Как я прошла путь от фанфика по «Гарри Поттеру» до бестсел­лера, который экранизи­ровали

История читательницы, сделавшей хобби своей профессией
18
Как я прошла путь от фанфика по «Гарри Поттеру» до бестсел­лера, который экранизи­ровали
Аватар автора

Полина Сазанова

задала вопросы

Страница автора

В рубрике «Хобби читателей» герои рассказывают о своих увлечениях и делятся расчетами.

Героиня этого выпуска познакомилась с фанфикшеном  в 2004 году и тогда же увлеклась писательством. С тех пор Наталья написала восемь книг, большая часть которых стала бестселлерами. Читательница рассказала, как создает свои романы и где их публикует.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Предыстория

Аватар автора

Наталья Способина

пишет для подростков и взрослых

Страница автора

Сколько себя помню, я всегда любила читать и придумывать истории в прозе и стихах. Самое раннее стихотворение, сохранившееся благодаря маминым записям, я сочинила в четыре года.

С восьмого по 11 класс я училась на естественно-географическом факультете смоленского лицея, где мне очень повезло с учителем русского языка и литературы. Хотя эти предметы не были профильными, Лариса Ивановна заставляла нас писать неимоверное количество сочинений. И я была, кажется, единственным человеком в классе, кому это искренне нравилось.

Но, несмотря на любовь к литературе, становиться писателем я не планировала. Окончив лицей, получила финансово-экономическое образование, довольно успешно строила карьеру по профессии и была далека от мыслей о писательстве.

Знакомство с фанфикшеном и первые романы

В 2004, через год после выпуска из университета, я случайно наткнулась на фанфики в интернете. Прочитала один из них, будучи уверенной, что это любительский перевод пятой части «Гарри Поттера». И очень удивилась, поняв, что передо мной авторский текст. Захотелось больше узнать о фанфикшене. Вообще, до этого в моем представлении писатели были сверхлюдьми, и мне даже в голову не приходило, что обычный человек может просто взять и написать что-то для широкой аудитории.

Позже во время чтения фанфиков я наткнулась на работу очень плохого качества: с огромным количеством речевых ошибок и примитивным сюжетом. Тогда я подумала, что уж точно смогла бы сделать лучше. Но неожиданно столкнулась с трудностью: мой пиетет перед писателями не позволял фантазии разыграться. И первая глава моей «нетленки» оказалась строго каноничной, с подражанием Джоан Роулинг.

Перечитав написанное, я поняла, что эта история полностью нежизнеспособна, удалила файл и начала заново. Так на свет появился «Цвет надежды». Я опубликовала его на сайте Hogwartsnet.ru под псевдонимом Ledi Fiona, что в итоге сыграло против меня, — дальше расскажу почему.

«Цвет надежды» — это история о дружбе, предательстве и взрослении на фоне войны, которая разворачивается в мире, созданном Роулинг, и затрагивает два поколения. И конечно, это история о первой любви.

Сначала я писала в соответствии с трендами, бытовавшими в жанре на этапе его становления, отчего текст был с уклоном в любовный роман. К счастью, я быстро от этого отошла. Думаю, поэтому «Цвет надежды» и приобрел в итоге такую большую популярность.

Ровно с того момента, когда я решила писать так, как диктует история и характеры персонажей, все трудности испарились. Я наконец перестала подстраиваться под ожидания аудитории, и это стало отличным уроком на будущее: тренды приходят и уходят, а история остается.

Вскоре после публикации первой главы на меня посыпалось огромное количество отзывов от читателей. Такого я, конечно, не ожидала, потому что это была проба пера: я просто писала, ни на кого не оглядываясь. Сложно было осознать, что мою историю читают десятки тысяч человек.

Некоторые читатели на волне любви к «Цвету надежды» объединились, создали фан-клубы и периодически проводят встречи в разных городах. Под Челябинском даже устраивали ролевые игры с костюмами, инвентарем. Мне присылали очень атмосферные фото. У многих из тех, кому полюбился фанфик, возникла традиция перечитывать историю каждую осень или зиму. Кстати, большинство делает это на сайтах, куда текст выкладывался 20 лет назад. Так они будто возвращаются в юность — эдакая машина времени в действии.

Награды от читателей, которым понравился «Цвет надежды». Источник: ficbook.net (сайт недоступен из России)
Награды от читателей, которым понравился «Цвет надежды». Источник: ficbook.net (сайт недоступен из России)

После «Цвета надежды» я была уверена, что с писательством покончено. Потратив на создание этой истории больше двух лет, я полностью выгорела, поскольку не умею что-то делать вполсилы. К тому же вокруг романа было слишком много ажиотажа, к которому я оказалась не готова.

Следующие два с лишним года я вообще ничего не писала, у меня не было даже идей. Но все изменилось, когда я однажды гуляла с коляской в Коломенском парке. Мне в голову неожиданно пришли стихотворные строчки: «Скажи мне, автор, кто я в этой саге? Я на героя точно не похож…» Я купила блокнот и ручку в сувенирном киоске, и к концу прогулки у меня был готов стихотворный эпиграф новой истории «Прядущая».

К тому моменту я точно знала, что не хочу писать фанфики. Не потому, что считаю это чем-то несерьезным — на самом деле это технически сложно, так как приходится подстраиваться под изначально заданные условия и ограничения. Но за время работы над «Цветом надежды» я поняла, что могу создавать оригинальные миры с продуманным сеттингом  .

Попытки самостоятельно монетизировать хобби

Поначалу я по инерции публиковала фэнтезийный цикл «Прядущая», который на тот момент назывался «И оживут слова», на платформах для фикрайтеров. Писала в свободном режиме, без четких графиков, и поначалу мне было комфортно.

Но однажды я поняла, что творчество стало отнимать слишком много времени и сил, и приняла решение монетизировать его. Для этого пришлось погрузиться в вопросы продвижения: в маркетинговые стратегии, статистики просмотров. Первый опыт оказался плачевным. Я наивно полагала, что «Прядущей» реклама не нужна, так как текст хорош сам по себе. Но, конечно же, мою работу не заметили в потоке других публикаций.

Свою роль сыграло мое нежелание связывать ник Ledi Fiona, под которым я публиковала «Цвет надежды», с именем Наталья Способина. Мне хотелось разделить эти две писательские истории, что с точки зрения маркетинга оказалось очень опрометчивым решением. Кстати, в какой-то момент читатели, как заправские Шерлоки, все же меня нашли, и пришлось признаться.

Все изменилось, когда ко мне обратился Павел Вяч  , который в свое время прочел и полюбил «Цвет надежды». Он сказал: «Я хочу пригласить вас на сайт Author.Today и помочь на старте». Сам Павел к тому моменту уже был одним из топовых авторов портала.

Признаться, изначально я восприняла его предложение со скепсисом, но в итоге мы пообщались и все сложилось. Он объяснил мне нюансы и помог разработать стратегию продвижения. Так мои тексты попали на Author.Today, где с ними познакомились тысячи читателей.

Еще я публиковалась на «Литнете», «Литмаркете» и «Ридеро». Это литературные платформы, на которые пользователи могут загружать свои произведения. Каждый из порталов имеет определенную направленность: например, на Author.Today больше мужской аудитории, которая ценит истории в жанрах фантастики, фэнтези и ЛитРПГ  . А, скажем, «Литнет» предпочитают поклонники любовных романов. Отсюда определенные читательские ожидания, и это стоит учитывать при публикации.

Если автор имеет коммерческий статус на той или иной литературной платформе, он получает роялти  . Размер выплаты зависит от сайта и эксклюзивности размещения: если писатель выложил произведение только на одном конкретном портале, ставка выше. Когда я публиковала свои работы, например, на Author.Today, авторам платили 70% роялти за неэксклюзивные тексты и 85% — за эксклюзив.

Публикации в издательствах

Изначально я писала так, как чувствую. Мои сетевые истории неизменно находили отклик, но мне хотелось попробовать свои силы в работе с издательством. И тут встал вопрос: как подготовить рукопись и какой она должна быть? Я прошла несколько курсов писательского мастерства, где получила ответы на свои вопросы, поняла, чего ожидать от работы с издателем, и услышала мнения людей, отбирающих истории для печати.

Это был отличный опыт, позволивший поверить в свои силы и показавший, что каждая история найдет своего читателя. Например, на одних курсах мне сказали, что я отлично пишу, а на других — что мои романы никто не будет читать.

В 2019—2020 годах мои рассказы «Иногда кот — это просто кот» и «Голос в лабиринте» опубликовали в сборниках АСТ в серии «Удивительные истории». Но с более крупными книгами не везло: цикл «Прядущая» я рассылала по издательствам безуспешно. В одном из них мне ответили: «Это никто никогда не напечатает». Я, конечно, расстроилась, но сдаваться в мои планы не входило.

В 2019 году я написала роман «Многогранники» в жанре young adult. Мне хотелось создать максимально честную историю, показывающую, как сильно порой поступки отличаются от того, что происходит внутри человека, и что большинство проблем можно решить, если просто поговорить.

Изначально я выкладывала роман онлайн, потому что рассылка этой рукописи по издательствам ничего не дала. Но летом 2021 года мне написала руководительница редакционной группы «МИФа» Анна Неплюева, которая прочитала «Многогранники» на одном из сайтов. Так началась наша совместная работа.

Никакой особой подготовки не было. Мы обсудили условия, подписали договор, и через полгода роман вышел из печати. Для меня это стало знаковым событием: я из поколения, которое читает книги исключительно в бумаге. К тому же при всем удобстве электронных версий взять в руки свою книгу в потрясающем оформлении — это непередаваемые ощущения.

Через неделю после запуска продаж «Многогранников» редактор написала мне: «Поздравляю с бестселлером!» Я только подумала: но как? И эта мысль до сих пор со мной.

В 2023 году вышла вторая часть цикла — «Магниты». Как и «Многогранники», роман стал бестселлером. Позже их судьбу повторили серии «Прядущая» и «Истинное волшебство».

По условиям договора с издательством я не вправе разглашать тираж книг и свой доход. Но могу сказать, что у каждой моей истории регулярно выходят дополнительные тиражи, и такой интерес очень радует. Для меня плашка «бестселлер» — это определенная планка, которую я не имею права снижать из уважения к своим читателям. Их комментарии к моим романам — отдельный вид искусства.

1/2
Обложки моих бестселлеров. Источник: mann-ivanov-ferber.ru
Обложки моих бестселлеров. Источник: mann-ivanov-ferber.ru

Процесс

Создавая историю, я всегда руководствуюсь тем, какую мысль хочу донести до читателя. Даже за самыми беззаботными приключениями должна стоять идея. Я не пытаюсь угнаться за трендами: пишу о том, о чем интересно было бы прочитать мне самой.

Обычно я продумываю историю до финала в очень укрупненном варианте. У меня нет подробных маршрутных карт, так как даже схематично прописанную сцену из будущей рукописи мой мозг считает отработанным материалом.

Я намечаю узловые точки, через которые должен пройти герой на пути к цели, определяю основные события, а дорога, которой он будет идти, — сюрприз даже для меня. В этом мое авторское спасение: мне самой интересно наблюдать за развитием истории и взрослением героев.

Провожу первую презентацию «Многогранников» на бранче издательства «МИФ»
Провожу первую презентацию «Многогранников» на бранче издательства «МИФ»

Когда рукопись готова, я перечитываю и редактирую ее. В этом мне помогают два прекрасных человека — Татьяна Магомедова и Оксана Логинова, администраторы моей группы во «Вконтакте». Они познакомились друг с другом и со мной еще во времена успеха «Цвета надежды» и вот уже больше 10 лет читают мои истории после первой авторской правки и делятся впечатлениями.

Взгляд со стороны помогает увидеть недоработки и сделать текст лучше. В среднем написание и саморедактура рукописи у меня занимает от восьми месяцев до полутора лет.

Когда публиковалась в сети, я загружала тексты на порталы и выкладывала главы по определенным дням. Это позволяло читателям обсуждать историю как на платформах самиздата, так и в моей группе во «Вконтакте».

При работе с издательством я просто отправляю рукопись выпускающему редактору. Дальше корректоры вычитывают текст, дизайнеры создают обложку и иллюстрации, если нужно. Все это занимает около шести месяцев. Получается, что на создание книги, которая читается за два-три вечера, уходит не меньше года.

Итоги и планы

Сейчас в «МИФе» выходят три мои серии: трилогии «Многогранники» и «Истинное волшебство» и тетралогия «Прядущая». Последняя уже дописана и готовится к печати, а завершающие книги первых двух циклов я допишу в этом и следующем году. Дальше планирую создать новую серию — у меня полно идей.

С началом работы с издательством моя писательская жизнь ощутимо изменилась. В ней появились приглашения на фестивали, в творческие проекты с интересными людьми. Это неиссякаемый источник вдохновения.

Случился и неожиданный для меня поворот: после выхода «Многогранников» мне написали, что есть люди, которые хотели бы экранизировать роман. Признаться, поначалу я не верила, что это действительно случится. Но потом состоялся сказочный для меня первый съемочный день, на котором режиссер по традиции разбила тарелку с названием проекта и именами тех, кто в нем участвует, и началась магия кино. Вообще, это невероятные эмоции — видеть, как герои твоей истории оживают в кадре.

Сразу оговорюсь, мое участие в проекте ограничилось приездами на площадку в качестве восторженного зрителя и ответами на вопросы съемочной группы. В ноябре в онлайн-кинотеатре Start состоялась премьера сериала — я с удовольствием его посмотрела. Он получился ярким и очень искренним.

Я на книжной ярмарке non/fiction в Москве
Я на книжной ярмарке non/fiction в Москве

На сегодняшний момент параллельно с писательством я задействована в паре музыкальных проектов, и несколько интересных задумок у нас находятся на стадии обсуждения. Но об этом пока рано говорить. Могу сказать только, что в ноябре мы презентовали «Балладу о корабле», текст к которой написала я, а музыку — Кирилл Мажуга. Баллада вошла в аудиоверсию «Прядущая. И не прервется род» в просто фантастическом исполнении Петра Елфимова.

Что касается будущего, то я не планирую останавливаться только на писательстве. Мечтаю создать собственный мюзикл: часть материала по нему уже готова и ждет своего часа.

Вообще, как показывает опыт, свежие идеи сейчас востребованы и предложения о сотрудничестве иногда поступают из самой неожиданной сферы. Так что я даже предположить не могу, куда заведет меня творческий путь через несколько лет.

Хочется сказать начинающим авторам: не теряйте веру в свои истории. Помните, что всегда и везде решает человеческий фактор. То, что не понравилось одному, может полюбиться сотням других людей.

РедакцияРасскажите о своем любимом фанфике:
  • АлёнаАвтор, хочется пожелать вам новых успехов в вашем творчестве! 🙌9
  • Наталья СпособинаАлёна, спасибо большое!3
  • Иваника ИвановаО. Мой. Бог!!! Вы - Ledi Fiona! *упала в обморок* 🥰 Черт возьми, это буквально мем "верните мой 2007". Универ, знакомство с фанфиками, хогнет и поттермор, драмиона как первый отп, "Платина и шоколад", "Цвет надежды" и дракотрилогия - просто закрыть глаза и плакать от ностальгии. Пролистала Цвет, чтобы освежить в памяти, и, хм, теперь чувствую, что это первая писательская работа ☺️, но тогда, поверьте, это было очешуенно. Безумно рада, что вы продолжили заниматься творчеством, это действительно вдохновляюший пример для многих. Желаю вам дальнейших успехов!20
  • Наталья СпособинаИваника, вот такая неожиданная встреча) Спасибо за теплые слова!4
  • polina25Вот уж не думала, что увижу в "реальном" мире текст от Ledi Fiona) Спасибо вам за то классное время)7
  • Лариса ЯроваКакая невероятная история! И да, знакома с Вами именно по Цвету Надежды (как же интересно, что ник Леди Фиона сразу узнался. Через столько лет? Всегда!) Здорово видеть, что Вы процветаете, творите и совершенствуетесь! Всех благ и вдохновения!9
  • Павел ВячКогда понял, что Наталья Способига и есть Леди Фиона был в шоке) Очень рад, что такой талантливый автор получил признание не только читателей ( и в будущем, надеюсь, зрителей), но и издательства) Успехов! Очень интересная статья получилась) Прочёл с удовольствием)10
  • Наталья Способинаpolina25, вам спасибо, что еще помните)2
  • Наталья СпособинаЛариса, спасибо большое за теплые слова! Не ожидала, что здесь окажутся те, кто читал "ЦН".1
  • Наталья СпособинаПавел, спасибо большое!1
  • ГостьяОгромных вам успехов и дальше, Наталья! Здорово, что вы нашли силы, время и веру в себя, чтобы продолжать развивать свое творчество. Очень вдохновляет и мотивирует ваш путь. Я тоже все еще помню, каким удовольствием было читать «Цвет надежды».1
  • Наталья СпособинаГостья, спасибо большое за теплые слова и пожелания! Приятно, что помните "ЦН")0
  • FilifjonkПрядущая - одна из лучших фэнтези-книг, что я читала. Очень жду 4ю часть!1
  • Наталья СпособинаFilifjonk, спасибо больше за высокую оценку. Приятно знать, что история так полюбилась. Четвертая часть должна выйти весной.0
  • Анастасия ТитоваПришла прочитать, как живут фикрайтеры, потому что сама понемножку пишу, а оказалось, что я читала вашу книгу) Многогранники классные. Спасибо за творчество и за пост!1
  • Наталья СпособинаАнастасия, неожиданная встреча! Удачи вам в творчестве!0