Что известно о «Фуд-сити-экспресс» — новой продуктовой сети магазинов «у дома»
В России появилась новая розничная сеть — «Фуд-сити-экспресс». Сейчас в ней два магазина, но, по данным источников «Ведомостей», к 2026 году по франчайзинговой модели откроют 600 торговых точек .
Сеть будет работать в формате «у дома» — это магазины площадью примерно 100—200 квадратных метров с товарами повседневного спроса, преимущественно продуктами питания, которые располагаются в удобном для покупателя месте — обычно в спальниках, но также встречаются в деловых районах и торговых центрах.
В обзоре расскажем, что известно о новой торговой сети.
Кто владелец новой сети
Развивать сеть будут структуры «Киевской площади» — девелоперской группы, которая принадлежит предпринимателям Году Нисанову и Зараху Илиеву. Это самый крупный владелец объектов коммерческой недвижимости в России. В 2024 году компания заняла первое место в рейтинге крупнейших рантье России журнала Forbes, в который входят компании, получающие самый большой арендный доход.
Основные объекты недвижимости группы находятся в Москве. Среди наиболее крупных и известных — торговые центры «Европейский», «Ривьера», рынок «Садовод», фудмолл «Депо» и спортивный комплекс «Олимпийский».
Также «Киевской площади» принадлежит продовольственный комплекс «Фуд-сити», расположенный на Калужском шоссе в Москве. Он позиционирует себя как одну из самых крупных продуктовых баз в столице и для описания своей концепции использует термин «агрокластер». По сути, это гигантский рынок, где торгуют как в розницу, так и оптом.
По информации «Ведомостей», свежие продукты из «Фуд-сити» — молочка, фрукты, овощи, мясо, морепродукты и не только — будут поступать на прилавки магазинов «Фуд-сити-экспресс».
В 2024 году компания купила два торговых центра недалеко от МКАДа, где планирует создать еще один кластер по продаже продуктов питания.
Где будет работать сеть
Компания не раскрывает географию возможной экспансии своей сети. Но, видимо, она начнется со столичного региона, потому что здесь находится продовольственная база сети — можно сказать, ее распределительный центр.
Первые два магазина под новым брендом открылись в Москве в конце 2024 года — в жилых комплексах в ЖК «Кутузов град» недалеко от метро «Давыдково» и «Ривер-парк Коломенское» на «Нагатинском Затоне».
Главная особенность магазина — наличие на полках свежих и натуральных продуктов из «Фуд-сити», то есть фактически с рынка. Это делает концепцию сети уникальной для России. При этом клиенты могут не только приобрести товары в магазинах, но и посетить кафе, которое работает под той вывеской.
По информации источника «Ведомостей», в магазинах планируется также продавать товары для ресторанов через пункты выдачи заказов и развивать гиперлокальную доставку.
15 января в своем телеграм-канале ретейлер объявил, что его товары можно заказать на Wildberries с доставкой до двери. Услуга доступна для районов, где находятся магазины «Фуд-сити-экспресс». Пока страница ретейлера на сайте маркетплейса пуста.
Какие перспективы у новой сети
В «Фуд-сити» заявили, что появление магазинов «у дома» «Фуд-сити-экспресс» — логичное развитие концепции агрокластера. Сейчас этот формат торговли востребован у ретейлеров. С прошлого года его активно развивает «Лента», и в этом же формате «Яндекс» открыл свой первый продуктовый магазин в офлайне.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты также верят в перспективы формата «у дома». По мнению гендиректора DNA Realty Антона Белых, ставка на развитие в спальных районах в больших жилых комплексах имеет шансы на успех, так как у жителей таких кварталов доход выше среднего.
Эксперт сервиса по оптимизации торгового пространства «Про.Сторы» Ирина Болотова считает возможность «Фуд-сити-экспресс» получать свежие овощи и фрукты с рынка преимуществом, которое другим игрокам «обеспечить крайне сложно».
Но открыть около 600 магазинов за год — очень амбициозная цель. По мнению генерального директора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, на запуск одного магазина площадью 200—300 квадратных метров может потребоваться 11—13 млн рублей. Но итоговая сумма может быть и выше — с учетом того, что, кроме магазина, компания открывает внутри своего пространства еще и кафе.
В то же время «Киевская площадь» планирует открывать новые магазины «Фуд-сити-экспресс» по франшизе. В этом случае затраты на запуск торговой точки ложатся на плечи франчайзи, а владелец франшизы получает либо роялти, либо часть прибыли.
Но даже с учетом этого план, который включает сотни новых магазинов, выглядит труднодостижимым. Такое могут позволить большие ретейлеры — франчайзинговая сеть магазинов «у дома» «Около» от X5 Group больше чем за год открыла тысячу торговых точек, — но начинающие игроки подобными достижениями похвастаться не могут.
Кроме того, «Фуд-сити-экспресс» придется конкурировать с более чем 10 тысячами франчайзинговых продуктовых магазинов, в том числе с лидерами этого сегмента: «Авокадо», Spar и «Фасоль».
Какими будут условия франшизы «Фуд-сити-экспресс», пока неизвестно, но, вероятно, они должны быть мягче, чем у конкурентов с более раскрученным брендом. Особенно с учетом масштаба планируемой экспансии.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique