29 января в штате Флорида завершилась гонка «24 часа Дайтоны», одно из самых престижных и сложных соревнований в мире гонок на выносливость

Заезд традиционно открывает чемпионат IMSA WeatherTech SportsCar, в который входят еще три этапа на выносливость — длительностью 12, 10 и 6 часов, — а также серия спринтерских соревнований до 3 часов. «Дайтона» — главное событие всего турнира.

Как богатеть
Главные материалы обо всем, что влияет на ваши деньги и жизнь, — в вашей почте по средам и субботам. Бесплатно

Что нужно знать о гонке

Мы подробно рассказывали об особенностях «24 часов Дайтоны» в нашем превью гонки — ниже напомним, в чем суть соревнования.

Всю неделю перед основным заездом около 200 пилотов — как именитые участники «Формулы-1», «Индикара» и «Наскара», так и гонщики-любители — проводят тестовые и квалификационные заезды. А на выходных экипажи в течение суток непрерывно соревнуются друг с другом на трассе длиной 5,728 километра. Задача команд — доказать эффективность своего болида на большой дистанции. Побеждает коллектив, который за сутки пройдет наибольшее количество кругов.

Гонка проводится для нескольких классов автомобилей. Заезд проходит для всех одновременно, а результат попадает в общий зачет, но главная цель каждой команды — победить в своей категории. В 2023 году было представлено пять основных классов:

  1. GTP — Grand Touring Prototype — прототипы с гибридной трансмиссией, они дебютировали в этом году. Внутри категории болиды можно разделить на классы LMH и LMDh. Технические требования у них одинаковые, но в первом случае производитель собирает машину сам, а во втором — ставит свой мотор и внешние комплектующие на готовые шасси.
  2. LMP2 — Le Mans Prototype 2 — второй по скорости класс, прототипы с закрытым кокпитом.
  3. LMP3 — Le Mans Prototype 3 — прототипы начального уровня с закрытым кокпитом.
  4. GTD — GT Daytona — автомобили GT, которые соответствуют требованиям FIA GT3.
  5. GTD Pro — GT Daytona Pro — автомобили, которые с точки зрения техники и регламента не отличаются от GTD. Разница заключается в уровне выступающих пилотов: здесь представлены экипажи, состоящие исключительно из профессиональных гонщиков.

Квалификация

«Дайтона» начинается с квалификационных заездов, по итогам которых определяются стартовые позиции команд перед основной частью соревнования. В этом году квалификация оказалась не менее захватывающей, чем сама гонка, — во многом благодаря новому классу GTP.

В этой категории у пилотов было 20 минут, чтобы показать лучшее время и занять выгодное место в стартовой решетке. В течение всего заезда Том Блумквист из «Акуры» и Фелипе Наср из «Порше» обменивались лучшими кругами, но в решающий момент победу одержал первый. Блумквист проехал круг за 1 минуту 34,031 секунды и обогнал конкурента всего на 0,83 секунды.

В категории LMP2, где были заявлены только экипажи Oreca, судьбу стартовой решетки решила остановка заезда из-за двойной аварии. Сначала в шестом повороте с управлением не справился Фред Пурдэд из команды Proton Competition, следом за ним в ограждение у седьмого поворота врезался пилот Tower Motorsports Джон Фарано. В результате преимущество на старте досталось команде PR1 Mathiasen Motorsports.

По сравнению с борьбой в GTP и LMP2, квалификация в остальных классах выглядела не такой насыщенной. Лучший круг в LMP3 — 1 минута 43,197 секунды — показала команда Sean Creech Motorsport. А в серии GTD, которая делится на две категории — обычную и Pro, победил коллектив Winward Racing. Что любопытно, профессионалы уступили любителям — и сразу три гонщика GTD оказались быстрее лучшего пилота GTD Pro.

Основной заезд

Прошедшую гонку можно условно разделить на три части: непредсказуемый старт, относительно спокойный вечерний и ночной отрезок и полтора часа напряженной борьбы за места на подиуме прямо перед финишем. Но обо всем по порядку.

Уже в первые часы пилоты «БМВ» и «Порше» столкнулись с техническими неполадками. У первых возникли проблемы с гибридным двигателем, из-за чего экипаж под номером 25 вышел из борьбы за призовые места. В составе «Порше» один из пилотов внезапно остановился на 40-м круге. Хотя спустя некоторое время он смог вернуться в гонку, отставание от лидеров было уже не отыграть.

Porsche 911 экипажа № 91 во время пит-стопа. Фото: James Gilbert / Getty Images
Porsche 911 экипажа № 91 во время пит-стопа. Фото: James Gilbert / Getty Images

На фоне проблем немецких производителей стабильность японской «Акуры» впечатляла. Пилоты уверенно проезжали круг за кругом, и помешать им, казалось, могут только внезапные технические проблемы. Ночью у одного из болидов произошла утечка топлива, и механикам в срочном порядке пришлось устранять проблемы, которые могли стоить экипажу места на подиуме. Но проблема оказалась не настолько серьезной, и после ремонта пилоты бросились в погоню за соперниками из «Порше».

Круг за кругом экипаж под номером 60 сокращал отставание и к решающему отрезку гонки смог не только догнать соперников, но и выйти вперед. Отчасти помогли технические замедления гонщиков по требованию судей. В идеальных условиях отыграть три круга практически невозможно — можно сказать, что «Акуре» в тот день способствовала удача. В остальном ночной отрезок гонки прошел спокойно.

В заключительной части соперники всеми силами пытались навязать борьбу лидерам из японской команды. Последним пилотом экипажа победителей был Том Блумквист, один из самых опытных участников гонки. Он безупречно провел последние 90 минут: не только сохранял преимущество, но и умело лавировал между машинами из других классов. У других коллективов практически не было шансов догнать «Акуру».

В итоге Блумквист финишировал на первом месте, сразу за ним с интервалом в 4,19 секунды заезд завершил второй экипаж «Акуры». Далее с минимальным отставанием — в 9 и 11 секунд от победителя — прибыли две машины команды «Кадиллак». Настолько плотный результат доказал, что в новом классе спортпрототипов в этом сезоне ожидается захватывающая борьба, по накалу не уступающая престижному соревнованию FIA WEC — чемпионату мира по гонкам на выносливость.

Том Блумквист, один из пилотов экипажа № 60, финиширует на первом месте. Фото: James Gilbert / Getty Images
Том Блумквист, один из пилотов экипажа № 60, финиширует на первом месте. Фото: James Gilbert / Getty Images

На фоне борьбы в новой категории GTP противостояние в остальных классах ушло на второй план. Самой интересной и непредсказуемой стала победа команды Proton Competition в LMP2. Экипаж под номером 55 занял первую строчку в своей категории с преимуществом всего в 0,016 секунды. Для сравнения: в 2022 году разница между первым и вторым местом в LMP2 составила примерно 7 секунд.

В GTD и GTD Pro, как и в квалификации, любители выиграли у профессионалов: команда The Heart of Racing на Aston Martin Vantage GT3 победила в своей категории и финишировала на 16-м месте в общем зачете. Экипаж WeatherTech Racing на Mercedes-AMG GT3 отстал на 2,363 секунды — коллектив победил в классе GTD Pro и занял 17-е место в общем зачете.

Лучшие результаты в классе GTP

Место Номер экипажа Команда/спонсор Автомобиль Пройденные круги Время
1 60 🇺🇸 Meyer Shank Racing Acura ARX-06 783 24:01'19.952
2 10 🇺🇸 Wayne Taylor Racing Acura ARX-06 783 24:01'24.142
3 01 🇺🇸 Cadillac Racing Cadillac V-LMDh 783 24:01'29.582
4 02 🇺🇸 Cadillac Racing Cadillac V-LMDh 783 24:01'31.128
5 31 🏳️ Без команды Cadillac V-LMDh 771 24:01'43.276
1 место
Номер экипажа
60
Команда/спонсор
🇺🇸 Meyer Shank Racing
Автомобиль
Acura ARX-06
Пройденные круги
783
Время
24:01'19.952
2 место
Номер экипажа
10
Команда/спонсор
🇺🇸 Wayne Taylor Racing
Автомобиль
Acura ARX-06
Пройденные круги
783
Время
24:01'24.142
3 место
Номер экипажа
01
Команда/спонсор
🇺🇸 Cadillac Racing
Автомобиль
Cadillac V-LMDh
Пройденные круги
783
Время
24:01'29.582
4 место
Номер экипажа
02
Команда/спонсор
🇺🇸 Cadillac Racing
Автомобиль
Cadillac V-LMDh
Пройденные круги
783
Время
24:01'31.128
5 место
Номер экипажа
31
Команда/спонсор
🏳️ Без команды
Автомобиль
Cadillac V-LMDh
Пройденные круги
771
Время
24:01'43.276

Лучшие результаты в классе LMP2

Место Номер экипажа Команда/спонсор Автомобиль Пройденные круги Время
1 55 🏳️ Без команды ORECA LMP2 07 761 24:02'33.209
2 04 🇺🇸 Crowdstrike Racing by APR ORECA LMP2 07 761 24:02'33.225
3 88 🇮🇹 AF Corse ORECA LMP2 07 761 24:02'38.843
4 35 🇫🇷 TDS Racing ORECA LMP2 07 761 24:02'46.310
5 08 🏳️ Без команды ORECA LMP2 07 759 24:02'45.343
1 место
Номер экипажа
55
Команда/спонсор
🏳️ Без команды
Автомобиль
ORECA LMP2 07
Пройденные круги
761
Время
24:02'33.209
2 место
Номер экипажа
04
Команда/спонсор
🇺🇸 Crowdstrike Racing by APR
Автомобиль
ORECA LMP2 07
Пройденные круги
761
Время
24:02'33.225
3 место
Номер экипажа
88
Команда/спонсор
🇮🇹 AF Corse
Автомобиль
ORECA LMP2 07
Пройденные круги
761
Время
24:02'38.843
4 место
Номер экипажа
35
Команда/спонсор
🇫🇷 TDS Racing
Автомобиль
ORECA LMP2 07
Пройденные круги
761
Время
24:02'46.310
5 место
Номер экипажа
08
Команда/спонсор
🏳️ Без команды
Автомобиль
ORECA LMP2 07
Пройденные круги
759
Время
24:02'45.343

Лучшие результаты в классе LMP3

Место Номер экипажа Команда/спонсор Автомобиль Пройденные круги Время
1 17 🇨🇦 AWA Duqueine D08 737 24:02'33.970
2 33 🇺🇸 Sean Creech Motorsport Ligier JS P320 725 24:02'11.371
3 38 🇺🇸 Performance Tech Motorsports Ligier JS P320 721 24:01'48.523
4 13 🇨🇦 AWA Duqueine D08 717 24:02'11.955
5 85 🇺🇸 Unitronic JDC-Miller MotorSports Duqueine D08 715 24:02'31.716
1 место
Номер экипажа
17
Команда/спонсор
🇨🇦 AWA
Автомобиль
Duqueine D08
Пройденные круги
737
Время
24:02'33.970
2 место
Номер экипажа
33
Команда/спонсор
🇺🇸 Sean Creech Motorsport
Автомобиль
Ligier JS P320
Пройденные круги
725
Время
24:02'11.371
3 место
Номер экипажа
38
Команда/спонсор
🇺🇸 Performance Tech Motorsports
Автомобиль
Ligier JS P320
Пройденные круги
721
Время
24:01'48.523
4 место
Номер экипажа
13
Команда/спонсор
🇨🇦 AWA
Автомобиль
Duqueine D08
Пройденные круги
717
Время
24:02'11.955
5 место
Номер экипажа
85
Команда/спонсор
🇺🇸 Unitronic JDC-Miller MotorSports
Автомобиль
Duqueine D08
Пройденные круги
715
Время
24:02'31.716

Лучшие результаты в классе GTD Pro

Место Номер экипажа Команда/спонсор Автомобиль Пройденные круги Время
1 79 🇺🇸 WeatherTech Racing Mercedes-AMG GT3 729 24:02'43.470
2 03 🇺🇸 Corvette Racing Chevrolet Corvette C8.R GTD 729 24:02'47.386
3 14 🇺🇸 Vasser Sullivan Lexus RC F GT3 729 24:02'54.423
4 63 🇮🇹 Iron Lynx Lamborghini Huracan GT3 EVO2 728 24:01'26.492
5 09 🏳️ Без команды Porsche 911 GT3 R (992) 728 24:01'45.416
1 место
Номер экипажа
79
Команда/спонсор
🇺🇸 WeatherTech Racing
Автомобиль
Mercedes-AMG GT3
Пройденные круги
729
Время
24:02'43.470
2 место
Номер экипажа
03
Команда/спонсор
🇺🇸 Corvette Racing
Автомобиль
Chevrolet Corvette C8.R GTD
Пройденные круги
729
Время
24:02'47.386
3 место
Номер экипажа
14
Команда/спонсор
🇺🇸 Vasser Sullivan
Автомобиль
Lexus RC F GT3
Пройденные круги
729
Время
24:02'54.423
4 место
Номер экипажа
63
Команда/спонсор
🇮🇹 Iron Lynx
Автомобиль
Lamborghini Huracan GT3 EVO2
Пройденные круги
728
Время
24:01'26.492
5 место
Номер экипажа
09
Команда/спонсор
🏳️ Без команды
Автомобиль
Porsche 911 GT3 R (992)
Пройденные круги
728
Время
24:01'45.416

Лучшие результаты в классе GTD

Место Номер экипажа Команда/спонсор Автомобиль Пройденные круги Время
1 27 🇺🇸 Heart of Racing Team Aston Martin Vantage GT3 729 24:02'41.107
2 44 🇦🇹 GRT Magnus Aston Martin Vantage GT3 729 24:02'46.470
3 70 🇺🇸 Inception Racing McLaren 720S GT3 729 24:02'57.592
4 66 🇺🇸 Gradient Racing Acura NSX GT3 729 24:03'01.698
5 12 🇺🇸 Vasser Sullivan Lexus RC F GT3 728 24:01'21.808
1 место
Номер экипажа
27
Команда/спонсор
🇺🇸 Heart of Racing Team
Автомобиль
Aston Martin Vantage GT3
Пройденные круги
729
Время
24:02'41.107
2 место
Номер экипажа
44
Команда/спонсор
🇦🇹 GRT Magnus
Автомобиль
Aston Martin Vantage GT3
Пройденные круги
729
Время
24:02'46.470
3 место
Номер экипажа
70
Команда/спонсор
🇺🇸 Inception Racing
Автомобиль
McLaren 720S GT3
Пройденные круги
729
Время
24:02'57.592
4 место
Номер экипажа
66
Команда/спонсор
🇺🇸 Gradient Racing
Автомобиль
Acura NSX GT3
Пройденные круги
729
Время
24:03'01.698
5 место
Номер экипажа
12
Команда/спонсор
🇺🇸 Vasser Sullivan
Автомобиль
Lexus RC F GT3
Пройденные круги
728
Время
24:01'21.808

Что дальше

В рамках чемпионата IMSA WeatherTech SportsCar в 2023 году пройдет еще десять этапов, включая три гонки на выносливость и семь спринтерских заездов. Следующая гонка — «12 часов Себринга», — запланирована на 12 марта. Пилоты проведут на треке протяженностью 5,950 км около 12 часов, принять участие смогут все пять заявленных категорий машин.

На каждом этапе разыгрываются очки, которые суммируются и идут в общий зачет. В спринтерских гонках победитель каждой категории получает 35 баллов, участники, которые заняли со второго по пятое место, — 32, 30, 28 и 26 соответственно. Далее — на одно очко меньше за каждую следующую строчку. Все участники, пришедшие к финишу, получают как минимум один балл.

В гонках на выносливость очки начисляют за каждый пройденный отрезок. Например, на «24 часах Дайтоны» каждые 6 часов лидер получал 5 баллов, участники, занявшие второе и третье места, — 4 и 3 балла. Все остальные пилоты, не сошедшие с дистанции, зарабатывали по два балла. По итогам всего турнира определяются лучшие участники в каждой категории.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.