Инвестидея: Northrop Grumman, потому что на войне как на войне
Сегодня у нас умеренно спекулятивная идея: купить акции военного подрядчика Northrop Grumman, потому что Гераклит сказал: «Война есть отец всего и мать всего; одним она определила быть богами, другим — людьми; одних она сделала рабами, других — свободными».
Потенциал роста: возможен рост на 10% за ограниченный период в несколько дней; 6—7% в год на протяжении многих лет.
Срок действия: либо несколько дней — после новостей о конфликтах, — либо много лет.
Почему акции могут вырасти: со времен Гераклита не изменилось ничего — война по-прежнему считается эффективным способом заработать деньги.
Как действуем: либо берем акции в момент появления новостей о каком-нибудь конфликте, чтобы продать через пару дней, либо берем сейчас на долгий срок.
Без гарантий
Наши размышления основаны на анализе бизнеса компании и личном опыте наших инвесторов, но помните: не факт, что инвестидея сработает так, как мы ожидаем. Все, что мы пишем, — это прогнозы и гипотезы, а не призыв к действию. Полагаться на наши размышления или нет — решать вам.
Если хотите первыми узнать, сработала ли инвестидея, подпишитесь на Т—Ж в Телеграме: как только это станет известно, мы сообщим.
Любим, ценим,
Инвестредакция
На чем зарабатывает компания
Northrop Grumman — поставщик товаров и услуг для оборонных предприятий.
В годовом отчете указаны четыре отделения:
- Аэрокосмические системы: радары, системы слежения, спутники, обслуживание и запчасти для боевой авиации и т. д.
- Инновационные системы — здесь много категорий товаров: снаряды и амуниция всех калибров, системы запуска и перехвата ракет и т. д.
- Системы для миссий — это все, что нужно американской армии для действия-злодействия на поле боя: акустические системы, сенсоры для авиации, средства электронной войны, программное обеспечение (ПО) для менеджмента войск в боевых ситуациях и интеграции разного рода подразделений и техники при проведении операций.
- Технологические услуги: логистические услуги и обслуживание, в основном для военных.
На графике ниже можно подробно посмотреть, сколько выручки приносит компании каждый сегмент. Компания весьма любезно указала, сколько в каждом сегменте дают товары и сколько услуги, — ниже мы поговорим об этом подробнее.
82,3% выручки приходится на американское правительство; 14,7% — на зарубежных заказчиков; остальное приходится на других заказчиков — немногочисленных клиентов из коммерческого сектора. Среди зарубежных заказчиков в отчете выделили Азиатско-Тихоокеанский регион, но пояснили, что «другие страны» — это преимущественно Европа и Ближний Восток. Более подробной информации в отчете нет, но, скорее всего, потребители товаров и услуг — это одобренные американским правительством страны вроде Японии, Южной Кореи и Саудовской Аравии.
Аргументы в пользу компании
«Прольем побольше пота — прольем поменьше крови». На графике со структурой выручки видно, что услуги дают чуть меньше половины выручки Northrop Grumman. Это гораздо больший процент, чем у Raytheon и Lockheed Martin: у каждой из этих компаний услуги дают 17% от выручки.
Услуги — это хорошо, потому что они позволяют компании «доить» клиентов очень долго уже после продажи техники. Плюс благодаря этому компания может развивать компетенцию не только в производственных отраслях, что тоже хорошо: продажи оборудования и снарядов могут притормозить, а с накопленным опытом потом можно будет диверсифицироваться за счет других отраслей — не только военной.
Ad astra. У компании сильные позиции в космической отрасли, причем не только в оборонном сегменте: Northrop Grumman также производит коммерческие спутники. Впрочем, и в военной отрасли все тоже неплохо: в этом году Трамп создал космическое командование в армии — к нему же планируется организовать и специальные космические силы.
Я считаю, что вскоре американское правительство начнет делать то, что у него получается лучше всего: вбухивать деньги в какую-то сферу, способствуя росту количества контрактников и связанных с этим производственных отраслей. Это в большей или меньшей степени затронет все военные компании, но я считаю, что Northrop Grumman, как наиболее «космическая», преуспеет в этом направлении больше остальных коллег по оружейному цеху.
Кому война, а кому мать родна. Для страны, которая так часто обвиняет РФ в агрессии, США держит подозрительно много военных за пределами, собственно, США. Почти 200 тысяч американских солдат расквартировано за границей. Больше 80 тысяч очень удачно находятся в Японии и Южной Корее, где есть риск возобновления военного конфликта с КНДР или даже какой-нибудь прокси-войны с КНР.
В принципе, война выгодна всем военным компаниям, да и новости о возможных конфликтах заставляют акции спекулятивно расти. Но в случае Northrop Grumman корреляция с войной будет сильнее, чем у ее коллег: компания поставляет заказчикам товары и оказывает услуги, которые необходимы непосредственно на поле боя — амуниция, технологии связи и управления, прикладные вещи вроде зарядных батарей и систем запуска.
Raytheon и Lockheed Martin — это больше про транспорт и крупные бомбежки или большую стратегию и вид сверху, как в RTS-играх. Northrop Grumman — это скорее тактические шутеры: то, что тактические армейские единицы делают непосредственно на поле боя — стреляют, перезаряжают, снабжают, наступают, устанавливают. В этом плане хорошим драйвером роста может стать американское военное присутствие на Ближнем Востоке, где постоянно случается что-то плохое, — и, судя по новостям, лучше там при жизни нынешнего поколения точно не станет.
Что может помешать: политика и искусство войны
«…собак войны на цепь сажая». Существует призрачная вероятность того, что в США начнут сокращать военный бюджет, — тогда инвесторы непременно станут распродавать акции всех оборонных компаний.
«Война — это путь обмана». Также следует учитывать то, что может измениться подход армии США к ведению войн. Американцы могут поумерить пыл в боевых действиях, от чего у компании может упасть выручка: уменьшится расходование боеприпасов и износ оборудования в армии США.
Особенность бизнеса Northrop Grumman — ориентация на активные боевые действия армии в «поле». А это значит, что периоды относительного затишья без крупных войсковых операций у американской армии грозят компании падением выручки.
На графике ниже можно увидеть, что в период эскалации войны в Ираке выручка начала расти, а как только активность американских военных пошла на убыль, то выручка тоже начала падать. Ситуация на войне меняется, как погода, и предсказать, какой квартал для Northrop Grumman окажется прибыльным, а какой — убыточным, невозможно.
Poland cannot into space. У компании не очень большой процент продаж за рубежом — те же Lockheed Martin за пределами Америки продают гораздо больше. На это есть причины: Lockheed Martin или Raytheon могут спокойно продавать, например, ракеты и самолеты полякам — управлению ракетами и самолетами можно научить кого угодно, — а потом раз в год наведываться для техобслуживания. А вот Northrop Grumman завязана непосредственно на снабжение действующей американской армии: предоставляет всякие детальки и технические решения, которые в массовом порядке применяются только в американской армии.
Возможно, более глубокая интеграция вооруженных сил США с партнерами по НАТО и другими союзниками помогла бы решить эту проблему, но пока ничего к этому не ведет. Поэтому перспективы наращивания экспорта Northrop Grumman мне пока видятся смутными: в обозримом будущем, как мне кажется, ничто не поколеблет позиции американского правительства как главного заказчика компании. И отсутствие диверсификации среди клиентов — это, конечно, плохо.
Что в итоге
Варианты действий такие же, как и в случае с другими военными подрядчиками:
- следим за новостями, желательно в англоязычных источниках вроде New York Times, и покупаем акции после новостей о каком-нибудь конфликте: сойдет и угроза Трампа раскатать КНДР. Конечно, в идеале такие новости мы должны получить в первой половине рабочего дня Санкт-Петербургской биржи, когда американский премаркет еще не начал работать и есть вероятность того, что в России инвесторы не отреагировали на новости. По моему опыту, инвесторы в России обычно покупают акции, отталкиваясь от роста котировок в США, поэтому в первые 4 часа работы биржи в России акции не начинают расти, пока инвесторы не видят, что они начали расти в Америке на премаркете;
- берем акции сейчас и мужественно держим годы, чтобы продать лет через пять — а может, и все десять. Вполне вероятно, что за это время Америка втянется в очередной конфликт и у Northrop Grumman начнут расти заказы. Или что компания сможет заработать на поставках в космическом секторе. А скорее всего, и то и другое вместе. Скрасить ожидание нам помогут 5 $ дивидендов на акцию в год.