Дефицит российского бюджета превысил годовой план по итогам апреля
Мы обновили текст 23 мая 2023 года после выхода уточненной оценки исполнения бюджета.
В апреле расходы бюджета выросли на треть к марту и достигли своего максимума в 2023 году.
Российский Минфин отчитался об исполнении федерального бюджета в январе — апреле 2023 года. Дефицит за 4 месяца превысил 3,4 трлн рублей — это на полтриллиона больше, чем предусмотрено законом о бюджете на весь 2023 год.
Баланс доходов и расходов резко ухудшился в апреле. После символического мартовского профицита в 293 млрд рублей следующий месяц страна закончила с дефицитом свыше триллиона.
Разбираемся, почему государство наращивает траты и как будет закрывать растущую бюджетную дыру.
Почему растет дефицит
В апреле 2023 года расходы федерального бюджета вышли на свой годовой максимум. Из госказны за месяц потратили 3,44 трлн рублей, что на 55% больше, чем в марте.
Сам по себе этот факт не несет никаких аномалий: у бюджетных трат есть традиционная сезонность, например в начале квартала они бывают выше из-за авансовых платежей по госконтрактам. Для сравнения: в прошлогоднем апреле потратили ненамного меньше — в районе 3 трлн рублей. Но вот доходы тогда были несопоставимо выше — почти 2,9 трлн против нынешних 2,1.
Именно этот дисбаланс ведет к опережающему росту бюджетного дефицита. По итогам четырех месяцев он перевалил за 3,4 трлн, в то время как законом о бюджете предусмотрен дефицит на весь 2023 год в размере 2,9 трлн. То есть чтобы исполнить закон, Минфину нужно сильно сокращать траты и наращивать доходы. Эксперты считают, что и с тем и с другим могут возникнуть трудности.
Почему доходов не хватает
С начала года главным фактором сокращения бюджетных доходов остается падение цен на нефть. И дело не в мировых котировках — за год они тоже упали, но не так критично, — а в цене на российское энергосырье, по которой экспортеры вынуждены теперь его продавать.
После вступившего в силу в декабре 2022 года нефтяного эмбарго от ЕС и ввода потолка цен со стороны стран G7 стоимость нефти марки Urals, добываемой в России, резко сократилась.
На графике ниже — сравнение с ценами на эталонную марку Brent, которое показывает, с какими скидками к мировым ценам продается российская нефть. Если в ноябре 2022 года дисконт составлял 24,5 $, или 26,9%, то уже в январе 2023 года, после ввода эмбарго, достигал рекордных 43%. К апрелю разница сократилась, но оставалась все еще высокой — около 30%, или 25 $.
Из-за подешевевшей Urals и в целом после снижения цен на нефть в мире бюджет недосчитался в этом году 2,5 трлн рублей. За 4 месяца нефтегазовые доходы снизились на 52% к прошлому году, а за отдельно взятый апрель — на 64%.
Для поддержания нефтяных цен России пришлось пойти на снижение уровня добычи в стране. А для сокращения дисконтов к мировым ценам — установить новый порядок налогообложения нефтяной отрасли, который привязывает уровень налогов и пошлин напрямую к мировому бенчмарку.
Еще одной мерой по оптимизации бюджета станет сокращение так называемого топливного демпфера. Это компенсация нефтеперерабатывающим предприятиям недополученных доходов, позволяющая им продавать топливо внутри страны дешевле, чем оно стоит на Западе. Летом эти выплаты должны снизиться вдвое, что будет ежемесячно помогать бюджету на несколько десятков миллиардов рублей.
Почему растут расходы
В сравнении с мартом доходы бюджета снизились на 400 млрд рублей. Но еще более значимый вклад в апрельский рост дефицита внесли расходы.
В прошлом месяце они выросли почти на 1,2 трлн рублей. В среднем объем ежедневных трат из казны составил 115 млрд, тогда как в марте было около 72.
В этот раз Минфин воздержался от официальных объяснений роста расходов. В первые месяцы года повышенные траты были обусловлены авансированием контрактов. Но в апреле на госзакупки тратили значительно меньше, чем в среднем ежемесячно в первом квартале.
Анализ бюджетных расходов затрудняет закрытость статистики. Еще в прошлом году на фоне антироссийских санкций правительство отказалось публиковать детализацию трат. Кроме того, нынешний бюджет стал гораздо более засекреченным. По секретным и сверхсекретным статьям тратится почти четверть федеральных денег.
Из немногого, что известно о тратах по направлениям, — расходы на реализацию нацпроектов. На них за минувшие 4 месяца потратили почти триллион рублей, и это треть от утвержденной на год сметы.
В целом расходы бюджета превышали сезонную норму во все отчетные месяцы. С января по апрель потратили 11,2 трлн рублей — это больше 38% от годового плана. Чтобы уложиться в установленный законом лимит, государству придется сократить расходы ниже уровня прошлого года на протяжении всех оставшихся 8 месяцев. С учетом того, что за первые 4 месяца бюджет шел с превышением более чем на четверть, такая перспектива кажется маловероятной.
Что все это значит
По итогам января — апреля 2023 года план по годовому дефициту бюджета превышен уже на 17%. Его дальнейший рост может стать проблемой для российской экономики. Так, повышенные траты могут разогнать инфляцию, что заставит ЦБ ужесточить политику и поднять ставку, а это затормозит кредитование и экономический рост.
Нерешаемой проблему дефицита аналитики пока что не считают. Даже если он вдвое превысит потолок, покрыть недостачу можно будет внутренними заимствованиями и распродажей оставшихся резервов. Кстати, в мае правительство снова вышло на валютный рынок, чтобы продать валюту из ФНБ по бюджетному правилу.
Также поддержку бюджету должны оказать дополнительные взносы от бизнеса. В апреле подготовили законопроект о единоразовом налоге для компаний, получивших ранее высокую прибыль, — так называемый windfall tax. Заплатить его можно со скидкой в 50%, если сделать это в 2023 году. Так что первые отчисления наверняка поступят в казну до конца года.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique