Инвестидея: Nikola, потому что суперспекулятивно

25
Инвестидея: Nikola, потому что суперспекулятивно
Аватар автора

Михаил Городилов

зарабатывает на инвестициях

Страница автора

Сегодня у нас, возможно, самая спекулятивная идея из всех, что мне приходили в голову: взять акции электрокарового стартапа Nikola (NASDAQ: NKLA), чтобы заработать на их отскоке после падения.

Потенциал роста и срок действия: 34% за 16 месяцев; 150% за 5 лет; 347% за 10 лет.

Почему акции могут вырасти: они сильно упали, но очень велика вероятность того, что компания получит поддержку свыше.

Как действуем: берем сейчас по 11,18 $.

Без гарантий

Наши размышления основаны на анализе бизнеса компании и личном опыте наших инвесторов, но помните: не факт, что инвестидея сработает так, как мы ожидаем. Все, что мы пишем, — это прогнозы и гипотезы, а не призыв к действию. Полагаться на наши размышления или нет — решать вам.

Если хотите первыми узнавать, сработала ли инвестидея, подпишитесь на Т⁠—⁠Ж в «Телеграме»: как только это станет известно, мы сообщим.


И что там с прогнозами автора

Исследования, например вот это и вот это, говорят о том, что точность предсказаний целевых цен невелика. И это нормально: на бирже всегда слишком много неожиданностей и точные прогнозы реализовываются редко. Если бы ситуация была обратная, то фонды на основе компьютерных алгоритмов показывали бы результаты лучше людей, но увы, работают они хуже.

Поэтому мы не пытаемся строить сложные модели. Прогноз доходности в статье — это ожидания автора. Этот прогноз мы указываем для ориентира: как и с инвестидеей в целом, читатели решают сами, стоит доверять автору и ориентироваться на прогноз или нет.

Любим, ценим,
Инвестредакция

На чем компания зарабатывает

Ни на чем, у Nikola все еще нет выручки. Она разрабатывает грузовики, которые будут ездить на силе электричества и водорода, а также сеть заправочных станций, где водородный транспорт будет заправляться. Отчет компании бесполезен: производство начнется где-то в 2022—2024 годах.

По своему происхождению Nikola — это SPAC. Что это такое, прочитайте в лонгриде, поскольку это важно для нашей истории.

Аргументы в пользу компании

Упало. Акции компании сильно упали за последний год из-за обвинений в мошенничестве — на 77,66% с пика в сентябре 2020. А недавно основателю компании Тревору Милтону предъявили официальные уголовные обвинения по делу об обмане акционеров.

Сейчас акции торгуются ниже 13 $ — цены, которую просили за акции первоначального SPAC после новостей о том, что он сольется с компанией Nikola. Я думаю, что с учетом описанных ниже моментов мы можем подобрать акции сейчас в ожидании отскока. Но и без указанных ниже факторов есть неплохой потенциал для отскока. По своему опыту могу предположить, что среднестатистический инвестор вполне может начать инвестировать в акции компании просто потому, что «ну вон они на годовых минимумах уже, надо подобрать». Таких инвесторов очень много, и за их счет упавшие акции могут вырасти просто потому, что они недавно сильно упали.

Пепел Lordstown стучит в их моторе. С текущими прогнозами роста продаж электрокаров, а также масштабными инвестициями и целями в области водородного транспорта акции Nikola вполне могут отскочить. Это, скорее всего, произойдет благодаря спекулятивному наплыву крупных и не очень крупных инвесторов в них, главным образом на почве идеологии.

В последнем выпуске инвестновостей шла речь о том, как пока не состоявшегося производителя электрических пикапов Lordstown Motors спасли вопреки всякой логике. Так же могут спасти и Nikola. Просто потому, что Nikola, несмотря на обвинения в мошенничестве, ставит очень амбициозные цели и вносит значительный вклад в популяризацию процесса перевода транспорта на чистые источники энергии. Это важнейший аргумент в защиту Nikola, учитывая возможности и цели могущественного ESG-лобби.

Конечно, Nikola могут дать бесславно погибнуть, но эффект от этого может стать чрезвычайно болезненным для всех компаний, занимающихся чистым транспортом. Ведь в этом случае инвесторы начнут куда более разборчиво относиться к проектам в этой области, а это сильно замедлит приток денег в эту сферу. Итог совсем невеселый: вся ситуация может сорвать планы по переводу транспорта на чистые источники энергии. Маловероятно, что это допустят, учитывая, сколько средств и сил уже вложено в популяризацию экологичного транспорта. Например, многомиллиардные льготы на покупку электрокаров и накачка капитализации соответствующих компаний.

Поэтому я считаю, что Nikola будут спасать без оглядки на правду несколькими путями.

Во-первых, регуляторы и суд могут проявить необъяснимую мягкость к Милтону. Это маловероятно, поскольку дело дошло до суда, а самого Милтона выпустили под залог в астрономическую сумму 100 млн долларов. Впрочем, это не так ужасно, поскольку он уже не занимает руководящего поста в компании, хотя у него все еще есть 20% акций. И хотя обвинения против Милтона достаточно серьезные, они, по сути, относятся к тому периоду, когда он, предположительно, обманывал инвесторов на начальном этапе развития компании.

Так что, даже если его виновность докажут, по большому счету для компании это будет значить не так много, хотя акции наверняка упадут просто из-за репутационного ущерба. Ведь компанию-то не обвиняют ни в чем, единственный козел отпущения тут Милтон. Но все же есть вероятность того, что у Милтона найдутся влиятельные защитники, как ранее у Илона Маска, у которого тоже были проблемы с законом, — и у Маска они чудесным образом решались.

Во-вторых, акции Nikola начнут скупать ESG-фонды, чтобы создать на рынке уверенность в том, что «чистый транспорт — это все еще круто», и сохранить инвестиционную привлекательность сектора в целом. Это уже более реалистичный вариант, и мне он кажется наиболее вероятным. Нынешний менеджмент Nikola попытается в ближайшее время хоть немного очистить свою репутацию и представить какие-нибудь достижения, которые должны будут привлечь в акции инвесторов.

Могут купить. Компанию могут купить, или она может стать партнером крупного автомобилестроительного предприятия. Схожие проекты реализуют Daimler, Hyliion, Hyundai, Lion, Tesla, Toyota и Volvo — Nikola может купить кто-то из них ради ее существующих результатов НИОКР. Или Nikola может хотя бы стать партнером кого-то из них, что придаст ее акциям респектабельности.

Когда-то таким партнером должна была стать General Motors, но после первых обвинений в мошенничестве она поспешила дистанцироваться от Nikola, заключив с компанией лишь очень ограниченное соглашение и отказавшись от покупки крупной доли в ней.

Впрочем, это не значит, что не будет новых партнеров. Обманывал Милтон инвесторов или нет — но сейчас Nikola и вправду работает над своими грузовиками, и, может быть, ей есть что предложить потенциальному партнеру или покупателю.

Понятно, что все эти предпосылки довольно шаткие, но в этом случае можно попробовать рискнуть. У компании капитализация всего лишь 4,42 млрд долларов, накачать ее котировки будет несложно. Так что мы, вероятно, сможем достичь поставленных нами целей, даже если когда-нибудь в неопределенном будущем компания обанкротится.

Эта идея небессмысленна. Nikola будет делать машины для грузоперевозок, что не так уж неразумно с точки зрения конъюнктуры. Практика показывает, что владельцы предприятий в развитых странах уже в достаточной степени индоктринированы ESG-идеологией, а кого не индоктринировали — заставят насильно через суд, как Exxon.

Частных потребителей еще надо убеждать, что им нужен электрокар, а вот владельцев компаний легко «распропагандировать» или даже просто заставить покупать экологически чистый транспорт.

Это не значит, что Nikola сможет стать прибыльной, но потенциально тут есть большой простор для роста ее выручки, поскольку рынок продажи грузовиков и заправочных услуг — это сотни миллиардов долларов. Да и расти этой выручке будет легко, ведь расти она будет от ноля, сейчас выручки нет. Благодаря эффекту низкой базы Nikola будет выглядеть очень круто в глазах инвесторов в первое время после запуска коммерческих операций.

Источник: FCAB, National Blueprint for Lithium Batteries 2021⁠—⁠2030, стр. 11
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal

Что может помешать

Ваши иски в зоне риска. Милтону предъявили целый список обвинений, но, учитывая их детальность и сомнительную историю предприятий Милтона до Nikola, скорее всего, сторона обвинения права. Если Милтона осудят, то акции могут сильно упасть, но это не так важно, как тот факт, что компания выглядит довольно сырой.

Nikola уже не раз снижала планы производства машин и может снижать их и откладывать начало производства еще и еще — с крайне негативными последствиями для котировок. Из-за этого акции могут упасть еще раз в 5—6. Для убыточной компании, у которой даже выручки нет, любая цена может быть оправданной.

Также не стоит исключать новых откровений насчет реального положения дел в компании: может выясниться, что никаких значимых достижений у компании нет. Да и те, кто у нее уже заказал грузовики впрок, могут на фоне всех этих новостей отменить заказы — что может нанести компании смертельный удар.

Иные проблемы. Компания может и не дожить до производства машин по другим объективным причинам — например, выяснится, что ей не хватит денег. Или будут другие неизвестные производственные проблемы. Компания ничего не продает, и непонятно, когда у нее появится прибыль. Может быть, ее не будет никогда. А учитывая близость поднятия ставок, подорожания кредитов и сомнительную репутацию компании, занимать деньги на финансирование операций ей станет сложнее. Испорченная репутация как минимум гарантирует котировкам дополнительную волатильность.

Сама идея спекулятивна. Изначальные предпосылки у нас тут крайне спекулятивные. Речи о качестве бизнеса не идет, мы ориентируемся на возможное восприятие компании инвесторами. Может быть, Nikola никто не станет спасать, а вместо нее инвесторы и спасатели проспонсируют еще десяток «перспективных стартапов», руководство которых также будет всем врать.

Что в итоге

Берем акции сейчас по 11,18 $. А дальше есть три пути:

  1. дождаться 15 $, которые за эти акции просили еще в первой половине июля. Мне кажется, что этой отметки мы сможем достигнуть за следующие 16 месяцев;
  2. можно дождаться возвращения акций компании к отметке 28 $ — цена в январе этого года. Тут сроки ожидания, скорее всего, составят около 5 лет. Если, конечно, компания проживет так долго;
  3. зажмуриться и держать акции следующие 10 лет и ждать цены 50 $. Если за этот срок компания достигнет поставленных целей, то в теории она сможет достигнуть прежнего исторического максимума, как в сентябре 2020. И все это благодаря наплыву инвесторов, которые обрадуются доказательству, что компания не фальшивка.

Но это безумно спекулятивная идея, так что инвестировать в эти акции можно только те деньги, которые вы бы сожгли в печи. Нужно морально приготовиться к тому, что завтра компания объявит о банкротстве.


  • Иван ЯкунинВ интернете полно информации о мошеннических заявлениях этой компании, о том что у них есть производство дешёвого водорода (а его нет), о том что у них есть новейшая технология для аккумуляторов (которой нет) и прочее. И в чистых мошенников предлагаете вкладываться? Только недавно финико отгремело, никогда такого не было и вот опять.1
  • Михаил ГородиловИван, я подробно расписал почему с отсылками к аналогичному случаю Lordstown, иллюзий по поводу Nikola как бизнеса у меня нет. Очень вероятен вариант где мы достигнем первого варианта и уже потом, через какое-то время компания канет в Лету.0
  • БоДжек ХорсменИнвестиции уровня Б просто. Михаил, я уже год жду, пока Тесла упадет до $240: https://journal.tinkoff.ru/news/idea-tesla/ Как там дела? Вы считали вообще результативность своих идей, просто ради интереса? Хотя бы больше 50% попаданий получается?1
  • Nikita EmelianovЭто уже не инвестиции, а игра в рулетку. Уж лучше в казино, чем верить в такие "инвестидеи". Печально, что такие статьи попадают на ТЖ, надеюсь, что никто не послушает и не поставит. А если и хотите поставить, рискнуть - то обязательно диверсифицируйте и идите на такой риск лишь на небольшую часть портфеля (в идеале не более 2%). А лучше не надо, поизучайте рынок и поищите более удачные идеи7
  • Михаил ГородиловБоДжек, да, у меня хороший рейтинг на FinanceMarker https://financemarker.ru/experts с СИЛЬНО больше 50% попаданий 😼2
  • Михаил ГородиловНу и да, то что Tesla так и не упала, является скорее аргументом в пользу Nikola: насколько сильна популярность электрокаров у инвесторских масс без оглядки на фундамент бизнеса.1
  • Alex Freemanдаже для меня жестковато но в любом случае посмотреть будет небезынтересно. а можно ли в таком контексте подобрать и Lordstown? у них там производство уже в сентябре начинается.2
  • Михаил ГородиловБоДжек, ну там гениальные программисты традиционно сожрали весь бюджет, но не сделали того что будет работать нормально ("впрочем, ничего нового"). Например, не учли выделение акций - поэтому успешная идея по Synnex там указана как убыточная https://journal.tinkoff.ru/news/idea-synnex/ И там много такого. Но в целом неважно, поскольку речь шла о "хотя бы больше 50% попаданий".0
  • Евгений Я.Иван, 15 лет2
  • Евгений Я.Мамкины инвесторы, кто вас заставляет покупать идеи, которые вам не нравятся? Уже заработали миллионы на своих 100% идеях?1
  • Михаил ГородиловAlex, Nikola поволатильнее будет и рисков больше, но ввиду амбициозности и широты охвата (тут и электрокары, и водород, и заправки) я думаю что мы можем тут надеяться на реализацию спекулятивных факторов. Lordstown выглядит поскромнее по планам. А что может быть хуже для розничных инвесторов чем мошеннический убыточный стартап, который не обещает им солнце, луну и часть вселенной в придачу (Nikola же амбициознее и примерно это обещает).0
  • Alex FreemanМихаил, спасибо за ответ. хотя все же не согласен с негативной оценкой Lordstown и сам прикупил их на новостях о последних откровениях1
  • Михаил ГородиловIker, "можно хотя бы объективно написать о рисках вложений в Nikola, в частности, упомянуть о расследовании Hindenburg Research!?" Не можно. О рисках и обманах со стороны Милтона уже мною сказано, ссылки мной представлены в тексте. И сказано что расчёт на спекулятивный рост и что сама компания не очень. Непонятно откуда у некоторых такое желание поумничать в комментариях.1
  • user1491250Не выябайтесь на автора. Я начинающий в этом деле и то понял, что вкладывать в эту инвест идею нужно ровно столько, сколько могли сжечь в впчке.5
  • ТимурМихаил, отличная статья, мне очень понравилось. Спасибо!)1
  • Михаил ГородиловТимур, Вам спасибо. Всё для благодарной публики (а для неблагодарной - ничего).0
  • Elena Ashley-WОбожаю читать именно такие инвест-идеи, в духе "что хуже, то лучше горит". Михаил, уверена, что вы ещё не пробили дно инвестиционного идиотизма, поэтому с интересом читаю ваши умозаключения)))0
  • Михаил ГородиловИван, хорошо погадал, кек.0
  • Михаил ГородиловIker, что дальше?0
  • Михаил ГородиловБоДжек, ну что: может ещё поумничаете в комментариях?0