19 февраля во Флориде пройдет «Дайтона-500» — первая гонка нового сезона «Наскара»
В каждой гоночной серии есть свои легендарные этапы: «24 часа Ле-Мана» в чемпионате мира на выносливость, «500 миль Индианаполиса» в «Индикаре», Гран-при Монако в «Формуле-1».
Для «Наскара», одного из самых популярных соревнований на серийных автомобилях, такой гонкой считается «Дайтона-500» — в США ее даже называют Великой американской гонкой.
Рассказываем, как проходит открывающий сезон заезд, чем интересны гонки «Наскар» и за кем из пилотов стоит следить.
Где и когда смотреть гонку
С 2007 года права на трансляцию гонки принадлежат американскому каналу Fox. Кроме собственно телеэфира посмотреть заезд можно в стриминговых сервисах: Hulu + Live TV, fuboTV, YouTube TV. Из России они доступны через VPN, а для оплаты подписки понадобится работающая за рубежом карта.
В России «Дайтона-500» официально не транслируется, но в интернете можно найти любительские прямые эфиры с комментариями на русском языке.
Гонка начнется 19 февраля в 22:30 по московскому времени.
Особенности гонки
Трасса. На автодроме «Дайтона» проводится несколько гонок с разными конфигурациями. Например, «24 часа Дайтоны» включает участок в инфилде, то есть внутренней части овала. В «Дайтоне-500» его нет, на трассе предусмотрено всего четыре плавных поворота.
Длина трека — 2,5 мили, или 4 километра. За время заезда пилоты проходят 200 кругов, в сумме 500 миль — отсюда и название события. В среднем гонка продолжается 3,5—4 часа, однако назвать точное время заранее невозможно: все зависит от погоды и количества коушенов — инцидентов на треке, из-за которых пилоты обязаны замедлиться и до устранения последствий ехать в сниженном темпе. О таких ситуациях судьи сигнализируют при помощи желтых флагов.
На протяжении всего заезда участники едва прикасаются к педали тормоза. Отсутствие резких поворотов позволяет проходить весь круг на максимальной скорости, а замедляться приходится только для заезда на пит-стоп. Но если гонщики сбавили скорость из-за коушена, иногда бывает трудно восстановить набранный темп: при рестарте нередко случаются новые аварии. В автогонках даже есть поговорка: «Желтые флаги притягивают желтые флаги».
Иногда дистанция может оказаться и больше 200 кругов — из-за овертаймов: если в момент финиша на трассе вывешен желтый флаг, заезд продлевается.
Гонка 2020 года получилась самой длинной в истории: пилоты прошли в общей сложности 209 кругов, 522,5 мили. А порой дистанция, наоборот, сокращается: в 1974 году это сделали из-за мирового энергетического кризиса. А в 1965, 1966, 2003 и 2009 годах заезд завершили досрочно из-за дождя: на скорости 200 миль в час удержать автомобиль на мокром асфальте практически невозможно.
Этапы. Заезд разделен на три отрезка: первые два — по 65 кругов, последний — 70. По итогам первого и второго отрезков 10 лучших пилотов получают от 1 до 10 очков в зависимости от их позиции. В конце всей гонки победитель получает 40 очков в зачет и 5 бонусных очков в будущую стадию плей-офф, пилот на втором месте — 35 очков, третий — 34 очка и так далее с шагом в одно очко. Гонщики, занявшие места с 36 по 40, получают по одному очку.
Третий отрезок гонки — самый напряженный и насыщенный: на последних 50 кругах пилоты начинают чаще рисковать и настойчивее атаковать соперников в надежде выйти вперед. В это время на трассе нередко появляются желтые флаги, а иногда случаются аварии из нескольких машин — в «Наскаре» их называют The Big One. Один из самых громких завалов «Дайтоны-500» произошел в 2002 году, когда на 149-м круге столкнулись сразу 18 автомобилей.
Пит-стопы. Как и в других продолжительных гонках, на «Дайтоне-500» предусмотрены пит-стопы для замены шин и дозаправки. Во время пит-стопов от гонщика и его команды требуется максимальная осторожность.
За нарушение правил, например превышение скорости или выкатывание колеса на трассу, пилот получает штраф и отправляется в самый конец потока машин. Строгие правила объясняются заботой о безопасности участников и зрителей: любые помехи на дороге при таких высоких скоростях могут привести к трагичным последствиям.
С чего началась «Дайтона-500»
История гонки уходит корнями в начало 20 века. Серии «Наскар» тогда еще не существовало, но в Дайтона-Бич уже проходили заезды. Первый — Ormond Challenge Cup — состоялся в 1903 году. Гонка привлекла внимание зрителей и пилотов, и поучаствовать в следующих соревнованиях съезжались спортсмены со всего мира.
Пляжные гонки продолжались долгие годы, и именно здесь зародилась серия «Наскар»: в 1947 году гонщик и предприниматель Билл Франц собрал в отеле 35 механиков, инженеров и бизнесменов и предложил им проводить гонки на обычных серийных автомобилях, привлекая все больше зрителей. Один из участников той встречи предложил назвать новую организацию National Association for Stock Car Auto Racing — так и появилась легендарная аббревиатура.
Тогда гонки проводились на обычных автомобилях: многие пилоты приезжали с семьями на своих машинах, на них же участвовали в заезде и возвращались домой. Создание специальных гоночных автомобилей, модернизированных и более сложных, началось гораздо позже — идея зародилась в начале 2000-х. Сейчас болиды «Наскара» едва ли можно сравнить с теми, что ездят по обычным дорогам: от них остались лишь капот, крыша и совсем немного деталей внутри.
Популярность «Дайтоны» росла, на пляже не хватало места для проведения масштабных заездов, поэтому организаторы приняли решение построить полноценный гоночный трек. Строительство нового автодрома началось в 1957 году, еще через год состоялась последняя гонка на пляже, а с февраля 1959 отсчитывается официальная история трассы Daytona Beach International Speedway. 60-летие трассы отметили четыре года назад, но в этот раз «Дайтона» празднует еще один юбилей: эта гонка станет 65-й.
Драфт — важный элемент «Наскара»
Для понимания того, что происходит во время гонок «Наскар», важно упомянуть понятие «драфт». Многие новички могут включить трансляцию и сразу задаться вопросом, почему весь заезд пилоты едут выстроившись в несколько линий буквально в сантиметрах друг от друга, лишь время от времени меняя линии или образовывая новые. Это и есть пример использования драфта — особого эффекта, свойственного скоростным трассам.
Во время гонки позади сток-кара создается вакуум, и машина, следующая за ним в этом потоке, встречает меньшее сопротивление воздуха. Это позволяет пилоту снизить нагрузку на двигатель и получить преимущество во время обгона. В мире автогонок эффект открыл Ричард Петти — самый успешный пилот «Дайтоны-500» с семью победами в гонке. Он одним из первых понял, как можно использовать эффект драфта при обгоне.
На протяжении всей гонки пилоты работают в нескольких линиях, выстраиваясь за лидирующей машиной. Как ни парадоксально, для эффективного использования драфта и образования новых линий участникам приходится работать сообща. При этом обгон или переход из одной линии в другую — это всегда большой риск. Выход из драфта может обернуться резкой потерей скорости, что добавляет соревнованию интриги и зрелищности.
Как проходит «Дайтона-500»
Приготовления к гонке участники начинают за несколько месяцев: на модернизацию машин тратится много времени и ресурсов. Некоторые команды бросают все силы именно на «Дайтону», рассчитывая победить и сразу выйти в плей-офф, другие предпочитают риску стабильные выступления на протяжении всего сезона.
Основной заезд традиционно проходит в воскресенье, но формально «Дайтона-500» стартует еще в среду. В гонке может принять участие только 40 автомобилей, 36 из них «чартерные» — они будут выступать полный сезон, поэтому организаторы гарантируют им место в заезде. Остальные четыре места разыгрываются среди пилотов на «открытых» машинах в квалификации, там же определяется стартовая решетка основного заезда.
Квалификация проходит в несколько этапов. Первый называется Busch Light Pole Qualifying: все гонщики в заявочном листе стараются показать лучшее время круга. Два пилота с лучшими результатами получают поул-позиции — первые места на стартовой решетке воскресной гонки. Среди участников на «открытых» машинах двое лучших гарантированно проходят в основной заезд, но продолжают квалификацию с остальными.
Всех гонщиков из первого этапа, кроме двух победителей, распределяют на две гонки по 60 кругов каждая, они проходят в четверг и называются «дуэли». По их итогам добирают участников на «открытых» машинах — по лучшему претенденту в каждом заезде — и распределяют стартовые позиции на воскресенье.
После квалификаций проводится еще несколько свободных практик, в которых пилоты нарезают круги по треку и экспериментируют с настройками и конфигурациями автомобилей. В воскресенье организаторы устраивают насыщенную программу с красной дорожкой и концертом, после чего стартует главное событие гоночного уик-энда — основной заезд «Дайтона-500».
После завершения гонки зрители расходятся не сразу. Обычно сразу после финиша победитель празднует свой триумф: обнимается с командой, общается с болельщиками и «крутит пончики» на треке. Затем следует торжественная часть с награждением.
Помимо баллов в общий зачет победитель получает крупное вознаграждение. Организаторы официально не раскрывают призовой пул, но, по информации журналистов, в 2023 году он составит почти 27 млн долларов, из которых примерно 2,5 млн заберет лучший гонщик.
За кем следить
Из-за высокого уровня конкуренции в «Наскаре» и непредсказуемости каждой гонки назвать претендентов на победу в «Дайтоне-500» сложно. Однако можно выделить несколько команд и гонщиков в их составе, чьи шансы на успех достаточно высоки.
Team Penske — одна из самых известных команд не только в «Наскаре», но и в «Индикаре». Когда-то ее основатель Роджер Пенске даже выставлял коллектив в «Формуле-1». Прошлый сезон команда закончила на первом месте, а теперь постарается повторить успех. В составе на этот год прошлогодний победитель «Дайтоны-500» Остин Синдрик, действующий чемпион «Наскара» Джоуи Логано и семикратный победитель в гонках серии Райан Блэйни.
Hendrick Motorsports — еще один сильный коллектив, который с 1984 года завоевал 14 титулов в серии. Навязать борьбу за первое место может любой пилот команды, но в первую очередь — чемпион «Наскара» 2021 года Кайл Ларсон. Кроме него в составе заявлены Чейз Эллиот, Алекс Боуман и Уильям Байрон с восемнадцатью, семью и четырьмя победами в гонках серии соответственно.
Joe Gibbs Racing — довольно известная команда, представители которой пять раз становились чемпионами серии. В этом году коллектив заявил нескольких сильных пилотов: Мартина Труэкса — младшего, чемпиона 2017 года и одного из самых популярных у российских зрителей гонщиков; Дэнни Хэмлина, трижды побеждавшего в «Дайтоне-500»; Кристофера Белла — пилота с четырьмя победами за три года выступлений в «Наскаре»; Тая Гиббса — прошлогоднего дебютанта серии и внука владельца команды Джо Гиббса.
Это лишь три из 16 «чартерных» команд в этом сезоне, и нет никаких гарантий, что именно их пилоты добьются победы. В «Наскаре» опытные гонщики нередко попадают в аварии и сходят с трассы, а исход заезда может быть неожиданным. Например, в прошлом сезоне Росс Честейн установил новый рекорд времени круга при помощи приема из видеоигры: пилот прижался вплотную к ограждению и обогнал сразу пятерых конкурентов. Тогда результат засчитали, но в этом году маневр запретили.
Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik