Слабый рубль помог бюджету, но дефицит все равно вырос: почему так вышло
Российский Минфин опубликовал оценку исполнения федерального бюджета за первые семь месяцев 2023 года.
После июньского профицита в июле расходы снова превысили доходы — на 221 млрд рублей. Общий накопленный с начала года дефицит вырос с 2,6 до 2,8 трлн. Это близко к разрешенному максимуму: закон о бюджете предписывает уложиться в 2,9 трлн по итогам всего 2023 года.
Рост дефицита происходит на фоне девальвации рубля. В теории она должна приносить бюджету пользу — за счет увеличения нефтегазовых доходов.
Разберемся, что происходит на самом деле и так ли полезен слабый рубль бюджету. Спойлер: в перспективе вреда будет больше, чем пользы.
Нефтегазовые доходы — на максимуме с начала года
В июле в российский бюджет поступило 2,14 трлн рублей доходов. Из них 811 млрд — от экспортеров нефти и газа. Это больше, чем в любой другой месяц 2023 года: в первом полугодии ежемесячные объемы нефтегазовых поступлений не превышали 690 млрд рублей. Рост обеспечили в основном сезонные поступления — в июле экспортеры перечислили ежеквартальный налог на дополнительный доход (НДД).
Кроме того, нефтегазовые доходы бюджета в июле впервые в этом году превысили результат аналогичного месяца 2022 года. Это стало возможным благодаря сильному увеличению рублевой цены нефти: год назад курс доллара был значительно меньше, что сделало нефть в рублях в 2023 году на 28% дороже.
При этом стоит учесть, что на поступлениях в бюджет динамика курса сказывается с задержкой в месяц: в июле экспортеры платили налоги по июньскому курсу, когда доллар стоил от 81 до 87 ₽. То есть в дальнейшем налоговые поступления от сырьевиков должны еще увеличиться.
Но также немаловажно, что даже на фоне ослабления рубля и роста цен на нефть доходы бюджета все равно растут медленно — из-за снижения объемов поставок. Так, по оценкам Bloomberg, с конца мая до конца июля экспорт российской нефти по морю сократился почти на четверть — на 0,9 млн баррелей в сутки. Причем, по данным издания, произошло это в основном за счет поставок в Азию, то есть наши «партнеры», включая Индию, стали гораздо меньше покупать российскую нефть.
В результате в июле федеральный бюджет получил от нефтегазовой отрасли на 33 млрд рублей меньше, чем ожидал Минфин. Снижение экспорта будет давить на доходы казны и в дальнейшем — так, в августе Россия в добровольном порядке сократит поставки нефти за рубеж на 0,5 млн баррелей в сутки.
И даже несмотря на эту не самую лучшую конъюнктуру, курс делает свое дело — нефтегазовые поступления в августе должны быть больше, чем в июле. Минфин рассчитывает, что они на 72 млрд превысят базовый уровень. Это условный потолок, заранее определенный правительством, поступления выше которого признаются сверхдоходами и направляются на покупку валюты и золота для ФНБ.
Правда, с 10 августа это правило временно прекращает работать до конца 2023 года. Такое решение принял ЦБ, чтобы покупки валюты в резервы не усугубляли ситуацию с курсом рубля.
Доходы бюджета снова ниже расходов
Доходы, не связанные с нефтегазовым экспортом, в июле сократились в сравнении с июнем — в том числе, как считают аналитики, из-за более крупных возвратов НДС. Общая сумма поступлений в казну в итоге уменьшилась за месяц на 400 млрд, а расходы, наоборот, на 240 млрд выросли — за месяц из бюджета потратили 2,4 трлн рублей.
В результате по итогам семи месяцев года общий накопленный дефицит вырос до 2,8 трлн рублей. Это совсем немного меньше, чем установлено федеральным законом о бюджете, по которому Минфину положено уложиться в 2,9 трлн по итогам всего года. То есть чтобы не превысить план, правительство должно за оставшиеся пять месяцев уложиться в дефицит 0,1 трлн рублей, а значит — еще сильнее сокращать расходы.
Несмотря на рост дефицита, Минфин заявляет о продолжении нормализации исполнения федерального бюджета. Независимые аналитики подтверждают, что торможение расходов действительно происходит. Экономист и автор телеграм-канала Spydell_finance Павел Рябов считает, что после объемных трат начала года бюджет перешел в режим экономии с марта, а с июня — в режим жесткой экономии. И добавляет, что это негативно скажется на экономическом росте страны:
«Все прочие статьи расходов, за исключением оборонных, социальных и процентных, драматически сокращаются, что приведет к негативному макроэкономическому отклику во втором полугодии 2023 года. Бюджетная консолидация, которая началась с июня и может быть усилена к декабрю, будет стоить экономике до 3,5—4% от ВВП с учетом эффекта мультипликатора, а основной негативный эффект будет перенесен на первое полугодие 2024».
Экономист Bloomberg Economics по России Александр Исаков также отмечает, что июль стал вторым месяцем подряд, когда произошло снижение бюджетного импульса — то есть вклада госрасходов в экономику. Но в отличие от Рябова, он видит в этом положительный сигнал, в том числе для российского рубля: «Если этот тренд сохранится до конца года, то давление на инфляцию и валютный курс со стороны бюджета могут исчерпать себя».
Как слабый рубль влияет на бюджет
Оценивая влияние курса рубля, экономисты обращают внимание не только на текущий эффект, но и на долгосрочные последствия. Сейчас слабый рубль дает дополнительные доходы за счет роста отчислений экспортеров, но в перспективе это ударит по расходам и приведет к росту дефицита.
По оценкам телеграм-канала «Холодный расчет» Александра Исакова, при стабилизации курса доллара в диапазоне 90—95 ₽ нефтяные доходы по итогам года составят 9 трлн рублей — как и прописано в законе о бюджете.
По подсчетам Павла Рябова, если средний курс во втором полугодии будет в районе 95 ₽ за доллар, то до конца года это принесет в бюджет дополнительные 1,6 трлн рублей — исключительно из-за эффекта девальвации.
В этом свете даже дефицит в 2,9 трлн рублей по итогам года уже не выглядит такой уж недостижимой целью. Но в следующем году из-за девальвации рубля придется иметь дело с мощным раскручиванием расходов.
Из-за вероятного роста инфляции могут вырасти не только траты по госконтрактам, но и социальные обязательства — пенсии, пособия, маткапитал и прочее придется индексировать сильнее, чем планировалось. На фоне роста ставок, на которые вынужден теперь идти российский ЦБ, увеличатся субсидии по льготным видам кредитования, например ипотечным программам, по которым государство компенсирует банкам разницу между льготными и рыночными ставками.
Кроме того, станут дороже госзаимствования, помогающие Минфину справиться с дефицитом бюджета. Вырастут расходы и на обслуживание ранее взятых долгов — там, где деньги привлекались под плавающую ставку.
Все это очень быстро нивелирует приток дополнительных доходов. И чем сильнее может быть раскручена спираль инфляции, тем тяжелее будет бюджету справляться со своими обязательствами.
Рябов посчитал, что в 2024 году Минфин РФ может понести дополнительные издержки — как минимум в 4 трлн рублей, связанные с индексацией социальных расходов, фонда оплаты труда бюджетников и возросших расходов на инвестиции и операционные траты.
Кроме того, по мнению экономиста, последующее укрепление рубля, если оно произойдет, ударит по бюджету еще больнее: «Если курс будет существенно укрепляться, например в 2024 году, доходы снизятся из-за своей волатильности и привязки к текущей конъюнктуре, тогда как расходы более инертны. Нельзя откатить назад индексацию социальных расходов или зарплат бюджетников».
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique