«Увидеть настоящую зимнюю сказку»: почему стоит съездить на Южный Урал зимой

Координаты поселка Кордонный: 54.627126
Координаты поселка Сибирка: 54.870528
Расходы: 21 000 ₽

Ольга Сафонова

отдыхала от большого города

Четвертый год подряд в новогодние каникулы я отправляюсь в путешествие. Два раза каталась на сноуборде в Мурманской области, отдыхала в Калининграде, в этот раз решила поехать на Южный Урал.

У меня 4 января день рождения — хотела отметить его с видом на горы. На Кавказе я уже была, в этот раз выбор пал на Челябинскую область. Билеты на поезд из Санкт-Петербурга до Челябинска и обратно со скидкой 10% для именинников стоили 8963 ₽. С собой я позвала коллегу, и мы отправились изучать новый регион вдвоем.

Вид с вершины горы Большой Уван

Маршрут

Я ходила в горы весной, летом и осенью, а зимой — ни разу. Хотела получить новый опыт и посмотреть на красоты Урала. Изначально планировала самостоятельный поход по национальному парку «Таганай», но все места в туристических приютах были забронированы.

Я стала искать альтернативы, где можно не просто погулять по лесу, но и совершить несложные восхождения. Выбор пал на природный парк «Иремель», который находится на территории Башкирии, и национальный парк «Зюраткуль» в Челябинской области. Там есть подходящие однодневные треки по горам.

Я спланировала маршрут на пять дней. За это время мы хотели подняться на две вершины — Большой Иремель и Большой Уван — и пожить рядом с каждой из них.

Письма о путешествиях и эмиграции
Истории о том, где отдыхать, учиться и жить, — в вашей почте по воскресеньям. Бесплатно

Рядом с горой Большой Иремель на карте я увидела село Тюлюк и искала жилье там. На праздники все турбазы были заняты, но подходящий вариант нашелся на «Авито». Я забронировала комнату в бревенчатом уютном доме на краю поселка Кордонный — он вплотную примыкает к Тюлюку. Две ночи обошлись в 6000 ₽ на двоих. Домик был хорошо оборудован: в нем были газовая плита, холодильник, телевизор, вайфай, душ и туалет.

Следующий остановкой в путешествии стал поселок Сибирка. Там я забронировала домик на турбазе «Ледяной фонтан», которую тоже нашла на «Авито». Две ночи обошлись в 10 000 ₽ на двоих. Внутри была необходимая посуда, а снаружи — большой мангал. Душ не предусмотрен, вместо него предлагали баню за 1500 ₽.

Вид с крыльца нашего домика в Кордонном — именно такой, как я хотела
Для уюта и праздничного настроения я повесила гирлянду
В одном из таких домиков в Сибирке, рассчитанном на четверых, мы жили вдвоем
Внутри было очень уютно
Вместо кровати — деревянные нары с мягким матрасом

Мы приехали в Челябинск в 11:00 и пошли на автовокзал Синегорье. До Тюлюка примерно 250 километров, прямых автобусов нет, поэтому собирались сесть на ближайший рейс в Усть-Катав, Трехгорный или Юрюзань, выйти пораньше на повороте на грунтовку и ловить попутку до деревни.

Пока стояли в очереди за билетом, я открыла «Блаблакар» и увидела, что через полчаса один из водителей едет в Трехгорный. Мы созвонились, и он согласился заехать за нами. Удалось сэкономить: поездка стоила 1200 ₽ на двоих, а билет на автобус — 750 ₽ для каждого. Добирались четыре часа, водитель подвез нас прямо до домика в Тюлюке. Повезло, потому что после съезда на грунтовку мы попуток не видели.

Чтобы перемещаться между деревнями и добраться обратно в Челябинск, мы ловили машины. Они останавливались быстро, и денег водители с нас не брали, поэтому впечатления от автостопа на Урале остались отличные. Тем не менее, если собираетесь жить на турбазе или в доме у местных и не готовы испытывать удачу на трассе, лучше заранее договориться о трансфере из Челябинска.

По грунтовке из Сибирки к кордону «У трех вершин» мы ехали на микроавтобусе
Зимний автостоп мне понравился, кроме одного момента, когда водитель выжимал из старенькой Лады 160 км/час

Жизнь в деревне

В Кордонном, где мы жили, всего пара десятков дворов и один магазин. Соседний Тюлюк раза в три больше. Там много гостевых домов, два продуктовых магазина и лавка с бытовыми товарами. Местные жители продавали домашние продукты: молоко, яйца, чайные сборы из лесных трав. На окраине поселка при базе «Роза ветров» работала столовая, где мы попробовали медовуху с березовым соком, прополисом и иван-чаем. Вряд ли такой вкус можно найти где-то еще.

Один раз сходили в баню, ее по нашей просьбе заранее подготовила хозяйка домика. За двоих заплатили 1700 ₽, в стоимость вошли войлочные шапки, простыни и веник.

В Сибирке не было сотовой связи и интернета — не только в нашем домике, но и во всей деревне. Воду приходилось набирать из шланга на улице и греть в чайнике или на газовой плитке. Под окном стоял конвектор, когда становилось прохладно, топили печку — дрова лежали рядом.

Вид с моста через речку Тюлюк действовал на меня умиротворяюще
На заднем плане горный хребет Зигальга — он похож на огромную волну, которая вот⁠-⁠вот накроет Тюлюк
Магазинчик в Сибирке. Выбор продуктов небольшой, в наш приезд там не было некоторых базовых вещей, например яиц

Восхождение на Большой Иремель

На следующий день после заселения в Тюлюк нам предстояло восхождение на Большой Иремель. Расстояние от домика до вершины горы — 14,5 километра. Мы переживали, что не уложимся в световой день, — погода была пасмурной, темнело в 16:00 — и попросили хозяйку помочь с транспортом. Она организовала заброску почти до входа в природный парк «Иремель», на территории которого находится гора. На «буханке» мы проехали примерно половину пути — около 7 километров. Поездка обошлась в 350 ₽ с человека.

На входе в парк нужно было заплатить 200 ₽ и записаться в журнал. На выходе — сказать, чтобы твою фамилию вычеркнули. Тех, кто не отметится, вечером едут искать спасатели.

УАЗ приехал за нами в 08:00, на улице было еще темно
Мы были далеко не единственными визитерами парка в этот день. Большинство туристов ехали к вершине на снегоходах и санях

Первые четыре километра тропа шла с небольшим уклоном вверх по густому хвойному лесу. Дорога протоптана и хорошо различима, но сходить с нее не стоит: велик риск провалиться в снег по колено, а местами по пояс. По пути мы наслаждались видами ель и пихт, рядом с которыми чувствовали себя ничтожно маленькими, и поразительной тишиной.

Когда приблизились к вершине, лес поредел, тропа вышла на плато, поднялся сильный ветер — типичный для Иремеля в любое время года. Из-за метели и тумана видимость сократилась до 10 метров.

Самым сложным был подъем на вершину. Последние 600 метров пришлось идти под сильным уклоном по покрытым льдом камням. Я пробивала себе носком сапога импровизированные ступеньки и поднималась по ним. Несмотря на тяжелые условия, повернуть назад не хотелось: мы решили проверить свои способности и искренне наслаждались процессом, потому что любим преодолевать трудности.

Вершина Иремеля — широкое плато. Ветер, который застал нас там, был самым сильным и холодным в моей жизни. К сожалению, вокруг ничего не было видно, поэтому мы сделали фото на память и вскоре стали спускаться. Судя по кадрам из интернета, в хорошую погоду виды с Иремеля отличные: на хребты, болота и реку.

В лесу ветер не ощущался, а деревья стояли неподвижно
На подходе к вершине приходилось быть особенно внимательными: в «молоке» легко заблудиться. Не потерять тропу помогали красные флажки
Несмотря на плохую видимость, я не пожалела, что мы поднялись, потому что отметила день рождения на горе

Восхождение на Большой Нургуш

В 6 километрах от Сибирки в национальном парке «Зюраткуль» расположен кордон «У трех вершин», оттуда начинается тропа на вершину Большой Уван. На въезде заплатили 200 ₽ с человека, отмечаться, в отличие от «Иремеля», не пришлось.

Подъем был проще, видимость порадовала — мы любовались горами, густыми таежными лесами и замерзшими елями. Наконец я увидела тайгу на километры вокруг!

Ветер на вершине был таким же сильным, поэтому мы спрятались за камнями для привала, быстро попили чаю, еще раз осмотрелись и стали спускаться. Это было очень весело: мы сбегали с заснеженных склонов, не боясь упасть, снег смягчал приземление. Я вспоминала детство и дурачилась, скатываясь вниз.

На подходе к вершине нас ждал курумник — россыпь каменных глыб
Видимость на вершине Большого Увана была гораздо лучше, чем на Иремеле
Так причудливо замерзают деревья в горах
Территория кордона «У трех вершин»
Лось Яша на свободном выгуле, его даже можно было покормить

Я советую отдых на Южном Урале любителям девственной природы и тем, кто хочет оказаться вдали от цивилизации и городской суеты. Там чистый таежный воздух, белоснежные сугробы по пояс и родниковая вода.

Места, где я побывала, хороши тем, что находятся в отдалении от крупных городов. Там можно увидеть настоящую зимнюю сказку, пожить в деревне, проверить себя в однодневных зимних походах, ощутить суровость уральской зимы. При этом по вечерам можно возвращаться в уютный отапливаемый дом.

Погода на Урале непредсказуема. В этом году снега выпало очень много, но, по словам местных, обычно его в этих краях можно застать до конца марта. Во время нашей поездки температура в разные дни колебалась от −5 до −28 °C.

Путешествие обошлось мне примерно в 21 000 ₽ с учетом билетов, проживания и питания.