Счетная палата Российской Федерации опубликовала отчет о результатах проверки государственной компании «Автодор».

Если коротко — выполнили не все, что запланировали, и получили меньше денег, чем могли бы. Расскажем, почему так произошло и что это значит для простых водителей.

Что за ГК «Автодор»?

«Автодор» — государственная компания «Российские автомобильные дороги». Ее деятельность регулирует отдельный федеральный закон. Одна из ее основных задач — эксплуатация, содержание и развитие сети платных дорог. Платные трассы — это, например, М4 «Дон» и М11 «Нева». Посмотреть полный список и рассчитать стоимость проезда можно на специальном сайте.

Эти дороги — еще и источник доходов ГК «Автодор», которая собирает плату за проезд. Кроме того, деньги на содержание платных дорог выделяются из бюджета и поступают от частных инвесторов.

По состоянию на 1 сентября 2021 года протяженность платных участков автомобильных дорог ГК «Автодор» составила 1818,1 км. С каждого километра в 2020 году компания заработала в среднем 14,4 млн рублей. Всего за 2015—2020 годы «Автодор» получил 76,4 млрд рублей дохода от управления дорогами.

На содержание дорог в 2020 году потратили только 12,6% заработанного, чуть больше 3 млрд рублей. Вот как распределили остальное:

  • 8275,4 млн рублей, или 34,4% бюджета, потратили на эксплуатацию систем оплаты, распространение транспондеров и возврат средств по операторским соглашениям;
  • 7516,8 млн рублей, или 31,3%. бюджета, — на возврат средств инвесторам и концессионерам;
  • 5055,1 млн рублей, или 21% бюджета, — на обслуживание облигационного займа.

О том, как водители пользуются платными дорогами и экономят на оплате, мы рассказывали в статье «Как экономить на платных дорогах с помощью транспондера».

Что выявила проверка Счетной палаты

Если коротко — не все было так, как планировали. Вот главные выводы.

Собрали мало платежей на платных дорогах. Россияне недоплатили за проезд по платным дорогам с ноября 2020 года по сентябрь 2021 года 924 млн рублей. По состоянию на 1 октября 2021 года общая сумма начислений за проезд составила 5485,6 млн рублей, из которых пользователями внесено 4327,3 млн. Каждый пятый водитель воспользовался платной дорогой бесплатно.

Это возможно благодаря постоплатной системе: номерной знак фиксируют, а потом его владельцу выставляют счет. Но узнать владельца автомобиля по номерному знаку компания не может, потому что у нее нет доступа к персональным данным. А значит, счет за проезд по дороге выставляют только тем пользователям, что зарегистрировались в системе. Нет регистрации — нет и счета на оплату.

Планировали заменить пункты, в которых платежи принимали живые операторы, системой «Свободный поток», которая списывает платежи автоматически. Но эта система работает не везде: например, на ЦКАД ее запустили только в 2020 году. В том же году за проезд по платной дороге без оплаты ввели штраф — 5000 Р для водителей грузовиков и автобусов и 1500 Р для всех остальных.

Но граждан такие штрафы, похоже, не пугают: ГК «Автодор» не оператор персональных данных, поэтому не может собирать информацию о правонарушителях, а нарушитель может избежать штрафа, если оплатит проезд в течение 20 дней с момента вынесения постановления.

Плохо благоустраивали дороги. Более 35% платных дорог не оборудованы освещением. На них не развита инфраструктура обслуживания и сервиса, мало автозаправочных станций. Например, на автомобильной дороге М11 «Нева» расстояние между некоторыми соседними АЗС составляет более 100 км.

На платных автодорогах чаще стали происходить ДТП, связанные с их состоянием. В 2020 году на платных автодорогах произошло 1645 ДТП, 5,2% из них — из-за состояния дороги. Это на 2,1 процентного пункта больше, чем в 2019. В этих ДТП погибло 360 человек, пострадало 2282 человека.

За счет субсидий из бюджета построили тупиковую дорогу. 1,7 км дороги, на которую потратили 138,9 млн рублей бюджетных денег, упирается в лесополосу.

Что это значит для простых водителей

В отчете о результатах проверки аудитор не только перечисляет недостатки, но и приводит рекомендации, как исправить ситуацию.

Судя по рекомендациям, в ближайшее время в правительство РФ и в Минтранс внесут конкретные предложения. Счетная палата призывает дать «Автодору» право на обработку персональных данных автомобилистов, у которых есть долги за проезд по платным дорогам.

Если «Автодор» учтет рекомендации аудитора, пунктов оплаты с живыми операторами станет меньше. Вероятно, чаще будут использовать транспондеры — устройства, с помощью которых можно оплатить проезд бесконтактно и сэкономить от 15 до 50%.

Когда и как реализуют предложения — пока непонятно.