За и против: должны ли родители вмешиваться в школьные дела ребенка

Аргументы читателей

25
За и против: должны ли родители вмешиваться в школьные дела ребенка
Аватар автора

Николай Зайцев

изучил аргументы

Страница автора

Часто школу вспоминают как беззаботное время. Но порой детей там ждут не самые приятные вещи — например, жестокость сверстников и безответственное отношение взрослых.

Недавно автор Тинькофф Журнала рассказала, как защищает права своих детей в школе. В комментариях мнения читателей о борьбе родителей с недобросовестными учителями и хулиганами разделились: одни считают, что это лишь навредит ребенку, а другие жалеют, что в школьные времена за них никто так не заступался. Изучили мнения сторон и собрали главные аргументы за и против.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

👎 Против: если за ребенка все будут решать родители, он вырастет несамостоятельным

Аватар автора

Мария Иванова

за комбинированный подход

Страница автора

Родители, которые защищают своих детей и не дают их в обиду, — большие молодцы. Но как они приучат детей к самостоятельности? Есть ситуации, в которых родителям не нужно вмешиваться, достаточно помочь ребенку разрулить все самостоятельно.

Мне кажется, что дети во многом перенимают отношение родителей к ситуации. Если последние воспринимают школу исключительно как обязанность и гестапо, с которыми нужно сражаться, то не удивительно, что детям там будет неинтересно.


Аватар автора

Александра Фокина

видит в школьных проблемах пользу

Страница автора

Жизнь — штука непростая, и школа — ее модель. Дети сталкиваются с разными ситуациями: где-то родители обязаны вмешиваться, а где-то это только во вред.

Не будут же родители с начальником разбираться, который наорет на выросшего ребенка, что ему шрифт не понравился в отчете? Школа отчасти для того и нужна, чтобы проходить подобные ситуации в лайт-формате. Да, неприятно, обидно, когда за добросовестную работу огребаешь, но, увы, жизнь — не розовый пони.

👍 За: ребенку важно понимать, что он не один и его могут защитить

Аватар автора

Надежда Антонова

пережила горький опыт

Страница автора

У меня в 90-е чего только не было в школе… Сначала я жаловалась родителям, потом классному руководителю. В итоге всем надоело решать мои проблемы, так что мне пришлось решать их самой, часто неправильно или безрезультатно.

Само наплевательское отношение взрослых к тебе в такие моменты накладывает отпечаток на всю оставшуюся жизнь: если самые близкие наплевали на тебя, то и ты затем наплевательски относишься к себе. Ощущение, что ты никому не нужен, безразличен, — это становится препятствием. Боишься всего — за тебя ведь некому заступиться. Для взрослых проблемы ребенка кажутся мелочью, а для ребенка это вся его жизнь.

Мне сейчас трудно отстаивать права моих детей, конфликт для меня — это самый большой страх из детства. Окружение считает меня стрессоустойчивой, а я просто избегаю конфликтов как могу.


Аватар автора

Женщина с кошкой

не оставит ребенка в беде одного

Страница автора

Отстаивают свои права не те, кто обижен, а как раз те, кто знает, как хорошо, когда иначе. Мне очень повезло со школой и учителями, у меня нет никаких плохих воспоминаний об этом времени. И я буду счастлива, если у моего ребенка будет то же самое, даже если придется помочь.

Если за ребенка не будут бороться его родители, он остается один на один с проблемой. Если ребенок один на один с проблемой, он автоматически один на один против всего мира.

👎 Против: родители, которые постоянно вмешиваются в школьную жизнь, могут сделать только хуже

Аватар автора

Анастасия

видела, как забота родителей вышла боком

Страница автора

В моем классе в начальной школе была девочка, проблемы которой решала мама. С учителями разбиралась, с одноклассниками, переводила в параллельный класс и так далее. В итоге это только испортило отношение детей к девочке на все годы средней школы, с ней почти не общались: никому не хотелось разбираться со взрослой мамой, если что-то пойдет не так.

Многие говорят, что школа мало может сделать при конфликте учеников. Насколько я знаю, в США школа имеет право отстранить ученика от учебы на определенный срок за повторяющееся плохое поведение. И такой подход кажется адекватным, в том числе с юридической точки зрения. Да, у ученика есть право обучаться, но если его поведение не ущемляет права остальных учащихся, мешая их обучению. Жаль, что наши школы не могут так поступать.

👍 За: без вмешательства взрослых буллинг становится нормой

Аватар автора

Родинка под носом

вспоминает среднюю школу с содроганием

Страница автора

Большинство моих страхов и комплексов перешли во взрослую жизнь из школы. Конечно, к старшим классам многие вопросы решились, но в средних драки, буллинг, унижения — практически норма для этой страны. Ни за что не пожелаю такого своим детям.

👎 Против: отстаивание прав требует много времени и сил, которые есть не у каждого родителя

Аватар автора

Леона Красуцкая

верит в более гуманное будущее

Страница автора

Я сама люблю всякие жалобы и претензии понаписывать, считаю, что людей нужно приучать в таком формате корректно взаимодействовать, а не по закуткам тихушничать и возмущаться нарушением своих прав.

Но если вы где-то работаете, на какие-то моменты в школе придется забить: не будет времени и сил, чтобы отстаивать права своих детей. Я вот тоже школу вообще всячески не люблю и максимально дистанцировалась от обучения дочери, участвую только формально и включаюсь, только когда есть какие-то серьезные проблемы. Как представлю, сколько нервов на это нужно затратить, хочется еще больше под одеялко :)

Очень надеюсь, что школа как система и институт будет меняться и приобретать гуманное лицо, а не этот оскал советского наследия.

👍 За: если не вмешиваться, в школе будут постоянно нарушать права детей

Аватар автора

Екатерина

действовала, когда другие терпели

Страница автора

Раньше для поступления в первый класс надо было знать алфавит и 10 цифр, теперь надо ходить со своим адвокатом. У нас были постоянные сборы денег нереально активным родительским комитетом, весь состав которого я искренне ненавидела. В первом классе сразу сказала, что денег ни на что не дам, поэтому ненависть была взаимной.

Подарки ребенку начала покупать сама, потому что вручали их, выстраивая детей в шеренгу, и я не хотела, чтобы ребенка обходили. А подарки, выбранные родительским комитетом, наводили ужас и уныние. Помню, как брелок для ключей рассыпался в руках, а шоколадка оказалась в белом налете.

С администрацией один раз был открытый конфликт, когда в классе седьмом кто-то начал приносить вшей, а руководство школы стыдливо молчало. Меня тогда до глубины души поразило, что никто не пошел возмущаться или жаловаться. Не помню, куда я тогда обращалась, по-моему, сразу в мэрию, но школу, к счастью, закрыли на карантин, а потом наняли медсестру, чтобы ходила по классам и осматривала детей.


Аватар автора

כסף לפנים

восстанавливал справедливость

Страница автора

Окончил школу почти шесть лет назад. Родителям особо некогда было разбираться в моих школьных проблемах, вмешивались они только в исключительные. Впрочем, мать была прокурором и научила разбираться со многими ситуациями. Некоторые все еще четко помнятся.

Во-первых, как и почти везде — поборы. Наш классный руководитель, завуч и замдиректора в одном лице ежемесячно трясла с учеников то 200 ₽, то 500 ₽ пожертвований в фонд школы. Они как бы были добровольными, но классный руководитель часто прибегала к психическому давлению, что переведет неплательщиков в самую убогую школу в районе, для «отсталых», что заправлять классный принтер будет их слюнями и слезами.

Мать объяснила, что оснований для этих поборов нет и ничего мы сдавать не обязаны. Когда классрук переключалась на меня, я спрашивал, что если взносы идут в фонд школы, то почему этот фонд юридически не зарегистрирован, как положено. Обычно этого хватало, чтобы она сменила тему, а когда нет, то говорил, что прокуратура будет рада проверить взятки в фонд, которого по факту нет. Ведь заносы денег учителям в «фонд» без регистрации по закону считаются взяткой. Сначала одноклассники недоумевающе смотрели на мои споры с классным руководителем, потом многие также перестали сдавать деньги.

Во-вторых, школа рисовала оценки для статистики. В какой-то момент я стал замечать, что в электронном дневнике появлялись оценки, которых я не получал, боле того, иногда в дни, когда меня и в школе-то не было. Оценки эти были далеко не всегда положительными. Личные попытки узнать от учителей, за что они, заканчивались ответом: я сам должен знать, за что получал оценку.

Сначала я проигнорировал это, но, когда по одному из предметов средний балл в один день упал с 4,8 до 3,7, вмешаться пришлось матери. Ей учителя и завуч отвечали, что понятия не имеют, так как оценки были выставлены давно. Когда мать сказала, что затребует через департамент образования все отчеты о моих проделанных заданиях и работах на уроках, за которые появились оценки, в тот же вечер из нарисованных оценок пропали все отрицательные. Уже ближе к выпуску одна из учителей призналась, что их заставляли рисовать оценки для определенной планки отчетов по школе.

Допускаю, что все проблемы решались быстро в основном из-за того, что моя мама — прокурор. Но главным было создать прецедент для остальных: пока я и моя мать не стали разбираться, другие попросту не собирались проявлять инициативу. Потом мнение одноклассников и их родителей поменялось, они стали поднимать вопросы на собраниях — как классных, так и родительских.


Аватар автора

Совёнок-пуховичок

не сбрасывает со счетов мелочи

Страница автора

Не стоит думать, что несправедливая двойка ни на что не влияет. Таким образом учителя-самодуры воспитывают в человеке заниженную самооценку, комплекс жертвы, ощущение выученной беспомощности. Приучают воспринимать мир с точки зрения «кто сильнее и авторитетнее, тот и прав». Жалею, что, когда мой сын был школьником, у меня не было ни времени, ни сил, ни уверенности в себе для борьбы со школьной системой. Российская школа в большинстве случаев — это натурально концлагерь, воспитывающий ощущение бесправности.

👎 Против: бороться со школьной системой бесполезно

Аватар автора

Артур

смотрит на ситуацию с пессимизмом

Страница автора

Бороться со школьной системой почти бессмысленно. Она, как вся наша страна, просто перемалывает любого человека.


Аватар автора

Михаил Иванов

видит более простое решение

Страница автора

Бессмысленная трата времени. Если произошел единичный конфликт, можно попробовать разобраться с родителями или школой. Но если речь идет уже о системе, значит, надо менять школу.


Расскажите, как вы учите ребенка справляться с конфликтными ситуациями:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество