Как ФАС обязала МТС снизить тарифы и уплатить в бюджет 3 млрд рублей: хронология спора
Федеральная антимонопольная служба несколько месяцев вела расследование в отношении МТС из-за повышения тарифов на услуги связи.
Оператор настаивал, что абонентскую плату пришлось повысить из-за растущих затрат на обслуживание оборудования и развитие инфраструктуры. В ФАС возражали, что не видят у МТС необходимости брать больше денег с клиентов.
Главные аргументы и итог спора — в нашей хронологии.
МТС повысил тарифы
В начале апреля МТС предупредил клиентов о повышении некоторых тарифов. В пресс-службе оператора уточнили, что размер платы будет «незначительно скорректирован, менее чем на 8%». В МТС объяснили такое решение ростом цен на строительство и поддержание инфраструктуры сетей сотовой связи.
По данным «РИА Новостей», на одном из тарифов стоимость услуг повысили с 545 до 590 ₽. Рост составил 8,25%.
15 апреля МТС официально сообщил на своем сайте об увеличении абонентской платы на некоторых архивных тарифах, а также стоимости аренды вайфай-роутеров с 1 мая. Оператор уведомил об этом клиентов в смс.
Как писали «Ведомости», если по тарифному плану «МТС. 200 Мбит/с GPON» за безлимитный фиксированный интернет абонент платил 546 ₽ в месяц, то с мая он стал платить на 11,7% больше. Абоненты тарифов «МТС. 300 Мбит/с плюс ТВ (GPON)» и «Архив 2018 акция „Бонусный сезон“» с включенным пакетом платных каналов, которые платили 635 и 855 ₽ в месяц соответственно, стали платить на 9,3 и 9,8% больше.
ФАС возбудила дело в отношении МТС
ФАС установила, что весной МТС повысил стоимость услуг в среднем на 8%, это затронуло более 30 млн абонентов. Служба решила, что повышение тарифов «не обосновано ростом затрат оператора». Ведомство возбудило в отношении компании антимонопольное дело .
В МТС не согласились с доводами ФАС и назвали рост абонентской платы экономически обоснованным. Там заявили, что он вызван увеличением затрат на обслуживание оборудования и развитие инфраструктуры. В компании утверждают, что заранее представили ФАС необходимые подтверждения этого.
Глава ФАС обосновал возбуждение дела
Глава ФАС Максим Шаскольский объяснил, почему ведомство возбудило дело против МТС. По его словам, повышение тарифов было экономически необоснованным. «Если мы [ФАС] видим, что затраты [компаний, оказывающих услуги мобильной связи] снижаются, идет рост выручки и инвестпрограммы не исполняются либо идут затраты на направления, которые не связаны с улучшением качества или расширением услуг связи, то мы возбуждаем дело и требуем отменить повышение либо определить это повышение на экономически обоснованном уровне», — объяснил глава ФАС.
МТС отчитался о росте выручки
МТС опубликовал отчетность, из которой следует, что выручка компании по итогам апреля — июня 2024 года выросла на 18,5% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года и достигла 170,9 млрд рублей. Из них услуги связи принесли МТС 115,1 млрд рублей.
При этом чистая прибыль за отчетный период снизилась на 57,2% в годовом сравнении и составила 7,2 млрд рублей.
ФАС обязала снизить тарифы
ФАС признала МТС нарушителем закона о защите конкуренции и обязала компанию снизить тарифы для абонентов, которых коснулось повышение цен. Служба вновь заявила, что повышение стоимости услуг оператора весной было «экономически необоснованным» и ущемляло интересы потребителей.
В МТС заявили, что определят дальнейшие действия после того, как ознакомятся с позицией регулятора.
ФАС потребовала заплатить в бюджет 3 млрд рублей
ФАС выдала МТС предписание перечислить в бюджет 3 млрд рублей дохода, «незаконно полученного» в результате повышения тарифов. Ведомство отметило, что такая мера применяется впервые. ФАС считает, что это будет способствовать «предотвращению подобных недобросовестных практик среди операторов связи».
В МТС заявили, что изучают поступившие из ФАС документы. В компании допустили, что оспорят решение ведомства.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique