Пассажиропоток «Аэрофлота» упал в 22 раза год к году в апреле 2020 года

Пассажиропоток «Аэрофлота» упал в 22 раза год к году в апреле 2020 года

18
Аватар автора

Михаил Болдов

частный инвестор

Страница автора

Крупнейший авиаперевозчик в России, «Аэрофлот», опубликовал операционные результаты работы за январь — апрель 2020 года.

«Аэрофлот», как и все его конкуренты, оказался в сложном положении из-за серьезного ограничения авиасообщения среди стран в рамках борьбы с распространением коронавируса.

Операционные результаты «Аэрофлота» за апрель особенно показательны для инвесторов, поскольку это первый месяц, когда ограничительные меры заработали в полную силу и по ним уже можно делать предварительные выводы, насколько глубоким может оказаться падение. Предлагаю оценить цифры и сравнить их с теми результатами, которые компания демонстрировала ровно год назад.

Операционные результаты

Результаты апреля весьма красноречивы: пассажиропоток за апрель 2020 года обрушился на 95% относительно апреля 2019 года — с 4,74 до 0,23 млн человек, что позволяет говорить о практически полной остановке пассажирского авиасообщения. Международными перевозками в апреле 2020 года воспользовались только 9,9 тысячи человек, что на 99,5% меньше, чем в 2019 году.

В январе — феврале 2020 года пассажиропоток был практически на уровне прошлогодних показателей. В марте началось падение и показатели снизились на 34% год к году, а в апреле поток пассажиров практически полностью остановился. Общее падение за 4 месяца пока составляет только 35% год к году, но этот разрыв явно еще будет расти.

Схожие результаты демонстрирует и пассажирооборот: еще в январе — феврале пассажирооборот «Аэрофлота» был на уровне 2019 года. В марте началось падение, и результаты оказались хуже прошлогодних на 37%, а в апреле пассажирооборот упал в 22 раза по сравнению с апрелем 2019 года — с 12,24 до 0,56 трлн пассажиро-километров. В целом за 4 месяца 2020 года пассажирооборот снизился на 35% год к году.

Источник: операционные результаты «Аэрофлота» за апрель 2020 года

Количество выполненных рейсов в апреле 2020 года сократилось на 87% год к году — с 35 752 до 4519 рейсов. Около 91% всех рейсов составили перелеты внутри России.

Всего за 4 месяца было выполнено на 26% перелетов меньше год к году, и это при том, что в январе — феврале количество рейсов было на 3% больше, чем за два первых месяца 2019 года.

Источник: операционные результаты «Аэрофлота» за апрель 2020 года

Кроме этого, значительно снизилась занятость кресел. В апреле она составила лишь 35,4% по сравнению с 80,6% в апреле 2019 года — самолеты летали заполненными лишь на треть от возможного.

Занятость кресел падала все 4 месяца 2020 года. Даже в январе — феврале этот показатель был ниже, чем годом ранее. Вероятно, новость о появлении новой болезни стала оказывать негативный эффект на авиаотрасль еще до того, как были введены реальные меры по ограничению перелетов.

Источник: операционные результаты «Аэрофлота» за апрель 2020 года

Помимо перевозки пассажиров, «Аэрофлот» занимается также перевозкой грузов, и в этом сегменте падение пока оказалось не столь значительным. За январь — март грузооборот даже вырос на внушительные 23% год к году. В марте грузооборот был на уровне марта 2019 года, а вот в апреле упал на 57% — до 47,4 млн тонно-километров. Общий грузооборот за первые 4 месяца 2019 года сократился на 6% — до 354,2 млн ткм.

Правда, доходы от грузооборота в 2019 году составили лишь 3% от выручки компании, а значит, показатели сегмента несущественно повлияют на общие финансовые результаты авиаперевозчика.

Парк компании с января по апрель 2020 года вырос на 2 воздушных судна — до 360. В мае правительство выделило 23,4 млрд рублей на помощь российским авиакомпаниям. Первыми господдержку получили компании, принадлежащие группе «Аэрофлот», — «Аэрофлот», «Россия» и «Аврора». Также компания договорилась о реструктуризации и отсрочке платежей по лизинговым обязательствам со Сбербанком и ВТБ.

Источник: операционные результаты «Аэрофлота» за апрель 2020 года

Что в итоге

Меры, направленные на сдерживание COVID-19, пока оказывают разрушительный эффект на деятельность «Аэрофлота», его дочерние компании и всю отрасль авиаперевозок.

Пассажиропоток и пассажирооборот «Аэрофлота» в апреле 2020 года упали на 95% год к году, что свидетельствует о почти полной остановке авиасообщения.

В мае ввели серьезные ограничения на перемещения граждан, поэтому результаты, скорее всего, будут схожи с апрельскими показателями. А вот с июня, вероятно, начнется постепенное открытие границ и возобновление авиасообщения между странами. Уже известно, что с 1 июня авиакомпания «Победа» возобновляет полеты.

Вряд ли стоит ждать быстрого восстановления пассажиропотока даже на внутренних рейсах и возврата к показателям 2019 года, даже несмотря на отложенный спрос и начало летнего сезона.

Многие столкнулись с потерей работы или сокращением основного заработка, поэтому или вовсе откажутся от поездок, или выберут более дешевые способы добраться до места отдыха. Некоторые работодатели убедительно рекомендовали своим сотрудникам брать отпуска на период самоизоляции, поэтому в летний период многие вынуждены будут работать. Еще часть людей откажется от перелетов, потому что будет опасаться возможности заразиться опасной болезнью.

  • Alex Freemanзаголовок как говорится "мое увожение". а вообще спасибо за эти разборы отчетности российских эмитентов - я ничего не беру на ММВБ, но по отчетности этих компаний можно рассчитывать ситуацию в российской экономике ввиду размера этих компаний2
  • Ruslan SinyavinТак себе актив был и в тучные времена. Ни дивдоходности, ни роста. Те, кто влетели в нее начале 2008 года, восемь лет сидели. (Правда с акционерами MSFT тоже такая история была.) Для спекулей бумага ("сегодня ракета будет, прыгаем посоны!!!"). Я не вижу причины ее брать в долгосрок.12
  • Павел СмоляковВам не кажется, что «Аэрофлот» сейчас сильно переоцененная бумага? В текущих условиях, расти на 10% только за последние 2 недели — это странно.6
  • Никита БоначевСтатья навеяла на мысль поискать авиакомпании из штатов, которые занимаются не только гражданскими рейсами, но и грузоперевозками. Есть какие-нибудь на примете?)1
  • Максим ГлазковПонятно, что там всё упало и долго будет восстанавливаться. Делать-то что?)1
  • Anfisa Rengel"А вот с июня, вероятно, начнется постепенное открытие границ и возобновление авиасообщения между странами." Пока очень много рисков даже внутри страны. Невозможно взять билеты в большинство регионов из Москвы или СПб без того, чтобы не сидеть в карантине две недели. Причём сажают без разбора по прописке, если рейс из "региона с неблагоприятной обстановкой".0
  • Nikita SНе люблю Аэрофлот с дочками. Им денег подкинут если нужно, они получают плату за использование воздушного пространства иностранными перевозчиками, у них нет стимула становиться лучше, он в привилегированном положении. Остальным а/к, как правило, самим нужно выкручиваться.5
  • Marina GrachevaФиксанула часть убытка по Аэрофлоту при закрытии счета, думаю, долгая история с восстановлением... А Победа до сих пор не вернула ни денег, ни даже ваучер за билеты на отменные апрельские рейсы.3
  • Олег РомашовПавел, попробуй шортануть ;))0
  • Олег Ромашовстатья ни о чем.. Б-банальность0
  • Вадим ГуревичМаксим, индекс мосбиржи от минимума вырос на 30%, Аэрофлот- на 60%0
  • Павел СмоляковОлег, надолго затянется)0
  • Николай БедБ** а чего они хотят если сравнивают месяц обычного года с тем в котором вообще никто не летал никуда?!?!?! 95 % обрушение!!!!! Упал в 22 раза!!!!! Олололо! Мир рухнул) трындец аналитики, я понимаю есть нормы и методики расчетов, но *умники* головой же надо подумать прежде чем сравнивать жопу с фикусом!0
  • Нерон ЛордовНикита, SpaceX0
  • Никита БоначевНерон, она, к сожалению, частная компания.0
  • Александр КотовНикита, FedEx0
  • Александр КотовМаксим, Что делать - решать Вам.0
  • Никита БоначевАлександр, спасибо)0