мы делаем с негативом? Мы не ждем, когда хейтеры окружат наш офис, а проактивно работам. Но не с ними, а с пользователями самокатов: учим безопасному вождению. Проводим уроки в школах, чтобы подрастающее поколение, которое очень хочет кататься на самокатах, сразу знало, как это делается.

Кроме того, совместно с администрацией муниципалитетов улучшаем инфраструктуру в городах. Например, в местах максимального скопления людей создаем медленные зоны: там самокат едет со значительно меньшей скоростью. Соответственно, риск ДТП снижается.

Также инвестируем в специальные велодорожки — вместе с другими операторами мы нанесли в этом сезоне велополосу длиной 1,3 км на Цветном бульваре в Москве и планируем сделать это еще в нескольких местах. Еще инвестировали в строительство парковок и нанесение парковочной разметки, чтобы стоянка самокатов была более аккуратной.

В общей сложности на инфраструктуру только в 2024 году мы потратили 47 млн рублей. Потому что кто не любит самокатчиков в первую очередь? Водители и пешеходы, так как на тротуарах они мешают пешеходам, а на проезжей части — водителям. И если с помощью велодорожки разделить эти три потока, негатива будет меньше. При этом пользоваться дорожками и парковками могут не только клиенты кикшеринга, но и вообще все люди на самокатах и велосипедах.

Такими действиями мы снижаем отрицательный хайп. А он есть, потому что количество поездок на самокатах из года в год растет — в этом оно увеличится в два раза по сравнению с прошлым. И количество инцидентов  с самокатами тоже увеличится. Хотя в процентном соотношении к поездкам их доля год от года снижается — в этом году доля инцидентов к поездкам у нас составляет 0,0095%. Поэтому, согласно нашей политике, мы с каждой поездки два рубля инвестируем в активности, направленные на безопасность.

— Россия — преимущественно северная страна, и не везде есть подходящая инфраструктура. Почему у нас сервисы кикшеринга стали так популярны?

— Сначала кикшеринг понравился молодой аудитории, которая любит все новое. Потом, когда на самокатах стали ездить чаще, поняли, что это транспорт, который дополняет общественный и дает возможность перемещаться по городу.

Еще один фактор — цена. Все-таки такси заметно подорожало, а средняя поездка на самокате при наличии подписки стоит меньше ста рублей — как чашка кофе в сетевой кофейне. Поэтому самокатов становится много, города ими насыщаются, и найти их рядом становится проще.

Кроме того, я считаю, что самокаты стали популярны благодаря эмоциям, которые они дарят. Обратите внимание на лица райдеров, которые едут на самокате, — небольшая улыбка точно есть. Она вызвана тем, что ты можешь перемещаться по городу не в душном общественном транспорте. Это если мы говорим про всю Россию, а не только Москву, где отличный общественный транспорт. Но где-то его вообще нет.

Правда ли, что сначала самокаты воспринимались как развлечение, но сейчас их все чаще используют как полноценный транспорт?

— Все так. Первые поездки на наших самокатах на Черноморском побережье  были как раз долгие, ради удовольствия. Второй этап — использование самокатов как транспорта последней мили, то есть когда основное расстояние проезжают на классическом общественном транспорте, а потом, чтобы не идти, доезжают до точки назначения на самокате. В настоящее время идет третий этап развития самокатов: их начинают использовать как полноценный транспорт, чтобы добраться из точки А в точку Б. Сейчас 85% поездок — это именно короткие транспортные.

Особенно ярко это выражено в городах-миллионниках, в которые сервис уже проник максимально глубоко. Но в тех городах, где он только недавно был запущен, конечно, еще чаще совершают фановые поездки. И население этих городов как раз познает, что такое самокат, насколько он удобен.

— А кто вообще пользуется самокатами в России?

— Молодежь — наша целевая аудитория. Средний возраст — 26 лет. При этом мы видим, что с каждым годом все больше людей старше 45 начинают использовать самокаты.

Примерно 85% пользователей самокатов — мужчины. Но мы активно работаем над тем, чтобы девушки чаще ими пользовались. У девушек основной страх — сделать первый шаг, встать на самокат. Поэтому у нас в местах наибольшей концентрации людей стоят промоутеры, они же консультанты по безопасности. Они учат вставать на самокат, управлять им, рассказывают про правила.

Еще в Москве мы стали предлагать электровелосипеды. Они рассчитаны на аудиторию, у которой есть какие-то страхи перед самокатами. На велосипедах многие умеют ездить с детства, это более привычный вид транспорта, чем самокаты.

— А какого самого возрастного пользователя вы фиксировали в своей системе?

— Лет 80. Это не в системе зафиксировали, я сам просто видел, как активный дедушка ехал на самокате. Даже подошел с ним пообщаться. Разные же пенсионеры бывают, бабушек тоже видел на велосипедах и самокатах — это нормально. Микромобильность любому возрасту покорна!

— Согласно некоторым прогнозам, регулирование рынка кикшеринга в России будет ужесточаться — это замедлит рост сегмента. Готовитесь ли вы к такому развитию событий?

— Первое: регулирование — это правильно. Оно не замедляет рост. Наоборот, нормальное регулирование помогает убрать хаос и, в том числе, нам, операторам, лучше работать со своим флотом самокатов. Мы находимся в диалоге с федеральными и местными властями, с Минтрансом. Вместе создали закон и внесли в ПДД определение средства индивидуальной мобильности, СИМ. Создали дорожную карту на три года вперед, где показываем, как эти СИМ развиваем. Один из ближайших этапов — нанесение идентификационных номеров и создание реестра самокатов.

Вы еще должны понимать, что когда говорят про самокаты, обычно имеют в виду шеринговые самокаты, но никто не говорит про пользовательские. А в год граждане покупают более 200—300 тысяч СИМ. Когда происходит ДТП, чаще всего в нем участвует гражданский самокат, хотя все сразу думают на шеринговые  . Но наши самокаты не ездят быстрее 25 километров в час и умеют снижать скорость в зонах с повышенным пешеходным трафиком  .

Поэтому мы выступаем за регулирование. Оно позволит упорядочить в том числе гражданские самокаты, их тоже поставят на учет и внесут в реестр. И в этом случае негатива к СИМ будет меньше.

— То есть регулирование на выручку не повлияет?

— Адекватное регулирование не повлияет. А не как в Петербурге, когда у всех операторов забрали совокупно больше 10 тысяч самокатов и несколько месяцев не отдавали по каким-то надуманным причинам  . Вот это неправильное регулирование.

Возьмем Москву. Там мы договариваемся, что у нас есть оферта, есть правила, по которым мы работаем, есть квотирование — город определяет, сколько самокатов может быть всего, и делит это количество на всех операторов. И по мере того как эти самокаты расходятся, мы смотрим, нужно ли повышать квоту или город перенасыщен.

— А у вас есть объяснение, почему в Петербурге сложности с регулированием самокатов?

— Просто кому-то не нравятся самокаты.

— То есть это какое-то личное отношение?

— В том числе, наверное. Как и в Перми. В Перми мы не работаем  . Зачем разбираться с чем-то новым, инновационным? Его проще запретить. Но я не считаю, что это правильная стратегия.

В то же время есть города, которые нас зовут. Челябинск позвал, Альметьевск — это небольшой город, где построили 300 километров велодорожек. Мэр там ездил на самокате.

Нет ли у вас опасения, что самокаты могут запретить в Москве и Петербурге, как их запретили в Париже?

Какие-то города могут так сделать, мы видим, как это происходит, на примере Петербурга. Такие риски для нас есть, мы их стараемся хеджировать, проактивно работаем с государством.

Но для нас и погода — большой риск. Это лето, например, было более дождливее, чем прошлое.

— Есть какие-то правила в законодательстве, которые вы считаете избыточными для вашего бизнеса? А может, каких-то не хватает?

— Бывает, что начинают спекулировать правилами дорожного движения и ставить знаки, запрещающие ездить на самокате, где угодно. Так в Астрахани, например. Власти просто ставят знаки «ездить нельзя» и штрафуют наших пользователей. Считаю, что такое чрезмерное регулирование — это тоже плохо.

В то же время мы понимаем, что пользователей, которые действительно нарушают ПДД, нужно штрафовать. Для этого мы на самокатах в Москве уже начали устанавливать укрупненные номера. И с коллегами из Департамента транспорта с помощью городских камер начинаем выявлять нарушителей: кто не спешился с самоката на переходе, кто ездит вдвоем. Идем в сторону того, чтобы штрафы приходили пользователям и они их оплачивали, как это делают автомобилисты.

Сейчас мы это делаем своими силами. Через специальный бот к нам поступает информация о правонарушениях, и мы, в зависимости от его тяжести, либо выставляем предупреждение, либо сразу блокируем аккаунт, а где-то выставляем денежные штрафы. Мы также были инициаторами больших штрафов за езду на самокате в пьяном виде  , эту нашу инициативу Минтранс поддержал.

Наша базовая задача не наказать, а научить и предупредить. Но если не получается, приходится штрафовать, блокировать пользователей. Мы эти правила выстраиваем, чтобы перемещение на самокате было безопасным.

— Также «Юрент» и другие игроки рынка в мае 2024 года сильно увеличили штрафы за нарушение правил пользования электросамокатами. Это влияет на вашу выручку?

— Вы имеете в виду, зарабатываем ли мы на этом? Нет. Для меня главное — предупредить. На выручку влияет то, что я трачу на инфраструктуру, на школы вождения. У меня нет задачи штрафами компенсировать расходы.

— Какой срок службы одного самоката? Понятно, что модели разные, но, может, есть какое-то среднее значение?

— Три года стабильно, но необходимо должное обслуживание. Самокаты по технической сложности уже становятся сравнимыми с автомобилями, и им нужно регулярное ТО.

Плюс мы в компании восстанавливаем самокаты — переделываем старые модели, и они становятся даже лучше, чем с завода.

Но вы должны понимать, что пользователи хотят новый продукт. Люди меняют Айфон, когда он полностью устаревает. Самокаты, которые полностью устаревают, идут в ту географию, где вообще нет самокатов. Там любой кажется прикольным.

— А зачем сервисы кикшеринга создают свои самокаты, ведь наверняка такие модели выходят дороже, чем серийные?

— Если ты на стоянке увидишь три самоката одной модели, но разного цвета, поедешь на том, у которого больше всего заряд, ну еще на цену посмотришь. Но если будет модель, которая отличается от стандартных, ты обратишь на нее внимание. Поэтому первое, для чего они нужны, — это другой пользовательский опыт.

В этом году мы вместе с белорусской компанией Eleven выпустили самокат «Юрент 2.0»  . Он кардинально отличается от самокатов Ninebot  как внешне, так и по ездовым характеристикам. У наших самокатов есть надувные колеса, и когда ты едешь на таких, ощущения от поездки совсем другие.

Еще у «Юрент 2.0» другая рулевая стойка, которая позволяет маневрировать на меньшей скорости — это более комфортно и безопасно.

Вторая причина, почему мы делаем свои самокаты, — это возможность управлять своим продуктом. Когда хочешь внести какие-то изменения, ты делаешь это быстро. Если тебя какая-то деталь не устраивает или она быстро ломается, можно оперативно сделать следующую версию самоката. Так ты повышаешь эффективность, которая повышает рентабельность.

— Хочу поговорить про слияние «Юрент» и МТС  . Почему вы не выбрали другие способы привлечения финансирования? Как изменилась «Юрент» после сделки?

— Насчет МТС: мы очень любим партнерства. Первое наше партнерство было с такси «Ситимобил»  , мы хотели дать клиентам возможность использовать в одной поездке разные виды транспорта: такси, каршеринг или самокат.

Главное наше партнерство — это наша франшиза  , которая позволяет нам масштабироваться. Это очень хороший инструмент.

А в 2022 году у нас началось партнерство с МТС. Наше объединение в первую очередь не про привлечение денег, хотя это было важно на первом этапе  . Те пользователи, которые есть у нашего главного акционера, «большого брата», помогут нам получить большую долю рынка  .

— Whoosh пару лет назад вышла на IPO. Почему вы не пошли тем же путем?

— Мы умеем по-разному привлекать деньги. Сначала это были частные инвестиции, потом в компанию вошли крупные институциональные инвесторы. Использовали и кредитное финансирование.

IPO — один из этапов привлечения денег, как и облигации. Посмотрим на рынок, посмотрим, нужно ли в эту сторону идти, и примем решение.

— Есть ощущение, что активная фаза роста «Юрент» пройдена. Вы уже охватили все основные города, а основатели компании продали свои доли — и это знак того, что они не видят возможности для дальнейшего роста и поэтому покинули бизнес. Верны ли мои выводы?

— Нет, абсолютно неверны. Оборот растет на 75% год к году и на 65% по поездкам — быстрее конкурентов. Наш прямой конкурент — Whoosh, это публичная компания, мы можем посмотреть ее отчетность и понять, что растем лучше.

Касаемо городов. Сейчас «МТС Юрент» работает в 185 городах, а метим мы в 300+. В этом году мы запустились в семи миллионниках, где раньше не работали. Остался еще один миллионник — Омск, — где нас нет, но в следующем году и до него дойдем. Еще много неохваченных городов есть в северной части страны, в Черноземье, на Урале.

Про фаундеров. Они продолжают принимать активное участие в развитии компании. Кто-то вышел, но большая часть осталась.

— Вы не раскрываете вашу рентабельность, но мы можем посмотреть рентабельность Whoosh. В 2020—2022 году она была на уровне 50%, а сейчас чуть ниже уровня 42%. У вас похожая динамика?

— К сожалению, не могу раскрыть цифры, но наша динамика сопоставима с рынком. Мы прибыльные с первого года.

Модели работы иностранных шерингов другие. Uber сначала агрессивно захватывает долю рынка, тратя на это много денег, а потом получает прибыль  .

— «Яндекс» вышел на рынок кикшеринга позже «Юрент» и Whoosh, он демпингует, захватывает рынок. Может такое случится, что «Яндекс» поглотит «Юрент»?

— Я не знаю, почему вообще такой вопрос возник. Мы свой выбор уже сделали и находимся внутри сильного игрока — МТС. Я не понимаю, зачем «Яндексу» поглощать «Юрент», который находится внутри МТС?

У «Яндекса» очень много вертикалей, которые работают. Я бы на его месте сконцентрировался на «Яндекс Маркете», на конкуренции с Wildberries и Ozon. Там точно рынок гораздо больше.

— А вы допускаете консолидацию на рынке кикшеринга?

— На рынке еще остались маленькие игроки. Либо они сами исчезнут, потому что не смогут конкурировать с крупными, либо будут сделки по слиянию. Но на деле самое ценное, что у них есть, — это сами самокаты. Как платформа, понятно, мы сильнее.

— От кого вы ощущаете больше конкуренции — от «Яндекса» или Whoosh?

— Уважительно отношусь к каждому конкуренту, но понимаю, что «Яндекс» с сотней миллионов пользователей имеет большую силу. У Whoosh свои плюсы: классная команда, понимание рынка и стратегия. Ребята даже проложили дорогу в Бразилию  . Так что у каждого конкурента есть свои сильные стороны.

— Что делает ваша компания, когда сезон самокатов заканчивается?

— В этом году запустили аренду пауэрбанков. Они схожи с самокатами в том, что тоже необходимы для ежедневного использования. Мы посмотрели на рынок, увидели, что там есть несколько игроков, и нашли партнера, у которого уже были станции пауэрбанков. Уже сейчас для аренды доступно более семи тысяч станций. Хотим до конца года довести их количество до 20 тысяч. Это будет новый сервис, который позволит нашим клиентам пользоваться приложением «МТС Юрент», когда сезон самокатов заканчивается.

Второе направление — каргобайки  . В зимний сезон спрос на доставку намного выше, чем летом.

— Можете привести какие-нибудь цифры, чтобы можно было оценить выручку новых направлений?

— Пауэрбанки только запустили, каргобайки запускаем, поэтому говорить о больших цифрах не приходится. Конечно, в основе бизнеса лежит кикшеринг, и у нас стратегия очень простая: работай летом хорошо, чтобы зимой нормально жилось. Понимая сезонность, мы так строим бизнес-модель — откладываем деньги в кубышку, как говорится, на зиму. Мы из года в год это умеем делать.

Сейчас добавляется бизнес, который будет генерить кэш зимой, генерить дополнительную выручку. Пока она незначительная, но будем развиваться. Думаю, в следующем году ее доля будет ощутимая и значимая. Главное — больше станций, больше каргобайков.


Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

Александр ЛевкинЧто вы думаете о перспективах кикшеринга в России?
  • Елизавета ИоноваМдее. В Омске и так много чудных открытий из серии "как можно нарушить законы физики и правила пользования СИМ". Летом надо быть ооочень изворотливым. А следующим летом, видимо, их станет ещё больше. Практика профилактики нарушений и обучения пользователей - отличная идея. Я, правда, не видела таких людей от Юргента в Челябинске, ни в центре, ни на окраинах. Наверное, их немного. Или в выходной день их нету. Основная проблема в России- несчастный тротуар, где за место под солнцем борются доставщики на великах, адекватные и рисковые пользователи самокатов, родители с колясками, пешеходы. Отсутствие инфраструктуры - большая беда. Да, где-то есть велодорожки, в специальны отведенных местах. Но чаще всего лихачат на самокатах там, где есть некое общественное пространство без чёткого разделения потоков. Ни разу не видели, как парочки на самокате устраивают "Веселые старты", лавируя между пешеходами и палисадниками? Куда там " Форсажу" по накалу страстей. Существует очень много хороших инициатив (запрет на катание вдвоём, правила пересечения переходов, возраст пользователей), но все они блокируются отсутствием контроля. Да, кого-то одного оштрафовали. Что не мешает парочкам "бессмертных" и дальше рассекать по сложному рельефу не дорог, но направлений.10
  • OlgaТак мило, все кто самокаты не хотел бы видеть на тротуарах сразу "хейтеры", с которыми "надо работать", ага22
  • Alexander>> Петербурге сложности с регулированием самокатов? >> — Просто кому-то не нравятся самокаты. Ржу в голосину просто. Ору. Сначала прокатные конторки решили этой своей картелью на одном месте город провращать, а потом обижаются что же их там в нем в строгом соответствии с региональной нормативной базой чмырят. Да да да, просто так, "ничем не мотивированная агрессия" властей. Надеюсь другие города будут действовать так же в части формального (не)исполнения законных требований по установлению участников наездов на пешеходов.10
  • Ниоткуда в никудаВ меня въехал как раз шеринговый самокат. Водятел данного устройства с места встречи быстренько свалил, а я была не в состоянии сфотографировать номер. И что делать в такой ситуации? Травмированный человек должен приложить массу усилий и затратить кучу времени через камеры и МВД, чтобы установить личность этого засранца?12
  • Благоустройство со сносомЕлизавета, у нас и тротуары есть не везде.2
  • IlyaСамый отвратный "сервис". Нарушают собственный договор, при этом вводят в него явно невыполнимые ни одной из сторон условия. Хотя такой "менеджмент" - вполне достаточное объяснение такому качеству2
  • Елизавета ИоноваБлагоустройство, у нас местами ЖК радостно прихватывают тротуар при установке ограждения. Да, можно писать в земельный комитет жалобы, но по факту никто не будет заниматься контролем переноса секций забора. Хоть завыносись постановлений. В итоге идешь по проезжей части, рискуя угодить под колеса. А в частном секторе номинально тротуар есть, А по факту нет. И там тоже гоняют орлы((3
  • Денис ВторушинЕщё недоросли до такого , самокаты бросают везде ,оставляют посреди дороги , к другим участникам движения никакого уважения , ездять кто умеет и кто неумеет , штрафовали бы их если за руль встал несовершелетний или блокировался от прыжков и вставания в дыбы ,.2
  • Дмитрий Соколов> Потому что кто не любит самокатчиков в первую очередь? Водители и пешеходы Как он деликатно сказал «абсолютно все»12
  • Павел СафроновСколько раз писал жалобы (в том числе вашему боту) о нарушении ПДД. Якобы продят проверку и "Мы не смогли выявить нарушителя" Да ладно!? А может всё же работать по закону надо, а не ерундой заниматься!?7
  • Никита ПрохоровНиоткуда, понимаю, что уже всё случилось плохое. Но заявление в полицию написать всегда можно. Даже пусть и на следующий день. Это чуть быстрее, чем кажется. Если есть шанс на восстановление справедливости - стоит иногда пробовать.1
  • ИльинИОтличное интервью. Жаль, что наглая ложь. Но когда прибыль 42% от 38 млрд (22*1,75 как он сам говорил) - и ген.директору с неё наверняка капают бонусы - такой стиль изложения вполне понятен... "В год граждане покупают более 200—300 тысяч СИМ. Когда происходит ДТП, чаще всего в нем участвует гражданский самокат, хотя все сразу думают на шеринговые" Начну с конца. По моим личным наблюдениям, шеринг - причина 90% ДТП с самокатами. Или даже больше. В прошлом году сотрудники НАМИ участвовали в каком-то социально важном форуме. И давали инфу по ДТП, из базы ГАИ. Там почему-то значилось 72/28. В пользу шеринга :) И много другой интересной информации. По логике Юрента, покупают личные самокаты (и на них едут совершать ДТП) именно люди в возрасте от 16 до 24... Очевидный бред, имхо. И вишенка, малоизвестный факт - в Париже запретили не самокаты. А шеринговые самокаты. Именно от них всё зло - по мнению французов. Думаю, не случайно.7
  • ИльинИВторую диаграмму иначе не прицепить. А она - любопытная3
  • ИльинИПонятно, что получить по ногам самокатом, с перспективой перелома - не сахар. Или улететь от толчка головой об асфальт. Однако в целом - полезно понимать, что случаются вещи и похуже. На картинке - цифры смертельных исходов по самокатам. По всей России, за целый 2023год. Можете представить, сколько людей умерло за это же время в автомобилях - и от автомобилей... Имхо: акценты в обществе - явно смещены. Вероятно, сейчас людям нужен близкий и понятный общий враг. Он с помощью СМИ - старательно создается... И довольно успешно. Что печально, конечно2
  • Polina MakarovaМашины не водят тупые малолетки, а самокаты как раз чаще всего. И ничего с этим не делают. У меня гемофилия, мне травмироваться нельзя. Если начнется кровотечение, его просто не остановят. Могу умереть на месте от кровоизлияния. Я всегда осторожна, иду по краю дороги, по велодорожкам не хожу. Но даже в этом случае обязательно вылетит какой-нибудь «герой» на самокате, которого почему-то несёт в мою сторону, при том, что в центре дорога полностью свободна. Да, человеческая жизнь сейчас ничего не стоит. Сдохнет и ладно. Ещё таких же нарожают. Главное, чтобы бизнес был цел и невредим.5
  • Aist MarabuСпросили бы лучше у них, как они умудряются делать самое медленное и багнутое приложение всего российского бигтеха.0
  • Влад СотниковОчень противоречивая статья. В ней весьма много спорных фактов (о которых уже сказали в комментариях) + много непонятных обобщений. Хотелось, чтобы статья была не просто копипастой того, что выдали журналистам, а чтобы сами журналисты немного подумали о том, какую информацию доносят до них (и так ли она верна). Хейтить нужно не самокаты (это просто инструмент), а тех, кто не умеет на них ездить. Пешеходка может быть безопасной и без инфраструктуры. Каждый водитель СИМ должен понимать одно простое правило: главный на пешеходке ВСЕГДА пешеход. Никаких больших скоростей, обгонов впритирочку, шашечек, звонков в спину. Просто обычная культура вождения и уважение к людям. Вот и всё.0
  • Александр КрыловOlga, бабки....хочется больше бабок1
  • Александр КрыловЕлизавета, ну они ж написали. Они вкладываются в инфраструктуру. За бабки дорожку себе на общей пешеходке выделили1
  • Александр КрыловPolina, шоккер купили и валите гонщика на подлете1
  • Петр-Пундарика-Дас ФигловскийКозел этот директор. Лишь бы зароботать деньги. Мошенник как и другие. Цена та жа а скорость снижается. Понижайте цены на самокаты тогда со снижением скорости. Почему я должен ехать тот же путь дольше за ту же цену. Так что вы беспокоитесь не о дтп а как бы зароботать как и вуш компания. Так же в одном месте я ехал. Я там редко езжу но знаю что еоролу нет вообще но там сделано ограничение скорости. С какого перепугу там ограничение. Вы мошенники все. Вы все мошенники и мой совет всем отказаться от них и если надо купите себе свой самокат или ходите пешком. Кстати пешком ходить для здоровья полезно.0
  • Петр-Пундарика-Дас ФигловскийЕлизавета, просто надо правильно детей своих воспитывать а не ограничений на самокатах1
  • Iosash10Зачем это бестолковое интервью? Этот перец накидал воды, ничего нового никто не узнал, столько букв напрасно тут, пользователи этих "шерингов" не поумнеют, скорее наоборот.0
  • Iosash10Петр-Пундарика-Дас, если дети идиоты , воспитание тут не поможет.1
  • Елизавета ИоноваПетр-Пундарика-Дас, полностью с вами согласна. Особенно актуально это замечание для пенсионеров, чьи взрослые дееспособные дети ездят вдвоём на самокатах со своими малышами.3
  • Ниоткуда в никудаНикита, по нашим законам это бессмысленно. Максимум, что грозит этому засранцу, - штраф. При этом я еще должна потратить усилия и время, чтобы написать заявление, подтвердить факт травмы в медицинском учреждении, контролировать сей процесс и так далее. Мне повезло, что я успела его увидеть в последний момент, благодаря этому я не упала, а крепкие кости выдержали, отделалась синяками, как будто. Один как-то коряво рассосался и это место надо контролировать теперь. Но теперь при любом подходящем случае я буду выступать против самокатчиков и за ограничения для них, ибо нефиг.4
  • Ниоткуда в никудаПетр-Пундарика-Дас, потому что. Самокатчики виноваты не всегда, но в большинстве случаев виноваты именно они. Просто потому что они ездят на огромной скорости по тротуарам, а пешеходов воспринимают как досадные помехи, "которые специально под самокат лезут или упертые" (с), играют "в шашечки" между пешеходами, выскакивают из-за плеча со спины, подрезают и так далее. В большинстве случаев самокатчики ведут себя так. Я встречала аккуратных и внимательных, но их реально единицы и именно эти люди не раздражают, так как соблюдают дистанцию и поддерживают комфортный для окружающих скоростной режим. Я после дтп с самокатчиком перемещаюсь просто сверх осторожно, хожу по самому краю тротуара, постоянно озираюсь назад.. но тем не менее регулярно происходят ситуации, когда мимо меня со свистом на опасной дистанции пролетает самокатчик. Просто потому что они летят по тротуарам с такой скоростью и выскакивают из слепых зон, не притормаживая, пешеход заведомо в проигрыше. Самокатчики сейчас реально опаснее автомобилей, потому что носятся по тротуарам и не придерживаются никаких правил.3
  • АндрейЖаль не рассказал, как он "работает" с мэрией, поскольку та, несмотря на требования большинства москвичей отказывается запрещать прокат самокатов. То есть мэрия Парижа на стороне граждан, а мэрия Москвы?...1
  • SoledadПетр-Пундарика-Дас, о да, виноваты все, кроме непосредственно дятлов, встающих на два колеса с моторчиком2
  • Елизавета ИоноваPolina, водят. В том и дело, что и машины, и мотоциклы водят дети. Не подростки 15-16 лет, а дети. На окраинах и в деревнях. И ладно бы их только во время рейдов ловили (с раздачей эммм воспитательных внушений), так они еще и в аварии попадают, с летальным исходом для себя и/или пассажиров...0
  • SoledadОчень надеюсь, в аду для этого господина уже подготовлен персональный тротуар с несущимися по нему СИМ, от которых он должен будет постоянно уворачиваться. Жаль, что в Петербурге мало самокатов отобрали. Когда их запретили в центре на время форума, такое щастье наступило! Можно было ходить по тротуару, как в старые добрые. Не отращивая глаза на затылке и не шарахаясь от куч железа, летающих по непредсказуемым траекториям2
  • Александр КрыловПетр-Пундарика-Дас, если он в нее врежется то значит виноват. Объедет - значит не виноват. Сочувствую что вы такой же как самокатчик и думать головой вас не научили. Мне вас жаль.0
  • ЕкатеринаДостали самокатчики на тротуарах, летящие со скоростью машины на людей, достали самокаты, которые как попало оставляют на тротуарах, газонах, парковках, чуть ли не в подьезд запихивают иногда. и сами компании и арендующие их грешат этим. Пдд не соблюдают, да и не знают большинство. Тротуар для пешеходов. А не для великов и самокатов. Надеюсь из скоро запретят. Хочешь скорости - едь по дороге.1
  • Polina MakarovaПетр-Пундарика-Дас, так я сказала про тех, кто нарушает - несовершеннолетние. Два месяца назад видела, как трое проезжали на самокате, совсем мальчишки, им лет по 13-14. И вот как раз они резко свернули в мою сторону, когда был свободен целый тротуар. Про взрослых людей я ещё ничего не писала0
  • Феликс ЖелезныйЭтому уроду впору каяться на коленях и оплачивать лечение тем, кто искалечен. И не надо тут про автомобили, проезжая часть, где двигалась колесная техника пусть и на конной тяге , всегда была. И была пешеходная зона , где люди ходят. А тут пустили полноценные машины на тротуар!0
  • pesok79Шлем и на дорогу. 25 км ч по тротуару среди прохожих это безопасно?0

Вот что еще мы писали по этой теме