Водителю из Свердловской области отменили штраф за перевозку ребенка без автокресла. Он пристегнул сына ремнем со специальной лямкой, а инспектор посчитал это нарушением ПДД. Районный и областной суды согласились с ГИБДД, а Верховный суд отменил штраф и сказал, что водитель ничего не нарушил.

Многие СМИ и даже Государственный научный центр НАМИ опубликовали материалы с однозначными заголовками: вроде как детей теперь можно возить без автокресел. И как будто всем можно использовать дешевые удерживающие устройства, которые крепятся на ремень безопасности, — ведь так сказал Верховный суд. Главное — чтобы у этих устройств был сертификат.

Мы разобрались, как на самом деле.

Как вообще нужно возить детей по закону?

Для перевозки детей младше 7 лет нужно использовать детские удерживающие устройства. Что такое удерживающие устройства, в правилах дорожного движения не написано.

По ГОСТ Р 41.44−2005 это автокресла, бустеры, люльки, противоударные экраны, направляющие лямки и ремни. Все устройства делятся на пять групп в зависимости от веса ребенка. Например, если ребенок весит меньше 10 кг, ему подходит только группа 0, а для детей весом 22—36 кг можно купить устройство группы III. К какой группе относится устройство, можно узнать из сертификата, определить по маркировке или найти в инструкции.

Устройство должно быть сертифицировано и подходить конкретному ребенку по возрасту и весу. Если эти условия соблюдаются, правила не нарушены. Мнение инспектора имеет меньшую силу, чем гост.

Почему же тогда штрафовали за лямки и не разрешали возить детей без автокресел?

В прошлом году Росстандарт запретил продажу специальных лямок, которые многие водители используют для перевозки детей. И до сих пор говорит, что лямки исключили из правил ООН, на основе которых написали наш гост. Сам гост при этом не изменили. Там до сих пор предусмотрены все лямки и ремни.

У производителя лямок, из-за которых разгорелся спор, есть сертификат Таможенного союза до 2020 года. Там сказано, что лямка относится к группе II и по госту подходит для детей весом 15—25 кг. Получается, что сейчас эти лямки продаются законно.

Почему Росстандарт продолжает настаивать на том, что они запрещены, мы не знаем. Почему ГИБДД официально заявляет, что эти лямки опасны для детей, мы тоже не знаем. Даже если это так, почему до сих пор не отозвали сертификат и не исключили их из госта?

Производитель тоже этого не знает и считает, что это умышленная кампания по дискредитации.

Что же всё-таки делать водителям?

Водителям нужно соблюдать закон и возить детей по правилам дорожного движения.

Купите автокресло, бустер или специальную лямку, которая подходит по массе и возрасту ребенка. Еще они должны подходить для вашего автомобиля по типу крепления. Для этого не нужно изучать гост: все рекомендации должны быть на самом автокресле, в инструкции или на упаковке — это требование стандарта. Для надежности попросите у продавца сертификат: в нем должна быть указана та же группа, что и на устройстве.

Каждого ребенка нужно возить только в подходящем для него устройстве. Если в машине несколько детей, подходящее должно быть для каждого.

На всякий случай возите с собой сертификат на автокресло или лямку. Это поможет убедить инспектора еще до составления протокола.

Не верьте ООН, заявлениям ангажированных экспертов и телевизионным передачам. Не верьте даже новостям Росстандарта и ГИБДД, если в них нет ссылок на конкретные документы. Доверяйте только формулировкам закона и нормативным актам.

В первую очередь думайте не о штрафах, а о безопасности ребенка. К одной и той же группе может относиться дорогое автокресло за 20 тысяч и адаптер для ремней за 500 рублей. Изучите краш-тесты и протоколы испытаний, чтобы решить, в чём будет ездить ваш ребенок.

Если меня захотят оштрафовать, я могу сослаться на решение Верховного суда?

Нет, не можете. В России официально нет прецедентного права. Это решение Верховный суд вынес по конкретному делу и отменил штраф конкретному водителю, который перевозил ребенка конкретного возраста и веса. И это не значит, что теперь не оштрафуют вас и вы можете перевозить ребенка без автокресла.

Если вы тоже будете перевозить ребенка весом 15—25 кг на заднем сиденье и пристегнете его с помощью специальной лямки, на которую есть сертификат, скорее всего, районный суд учтет постановление Верховного суда. А может, и не учтет.

Подобные решения Верховный суд принимал и раньше. Но после этого инспекторы всё равно штрафовали водителей и будут штрафовать дальше. Право водителя — не согласиться и оспорить штраф в суде.

Если вы не согласны со штрафом, сразу опишите возражения в протоколе. Некоторые производители предлагают юридическую помощь водителям, которых штрафуют за использование их устройств. Обжалуйте штраф в суде и не бойтесь идти по инстанциям.

Что мне сказать инспектору, если он прицепился к моему законному ремню или лямке?

Говорите так:

«Я ничего не нарушил, потому что перевожу ребенка такого-то возраста в удерживающем устройстве такой-то группы. Ребенок весит примерно столько-то килограммов. В статье 22.9 ПДД сказано, что детей нужно перевозить в удерживающем устройстве. Вот сертификат на мое устройство. Оно соответствует ГОСТ Р 41.44−2005 и регламенту Таможенного союза.

Если вы считаете, что я нарушил правила, выписывайте протокол. Зафиксируйте в нем возраст ребенка и точную марку устройства. И что я предъявил сертификат, тоже зафиксируйте. Я подпишу протокол только с возражениями и подам жалобу».