Как устроен иранский фондовый рынок
Представители Московской биржи еще в апреле встречались с представителями Тегеранской биржи для обмена опытом. Управляющий директор департамента развития бизнеса Московской биржи Кирилл Пестов после встречи говорил, что иранская сторона заинтересована в том, чтобы размещать облигации в России и привлекать капитал: «Они как санкционная страна ищут источники капитала, мы в таком же положении — будем искать источник капитала».
В июле на Тегеранской бирже стартовали торги парой иранский риал — российский рубль. Расскажу про опыт фондового рынка Ирана, чтобы посмотреть, возможен ли рост акций в условиях ухудшения экономических условий и санкций.
Обзор написан практически без использования материалов на фарси, что существенно ограничивает представленную здесь перспективу.
Что нужно знать про Иран
Иран живет под санкциями практически со времен Исламской революции 1979 года, но в наиболее жесткой форме санкционное давление началось в первой половине 2010-х из-за активизации в Иране программы создания ядерного оружия.
В декабре 2011 США наложили санкции на иранский Центральный банк (ЦБ), а в декабре 2012 Евросоюз объявил о сокращении закупок иранской нефти и о планах полностью их прекратить в будущем. Также ЕС заморозил активы иранского ЦБ.
Кроме этого, санкции США и ЕС распространились на самые разные сферы экономики Ирана, мешавшие импорту даже простых вещей типа зубной пасты. Также иранские банки отключили от SWIFT.
В итоге за один год экономика страны к 2013 году сократилась на 5%, а валюта потеряла 48% от стоимости. В течение последующих лет среднегодовая инфляция превышала 20%, а показатели безработицы были выше 10%.
В 2016 году за то, что руководство Ирана пошло навстречу США по вопросу о ядерной программе, часть санкций сняли и экономика вернулась к росту: 8,8% в 2016 году, 2,8% в 2017. Но при Дональде Трампе санкции снова ввели — и экономика опять начала падать: −2,8% в 2018 году и −1,3% в 2019.
Санкции нанесли тяжелый ущерб иранской экономике, и фондовый рынок не исключение. В долларовом отношении его капитализация упала, а потом рынок долго топтался на месте, хотя в иранской валюте за первый год санкций он вырос на 40%. Весь этот рост, естественно, съела инфляция. Значений уровня начала 2012 года иранский фондовый рынок достиг только в 2018 году. При этом иранская экономика не умерла совсем.
The Economist предлагает четыре объяснения того, почему экономика Ирана выстояла:
- Иран обходил санкции. В том числе и путем контрабанды. Экспорт нефти упал в 10 раз, но оставалась добыча нескольких сотен тысяч баррелей в день, ее удавалось продавать в тот же Китай под видом нефти из Омана, ОАЭ и Малайзии.
- Страна начала развивать экспорт других товаров. В частности, сталелитейной и горнорудной продукции.
- Развитие импортозамещения. Запрет на импорт в Иран многих товаров привел к тому, что в стране начали производить игрушки, одежду и домашние товары.
- Выгодные условия производства. В стране дешевая электроэнергия, что помогало промышленникам.
Почему иранский фондовый рынок вырос в 7 раз
Пандемия привела к росту иранского фондового рынка — в 2020 он вырос в 7 раз в долларовом отношении. Потом он, правда, снова упал, но сейчас он все еще в четыре с лишним раза больше допандемийных значений.
Аналитики шведского фонда Serkland, специализирующегося на инвестициях в Иран, подсчитали, что в период с июля 2011 по июль 2021 года Тегеранская биржа в среднем росла на 13,8% в год. Для сравнения: индекс развивающихся рынков от MSCI рос на 4,7% в год, а индекс MSCI для пограничных рынков развивающихся стран на более низких ступенях развития — на 5,7% в год.
The Economist суммировал основные факторы, которые повлияли на рост Тегеранской биржи.
Высокая инфляция. Даже без пандемии все было достаточно плохо из-за санкций, но пандемия увеличила инфляцию до 30%. В таких условиях хранить деньги в банках и просто под подушкой было невыгодно.
Отсутствие альтернатив. Финансовые санкции сильно затрудняли доступ к западным биржам для масс. При этом большинство иранцев не столь богаты, чтобы скупать землю и машины, поэтому те небольшие деньги, что у них есть, они несли на биржу.
Поддержка государства. Бедным гражданам Ирана, то есть тем, кто семьей из четырех человек живет на 650 $ или меньше в месяц, в 2006 году раздали акции в госпредприятиях. Так примерно 4,6 млн человек получили набор акций на сумму 500 $ каждый.
В апреле 2020 иранские власти разрешили населению торговать на бирже своими акциями. Это привело к росту объемов ежедневных торгов со 100 млн до 400 млн долларов, а количество инвесторов на бирже Ирана выросло с 700 тысяч до 5 млн всего за несколько месяцев.
Коллапс нефтегазовой отрасли в Иране. Еще в самом начале жизни под санкциями сокращение активности сырьевых компаний из-за санкций привело к тому, что капитал и трудовые ресурсы внутри страны начали перераспределяться в сторону других отраслей.
Иными словами, они перестали хорошо зарабатывать на нефти и пришлось волей-неволей развивать все остальное. Тем более что из-за санкций импорт сжался и внутри страны возник спрос на импортозамещение в разных категориях товаров. Все вместе это привело к появлению большого количества несырьевых предприятий.
Впрочем, в списке крупнейших 30 компаний Тегеранской биржи значительную часть до сих пор составляют компании, связанные с нефтегазовой сферой. Но для такой богатой углеводородами страны, как Иран, это вполне логично и даже не зазорно.
Значительным плюсом иранских компаний была их недооцененность: сейчас, после падения биржи и роста капитализации торгующихся на ней компаний, из крупнейших эмитентов ни у одного нет P / E выше 50. На данный момент это немало, но если учесть рост последних лет, то в целом это не так много, особенно если сравнить со стоимостью некоторых американских компаний вроде Amazon c P / E 119.
Если говорить простыми словами, то фондовый рынок Ирана вырос просто от безнадеги: населению больше некуда нести деньги, которым угрожает инфляция.
Что собой представляет Тегеранская биржа сейчас
В Иране, стране с населением чуть больше 80 млн человек, у 50 млн граждан есть брокерские счета. На данный момент на Тегеранской бирже размещены акции 356 эмитентов, также там есть 20 ETF.
Капитализацию и P / E иранских компаний в режиме реального времени можно посмотреть на сайте биржи. В июле капитализация биржи составляла чуть больше 1,2 трлн долларов.
Это в два раза больше, чем капитализация ММВБ, которая составляет примерно 718 млрд долларов. Капитализация Гонконгской биржи составляет примерно 3,8 трлн долларов. Капитализация американских компаний составляет примерно 48 трлн долларов.
Среди крупных иранских компаний есть, например, такие.
TCI (TSE: MKBT1) — телекоммуникационная компания. Капитализация: 436 200 000 000 000 риалов, или 10,312 млрд долларов.
Mobarakeh Steel Company (TSE: FOLD1) — сталелитейная компания. Капитализация: 2 681 800 000 000 000 риалов, или 63,399 млрд долларов.
На данный момент торги акциями компании приостановили из-за уголовного дела о крупных взятках: руководство компании предположительно занималось подкупом руководителей правительственных ведомств и учреждений Ирана.
Khavarmianeh (TSE: MDKX1) — банк. Капитализация: 2 728 800 000 000 000 риалов, или 64,51 млрд долларов.
Что в итоге
Пока непонятно, повторит ли российский фондовый рынок историю иранского. Конечно, усложнение доступа к эмитентам из США и Европы может привести к притоку денег российских инвесторов на российский же фондовый рынок.
Но для повторения траектории Тегеранской биржи также должны быть «соблюдены» и другие условия: стабильно высокая инфляция, делающая крайне невыгодными депозиты, и мощнейшие ограничения импорта одновременно со сжатием нефтегазовой отрасли. И все это на протяжении многих лет.
Пока что эти условия не выполнены. Но потенциально российский фондовый рынок может стать бенефициаром проблем в экономике — как это было с Тегеранской биржей, капитализация которой выросла, несмотря на экономические проблемы.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.