Новости
10K

Чем интересен СДЭК: изучаем бизнес одного из лидеров российской логистики

15
Чем интересен СДЭК: изучаем бизнес одного из лидеров российской логистики

СДЭК — одна из крупнейших российских компаний на рынке доставки документов и грузов. В 2021 году она выпустила свои первые ценные бумаги для развития бизнеса. Компания может увеличивать объем долга с помощью новых выпусков облигаций: 50-летняя программа предполагает 20-кратный рост объемов, до 10 млрд рублей. Поэтому есть основания познакомиться с бизнесом поближе.

Дебютный выпуск — шестилетние облигации серии БО-П01 объемом 500 млн рублей — СДЭК разместил в феврале 2021 года. Целями привлечения финансирования были заявлены обновление ИТ-платформы и программного обеспечения, модернизация серверов, расширение набора функций мобильного приложения. Вот основные параметры выпуска.

Аватар автора

Сергей Стаценко

торгует на бирже и занимается финансовым анализом

Страница автора
Параметры выпуска

На чем зарабатывают

СДЭК занимает второе место в стране после «Почты России» по географическому охвату доставки. Работает в 27 странах мира. Крупнейшие хабы находятся в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске.

Компания развивается преимущественно за счет франчайзинговой модели бизнеса. Благодаря продажам франшизы СДЭК вырос до 7 тысяч пунктов выдачи заказов и постаматов. Активная база клиентов насчитывает 6,5 млн пользователей.

Также СДЭК помогает россиянам делать покупки на зарубежных онлайн-платформах, что стало проблематичным после ухода из страны международных платежных систем. Пользователь оплачивает импортный товар с помощью карты российского банка, а СДЭК покупает и доставляет заказ. Это позволяет потребителю в России получить доступ к продукции ушедших с российского рынка производителей.

Еще СДЭК занимается продажей восстановленной электроники. В компании подчеркивают, что предлагают к доставке из-за рубежа только те устройства, которые гарантированно проходят санкционные ограничения.

Крупнейшие склады для международного сегмента В2С по доставке заказов из зарубежных интернет-магазинов находятся в США, Германии и Италии. Планируется расширение на Китай и Вьетнам.

Фулфилмент СДЭК включает складской учет, обработку заказов, доставку до конечного покупателя или до склада интернет-магазина. Центры фулфилмента компании открыты на базе логистических центров в 18 крупнейших городах России, а еще один — в Казахстане.

  1. B2C и фулфилмент — доставка посылок из интернет-магазинов, складские и транспортные услуги. Сегмент приносит 61% выручки.
  2. С2С и прочие — отправка и доставка писем и посылок между физическими лицами. Дает 28% выручки.
  3. B2B и авиаперевозки — доставка документов, писем и грузов для корпоративных клиентов — 6% выручки.
  4. Международные отправления посылок — 5% выручки.

Финансовый анализ

СДЭК — холдинг, который состоит из множества компаний. Сама группа не публикует консолидированную отчетность. К изучению доступен отчет по РСБУ за 9 месяцев 2022 года от основной операционной компании «СДЭК-глобал», которая и выпустила облигации.

За вычетом денег на счетах долг компании с учетом обязательств по договорам лизинга и прочих долгосрочных обязательств составил 3 млрд рублей. При собственном капитале в 2,6 млрд чистый долг превышает его в 1,2 раза. Если исходить из 1,5 млрд прибыли до вычета налогов и процентов по долгу (EBIT) по итогам 2021 года, то чистый долг равен двум годовым EBIT.

Сумма уплаченных процентов по долговым обязательствам за вычетом полученных процентов составила за 3 квартала 310 млн рублей, или треть от EBIT за этот же период. Это означает, что компания сможет работать безубыточно и платить проценты по долгам даже при падении прибыли в 3 раза. Годовая EBIT компании стабильна и держится выше миллиарда рублей с 2020 года.

Финансовые показатели СДЭК, млрд рублей

9м20219м2022Изменение
Выручка14,417,420%
EBIT1,11,11%
Чистая прибыль0,70,6−10%
Чистый долг−0,63,03,6

Финансовые показатели СДЭК, млрд рублей

Выручка
9м202114,4
9м202217,4
Изменение20%
EBIT
9м20211,1
9м20221,1
Изменение1%
Чистая прибыль
9м20210,7
9м20220,6
Изменение−10%
Чистый долг
9м2021−0,6
9м20223,0
Изменение3,6

Аргументы за

Развитая сеть. СДЭК — лидер по пунктам выдачи заказов среди российских компаний экспресс-доставки товаров. Это не только конкурентное преимущество по отношению к другим курьерским службам, но и фактор удобства работы с компанией для пользователей.

Снижение конкуренции. Международные сервисы экспресс-доставки DHL, FedEx и UPS прекратили или сократили свою работу в России. Их доля рынка должна перейти местным компаниям.

Удобный сервис. Даже в кризисные времена покупатели все равно пользуются услугами доставки или самовывоза из пункта выдачи заказов, потому что это проще и дешевле, чем ходить по офлайн-магазинам.

Ставка на e-commerce. В приоритетах компании развитие сервисов электронной коммерции, например собственного маркетплейса «СДЭК-маркет». Это тоже добавляет ей очков.

Аргументы против

Уменьшается количество рынков. Сокращение оборотов и географии внешней торговли сужает возможности для заработка логистических компаний.

Уход международных брендов. Их отсутствие сказывается на общих оборотах торговли и уменьшает доходы логистики, которая получает от этого меньше комиссий.

Санкции затрудняют торговлю. Чем жестче становятся ограничения, тем сложнее поставщикам искать пути их обхода. Так, новые меры США запрещают поставки в Россию дорогой бытовой электроники. Сейчас это часть бизнеса СДЭК.

Рост себестоимости. Многим российским логистическим сервисам пришлось менять цепочку поставок товаров из-за санкционных ограничений. Это влечет рост издержек.

Что в итоге

В нынешних условиях СДЭК привлекает не только обширной сетью пунктов выдачи. Благодаря санкциям компания может увеличить свою долю на рынке. Она дает россиянам возможность приобретать иностранные товары и планирует экспансию на азиатском рынке. Это должно помочь пережить кризис.

Учредители остаются в бизнесе с момента основания в 2000 году. Это говорит о том, что владельцы и управленцы заинтересованы в развитии компании и ее инвестиционной привлекательности. СДЭК заявлял о намерении продать акции на бирже, что расширит возможности для развития компании.

СДЭК разместил облигации, чтобы развивать бизнес и повысить финансовые показатели, а не для рефинансирования долгов, как это часто бывает у небольших эмитентов, которые пытаются решить на бирже текущие проблемы.

Новый раунд санкций и вынужденная переориентация цепочек поставок могут негативно повлиять на доходы компании в ближайшие кварталы. Но впоследствии они должны восстановиться за счет роста параллельного импорта и освоения новых международных каналов доставки.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.

Сергей СтаценкоКак насчет инвестиций в российскую логистику?
  • AdolfОтправил посылку с телефоном, этой "прекрасной" компанией, а посылка сразу пропала), даже из города не выехала, ей кто то "ноги" придел. *Спёрли телефон и деньги не возвращают( минимальная страховка 3000 р. и не в чём себе не отказывай. Вот такой бизнес по русски!0
  • Юрий РузавинНикак, доходность на уровне ОФЗ. Смысл?0
  • Василий ОстеренкоСдек запомнился тем, что через полчаса после отправки посылки, начинают звонить из службы безопасности Сбербанка))3
  • Сергей СтаценкоНе совсем на одном уровне - спред доходности СДЭК-БО1 к ОФЗ 26229 с аналогичной дюрацией – 212 пунктов, т.е. доходность облигаций СДЭКа больше на 2,1% в год. Немного, но инвесторы сейчас так оценивают надежность СДЭКа.2
  • Алексей Масловский"Чем интересен СДЭК" - СДЭК интересен отвратительным сервисом. Сделали заказ в одном Интернет-магазине с доставкой в постамат. Посылка пришла. Приходим к постамату, а он не работает. Обратились в поддержку. Поддержка говорит, что передала информацию региональному менеджеру, но точных сроков решения проблемы не называет. И так по кругу. Пришли к постамату опять. Он стоял в магазине Дикси. Присмотрелись: вилка вытащена из розетки. Вставили. Постамат подключился к сети, и мы смогли достать посылку. Нашёл администратора Дикси, так как в магазине был недавно ремонт, и я подумал, что постамат просто забыли включить в розетку, когда переставляли. Администратор сказала, что постамат отключён, так как СДЭК не оплачивает аренду, отругала нас и сказала, что мы должны выключить его обратно😅4
  • Сергей СтаценкоС позиции качественного анализа СДЭК не прошел тест на инвестиционную привлекательность. Судя по отзывам, большой минус СДЭКа - франчайзинговая модель, когда франчайзи нет дела до качественного сервиса. Если не организуют контроль качества со стороны франчайзера, то до IPO дело и не дойдет.0
  • ceне инвестирую в компании, в которые не верю. Очень много негативного опыта в жизни с ними было0
  • Юлия ЗариповаЯ неквал, Про СДЭК мне написали недопустимый для меня риск, не бери.1
  • Юрий РузавинСергей, это не настолько интересно, чтоб брать повышенный риск. Лучше взять схожий риск или даже меньше, например, в Эталоне и получить больше0
  • Сергей СтаценкоВ любом случае, на все Эталона взять не получится, придется диверсифицироваться.0
  • ArbatПолный отстой : грузы не доставляют от слова совсем , нет транспорта с габаритами 2000мм Финансовая составляющая уже по барабану, если компания не выполняет своих прямых функций !!! Делаем выводы - вкладывать туда деньги это утопия ..0
  • Ludmila MateloВ СДЭК нет, есть другие варианты.0
  • Nikolay KurtyakovAdolf, вы могли застраховать Вашу посылку на сумму стоимости. СДЭК это еще не UPS, FedEx по сервису. Достаточно молодая компания. Мне кажется, это Вы поступили достаточно по русски, не застраховав посылку)0
  • Nikolay Kurtyakovce, напрмер?0
  • Nikolay KurtyakovLudmila, например?0