Инвестидея: Copart, потому что на б/у машины есть спрос
Сегодня у нас долгосрочная идея: взять акции автомобильного онлайн-аукциона Copart, чтобы заработать на росте продаж подержанных машин в США.
Потенциал роста: до 15% годовых в течение многих лет.
Срок действия: много лет.
Почему акции могут вырасти: рынок продажи б/у автомобилей будет расти и Copart на этом заработает.
Как действуем: можно взять акции сейчас примерно по 85 $, а можно дождаться падения цены и подхватить.
Без гарантий
Наши размышления основаны на анализе бизнеса компании и личном опыте наших инвесторов, но помните: не факт, что инвестидея сработает так, как мы ожидаем. Все, что мы пишем, — это прогнозы и гипотезы, а не призыв к действию. Полагаться на наши размышления или нет — решать вам.
Если хотите первыми узнать, сработала ли инвестидея, подпишитесь на Т—Ж в Телеграме: как только это станет известно, мы сообщим.
Любим, ценим,
Инвестредакция
На чем компания зарабатывает
Copart — это онлайн-аукцион автомобилей. Специфика его в том, что там продаются в основном изъятые из оборота машины: ранее побитые в авариях, угнанные и затем возвращенные, просто б/у машины и машины без пробега. Там есть и легковые, и грузовые, и даже автобусы и спецтранспорт.
Годовой отчет компании не предоставляет нам практически никакой ценной информации. В нем не сказано, какие модели машин пользуются наибольшей популярностью, какой средний пробег и т. д. Зато сказано, что 80% продаж приходится на США.
Большая часть продавцов на площадках Copart — это страховые компании, которые избавляются от поломанных машин. Большая часть покупателей — это профессиональные ремонтные мастерские и автосалоны, которые покупают эти машины, чтобы разобрать на запчасти.
Продажи машин самой Copart дают всего лишь 14% выручки. Остальные деньги компания получает, оказывая услуги продавцам машин. Это оценка повреждений, электронные торги, продвижение машины на аукционах и т. д.
Аргументы в пользу компании
Особенности Америки. Причины роста вторичного рынка автомобилей мы уже подробно обсуждали в статьях о CarMax и AutoZone. Напомним главное: в США тяжело жить без автомобиля, но новые машины стоят дорого, поэтому продавцы б/у автомобилей и запчастей для них могут хорошо зарабатывать.
Каждый год на американский рынок прибывает почти 4 млн б/у автомобилей. Из-за этого старые автомобили доступны, а организаторам аукционов есть что продавать.
Copart умеет зарабатывать. Сфера продаж машин в США не отличается высокой маржинальностью: итоговая маржа в секторе составляет в среднем около 3% и меньше. У Copart итоговая маржа составляет почти 33%. Это фантастический результат, который к тому же постепенно улучшается.
Перспективы роста. Объем рынка б/у машин в США составляет примерно 119 млрд долларов в год. Для сравнения: выручка Copart — пока чуть больше 2 млрд долларов, так что у компании все еще впереди.
Еще она может значительно расширить свой бизнес за счет перепродажи б/у машин обычными пользователями. Низкие темпы роста зарплат и рост цен сделали машину слишком уж дорогим удовольствием, и выплата многих автозаймов тянется по 6—7 лет. Для все большего числа автовладельцев с долгом за машину единственный способ рассчитаться по займу — продать текущую машину и взять поновее, тоже в кредит.
Учитывая, что задолженности по автозаймам в США составляют примерно 1,3 трлн долларов, Copart могла бы перехватить часть рынка перепродаж. Ее платформа хорошо подходит для этого.
Что может помешать
Есть затруднения с ростом новой аудитории. Многие потребители не готовы покупать автомобиль онлайн. Это решаемо: логистические мощности и опыт Copart позволят организовать и осмотр, и тест-драйв, если понадобится. Но не стоит надеяться на вал частных покупателей машин на этой платформе.
Если автомобиль оказался на ней, это значит, что он уже в не очень хорошем состоянии. Искать там машину для себя фактически равно тому, чтобы собирать машину из деталей со свалки: вариант рабочий, но устраивает только энтузиастов. Массовому потребителю это будет не так интересно.
Для индивидуальных продавцов машин Copart выглядит более привлекательно. Большая часть покупателей на платформе компании больше заинтересована в разборе купленных машин на запчасти и не будет злиться из-за сколотой краски. А заявки индивидуальных автовладельцев, продающих машины, можно спокойно собрать в группы для оптовой продажи больших партий автомобилей.
Поскольку все это потребует от компании дополнительных усилий, будем считать это проблемой.
Конкуренты. В Америке много вариантов для продажи б/у машин: от локальных автодилеров до более крупных сетей вроде America’s Car-Mart и уже упоминавшегося CarMax. Copart помогает специализация на поврежденных машинах, но ничто не мешает ее конкурентам тоже зайти на этот рынок.
Такая развалюха не должна стоить так дорого. P / E компании почти равен 29. Это многовато для компании, которая занимается чем-то вроде продажи металлолома.
Возможно, инвесторы надеются, что компании отойдет хотя бы часть гигантского американского рынка автомобилей и комплектующих, доля онлайн-продаж на котором пока неоправданно низка. Вдруг Copart станет Amazon от мира машин — инвесторы готовы переплачивать за перспективность.
Что в итоге?
Если американский рынок б/у машин будет расти, а доля онлайн-продаж на нем вырастет, Copart сможет заработать еще больше. Соответственно, ее акции будут дорожать.
Можно подождать падения акций до 65—70 $ за штуку в случае очередного биржевого обвала, а можно взять их сейчас примерно по 85 $ и держать много лет.