Новости
4K

Почему Google, Twitter и Robinhood увольняют людей

2
Почему Google, Twitter и Robinhood увольняют людей

В июле материнская компания Google Alphabet сообщила своим сотрудникам о том, что сокращает планы по найму новых сотрудников. Точные числа неизвестны, но исходные планы, точный размер которых тоже неизвестен, сокращают наполовину.

В общем, мы не знаем, сколько человек Google хотела нанять изначально, но теперь, по крайней мере, знаем, что планы по найму они сократили на 50%.

Аватар автора

Михаил Городилов

зарабатывает на инвестициях

Страница автора

Другие крупные технологические компании тоже сокращают планы по найму. Meta Platforms* (NASDAQ: META) в конце июня сообщила о том, что сокращает планы по найму системных инженеров на 30%, с 10 до 6—7 тысяч.

Microsoft собирается уволить 1% от своего штата в 181 тысячу человек. 18% уволили в Coinbase (NASDAQ: COIN). Происходят крупные увольнения в отделе кадров Twitter (NYSE: TWTR). Это намекает нам, что им не нужны кадровики и, как следствие, сильно расширяться они не планируют.

Ранее, в мае, 2,5 тысячи сотрудников, которые составляли 12% рабочей силы, уволил онлайн-автодилер Carvana (NYSE: CVNA). Robinhood (NASDAQ: HOOD) уволил 9% своих сотрудников, или свыше 300 человек. Netflix тоже сокращает штат: в этом году количество сотрудников сократили на 4%, хотя активно расширялись в пандемию.

Не увольняет сотрудников, но режет расходы Uber (NYSE: UBER), который теперь решил остановить рост расходов на маркетинг и наем, насколько их сократили — неизвестно.

Инвесторы новости о сокращении сотрудников воспринимают негативно: все-таки от технологических компаний ждут роста во всем. Индекс крупнейших технологических компаний NASDAQ-100 за эти 2 месяца упал на 3,5%.

В чем причина

У этой ситуации может быть много причин — от роста ставок ФРС и вытекающего из этого подорожания займов до ухудшающегося состояния дел в американской экономике.

Ставки, скорее всего, будут расти и дальше, и разговоров о рецессии становится все больше. Так что на первый взгляд кажется, что технологические компании готовятся к тяжелым временам.

Но нужно иметь в виду, что пандемия привела к сильному росту спроса на услуги крупных технологических компаний и они начали агрессивно расширяться, в разы увеличивая количество сотрудников. Для наглядности мы составили таблицу.

Рост количества сотрудников за время пандемии

31 декабря 201931 декабря 2021
Twitter49007500
Meta Platforms*44 94271 970
Coinbase12493730
Carvana732421 000
Uber26 90029 300
Alphabet118 899156 500
Netflix860011 300

Рост количества сотрудников за время пандемии

Twitter
31 декабря 20194900
31 декабря 20217500
Meta Platforms*
31 декабря 201944 942
31 декабря 202171 970
Coinbase
31 декабря 20191249
31 декабря 20213730
Carvana
31 декабря 20197324
31 декабря 202121 000
Uber
31 декабря 201926 900
31 декабря 202129 300
Alphabet
31 декабря 2019118 899
31 декабря 2021156 500
Netflix
31 декабря 20198600
31 декабря 202111 300

Теперь темпы роста спроса на онлайн-услуги замедляются, то же самое происходит с нагрузкой на виртуальные мощности, которая росла из-за перехода на удаленку.

Сейчас количество людей, работающих на удаленке, устаканилось — и, как следствие, нагрузка на виртуальную инфраструктуру перестала так расти. Параллельно снимались карантины и люди стали меньше времени проводить в соцсетях и онлайн-сервисах.

Например, у Robinhood с марта 2021 по март 2022 количество активных пользователей упало с 17,7 млн до 16,7 млн. Упало число подписчиков и у стримингового сервиса Netflix: в 4 квартале 2021 их было 221,84 млн, это максимум в истории компании. В 2 квартале 2022 их количество уменьшилось до 220,67 млн.

В результате темпы роста выручки у технологических компаний замедлились, и для сохранения маржи они, скорее всего, решили избавиться от лишнего персонала, который у них появился в период пандемии.

Причем в массе своей этот избыток появился не за счет ключевых направлений. Теперь они перенаправляют затраты на наем в соответствии со своими приоритетами: тот же Google собирается активнее нанимать кандидатов с инженерными и техническими навыками, видимо чтобы развивать свой облачный сегмент.

Tesla уволила в июне 200 человек, хотя ранее говорила, что уволит 10% своих сотрудников. В подавляющем большинстве это были относительно низкоквалифицированные сотрудники с низкими зарплатами типа тестировщиков алгоритма автопилота машин компании.

В итоге после всех сокращений у них все равно будет больше персонала, чем до пандемии. К слову, в марте этого года в Google работало почти 164 тысячи сотрудников, на 17% больше, чем за год до этого.

На сайте Ziprecruiter (NYSE: ZIP) количество объявлений о найме разработчиков ПО сейчас все еще на 107% выше, чем на момент начала пандемии, пусть и за последние 4 недели количество размещенных объявлений о вакансиях в этой сфере упало на 10%.

Какие у этого будут последствия

Снижение количества сотрудников, так или иначе, означает некоторое замедление деловой активности у указанных компаний — скорее всего, они перестанут наращивать траты на обслуживание своих цифровых мощностей и ПО.

Учитывая их размеры, их контрагенты могут недосчитаться денег. Среди вероятных проигравших такие облачные бизнесы, как Okta (NASDAQ: OKTA), Teradata (NYSE: TDC), Citrix Systems (NASDAQ: CTXS) и им подобные.

Сложившееся положение уже привело к многотысячным увольнениям в стартапах. Венчурные инвесторы видят, что рост технологических гигантов замедляется, а значит, стоит пока повременить с попытками создать «свой Amazon».

Это должно замедлить рост зарплат ИТ-специалистов и будет на руку ИТ-консалтинговым компаниям типа Cognizant Technology Solutions (NASDAQ: CTSH) и Insight Enterprises (NASDAQ: NSIT), для которых зарплаты — основная статья расходов.

Недавнее падение акций высокотехнологических компаний дает возможность крупным покупателям приобрести интересующий актив не очень дорого. Так, CRM-компанию Zendesk купил консорциум частных фондов по цене на 40% ниже той, что предлагали в феврале, — 10 млрд против 17. Фонд Thoma Bravo купил производителя ПО Anaplan по цене на 5,7% ниже исторических максимумов, а не выше, что тоже можно считать победой в случае ИТ.

При этом возобновление роста все еще возможно. Во-первых, пандемия еще не закончилась и все еще может разгореться с прежней силой и загнать всех в виртуальный мир. Во-вторых, удаленка выгодна работодателям, так как позволяет экономить на расходах на высококвалифицированных и высокооплачиваемых сотрудников.

Так что в среднесрочной перспективе спрос на интернет-трафик и онлайн-сервисы может снова вырасти. Пока же можно подобрать упавшие акции крупных технологических компаний с прицелом на практически неизбежное возобновление спроса на их услуги.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.

  • Роман РомановичЕсть удобный трекер увольнений в IT отрасли. https://www.trueup.io/layoffs Видно кто и сколько людей уволил. Обновляется ежедневно11
  • Слава ПтицаСтранно, что в "Последствиях" не указано самое главное - на рынке уже оказалось, и непонятно сколько продержится, огромное количество никому не нужных специалистов _с опытом_ из _крупных компаний_ и из _подающих большие надежды стартапов_. Учитывая, как много людей пытается сейчас переброситься в IT, я не знаю, кто в ближайшие год-два вообще будет рассматривать людей без опыта или после "курсов". Или даже с опытом, но из небольших фирм. Кому нужен условный разраб из ООО "Рога и Копыта", когда можно такого же уровня специалиста после крупной корпорации подхватить.0