На матчи РПЛ больше не пускают без карты болельщика: как новые правила меняют футбол в России

Посещаемость стадионов снизилась в несколько раз

87
На матчи РПЛ больше не пускают без карты болельщика: как новые правила меняют футбол в России
Аватар автора

Саша Кириллова

переживает за российский футбол

Страница автора

С начала 2023 года попасть на игры российской Премьер-лиги можно только по паспорту болельщика.

Без документа нельзя купить билет или абонемент, пройти на территорию стадиона в день матча тоже не получится. В первой части чемпионата система Fan ID работала только на пяти аренах России, но с декабря 2022 года ее распространили на все клубы.

Первые матчи после зимнего перерыва побили антирекорды посещаемости: на некоторых стадионах так мало зрителей не было никогда. Рассказываем, как прошел первый тур РПЛ, на игры которого нельзя было попасть без Fan ID.

Что такое паспорт болельщика

Карта болельщика — электронный документ, необходимый для посещения спортивных соревнований. Его должны получить все зрители и участники мероприятия, в том числе дети до 14 лет.

Заявления на карты принимают через госуслуги и приложение «Карта болельщика» либо в МФЦ. При подаче онлайн сходить в МФЦ все равно придется — чтобы подтвердить личность. Подробнее о том, как получить Fan ID, мы писали в инструкции.

Как выглядел первый тур после зимы

Самой посещаемой игрой стала встреча «Зенита» и «Пари НН» в Санкт-Петербурге — посмотреть ее пришли 19,7 тысячи зрителей при вместимости стадиона в 68 тысяч. Этот результат в несколько раз превосходит показатели остальных матчей тура, но все равно стал одним из худших на «Газпром-арене». Так мало болельщиков на стадионе было только во время ограничений из-за COVID-19.

На игру «Факела» и «Химок» в Воронеже пришли 10 тысяч зрителей. Для воронежского клуба матч стал худшим по посещаемости в лиге. Ранее домашние матчи «Факела» собирали не менее 12 тысяч зрителей.

Матч «Краснодара» и «Торпедо» в Краснодаре посмотрели 7,9 тысячи человек. Болельщики жаловались на проблемы с проходом на стадион: работали только два турникета. Для сравнения: на игру краснодарской команды в Кубке России 28 февраля пришли 26 тысяч зрителей. Туда пускали без паспорта болельщика.

На матч «Спартака» и «Урала» в Москве пришли 4,2 тысячи человек. Так мало зрителей на домашней игре московского клуба не было с 18 сентября 2004 года. В текущем сезоне все матчи «Спартака» собирали не менее 10 тысяч болельщиков — несмотря на то, что из-за ограничений МВД лимит вместимости стадиона уменьшился до 15 тысяч мест, а активные фанаты бойкотируют все игры из-за Fan ID. К примеру, фанатские объединения не прерывали акцию даже ради финала Кубка России, который в итоге выиграл «Спартак», — хотя для него паспорт болельщика не требовался.

Вместе с матчем «Спартака» и «Урала» отметку в 5 тысяч зрителей не преодолели еще четыре игры тура: «Сочи» — ЦСКА, «Динамо» — «Крылья Советов», «Ростов» — «Локомотив», «Ахмат» — «Оренбург».

Если сравнить показатели 18-го тура лиги с допандемийным сезоном-2018/19, то разница становится очень заметной, посчитала «Бумага». Посещаемость матчей «Спартака» снизилась на 86%, «Ростова» — на 84%, «Краснодара» — на 68%, «Зенита» — на 59%.

Посещаемость стадионов РПЛ в 18-м туре и в сезоне-2018/19

МатчМестоПосещаемость матча 18-го тура, тысячиСредняя посещаемость в сезоне-2018/19, тысячи
«Зенит» — «Пари НН»Санкт-Петербург19,731,3
«Факел» — «Химки»Воронеж10,3
«Краснодар» — «Торпедо»Краснодар7,920,9
«Ростов» — «Локомотив»Ростов-на-Дону4,926,9
«Динамо» — «Крылья Советов»Москва4,913,9
«Сочи» — ЦСКАСочи4,4
«Спартак» — «Урал»Москва4,227,6
«Ахмат» — «Оренбург»Грозный4,115,4

Посещаемость стадионов РПЛ в 18-м туре и в сезоне-2018/19

«Зенит» — «Пари НН»
МестоСанкт-Петербург
Посещаемость матча 18-го тура, тысячи19,7
Средняя посещаемость в сезоне-2018/19, тысячи31,3
«Факел» — «Химки»
МестоВоронеж
Посещаемость матча 18-го тура, тысячи10,3
Средняя посещаемость в сезоне-2018/19, тысячи
«Краснодар» — «Торпедо»
МестоКраснодар
Посещаемость матча 18-го тура, тысячи7,9
Средняя посещаемость в сезоне-2018/19, тысячи20,9
«Ростов» — «Локомотив»
МестоРостов-на-Дону
Посещаемость матча 18-го тура, тысячи4,9
Средняя посещаемость в сезоне-2018/19, тысячи26,9
«Динамо» — «Крылья Советов»
МестоМосква
Посещаемость матча 18-го тура, тысячи4,9
Средняя посещаемость в сезоне-2018/19, тысячи13,9
«Сочи» — ЦСКА
МестоСочи
Посещаемость матча 18-го тура, тысячи4,4
Средняя посещаемость в сезоне-2018/19, тысячи
«Спартак» — «Урал»
МестоМосква
Посещаемость матча 18-го тура, тысячи4,2
Средняя посещаемость в сезоне-2018/19, тысячи27,6
«Ахмат» — «Оренбург»
МестоГрозный
Посещаемость матча 18-го тура, тысячи4,1
Средняя посещаемость в сезоне-2018/19, тысячи15,4

Как клубы пытаются привлечь болельщиков на стадионы

Клубы российской Премьер-лиги придумывают разные способы, чтобы обеспечить посещаемость своих матчей. По данным источников портала «Чемпионат-ком», такой деятельности по привлечению ожидают в Минцифры. Приведем несколько примеров.

Билеты. «Зенит» снизил цены на билеты на первый матч после зимней паузы до 100—200 рублей и предлагал бесплатные напитки, закуски и шарфы на матче с «Пари НН».

Программы лояльности. ФК «Динамо» запустила новую программу лояльности «Динамика». Болельщики, оформившие Fan ID, получат сертификаты на 1923 ₽ — их можно потратить на покупку билетов и атрибутики.

Подарки. Клубы объявили о розыгрыше автомобилей: «Зенит» предлагает болельщикам попытаться выиграть Ладу Гранту, а «Химки» — черно-красную машину неназванной модели. За три месяца ставки выросли: в январе подмосковный клуб обещал болельщикам с Fan ID 20 эксклюзивных календарей и розыгрыш среди их обладателей. В числе призов назывались, например, билеты в вип-ложу.

Помощь с оформлением Fan ID. «Урал» в сотрудничестве с МФЦ организовал выездные сессии на предприятия — рабочие могли оформить документ прямо на заводах. В Петербурге временный центр выдачи паспортов болельщиков развернули у «Газпром-арены» в день матча с «Пари НН». Этим занимались более 80 сотрудников городских МФЦ.

Рассылка о том, как жить и богатеть
Лучшая статья недели — в вашей почте каждую среду. Бесплатно

Что говорят власти и клубы

Президент РПЛ Александр Алаев заявил, что лига сделает все возможное, чтобы увеличить число болельщиков на играх чемпионата. Матч «Спартака» и «Урала» он назвал «грустной картиной» и отметил, что посещаемость была «не такой, какой должна быть».

По данным источников «Спортс-ру», близким к командам РПЛ, в клубах смотрят на будущее пессимистично. «Спартак» и «Зенит» могут потерять до 400 млн рублей за сезон, всего потери клубов лиги могут достичь 1,5 млрд рублей, подсчитало издание.

Российские клубы беспокоятся и из-за некоторых нерешенных проблем, связанных с работой системы Fan ID. Например, теперь в музей «Спартака» в дни матчей не пускают людей без паспортов болельщика: по закону им нельзя проходить на территорию стадиона.

Непонятно, что будет с клубами ФНЛ, которые по итогам сезона выйдут в РПЛ: переоборудовать стадионы и тестировать системы им придется практически за два месяца.

В Госдуме цифры посещаемости привели к небольшой дискуссии среди депутатов. Виталий Милонов пообещал направить премьер-министру РФ Михаилу Мишустину предложение приостановить систему Fan ID, а Николай Валуев заявил, что отменять закон не будут. Сергей Обухов напомнил, что уже разработал законопроект об отмене Fan ID, и назвал сложившуюся систему «позорищем». Следует отметить, что документ внесли в Госдуму еще летом 2022 года — с тех пор он находится «на рассмотрении».

По данным Минцифры, карту болельщика оформили 450 тысяч человек. В ноябре 2022 года — перед зимней паузой — число выпущенных документов составляло 300 тысяч. В Москве карту получили только 46 тысяч человек, а в Санкт-Петербурге — 29 тысяч.

Как система Fan ID работала в первом круге

Систему паспортов болельщика ввели еще летом 2022 года, но до декабря она работала только на пяти стадионах России: в Самаре, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Сочи.

Издание «Спортс-ру» сообщило, что за первые восемь туров посещаемость этих арен упала катастрофически. По сравнению с сезоном-2018/19 в среднем число людей на стадионах снизилось в четыре раза.

К примеру, посещаемость «Ростова» за четыре года упала с 30 до 6,6 тысячи человек, «Урала» — с 15,7 до 4,3 тысячи, «Крыльев Советов» — с 22,5 до 5,6 тысячи. На матчи клуба из Екатеринбурга так мало болельщиков не ходило с сезона-2010, тогда команда еще играла в Первой лиге.

В первой части сезона-2022/23 посещаемость матчей РПЛ была невысокой в том числе из-за массового бойкота — так болельщики клубов выражали несогласие с системой Fan ID. К акции присоединились все фанатские движения, кроме «Ахмата».

Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik

Как относитесь к системе Fan ID в России?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество