Мой ребенок начал ругаться матом: вот как я попыталась с этим справиться
«Ах ты д…б, б…ь!» — раздалось однажды из соседней комнаты. Там мой восьмилетний сын играл в «Майнкрафт» с одноклассником и в какой-то момент выразил эмоции с помощью обсценной лексики.
У меня четверо детей: старшей дочке десять лет, двойняшкам — по восемь, младшей — шесть. В нашей семье материться не принято, хотя некоторые одноклассники детей уже вовсю пользуются обсценной лексикой в начальной школе. Восьмилетний сын пытался им подражать, но мне удалось объяснить, что ругаться матом плохо.
Расскажу, как я отреагировала на сквернословие и скорректировала подход к воспитанию детей.
Как я столкнулась с детским матом
В 2018 году мы переехали из Санкт-Петербурга в село в Ростовской области: нам хотелось жить в экологически чистом месте, более теплом климате и рядом с единомышленниками. Дом помогли найти знакомые, которые уже давно туда переехали. Там же дети пошли в школу — специально мы ее не выбирали.
Когда мы жили в Санкт-Петербурге, дети были маленькими и меньше общались с другими людьми без нашего присутствия. Для нас с мужем мат — неприемлемая лексика: за десять лет брака я ни разу не слышала от мужа таких слов и сама их не произношу. Такие слова не употребляли и наши дети.
С переездом все изменилось: в школе и на улице дети столкнулись с новой языковой средой. Я заметила, что для некоторых семей мат — способ общения, а дети, которые в них воспитываются, начинают использовать обсценную лексику с малых лет. Оградить детей от такого общения в школе и на улице было невозможно, поэтому однажды я услышала мат от восьмилетнего сына — это было неприятно, но ожидаемо.
Я сразу позвала его к себе и спросила, почему он так сказал. Сын ответил, что через мат выражают эмоции старшие школьники, с которыми он играет в футбол.
Позже я поговорила о мате и с другими детьми. Оказалось, что в школе они тоже часто слышат нецензурные слова от других школьников и даже жалуются учительнице. Иногда учителя ругают таких детей, но обычно жалобы ни к чему не приводят.
Я чувствовала себя ошарашенной этой ситуацией, но понимала, что повлиять на среду, в которой находятся дети, не могу. Вместо этого я решила объяснить сыну, почему мне не нравится мат и как находить другие способы выражения эмоций.
Почему ребенок ругается: возможные причины
Многое зависит от возраста.
В 5—7 лет дети не очень хорошо понимают, что означают матерные слова и насколько грубо они звучат. В этом возрасте дети повторяют их за кем-то. Увидев, что мама краснеет и бледнеет, а папа шокирован, у детей возникает желание произнести эти слова снова, так как реакция родителей кажется интересной.
Когда ребенка отдают в школу, на него наваливается огромная ответственность. Он вдруг оказывается «взрослым», который столько всего должен: рано вставать, идти в школу, неподвижно сидеть на уроках, делать домашние задания и многое другое. В этом возрасте мат может быть одной из попыток вернуть внимание родителей или выразить злость на них и окружающий мир.
В 8—10 лет дети снова активно проверяют границы дозволенного. Ругаясь матом, ребенок может стремиться привлечь внимание занятых родителей, пусть и негативное.
Еще ребенок может не осознавать, что делает: он копирует поведение друзей, чтобы не быть изгоем, или, наоборот, пытается завоевать лидерство. Порой это признак подросткового возраста, который все чаще начинается в 9—10 лет. В таком случае мат — это заявка на то, что «я уже не маленький мальчик или девочка, я могу материться».
Но у большинства подростковый период приходится на 12—16 лет, когда мат может служить инструментом для самовыражения: «Как хочу, так и разговариваю», «Что хочу, то и делаю», «Не лезьте, я взрослый». Либо, наоборот, становится попыткой скрыть свою уязвимость, спрятаться за грубой словесной кольчугой.
Также использование нецензурной лексики может быть желанием копировать поведение неформального или явного лидера в школе. Либо мат помогает самому выделиться на фоне благовоспитанного поведения: «Вы все такие приличные, а я вам назло буду грубым».
Еще с помощью мата подросток может бунтовать против жестких рамок, в которые его заключают родители, требуя идеальности во всем — от внешнего вида до поведения.
Как я отреагировала на мат
Мне было неприятно услышать от сына нецензурные слова, но я не стала на него ругаться. По старшей дочери я вижу, что если срываюсь и ругаю ее за что-то, то она обижается и с трудом идет на контакт. Если же беру себя в руки, сажусь и спокойно, аргументированно объясняю, в чем она неправа, вскоре дочь соглашается.
Вот как я решила поступить, чтобы не потерять контакт с сыном.
Успокоилась. Глубоко вдохнула, медленно выдохнула и подумала, что я не первая мама в мире, которая столкнулась с этой проблемой. В моем детстве тоже ругались — обычно начинали материться с 13 лет. Сейчас я иногда слышу подобные слова даже от детей 6—7 лет.
Попросила ребенка подойти ко мне, чтобы поговорить наедине. Публично ругать детей — ошибка, которую я никогда не допускаю. Наличие свидетелей усиливает унижение, может сильно ранить и озлобить ребенка.
Когда я училась в колледже, как-то раз одна девочка произнесла матерное слово. Завуч, который это услышал, заставил ее при всех съесть мыло, чем сильно унизил. После этого случая девочка стала чаще ругаться матом, но уже следила за тем, чтобы рядом не было взрослых. Я не хотела добиться такого эффекта: мне было важно, чтобы сын действительно перестал материться, а не просто делал вид для меня.
Расспросила, почему сын произнес такие слова. Мне было важно понять: это бездумное повторение за кем-то или способ привлечь внимание.
Выяснилось, что сыну не нравилось, когда ругались матом одноклассники, но он повторил обсценную лексику за старшими, когда они таким образом выражали сильные эмоции. На футбольном поле это звучало круто.
Объяснила, почему не стоит материться. Сказала, что подобная лексика совсем не красит и, употребляя ее, сын кажется недалеким и неразвитым. Когда мы приучаемся использовать одно слово вместо нескольких, то выглядим глупо. Если он хочет дружить с умными ребятами, стоит учиться говорить без нецензурных выражений.
Я специально употребляла жесткие слова, так как знала, что они подействуют на сына: в следующий раз он задумается, действительно ли он выглядит крутым в глазах сверстников, когда матерится.
Пояснила, почему мне не нравится мат. Сказала, что для меня важно, чтобы сын не говорил так дома, потому что у нас это не принято. А также понимал, что материться при взрослых неуместно. Добавила, что мы с его отцом всегда подбираем другие слова для выражения любых, в том числе негативных эмоций.
Дала понять, что я на стороне сына, понимаю, что в компании дети говорят так, чтобы казаться более взрослыми и крутыми друг перед другом. Но общаться матом в повседневной жизни не стоит.
Приняла, что ребенок все равно будет где-то повторять матерные слова, пока ему не надоест. Когда мне было 13 лет, мы с подругой иногда гуляли с родителями в парке. Время от времени отходили от них подальше и произносили все нецензурные слова, которые знали. Нам необходимо было выговориться.
В моей семье никогда не матерились, но с мамой я могла обсудить все. Однажды я поделилась с ней интересом к матерной лексике, и мама принесла мне книгу с собранием народного творчества на эту тему. Там было все: смешные и похабные стишки, рассказы, пародии на сочинения классиков. Мы посмеялись, и в какой-то момент я поняла, что мне больше не хочется повторять эти слова.
Как правильно вести себя родителям, если ребенок матерится
Не делайте из ситуации трагедию, не отвергайте и не наказывайте ребенка. Важно объяснить, почему эти слова под запретом, и попытаться разобраться в причине мата.
Обратите внимание на частоту и форму использования. Это употребление только некоторых словечек или речь полностью состоит из обесценной лексики? Это разовый эпатаж или попытка теперь изъясняться на таком языке?
Подобная ситуация — повод посмотреть глубже, увидеть, что стало истинной причиной. Самое ценное, что можно сделать, — наладить контакт с ребенком, создать доверительную атмосферу, в которой он сможет поделиться тем, что происходит. В ходе такого общения можно рассказать, что любое поведение приводит к определенным последствиям: если ты материшься, с тобой общаются определенным образом.
Можно объяснить на личном примере: «Мне неприятно слышать, как ты ругаешься матом, так как мне не нравятся эти слова. Когда ты произносишь их при общении со мной, разговор заканчивается».
Ребенок не обязан быть удобным, и, только разобравшись в его потребностях, можно найти причину такого поведения и решить проблему.
Как отреагировал на разговор сын
Сын начал оправдываться и говорить, что другие дети тоже матерятся. На это я ответила, что мне они не очень интересны. Я люблю его и забочусь о нем, поэтому мне важно именно его поведение в обществе. Разговаривали мы спокойно, поэтому сын чувствовал себя в безопасности и шел на контакт.
Из нашей беседы сын понял, что дома такое поведение не приветствуется, — с тех пор я не слышала от него матерных слов. Если что-то идет не так, в основном он говорит «блин». Однажды даже поспорил со старшей сестрой, которая стала утверждать, что это слово тоже матерное.
Больше мы не обсуждали тот случай, но сын рассказывал, что на футбол иногда приходят взрослые, которые тоже матерятся. При этом добавлял, что он больше не будет за ними повторять, так как понял, что обсценная лексика некрасива.
На что я обратила внимание после этой ситуации
Столкнувшись с детским матом, я поняла, что дети растут и мне нужно более ответственно подходить к воспитанию: не бездумно ругать их, а действовать тоньше. Вот что я стала делать.
Следить за видеоконтентом, который смотрят дети. Я не разрешаю им заводить страницы в соцсетях: считаю, что еще рано. Книги мы выбираем вместе.
Но дети смотрят ролики на «Ютубе», и недавно выяснилось, что дочери подсели на блогеров, которые транслируют не близкие нашей семье ценности. Один из них сначала устраивал безобидные челленджи вроде «кто лучше построит дом из сказки». Но постепенно его ролики продолжительностью около 20 минут становились все более бессмысленными: кто последний отпустит руки от пола или кто последний уронит стакан. Другие блогеры оказались еще менее безобидными и могли, к примеру, материться в эфирах.
Нам с мужем это не понравилось, и мы попытались минимизировать просмотр подобного видеоконтента, показав, что на «Ютубе» есть более познавательные каналы. Сын увлекся историческими фильмами про войну. Младшая и средняя дочери теперь смотрят видео про животных, особенно им понравился канал «Хомки». А старшая дочь полюбила аниме «Наруто».
Поощрять увлекательные подкасты. Последнее время дети слушают подкасты на «Яндекс-станции» с Алисой. Больше всего им нравится «ХРУМ, или Сказочный детектив», который рассчитан на категорию 0+. Это серия аудиосказок, где юные сыщики раскрывают загадочные происшествия, которые произошли в других сказках, и вычисляют преступников.
Такой досуг меня устраивает: дети слушают увлекательные истории с отсылкой к известным сказкам вроде «Сказки о рыбаке и рыбке», «Курочки Рябы».
Гулять с детьми по отдельности. Это мое нововведение по выходным, которое всем очень нравится. Такие прогулки помогают сблизиться и поговорить, узнать, что волнует ребенка, какие у него интересы и мечты. Это позволяет мне вовремя обратить внимание на детские проблемы и помочь с ними справиться.
Какие принципы воспитания приняты в нашей семье
Я не хочу, чтобы на детей влияла только улица, поэтому уделяю особое внимание их развитию в семье. Расскажу о принципах воспитания, которые мне кажутся особенно важными, и как они помогают научить ребенка разговаривать без мата.
Показываю пример, но позволяю принимать решения самостоятельно. Родители не могут залезть в голову ребенка или требовать, чтобы он всегда соблюдал правила, принятые в семье. Например, в 20 лет я могла к месту произнести нецензурное слово, но в 30 для меня это неприемлемо. Воспитание, заложенное в семье, взяло верх.
Своим детям я тоже стараюсь показать, что у них всегда есть альтернатива. Считаю, что родители должны дать детям развитие, основы культуры, понимание, как и с кем лучше говорить в той или иной ситуации. Показать, что можно выражать мысли без матерных слов. Например, когда происходит что-то из ряда вон, мы с мужем не кричим матом, а произносим что-нибудь вроде «елки-моталки». Так мы показываем детям, что всегда можно найти цензурные просторечия для выражения сильных эмоций.
Поощряю чтение. В нашей семье всегда читали много книг. Старшая дочь любит книги в стиле Гарри Поттера и романы про животных, например «Белый клык». Восьмилетний сын предпочитает рассказы про войну, а его сестра-двойняшка — энциклопедии. Младшая дочь в этом году пойдет в школу, она любит рассказы о животных и сказки разных народов.
Я стараюсь выделять несколько вечеров в неделю, чтобы почитать детям книги перед сном, а иногда слушаю, как читают они. Уверена, что более начитанные люди не матерятся вообще или делают это гораздо реже, чем другие, потому что могут подобрать более точные и удачные слова в любой ситуации.
Совместное чтение сближает, и многие произведения воспринимаются на слух иначе. К тому же такое чтение дает возможность обсудить интересные отрывки или дилеммы, которые предстоит решить героям. По ходу развития сюжета можно спрашивать детей, как они поняли ситуацию, что сделали бы на месте героя. Это развивает не только речь, но и способность думать.
Поддерживаю доверительные отношения с детьми. Мне кажется важным, чтобы ребенку было интересно со мной и он мог довериться мне в разные моменты жизни, рассказать о своих проблемах и трудностях.
Иногда младшая дочь признается, что в садике ее обижала более взрослая девочка, но при этом говорит, что разберется сама. Или старшая рассказывает о мальчике, который ей нравится.
Такой подход позволяет видеть, что на самом деле стало причиной тех или иных проблем. Думаю, только благодаря этому мне удалось узнать, что сын подхватил привычку повторять нецензурные слова на футболе. Он рассказал честно, и не пришлось играть в маму-детектива.
Воспитываю уважение к другим людям. Дети должны понимать, где и при каких обстоятельствах можно использовать мат, а при каких не стоит. Бывают ситуации, когда нецензурное слово звучит к месту, и я отношусь к этому спокойно. Но если вся речь состоит из мата, ее неприятно слышать даже от чужих людей, а от своих детей не хочется тем более.
Я воспитываю детей так, чтобы они понимали разницу, но при этом знали мою позицию и уважали мой выбор. В нашей семье мат — табу, и я считаю, что дети не должны выражаться при родителях, даже когда вырастут. Так воспитывали и меня: даже во время подросткового бунта я не позволяла себе произносить что-то подобное при маме.
В итоге
В подростковых компаниях большинство будет разговаривать друг с другом с помощью мата, и я понимаю, что мой сын не исключение. Но стараюсь вложить в него идею, что среди взрослых в людном месте так разговаривать не стоит.
При мне сын произнес нецензурные слова только один раз. Я не слежу за сыном на футболе, но мне кажется, там он тоже больше не матерится.
Я считаю, что воспитание личным примером самое действенное. Мы сами не материмся дома, и я надеюсь, это помогает детям найти альтернативу непристойным выражениям в любой ситуации.