Инвестидея: Activision Blizzard, потому что не только Warcraft

Инвестидея: Activision Blizzard, потому что не только Warcraft

9

Сегодня у нас долгосрочная умеренно спекулятивная идея: взять акции производителя игр Activision Blizzard ввиду перспектив его постепенного перехода на разработку мобильных игр.

Аватар автора

Михаил Городилов

зарабатывает на инвестициях

Страница автора

Потенциал роста: до 8—10% в год на протяжении длительного времени.

Срок действия: до 10 лет, а то и больше.

Почему акции могут вырасти: компания медленно, но верно переходит на создание более маржинальных мобильных игр, и это должно стать драйвером роста ее доходности в будущем.

Как действуем: можно взять акции сейчас примерно за 62 $ и держать много лет.

Без гарантий

Наши размышления основаны на анализе бизнеса компании и личном опыте наших инвесторов, но помните: не факт, что инвестидея сработает так, как мы ожидаем. Все, что мы пишем, — это прогнозы и гипотезы, а не призыв к действию. Полагаться на наши размышления или нет — решать вам.

Если хотите первыми узнать, сработала ли инвестидея, подпишитесь на Т⁠—⁠Ж в Телеграме: как только это станет известно, мы сообщим.

Любим, ценим,
Инвестредакция

На чем компания зарабатывает

Компания разрабатывает и продает видеоигры. Даже те, кто не играет в игры, слышали про некоторые из релизов компании, будь то Call of Duty или World of Warcraft.

Согласно годовому отчету, лишь 30% выручки компании дают продажи ее продукции. Остальные 70% приходятся на подписку, лицензирование и прочие нематериальные активы.

Аргументы в пользу компании

Мобильные игры. Это главный и единственный аргумент, который нам нужен.

Качество игр у ATVI в целом хуже, чем у конкурентов из Take-Two. Понятно, что это дело вкуса, но ни онлайн-режим World of Warcraft, ни одиночная кампания любой из Call of Duty не сравнятся с теми же режимами в Red Dead Redemption 2, в который можно играть бесконечно.

Бизнес-модель ATVI по выкачиванию денег из их игр для ПК и консолей не такая эффективная, как у Take-Two. Это компенсируется тем, что ATVI активно развивает направление мобильных игр, которое дает компании все больше денег.

Рынок игр на ПК и консолях не увеличивается, в то время как рынок мобильных игр растет. ATVI развивает компетенции и увеличивает долю на этом перспективном рынке.

Модель Take-Two «делать одну крутую игру раз в 5 лет и качать из нее доход до бесконечности» работает, пока есть те, кто могут сделать эту крутую игру, а это всегда риск: вдруг они покинут компанию и разработка новых шедевров окажется под вопросом. Недавно из Take-Two ушел основатель студии Rockstar Games, ответственный за все ее хиты, и непонятно, сможет ли компания поддерживать прежний уровень качества.

С мобильными играми все гораздо проще. От личности и расходов здесь мало что зависит: такие игры за относительные копейки разрабатывают легкозаменяемые безликие программисты.

Вот пример японской компании Konami. Когда-то она славилась «большими» играми, в частности сериями Metal Gear Solid, Castlevania и Silent Hill. Вы уже давно ничего не слышали о новых играх из этих франшиз, потому что в 2015 году компания решила перевести свои производственные мощности на создание мобильных игр.

«Большие» игры требуют очень больших расходов, даты релизов часто откладываются, а мобильные игры весьма дешевы в разработке и собирают много денег. Денег больше, рисков меньше — выбор очевиден. Если сравнить отчеты Konami за финансовый 2015 и финансовый 2019 годы, можно увидеть следующее: в последнем уже нет «больших» игр, зато выручка и, главное, чистая прибыль в японских иенах заметно выше, чем в 2015 году. Маржинальность выросла в три с половиной раза. Это отразилось и на доходности бизнеса, и на стоимости акций.

На мой взгляд, мобильные игры отвратительны. То, что они доходнее шедевров вроде Metal Gear Solid V, это трагедия и признак того, что мир скатывается в ничтожество. Но если процесс неостановим, то давайте хотя бы заработаем на этом, а часть полученной прибыли потратим на полноценные игры.

Что может помешать?

География и курсы валют. Компания почти половину продаж делает за пределами США. Если доллар подорожает, это плохо отразится на квартальном отчете: компания получит меньше долларов из других валют.

Основные дойные коровы ATVI уже немолоды и немобильны. Судя по отчету компании, около 50% выручки ей пока приносят Call of Duty, Overwatch и World of Warcraft. Каких-то новых крутых релизов, кроме Diablo IV, у компании не видно. Все франшизы, кроме Overwatch, погрязли в самоповторах, их разработка и поддержка онлайн-режимов обходятся все дороже. Пока что эти игры приносят достаточно денег, но в долгосрочной перспективе они могут стать обузой для компании — как это было с Konami и ее большими играми.

Мобильные игры более рентабельны и менее рискованны, чем обычные. Например, разработка игры наподобие Candy Crush стоит меньше миллиона долларов, а приносит она ATVI почти миллиард долларов в год. Для сравнения: новая часть Call of Duty стоит минимум в 50 раз дороже, а денег приносит столько же.

Эта статья могла быть у вас в почте
Подпишитесь на Инвестник — рассылку для инвесторов, и получайте письмо с главными новостями каждый понедельник

Если крупный релиз не понравится игрокам и не окупится, цена ошибки будет очень высокой. В этом всегда проблема с блокбастерами: на них нужно тратить огромные деньги, хотя итоговый результат не гарантирован. История знает немало примеров успешных франшиз с большими бюджетами, которые споткнулись на новой номерной части, — взять хоть Mafia III.

Статистика пока радует: продажи больших игр у ATVI сейчас достаточно велики, а согласно последнему отчету, мобильные платформы приносят уже 34% выручки, и эта доля продолжает расти. Будем надеяться, что, пока происходит переход на мобильные игры, продажи на основных платформах не будут сильно огорчать компанию и акционеров. Но вообще надо быть готовыми к тому, что иногда общие продажи будут проседать из-за непредсказуемых проблем с крупными играми.

Что в итоге?

Недавно акции Activision Blizzard выросли после хорошего отчета. Но, учитывая очень длинные горизонты идеи, считаю оправданным взять акции на долгий срок уже сейчас примерно за 62 $ и держать много лет.

Мультипликатор P / E сейчас больше 48. Если вам это не нравится, можно подождать распродажи — не игр, а акций на бирже: вдруг цена упадет до каких-нибудь 50 $ за штуку.


  • Пр. ЛепковскийИнтересная статья, спасибо. Давно хочу попробовать заняться каким-никаким инвестированием, и хочется начать со сферы сферы, которая интерсна лично мне, и в которой можно хоть как-то предсказать успех.0
  • Иван ТютринИнтересно... мультипликатор, конечно, тяжеловат0
  • Roman RybalchenkoАвтор: "зарабатывает на инвестициях" следует читать как "зарабатывает на инвестиционных советах в Т—Ж"1
  • Михаил ГородиловВ день написания кстати купил death stranding1
  • bez_ Paleva_Michael, гений4
  • федор емельяненкоЗабавный автор, так как судит с одной стороны. Удивительно как он еще и зарабатывает на этом) Близард умирающая компания. У них уже много лет нет новых идей. Их проекты превратились в донатные помойки. Взять недавний бунт в ХС и будущую китайскую донатную доилку с монотонным геймплеем диабло. Варкрафт3 вообще стал худшей игрой в истории видеоигр по мнениям игроков. Не забываем о череде крупных скандалов за прошедший год. вроде бана победителя турнира и увольнение комментаторов за слово Гонконг в прямом эфире в Call of Duty в оригинальной озвучке была пропитана антиросийской пропагандой и розжигом ненависти.8
  • Aleman LemanСпасибо автору за статью. Думаю, что с точки зрения инвестора рассуждения правильные. Возможно, такой подход применяют аналитики, которые анализируют компанию по финансовым показателям + техн. анализу. Возможно, именно по этим причинам результат может быть не предсказуемым. Я бы принял во внимание многие негативные факторы, связанные с управлением компании: - действующий управляющий директор (Б. Котик) направил работу на максимизацию прибыли, паразитируя на имени Blizzard, на преданной аудитории; - особенность успеха игр компании Blizzard всегда заключалась в социальной составляющей; за последние 2 года было сокращено немалое количество сотрудников, которые поддерживали эту социальную связь между аудиторией и компанией под предлогом того, что у компании проблемы, а эти сотрудники не важны для разработки, "они ж не прогъграмисты". - неспособность использовать богатую вселенную игр, придуманной за многие годы - это как разведать нефтяные месторождения и законсервировать их; вместе с этим появляются игры- клоны, которые оказываются очень успешными, а компания Blizzard просто чем-то другим занята. Вместе с этим менеджмент не забывает выплачивать себе бонусы. - провалы в, как казалось, беспроигрышном проекте - Warcraft 3 Reforged - где требовалось сделать просто качественный продукт. В итоге всё что обещали не выполнили, возвращали деньги расстроенным покупателям за обман(по другому не назвать), а после банили в сообществах этих пользователей, после того как они рассказывали о том, что им вернули деньги. Компания ведёт себя недопустимо, за что будет наказана. Этот случай показывает, что не стоит спешить с предзаказами игр ATVI. Отсюда спад в продажах в будущем. - при разработке мобильных игр компания вообще не использует свои ресурсы; такое ощущение, что мобильные игры создают на аутсорсинге (возможно так оно и есть). Рынок мобильных игр тоже имеет свою ёмкость, но об этом в компании особо не думают. Если раньше компания создала революционную игру World of Warcraft, число активных пользователей которой достигало 10 млн. человек, то сейчас на рынке мобильных игр ATVI не предпринимает ничего революционного. Делать такие же мобильные игры и/или просто быть их издателем - это путь в никуда для ATVI. Будут более талантливые, более творческие команды, которые сделают продукты лучше немотивированных аутсорсеров. Тем не менее, как мы уже знаем, цена акций может расти просто потому что попадёт в тренд роста этого сектора по факторам - крупный и известный разработчик игр/ создают мобильные игры, рынок которых растёт. Это как красивая яхта с пробоиной в трюме. Все захотят на ней покататься, но кто будет на борту когда она начнёт тонуть - хз. Поэтому, я пока не спешу покупать акции компании ATVI. У меня они пока с пометкой "Не покупать. Наблюдать".3
  • Sergey Leonchenkoфедор, Спустя 7 месяцев после написания статьи акции стоят дороже на 20$. Вот так и зарабатывает автор этой статьи.4
  • Алексей Ивановфедор, a скоро их можно продать уже по $95.0

Сообщество