Доходы людей падают, а прибыль крупнейшей алкогольной компании растет. Есть ли связь?
6 апреля 2020 года «Белуга групп» опубликовала финансовые результаты своей деятельности за 2019 год, а уже 13 апреля вышел операционный отчет за 1 квартал 2020 года. Предлагаю разобрать оба документа.
Финансовые показатели
Компания указывает выручку от продажи алкоголя за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов, потому что государство ведет особый контроль за отраслью и взимает повышенные налоги.
За 2019 год «Белуга» увеличила выручку на 22% относительно 2018 года: с 43,4 до 53,1 млрд рублей за вычетом налогов. Компания заплатила НДС в размере 15,1 млрд рублей, а также 25,1 млрд рублей акцизов. Рост выручки частично произошел из-за роста объемов реализации на 9% — до 14,1 тысячи декалитров.
Компания разделяет свой бизнес на три сегмента: производство и оптовая реализация алкогольной продукции, розничная торговля в собственных торговых точках, а также производство продуктов питания на дочерних предприятиях. Производство и продажа алкогольной продукции остаются основным источником доходов для холдинга.
Хозяйственные, административные и коммерческие расходы компании выросли на 12% — до 15 млрд рублей. В итоге операционная прибыль бизнеса увеличилась на 34% — до рекордных 4,4 млрд рублей. Чистая прибыль «Белуги» впервые превысила миллиард рублей, увеличившись за год на 52% — до 1,4 млрд рублей.
Основные балансовые показатели
За 2019 год «Белуга» увеличила активы на 19% относительно 2018 года: с 48,1 до рекордных 57,4 млрд рублей. Наибольшее влияние на этот результат оказали два фактора:
- Рост производственных запасов холдинга на 27% — до 16,2 млрд рублей — за счет увеличения запасов готовой продукции.
- Рост основных средств производства на 40% — до 13,9 млрд рублей, что преимущественно связано с переходом компании на новые правила финансового учета по МСФО-16 и признанием арендуемого имущества в качестве активов в форме права пользования.
Обязательства «Белуги» выросли на 30% — до 37,4 млрд рублей. В основном это связано с ростом обязательств по банковским кредитам и выпущенным облигациям на 17% — до 15 млрд рублей — и увеличением торговой кредиторской задолженности перед контрагентами на 33% — до 10 млрд рублей.
Капитал компании по итогам 2019 года также оказался на рекордном уровне, увеличившись на 4% — до 20 млрд рублей — по сравнению с 19,3 млрд рублей в 2018 году. Рост произошел за счет повышения нераспределенной чистой прибыли до 14,2 млрд рублей.
Дивидендная политика и обратный выкуп акций
Дивидендную политику «Белуги» утвердили в сентябре 2016 года, когда компания называлась «Синергия», и она не дает четких рекомендаций по размеру дивидендов.
В последние годы компания не платит дивиденды, но ежегодно выкупает свои акции с рынка. За последние 5 лет холдинг выкупил в общей сложности более 5,5 млн собственных акций.
В 2018 году компания погасила чуть менее 5,6 млн акций, и текущий объем выпуска составляет 19,4 млн штук.
Операционные результаты
1 квартал 2020 года оказался для компании успешным.
Общая отгрузка продукции выросла на 19% относительно того же периода прошлого года и составила 2,9 млн декалитров. На 17% выросла отгрузка продукции собственного производства, а отгрузка импортных товаров — на 40%. Видимо, самоизоляция и экономическая неопределенность способствуют росту потребления алкоголя.
Что в итоге
Диверсификация бизнеса позволяет компании сгладить ущерб от сокращения продаж в гостинично-ресторанном бизнесе благодаря росту розничных продаж алкоголя.